Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Принятие ответственности у сотрудников МЧС при решении профессиональных задач

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения проблемы принятия ответственности у сотрудников МЧС при решении профессиональных задач 10
1.1. Общая характеристика системы профессиональной подготовки сотрудников МЧС России 10
1.2. Психолого-педагогические подходы к профессиональной подготовке сотрудников МЧС России 19
1.3. Профессиональная ответственность: сущность и стуктура 28
1.4. Основные направления формирования личностных качеств у сотрудников МЧС России 45
Выводы по Главе 1 55
ГЛАВА 2. Анализ особенностей принятия ответственности у сотрудников МЧС при решении профессиональных задач 57
2.1. Организация и методы исследования 57
2.2. Результаты исследования особенностей принятия ответственности у сотрудников МЧС при решении профессиональных задач 59
2.3. Содержание педагогической концепции совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников МЧС России 67
Заключение 77
Список литературы 79

 

  

Введение:

 

Актуальность определенной проблемы объясняется, прежде всего, рядом тех объективных и субъективных трудностей, которые испытывают участники спасательной службы и работники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) во время выполнения своих обязанностей в экстремальных условиях. В современных условиях необходимой гражданской защиты психологическая готовность работников МЧС РФ направляется на своевременное преодоление объективных и субъективных морально-психологических и ситуационно-кризисных проблем, которые имеют место в экстремальных условиях.
К объективным трудностям относятся: изучение и применение новых систем и средств гражданской защиты населения; осуществление в составе команды спасательных действий; постоянные требования по поддержанию высокой психологической готовности подразделений к гражданской защите. Что касается субъективных трудностей, то к ним относятся: чрезмерная напряженность психики в условиях регламентированного времени спасательной работы; большие физические и психические нагрузки, приводящие к временному снижению работоспособности; постоянное чувство ответственности за решение поставленных задач.
Особая напряженность возникает в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Так, наибольшие внутренние трудности при решении задач в условиях ЧС чувствуют сотрудники, когда надо было за ограниченное время выполнить комплекс операций, действовать в опасной обстановке. В действиях и поведении может наблюдаться неуверенность, вызванная объективными условиями чрезвычайной ситуации. Такое положение возникает, например, когда растет ответственность за решение задач, необходимо самостоятельное принятие решений, возникает дефицит времени в работе, усложняется процесс выполнения задач, уменьшается объем информации о действиях и задачах, решаемых всеми специалистами подразделения.
Негативное психическое состояние может быть свойственно тем сотрудникам МЧС, которые не обладают устойчивой психологической готовностью к деятельности в чрезвычайной ситуации и не умеют в полной мере преодолеть внутренние трудности, возникшие во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
Наиболее характерные трудности могут возникать у сотрудников МЧС при применении теоретических знаний в конкретной практической ситуации, решении нетипичных вопросов оказания необходимой помощи, прогнозирования возможных ужасных последствий. Трудности также возникают если присутствует необходимость самостоятельно устранять последствия в кризисных ситуациях; при руководстве спасателями, старшими по возрасту; при осложнении спасательных работ; при самостоятельном выполнении отдельных действий и операций при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Такие многочисленные трудности, отражаясь в сознании сотрудника МЧС, имеют огромное сковывающее воздействие на его психику. Известно, что чем сильнее внешние раздражители, тем больше вероятность негативных последствий. Относительно обстоятельств чрезвычайной ситуации это означает, что неизвестность, мгновенность могут значительно осложнить выполнение задач рабочими МЧС. Такое воздействие внешних раздражителей обусловливает растущую необходимость предварительного формирования психологической готовности у сотрудников МЧС к принятию ответственности в кризисных ситуациях.
Практика показывает, что успех формирования психологической готовности зависит от того, насколько глубоко осознается этот процесс всеми должностными лицами. Командиры должны проникнуться пониманием необходимости учета и целенаправленного формирования устойчивой психологической готовности к действиям в экстремальных условиях — важнейшего фактора повышения самостоятельности и ответственности за поддержание боеспособности спасательных личных подразделений МЧС. Это означает, что, кроме гуманитарных и технических знаний, сотрудник должен иметь глубокие психологические и профессиональные знания, навыки, быть хорошим организатором людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.
В отечественной психологической науке проблема надежности в профессиональной деятельности в первую очередь рассматривается Б.Ф.Ломовым, В.А. Бодровым с позиций инженерной психологии и деятельности профессионала в системе «человек-машина», что позволило ввести в научную терминологию понятие «профессиональная надежность» [3, 18]. Вместе с тем, дальнейшие научные исследования (В.А. Бодров [3, 4], Н.Ф.Лукьяновой [19], Л.А. Китаев-Смык [14], А.М. Емельянов [7, 8] и др. ученых дали возможность обоснованно сформулировать научные понятия «профессиональной надежности персонала МЧС» и «функциональной надежности персонала МЧС».
Научные труды о психологии надежности и ее значении в профессиональной деятельности человека, отражены в работах ведущих российских ученых гуманитарного знания, занимающихся данной проблемой (Ломов Б.Ф. [17], Бодров В.А. [3, 4], Никифоров Г.С. [22], Стрижов Е.Ю. [29, 30], Чувилин С.А. [32] и др.).
Отдельные вопросы развития ответственности у курсантов учебных заведений силовых ведомств рассмотрены в работах И.В. Большаковой [4], А.Н. Григорьева [5], Н.Г. Иванова [9], А.Ю. Кривцова [16] и др.
Таким образом, психологическая готовность к действиям в ЧС — важнейшая составляющая всесторонней профессиональной подготовленности, существенная предпосылка успешного выполнения задач сотрудниками МЧС РФ, что и обусловило актуальность темы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нами было проведено исследование особенностей профессиональной и социально-психологической готовности к ответственности сотрудников МЧС России.
В данном исследовании принимали участие 20 специалистов. Изучались особенности их профессиональной и социально-психологической адаптации, в зависимости от степени переживания травматических ситуаций.
Было выявлено, что сотрудники, которые проявляют более высокую степень переживания травматических ситуаций показывают более низкие уровни социально-психологической адаптации.
Рекомендации по устранению нежелательных результатов, выявленных в данном исследовании, могут выглядеть следующим образом:
Как уже отмечалось в основной теоретической части данной работы, для представителей опасных профессий важна устойчивость во всех вариантах ее проявления, важна тренированность и индивидуальные качества специалиста. Это далеко не единственные факторы, но основные. Можно осуществлять просветительскую деятельность для понимания и достижения максимальной устойчивости, способствующие развитию нужных качеств, методики и психологические работы. Чрезвычайно важен профессиональный отбор сотрудников, которые рекомендуются к работе в сфере, связанной с опасностями и риском для собственной жизни и жизни других людей. Также важное значение имеет климат личной жизни сотрудников. Очень важны консультации, если у специалистов есть в этом потребность. Выполнение данных рекомендаций будет способствовать развитию положительного климата в основной деятельности, в личной жизни и успешной профессиональной адаптации.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения проблемы принятия ответственности у сотрудников МЧС при решении профессиональных задач

1.1. Общая характеристика системы профессиональной подготовки сотрудников МЧС России

Радикальные изменения, которые имеют место в характере социальных отношений, обусловливают трансформацию потребностей в специалистах всех отраслей экономики, повышение требований к качеству их профессиональной подготовки, использование интегративных подходов к системе обучения студентов высшего профессионального образования, а также требуют разработки новой модели профессионального образования и ее эффективной реализации. Тем не менее, о профессиональной подготовке сотрудника МЧС как педагогической проблеме исследователи заговорили лишь в последние десятилетия. На различных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности пожарного-спасателя, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях, определяли сущность осуществляемых ею видов деятельности. В целом на каждом историческом этапе развития общества проявлялся ряд требований, определявших назначение и функции спасателя как личности и профессионала.
Проблема формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой профессиональной мобильностью, обусловлена расширением функционального спектра должностных обязанностей личного состава органов и подразделений МЧС. Между тем, как показывает практика, пожарно-спасательные отряды комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта работы в экстремальных условиях при решении оперативных задач [3].
Для более четкого понимания исследовательской позиции необходимо определить само понятие «профессиональная подготовка». В научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Так, профессиональная подготовка в широком смысле слова — это система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности. Осуществляется в рамках обучения в педагогических вузах, университетах и на факультетах повышения квалификации. Профессиональная подготовка в узком смысле слова нацелена на ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Отметим, что профессиональная подготовка в данной трактовке не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Педагогическая энциклопедия выделяет два значения понятия «профессиональная подготовка»: в качестве процесса и результата. Так, с одной стороны, профессиональная подготовка — это передача учащимся необходимых знаний и умений, с другой стороны, совокупность не только специальных знаний, умений, навыков, но и качеств, трудового опыта, норм поведения, как составляющих успешной работы по определенной профессии [6]. Профессор А.Я. Наин к вышеуказанному определению добавляет еще и нравственные качества личности.
К.Х. Катханов считает, что в широком смысле к профессиональной подготовке относится подготовка людей к деятельности в любой определенной области труда. В исследовании О.А. Мокроусовой также дано определение исследуемого нами термина. Автор считает, что профессиональная подготовка — в широком смысле этого понятия — организация обучения профессиональных кадров; различные формы получения профессионального образования, а в узком смысле — ускоренная форма приобретения профессиональных навыков (ускоренная профессиональная подготовка) [3]. Во Временной Инструкции об организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений МЧС исследуемое понятие определено как организованный процесс приобретения и непрерывного совершенствования лицами рядового и начальствующего состава органов и подразделений МЧС знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессионально-служебных задач.
По нашему мнению, большое значение имеют задачи профессиональной подготовки:
— подготовка квалифицированных кадров для МЧС в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системе обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности;
— обучение личного состава МЧС необходимым знаниям, умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач, приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности;
— формирование у личного состава МЧС профессионального самосознания, чувства ответственности за свои действия, товарищеской взаимопомощи и стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;
— формирование самообладания, выдержки, психологической и физической устойчивости к работе в экстремальных условиях, развитие у обучаемых наблюдательности, бдительности, памяти, общего и тактического мышления и других профессионально важных качеств личного состава оперативно-спасательной службы;
— повышение качества управления, обучения, развития

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы