Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Приоритеты таможенной политики России в условиях санкционного давления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ЧАСТИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 11
§1. История развития таможенной политики в России 11
§2. Понятие и сущность таможенной политики 18
§3. Цели, задачи, субъекты, объекты таможенной политики 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ 37
§1. Состояние мер таможенно-тарифного регулирования 37
§2. Система управления рисками таможенной политики России в условиях санкционного давления 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ 61
§1. Зарубежный опыт таможенной политики 61
§2. Проблемы таможенной политики России в условиях санкционного давления 65
§3. Перспективы развития таможенной политики России в условиях санкционного давления 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
Введение:
В настоящее время по мнению многих экспертов успехом внешнеэкономической деятельности государства является правильно выстроенная таможенная политика, связанная с уплатой таможенных платежей при операциях импорта и экспорта товаров. Они сопровождают внешнеторговые сделки контрагентов и уплачиваются в обязательном порядке государству, за исключением определенных случаев. Оптимизировать процессы уплаты таможенных платежей при каждой поставке товара, перемещаемого через границу таможенного союза, является одной из основных задач участника ВЭД. Обуславливается это тем, что количество платежей и сумма каждого из них в определенной степени влияют на эффективность деятельности предприятия. В то же время таможенные платежи являются составляющей доходов федеральной казны, а значит, государство заинтересовано в своевременной и полноценной их уплате.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что таможенная политика России в условиях санкционного давления играет решающую роль в развитии экономических отношений России с государствами постсоветского пространства и другими странами. Грамотно построенная система внешнеэкономической деятельности, ее структура определяет цели таможенной политики и оказывает огромное влияние на функционирование экономики в целом, на все макроэкономические показатели развития страны, на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.
Таможенная политика — это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Образование и функционирование Таможенного союза, а затем ЕАЭС потребовало значительных реформ в таможенной политике государства, в том числе изменения порядка распределения ввозных пошлин, введения единых правил таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
Степень разработанности проблемы. Вопрос таможенной политики России является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день, написано огромное количество трудов по этой тематике. Зарождение и раннее развитие таможенной политики России описали в своих трудах А.Я. Капустин, Д.В. Волков. Становление и развитие таможенной политики России на современном этапе, в рамках функционирования ЕАЭС определили предметом своих научных исследований: О.В. Грачёв, В.А. Шамахов, Ю.А. Кожанков, Р.С. Гринберг, В.А. Евсюков, А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
На сегодняшний день широко освещены все аспекты таможенной политики России в рамках ранее действующего Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, однако есть пробелы в исследовании таможенной политики в рамках ЕАЭС, которые объясняются сравнительно недавнем образованием последнего.
Все вышеперечисленное предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы, его цель и задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ таможенной политики России в условиях санкционного давления, выявление существующих проблем в данной области, выработка и научное обоснование предложений по совершенствованию их применения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить историю развития таможенной политики в России;
— раскрыть понятие и сущность таможенной политики;
— рассмотреть цели, задачи, субъекты, объекты таможенной политики;
— проанализировать состояние мер таможенно-тарифного регулирования;
— охарактеризовать систему управления рисками таможенной политики России в условиях санкционного давления;
— обобщить зарубежный опыт таможенной политики;
— выявить проблемы таможенной политики России в условиях санкционного давления;
— определить перспективы развития таможенной политики России в условиях санкционного давления.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации таможенной политики России в условиях санкционного давления.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают нормы международного, таможенного и других отраслей права, определяющие понятие и содержание таможенной политики России в условиях санкционного давления.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , ТК ЕАЭС , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы таможенной политики России в условиях санкционного давления.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты можно использовать в качестве научно-прикладной основы для повышения эффективности таможенной политики России в условиях санкционного давления. Практическая значимость также определяется возможностью применения основных выводов работы в процессе совершенствования таможенной политики России в условиях санкционного давления.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть положены в основу соответствующих разделов учебных программ образовательных учреждений, программ спецкурсов и курсов по выбору, для разработки учебников и учебных пособий, а также использоваться в преподавании дисциплин «Таможенное дело», «Таможенное право», «Внешнеэкономическая деятельность».
Научная новизна выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в работе предпринята попытка комплексного анализа таможенной политики в России в условиях санкционного давления с учетом изменений законодательства и возможности вступления в ЕАЭС новых членов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современной России требуется особое внимание в создание и внедрение эффективной таможенной политики, которая будет отвечать реалиям современного экономического положения страны.
2. Таможенная политика способна структурно перестроить и оздоровить экономику страны. Таможенная политика основывается на деятельности таможенных органов, являющейся институционной предпосылкой ее реализации.
3. В современных условиях совершенствование таможенно-тарифного регулирования является одной из основных торгово-политических задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов государственного бюджета и стимулирование развития отечественного производства (повышение доли национальных товаров на внутреннем рынке).
4. Модель риск-менеджмента ЕАЭС отличается рядом существенных недостатков, препятствующих раскрытию всего потенциала данного инструмента. Наиболее существенными из них являются отсутствие унифицированного законодательства и единых систем автоматизации рисков, а также недостаток обратной связи с бизнесом.
Структурно выпускной квалификационной работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические основы таможенной политики как части общегосударственной политики.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ практических особенностей таможенной политики России в условиях санкционного давления.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрены проблемы и перспективы таможенной политики России в условиях санкционного давления.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
История развития таможенной политики началась еще во времена зарождения товарных отношений. Таможенная политика тесно связано с формированием государственности и права. Развивалось государство, росла его экономика, усиливались правовая и политическая составляющие – соответственно формировалась и таможенная политика.
Таможенное дело постоянно видоизменялось, совершенствовалась его правовая база. В один период времени применялась одни принципы регулирования таможенных отношений, в дальнейшем менялась общая политика государства, и автоматически видоизменялась его таможенная политика.
Современной России требуется особое внимание в создание и внедрение эффективной таможенной политики, которая будет отвечать реалиям современного экономического положения страны. Таможенная политика призвана стабилизировать внешнеэкономическую связь, от ее деятельности зависит управление внешнеторговым процессом. Деятельность таможенной политики осуществляется путем введения таможенного режима движения товара и транспортных средств через государственную границу.
Под таможенной политикой понимают деятельность государства, которая направлена на регулирование внешнеторговой деятельности путем установления правил перемещения товара через государственную границу.
По нашему мнению, при осуществлении таможенной политики государство должно придерживаться сбалансированности в своих действиях, получая доходы не при взимании максимальных сумм таможенных платежей, а привлекая все большее количество участников ВЭД на свою территорию и создавая наиболее комфортные условия для ведения бизнеса.
Таможенная политика является составляющей внешней политики государства, это обусловлено не только защитой внешнеэкономических интересов в состоянии кризиса, но и для обеспечения целостности, если будет угроза развала.
Таможенная политика способна структурно перестроить и оздоровить экономику страны. Таможенная политика основывается на деятельности таможенных органов, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. Однако будет неправильно отожествлять таможенную политику только с деятельностью таможенных органов. Таможенная политика и ее формирования достаточно сложный процесс, который протекает во всех ветвях государственной власти. Таможенная политика подразделяется на несколько видов.
Таможенно-тарифное регулирование на пространстве ЕАЭС является одним из главных методов регулирования внешнеторговой деятельности. Его роль заключается в использовании мер экономического воздействия, которые направлены как на защиту национальных производителей и производителей стран внутри таможенной территории Союза, так и на либерализацию и усиление торговли с развивающимися и наименее развитыми странами. Политика подобного рода тесно перекликается с международными правилами ведения торговли. А приведение регионального законодательства стран Союза в соответствие с международным позволяет стандартизировать многие процессы и ускорить прохождение таможенных процедур без потери эффективности работы среди контролирующих органов.
Из сказанного ранее вытекает, что в современных условиях совершенствование таможенно-тарифного регулирования является одной из основных торгово-политических задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов государственного бюджета и стимулирование развития отечественного производства (повышение доли национальных товаров на внутреннем рынке).
В ходе сравнительного анализа системы риск-менеджмента, используемой в Евросоюзе и ЕАЭС мы установили, что, не смотря на единую природу происхождения, основанную на одних и тех же международных стандартах, последняя модель отличается рядом существенных недостатков, препятствующим раскрытию всего потенциала данного инструмента. Наиболее существенными из них являются отсутствие унифицированного законодательства и единых систем автоматизации рисков, а также недостаток обратной связи с бизнесом.
В этой связи, для решения указанных задач мы предлагаем создание единой стратегии применения системы управления рисками в виде наднациональной концепции по примеру «Стандартной структуры по управлению рисками в таможенных администрациях ЕС», принятой странами объединённой Европы. После чего в каждой стране — члене ЕАЭС необходимо учредить центры информации и анализа рисков, позволяющие осуществлять полноценный информационный взаимообмен, в том числе с использованием унифицированных баз данных различных контрольных органов, включая таможенные, налоговые, а также те, на которые возложено осуществление ветеринарного, фитосанитарного и пограничного контроля.
Как было показано в третьей главе работы, без решения системных проблем таможенной политики невозможно создание инновационной, конкурентной, безопасной экономики нового типа.
Основными итогами третьей главы работы можно считать:
1. нарастание санкционного давления на Россию, расширение числа поводов для санкций, а также номенклатуры санкционных мер;
2. скандалы с «вмешательством» в выборы в США, превращение цифровой среды в зону повышенного риска в российско-американских отношениях, рост «токсичности» цифровой проблематики в отношениях с Евросоюзом;
3. информационная война, дискриминация СМИ, поляризация информационного дискурса;
4. стагнация в реализации Минских соглашений;
5. демонстрации силы и наращивание потенциалов в зонах соприкосновения России и НАТО;
6. отсутствие прорывов по общим вызовам и угрозам, рост негативного влияния проблемных факторов на направлении совпадающих интересов — Украина, цифровая сфера и др.
По нашему мнению, таможенная политика на ближайшие 5 лет ориентирована в разрешении последующих социальных, экономических и политических задач государства:
1. Предоставление стабильности экономико-политической деятельности государства;
2. Формирование внешнеэкономической работы, увеличение внешнеторговых связей и объединение российской экономики в всемирную экономику;
3. Защита рынка, товаропроизводителя и поощрение формирования экономики государства;
4. Сохранение благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и конкурентоспособной среды;
5. Осуществление структурной перестройки в экономике государства и предоставление финансовой, общественной, природоохранной, научно-технической защищенности государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ЧАСТИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
§1. История развития таможенной политики в России
Становление таможенной службы России тесно связанно с историей государства Российского и развитием его экономики. Огромное количество исторических документов дает нам право утверждать о многовековом существовании таможенного дела в России. Главной задачей таможенной охраны являлся сбор таможенных пошлин и пополнение государственной казны. И именно таможенные сборы финансировали государственные мероприятия и реформы, шли на развитие экономики, обороны, образования, здравоохранения, то есть направлялись во благо страны.
Таможенная политика зародилась еще в древней Киевской Руси, а первые таможенные правила встречались в летописях Ярослава Мудрого. В договоре киевского князя встречается упоминание слова «мыт», так обозначался сбор за провоз товара через заставы.
До 17 в., таможенная политика была бессистемна, а важные и кардинальные изменения возникли в 1953 году с принятием Указ «О взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Реформирование таможенной политики завершилось лишь в 18 веке. Сформировалась таможенная служба и специальный аппарат управления. При Петре I формирование, упорядочились таможенные тарифы таможенной политик продолжилось.
Преобразования коснулись следующих аспектов таможенной политики: охрана государственных границ была поручена казакам и войскам, ввели понятие территориальных вод, установили правила торговли.
Так же на протяжении всей российской истории таможенные органы занимались борьбой с контрабандой, они контролировали ввоз и вывоз запрещенных товаров. Таможенному досмотру подвергались абсолютно все, включая царей и императоров, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него .
Официально точкой отсчёта таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».
А затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В нем содержались идеи о создании сети таможенных учреждений внутри России и на ее границах, компьютеризации таможенной службы России, техническом обеспечении таможенных учреждений, переподготовке и повышении уровня профессионализма служащих, решении социальных вопросов сотрудников таможенных учреждений.
В 1991 г. Россия стала участником международного Совета таможенного сотрудничества — на данный момент Всемирной таможенной организации. Основным направлением российской таможенной службы стало максимальное содействие экономической интеграции государств — членов Содружества независимых государств, сотрудничество с их таможенными службами .
Особенно результативными в плане роста сети таможенных органов и качественного изменения ее состава были 1992 — 1993 гг.