Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Применение современных активных методов обучения английскому языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования инновационных форм и методов обучения на уроках английского языка 6
1.1 Активные и интерактивные формы и методы обучения……………………6
1.2 Использование мультимедийных технологий на уроках английского
языка………………………………………………………………………………13
1.3 Положительные и отрицательные стороны современных методик
преподавания иностранного языка в средней школе…………………………..20
Выводы по Главе 1……………………………………………………………….24
Глава 2. Использование в практической деятельности метода проектов при изучении английского языка в средней школе 25
2.1 Основы организации исследовательских проектов……………………….25
2.2 Организация и этапы проектной деятельности в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык (английский)»………………………………35
Выводы по Главе 2………………………………………………………………43
Глава 3. Метод проектов как один из самых эффективных методов обучения английскому языку 45
3.1 Организация и этапы исследования (предэкспериментальное исследование)…………………………………………………………………….43
3.2 Опыт использования проектной методики на уроках английского языка в 5 классах (экспериментальное исследование)…………………………………46
3.3 Экспертный метод оценивания как результат обучения (постэкспериметальный этап)……………………………………………..……53
Выводы по Главе 3………………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованной литературы……………………………………………63
Введение:
Актуальность. Одним из важнейших направлений совершенствования обучения на уроках иностранного языка в средних классах является внедрение активных и интерактивных методов обучения, с использованием которых связаны основные методологические нововведения. Термин «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать») [17]. Интерактивное обучение представляет собой особую форму организации познавательной деятельности, которая предполагает весьма конкретные и предсказуемые цели. Одна из этих целей — создать комфортную среду обучения. В таких условиях ученик или слушатель ощущает свой успех и интеллектуальную жизнеспособность, что делает сам процесс обучения продуктивным. В процессе интерактивного обучения учитываются потребности учеников, привлекается их личный опыт [20].
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей использования различных активных форм и методов обучения учеников средней школы на уроках английского языка.
Объект исследования – процесс образовательной деятельности учащихся средней школы на уроках английского языка.
Предмет исследования – особенности применения активных методов в системе общего обязательного образования в рамках изучения учебной дисциплины » Иностранный язык (английский)».
Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку на среднем этапе будет более успешным, если будут чаще использоваться современные активные методы обучения, которые позволяют более эффективно формировать у учащихся коммуникативную компетенцию на занятиях по иностранному языку.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности активных и интерактивных методов на современном этапе развития образования.
2. Изучить область применения активных и интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности мультимедийных технологий обучения в формировании новых знаний и навыков при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)».
4. Проанализировать учебники по английскому языку 5 класса (Кузовлев В.П. “English 5”) на предмет наличия проектной исследовательской деятельности, предложить примерные темы исследовательских проектов по английскому языку для учащихся средней школы, провести эксперимент.
Общенаучные методы исследования: теоретический анализ материала по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике, а также анализ опытно-экспериментальной работы, проводившейся в средней общеобразовательной школе.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, эксперимент.
3. Психодиагностические методы: интенсивный метод, метод наблюдения, тестирование, метод изучения продуктов деятельности.
4. Формирующие методы: обучающий эксперимент, метод поэтапного формирования, формирующий эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа результатов исследования: обработка и анализ полученных данных, формулирование выводов.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых: А.Л. Блохина, П.П. Блонского, Н.В. Засоркиной, К.Н. Поливановой, Г.А. Русских и др.; исследования применения метода проектов на уроках английского языка: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson и др.
Экспериментальной базой исследования послужила МАОУ ЛИЦЕЙ № 28 г. Нижний Новгород. Исследование проходило в 5 классах на базе МАОУ ЛИЦЕЙ № 28 путем апробации технологии активного обучения в средней школе посредством включения в целостный педагогический процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении терминологического поля проблемы за счет уточнения сущности и содержания понятий: интерактивные методы, активные формы, проект, метод проектов, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами специальности «Иностранный язык» в рамках педагогической практики, а также учителями английского языка в основной общеобразовательной школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех Глав, выводов, Заключения, и Списка использованной литературы.
Заключение:
В заключение хотелось бы отметить, что в выпускной квалификационной работе «Применение современных активных методов на уроках английского языка» были решены следующие задачи:
— были изучены активные и интерактивные формы и методы обучения на уроках английского языка;
— было описано применение мультимедийных технологий обучения при формировании новых знаний и умений в рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)»;
— описана сущность и этапы организации проектной деятельности на уроках иностранного языка;
— рассмотрены особенности внедрения метода проектов в образовательный процесс средней школьной ступени;
— проведен анализ учебника по английскому языку программы В.П. Кузовлева «English5» на предмет наличия проектной исследовательской деятельности;
— проведен эксперимент по выявлению эффективности метода проектной деятельности в процессе обучения английскому языку на средней ступени школьного образования.
Метод проектов сочетает в себе разные виды деятельности, что делает процесс увлекательнее, интереснее и эффективнее. Применение проектной деятельности показало, что на занятиях по английскому языку средние школьники добиваются высоких результатов в процессе изучения дисциплины, применяя полученные знания на практике и осознавая необходимость междисциплинарных связей.
На основании экспертных оценок можно сделать вывод, что описанный методический приём проектной деятельности для учащихся средней школы на уроках английского языка достаточно актуален. В процессе подготовки ребят к творческому исследовательскому проекту, учителем используется широкий спектр заданий развивающего характера, подбирается адекватный дидактический для данной категории учащихся, хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества. Учитель постоянно отслеживает этапы усвоения учащимися материала, ведется учет в объяснении возможных ошибок учащихся, построена четкая логика комплекса, от первого до последнего урока, обоснованное соотношение частей урока, оптимальный для данного класса темп, часто используются ситуации диалога, обмена мнениями, на протяжении всех занятий ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся, постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика. Учащийся полностью включен в деятельность. Ответы учащихся свидетельствую о хорошем усвоении материала, идет уклон на развитие самостоятельной речи и формирование письменного речевого высказывания. Деятельность педагога направлена на хорошее учебное сотрудничество с учащимися и умение слушать и слышать ученика.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности активных и интерактивных методов на современном этапе развития образования.
2. Изучить область применения активных и интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности мультимедийных технологий обучения в формировании новых знаний и навыков при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)».
4. Проанализировать учебники по английскому языку 5 класса (Кузовлев В.П. “English 5”) на предмет наличия проектной исследовательской деятельности, предложить примерные темы исследовательских проектов по английскому языку для учащихся средней школы, провести эксперимент.
Общенаучные методы исследования: теоретический анализ материала по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике, а также анализ опытно-экспериментальной работы, проводившейся в средней общеобразовательной школе.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, эксперимент.
3. Психодиагностические методы: интенсивный метод, метод наблюдения, тестирование, метод изучения продуктов деятельности.
4. Формирующие методы: обучающий эксперимент, метод поэтапного формирования, формирующий эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа результатов исследования: обработка и анализ полученных данных, формулирование выводов.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых: А.Л. Блохина, П.П. Блонского, Н.В. Засоркиной, К.Н. Поливановой, Г.А. Русских и др.; исследования применения метода проектов на уроках английского языка: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson и др.
Экспериментальной базой исследования послужила МАОУ ЛИЦЕЙ № 28 г. Нижний Новгород. Исследование проходило в 5 классах на базе МАОУ ЛИЦЕЙ № 28 путем апробации технологии активного обучения в средней школе посредством включения в целостный педагогический процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении терминологического поля проблемы за счет уточнения сущности и содержания понятий: интерактивные методы, активные формы, проект, метод проектов, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами специальности «Иностранный язык» в рамках педагогической практики, а также учителями английского языка в основной общеобразовательной школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех Глав, выводов, Заключения, и Списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования инновационных форм и методов обучения на уроках английского языка
В теоретической Главе рассматривается сущность активных и интерактивных форм и методов обучения, особенности их внедрения в педагогический процесс. Также описываются особенности использования мультимедийных технологий на уроках английского языка и анализируются положительные и отрицательные стороны современных методик преподавания иностранного языка в средней школе.
1.1 Активные и интерактивные формы и методы обучения
Российское общее обязательное образование осуществляется в условиях системных изменений, главными аспектами которого являются реформирование гражданского общества, совершенствование рыночной экономики, укрепление региональных структур, фрикционные подвижки в сфере занятости, в частности диверсификация спроса на рабочую силу от производственной сферы в сферу услуг и сервиса. Всё это возможно лишь при коренном изменении процессов обучения в преподавании общественных и экономических дисциплин в школах, техникумах и колледжах [1]. Эффективность такого обучения зависит полностью от познавательной активности обучающихся, но также и важно качество содержательной составляющей данного процесса. Кроме того, учителям следует обращать внимание на то, как будет усваиваться учебный материал [1]. Виды усвоения могут быть разными: индивидуальными или коллективными, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения [1].
В школьном образовании одной из наиболее часто используемых классификаций методов активного обучения считается схема, которая была предложена А.М. Смолкиным. В соответствии с ней в активном обучении, в том числе выделяются не имитационные и имитационные методы. Последние включают формы проведения занятий, учебно-познавательный процесс в которых построен на имитации различных ситуаций. Имитационные методы подразделяются на игровые и неигровые. К игровым методам относят деловые игры, игровое проектирование и др. Под обучающей игрой следует понимать вид деятельности, используемый в учебной деятельности с конкретной дидактической целью. Для обучающей игры характерна определённая структура в виде набора правил, ролей, игровых действий.
На уроке английского языка обучающая игра позволяет решить целый комплекс важных методических задач. Игра обеспечивает имитацию естественной ситуации общения, смену различных форм работы, создаёт условия для многократного повторения и запоминания учащимися языкового материала, тренирует учащихся в выборе необходимого речевого образца, выводя тем самым к ситуативной спонтанной речи [2].
Место и время обучающей игры на уроке учителем выбирается самостоятельно, при этом педагогу нужно подбирать игру с учётом актуальной дидактической цели. Необходимо готовить не только дидактический материал, но и продумать различные нюансы организации самой игры, а также механизм перехода от игры к последующей учебной деятельности [3].
Существующие типы обучающих игр, применяемые на уроках иностранного языка, представлены двумя разновидностями: подготовительные и творческие игры. Подготовительные игры направлены на формирование языковых навыков, они представлены играми по развитию фонетических, орфографических, грамматических и лексических навыков. Творческие игры предназначены для развития речевых навыков, умения быстро реагировать, придумывать и использовать те или иные конструкции. К творческим играм относят сюжетно-ролевые игры, в основе которых лежит конкретная ситуация — жизненная, деловая или иная [3]. При подборе грамматических игр нужно учесть тот момент, что морфологические явления могут отрабатываться по той же технологии, что и слова. Например, для отработки местоимений или неправильных форм глагола можно также использовать игру с мячом. Игру можно провести в том же варианте, что и с лексикой (дети в кругу бросают друг другу по очереди мяч) или в варианте, когда выбирается ведущий (чаще всего им выступает учитель) [7]. Ведущий кидает мяч остальным, предлагая назвать какую-то форму в связи с тем, что он произносит (например, отрицательную форму названного глагола, притяжательное местоимение для некоторого личного, порядковое числительное и др.). В таком варианте игры нет проигравших, игра заканчивается тогда, когда названы все нужные формы.
Для отработки синтаксических конструкций нужно использовать игры, где в задачу учащихся будет входить или повторять отрабатываемый грамматический образец или составлять своё предложение по имеющемуся образцу.
— Игра «Снежный ком» позволяет обеспечить многократное повторение исходной фразы, а также отработать способы обогащения предложения второстепенными членами [27].
Ведущий (учитель или ученик) произносит короткую фразу, например «I like», игрок должен повторить её, добавив какое-то слово от себя — «I like music». Следующий игрок также добавляет одно слово — «I like classical music», за ним ещё один ученик — «I like to listen classical music» и т. д., до тех пор, пока хватит фантазии. Выигравшим считается последний игрок, сделавший самое длинное предложение. Обеспечить составление предложения по базовой модели может игра «Крестики-нолики».
На доске чертится таблица для игры, класс делится на две команды — команда крестиков и команда ноликов. Учитель пишет на доске над таблицей исходную фразу (например, при отработки герундия «I like reading»), каждая команда должна по очереди правильно составить фразу по образцу, тогда она получает право поставить в таблице свой знак и попробовать выиграть.
— Игра «Шапка» вопросов предназначена для отработки различных типов вопросов.
Ученики пишут записки с вопросами (на знание текста; вопросы, ответы на которые они не знают, но хотели бы узнать; вопросы по выяснению мнения своих одноклассников и др.) и бросают их в «шапку». Затем учащиеся по очереди подходят к «шапке», вынимают вопрос и отвечают на него. После ответа идёт обсуждение вопроса и ответа (насколько они были интересными и полными).
В игре может быть поставлены какие-то дополнительные условия – пишем только общие вопросы (разделительные, альтернативные и др.), избегаем использовать в вопросе некоторые слова, ограничиваем число участников (но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами — отвечают через суфлера) и др. Вариантом игры может стать игра с заворачиваемой бумажкой [13, с.56]. На самом верху листочка первый участник пишет вопрос, потом загибает часть листа, чтобы спрятать вопрос и на завёрнутой части пишет первую часть вопроса. Затем он передаёт этот листок другому участнику, который должен ответить на вопрос, ориентируясь только на видимую ему часть вопроса. Свой ответ он пишет ниже и тоже подгибает листочек, спрятав ответ. Дальше он сам пишет вопрос, прячет его, записывает его часть и передаёт следующему участнику, и так пока не закончится листочек [13]. В конце лист разворачивается и ведущий читает полные вопросы и полученные на них ответы. Игра получается достаточно забавной, т.к. ответы идут вслепую, и могут быть достаточно смешными.
Мы можем отметить, что существует огромное разнообразие фонетических, орфографических, лексических и грамматических игр, которые позволяют не только сделать урок более занимательным, но и в весёлой непринуждённой форме отработать языковые явления, вызывающие у учеников трудности. Кроме того, игровая форма заданий позволяет сделать незаметной необходимость монотонного повторения однообразных языковых и речевых единиц.
К неигровым относят анализ конкретных ситуаций, например, кейс-стадии, решение ситуационных задач и другие [2, с.30]. Так, при проведении практического занятия в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)» можно применить универсальный и весьма эффективный метод «мозгового штурма». Ученики среднего и младшего звена самостоятельно чётко и однозначно формулируют проблемы управленческой деятельности, по которым необходимо принять оптимальное решение. С этой целью организуется семинар, на котором участники разделяются на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». В обеих группах назначаются руководители, их роль довольно велика, в которой они выступают дирижерами «синтетического мозга». От эрудиции, такта руководителя, его умения «завести» членов группы зависит очень многое. Отдается предпочтение озарениям и фантазиям перед систематическим мышлением, поощряются комбинации и новые применения уже выполненных предложений, высказывания участников фиксируются на бумаге [3]. Данная методика не заменяет талант, знания или опыт обучающихся, она лишь преумножает их мысли. Создается атмосфера эмоциональной приподнятости при коллективном мышлении, которая способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.
В процессе учебной деятельности, самореализации учащихся осуществляется через различные методы и приемы. В современной науке большое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации личности. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием [10]. Приоритетная роль в нем отводится взаимодействию, развитию коммуникативных способностей личности, реализации социального опыта людей, обучению и сотрудничеству в области образования между участниками образовательного процесса [20]. Следует отметить, что дисциплины гуманитарного цикла в последние годы все чаще преподаются использованием интерактивных методов обучения. В рамках такого предмета, как «Английский язык» можно проводить несколько видов из арсенала интерактивных методов: тренинговое занятие, деловую игру, дискуссию. Например, можно предложить следующие игровые ситуации:
1. Вы сидите в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина. Предложите ей свое место.
2. Представьте, что вы на приеме у врача. Назовите свое имя и возраст. Постарайтесь описать, что вас беспокоит.
3. В вашем классе новый ученик. Познакомьтесь с ним, покажите ему школу и свой класс.
4. Вы пришли к другу на День Рождения. Поздравьте его, вручите подарок.
5. На свой День Рождения вы пригласили друзей. Расскажите маме, что они любят, а что нет.
6. Поговорите по телефону со своим другом и пригласите его на прогулку.
7. Опишите внешность своего лучшего друга.
8. Англичане любят говорить о погоде. Представьте, что вы англичанин и говорите со своим другом о погоде.
9. Ваш товарищ заболел, вы пришли навестить его.
10. Вы пришли в магазин за хлебом и маслом.
11. Вы пришли в кафе. Попросите чашечку чая, кофе или стакан сока и поблагодарите официанта.
12. Предложите своему другу чашку чая и пирожное.
13. Спросите у прохожего, сколько времени и поблагодарите его.
14. Представьте, что вы встретили иностранца, который говорит по-английски. Объясните ему, как пройти в кинотеатр.
15. Представьте, что вы встретили иностранца, который говорит по-английски. Ответьте на его вопросы (вопросы написаны учителем на доске).
16. Поговорите с иностранцем о любимой книге или фильме.
17. Расскажите о своем животном и спросите у друга о его питомце.
Интерактивные методы совершенствуют коммуникативные навыки, вырабатывают конструктивное поведение в конфликтной ситуации, так как специальности сферы «человек-человек» предполагают активное взаимодействие. Довольно часто умение общаться, знание психологических основ, умение осуществлять выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации является такой же важной компетенцией наряду с профессиональными навыками [20].
Учебный процесс, опирающийся на внедрение интерактивных форм обучения, организуется с учётом включенности в процесс познания всех участников группы без исключения. В совместной деятельности каждый участник делится своими познаниями, внося в общее дело свой личный вклад. В процессе совместной работы происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, а интерактивное обучение представляет собой диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимися и учителем, а также между самими обучающимися. В последние годы в практике школьного обучения стал более широко использоваться кейс-метод [31]. Кейс-стади – это метод анализа конкретной ситуации, где «анализ ситуации» составляет суть деятельности обучающихся при решении кейса. Поэтому обучающий потенциал кейс-метода сконцентрирован вокруг аналитической деятельности, а также действий и методов работы, которые необходимы обучающимся для нахождения оптимального решения учебной проблемы. На занятиях используется как письменное, так и устное решение задач. На современном этапе в образовательном процессе необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому учитель совместно с учениками создаёт видео-кейсы [31, p. 123]. Кейс-метод помогает развивать следующие компетентностные качества личности: аналитические, практические, творческие, коммуникативные и социальные умения. В структуре кейс-метода присутствуют споры, дискуссии, аргументации, которые довольно сильно тренируют участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
В современных условиях возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных личностях, способных реализовывать широкий спектр производственных функций [4]. В этой связи отметим, что активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование современного учебно-воспитательного процесса.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые предпосылки для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новых ситуациях, находить собственные творческие подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, таким образом, оказывая существенное влияние на развитие школьников младшего звена.