Физкультура и спорт Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Применение кругового метода на уроках физической культуры (уровень начального общего образования)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРИМЕНЕНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.. 6

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего
школьного возраста
  6

1.2. Средства и методы
развития физических качеств
. 14

1.3. Применение кругового
метода на уроках физической культуры у младших школьников
. 30

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
.. 34

2.1. Организация
исследования
. 34

2.2. Методы
исследования
. 35

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
. 40

3.1. Оценка исходных
показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста
. 40

3.2. Разработка методики
применения кругового метода на уроках физической культуры
.. 42

3.3. Результаты
исследования эффективности кругового метода у детей младшего школьного возраста
. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 61

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одной из приоритетных задач нового
этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья
учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора
образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и
сохраняющих здоровье школьников [15,
28, 33].

За последние годы значительно возросло количество
детей, страдающих различными нарушениями, что требует целенаправленной
разработки технологии физического воспитания для таких детей.

В специальной научно-методической литературе отмечено,
что оздоровительная направленность занятий физической культурой у младших
школьников обеспечивает укрепление здоровья, поддержание работоспособности,
овладение жизненно важными двигательными действиями, развитие физических
качеств, адаптацию организма к нагрузкам, а также снятие психоэмоционального
напряжения. В то же время внимание многих специалистов в России привлечено к
проблемам использования инновационных средств фитнеса в образовательных учреждениях
на уроках физической культуры [
31, 45].

Новые технологии должны принимать во внимание
современные методы и средства физического воспитания, что может способствовать
активизации физкультурно-спортивной деятельности, развитию регулярной
потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Среди многочисленных средств и методов
физкультурно-оздоровительной деятельности большим потенциалом обладают
различные нетрадиционные средства и методы физического воспитания детей,
которые пользуются повышенным интересом у школьников и способны улучшать их
физические качества и функциональное состояние [
19, 16, 32].

Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной
работе с детьми младшего школьного возраста часто не отвечают современным
требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали
решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому,
интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической
подготовленности, в том числе и развитию гибкости.

Важность научного поиска инновационных подходов к
организации уроков физической культуры у детей младшего школьного возраста
указывают многие ученые. Необходимо отметить, что работы по данной проблеме
носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации
применения кругового метода на уроках физической культуры, что не обеспечивает
должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.

Таким образом, созданы предпосылки и существует
объективная необходимость внедрения кругового метода на уроках физической
культуры для развития физической подготовленности у детей в начальной школе. В
этом просматривается актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – физическое воспитание детей
младшего школьного возраста.

Предмет исследования – применение метода круговой
тренировки у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Цель исследования – обоснование применения кругового
метода на уроках физической культуры для улучшения физической подготовленности
детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современную научно-методическую
литературу относительно особенностей применения кругового метода на уроках
физической культуры у детей младшего школьного возраста. 

2. Оценить уровень развития физической
подготовленности у детей младшего школьного возраста.

3. Разработать и экспериментально обосновать
эффективность кругового метода у детей младшего школьного возраста для
улучшения их физической подготовленности.

Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:

Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Педагогическое тестирование: оценка физической
подготовленности.

5.Методы математической статистики.

Гипотеза исследования: предполагается, что
разработанная методика применения кругового метода у детей младшего школьного
возраста на уроках физической культуры будет способствовать улучшению их
физической подготовленности.

Практическая значимость. Полученные практические
результаты работы могут быть внедрены в практику работы общеобразовательных
школ, спортивных школ, фитнес-клубов для улучшения физической подготовленности
у детей младшего школьного возраста.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

1. Физическое воспитание является
основным средством совершенствования физической подготовленности и уровня
физического состояния человека.
Анализ и обобщение современных литературных источников,
включающий книги, периодические издания, материалы конференций, показал, что
для успешного решения задач физического воспитания и спорта и развития физических
качеств у школьников, занимающихся легкой атлетикой, нужно использовать все
методы физического воспитания в комплексе и нецелесообразно ограничиваться
каким-либо одним из методов. Рациональное сочетание таких методов  в сочетании с методическими принципами
позволит успешно достигать целей физического воспитания. Круговая тренировка в
физическом воспитании позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия,
и индивидуальное регулирование нагрузки. Эффективность концентрации нагрузки
позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную подготовку
дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические
качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.

2. Анализ
методов круговой тренировки позволил выделить экстенсивно-интервальный метод
как наиболее приемлемый для учащихся данного возраста. Для проведения занятий круговым
методом составлялся комплекс из 6 относительно несложных упражнений. Каждое из
них направлено на воздействие на определенные группы мышц – рук, ног, спины,
брюшного пресса. В зависимости от числа упражнений в комплексе учащиеся
делились на 3-5 групп по 6-8 человек.

Разработанная
методика включала в себя выполнение серий упражнений по методу круговой
тренировки (в течение 30 с каждое), интервал отдыха между ними составлял 30 с и
1 мин между сериями упражнений, продолжительность применения данной методики – 12
недель.

3. У девочек
экспериментальной группы произошли изменения большинства показателей,
характеризующих силовые, скоростно-силовые способности, гибкость и ловкость:
показатель бега 30 м достоверно улучшился на 0,65 с (р<0,05), прыжка в длину
с места улучшился на 10,30 см (р<0,05), челночного бега – на 1,00 с
(р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 3,0 раза (р<0,05),
поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин – на 9 раз (р<0,05),
гибкости – 4,00 см (р<0,05), что свидетельствует
о положительном влиянии кругового метода на развитие физической
подготовленности девочек экспериментальной группы младшего школьного возраста.

У мальчиков экспериментальной группы произошли
изменения большинства показателей, характеризующих силовые, скоростно-силовые
способности, гибкость и ловкость: показатель бега 30 м достоверно улучшился на
0,50 с (р<0,05), прыжка в длину с места улучшился на 10,00 см (р<0,05),
челночного бега – на 1,10 с (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа
– на 4,0 раза (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине за 1
мин – на 10 раз (р<0,05), гибкости – 3,00 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии кругового
метода на развитие физической подготовленности девочек экспериментальной группы
младшего школьного возраста.

Полученные
данные подтвердили эффективность разработанной методики и могут служить
основанием для практического внедрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРИМЕНЕНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей
младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием
опорнo-двигательного аппарата и различной интенсивностью роста отдельных
размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей
мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки
эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный
столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет [
2].

Множество исследований показывают, что для развития
подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный
возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна,
которые содержат в себе небольшое
количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем
мелкие.

Физические качества имеют определенную взаимосвязь
между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и
того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности
организма ребенка [4].

В младшем школьном возрасте начинается интенсивное
развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению
новых движений, формированию двигательных навыков.

Однако формирование проприорецепторов, размещенных в
суставах и связках, морфологически и функционально продолжается и завершается
лишь в 13-14 лет, а проприорецепторов мышц – в 12-15 лет.

Пропорции
тела у детей младшего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет,
его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи
лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину
, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище.
Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного
корсета для поддержания правильной осанки [2].

Для определения степени
морфофункциональной зрелости организма, связанной с уровнем созревания нервной
системы, создан
"филиппинский тест", сущность которого
заключается в том, что ребенку нужно провести руку над головой и коснуться
противоположного уха.

Если
полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха.
Завершение полуростового скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно
дотянуться до верхнего края ушной раковины. Данный тест отражает единство роста
и созревания нервной и костно-мышечной системы.

Для костной ткани детей характерно строение,
напоминающее волокнистую костную ткань взрослых, однако в костной ткани детей
больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью,
большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям.
Так же костная ткань в младшем школьном возрасте отличает наличие интенсивных
ростовых процессов [4
].

Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый,
характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает
значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому
возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей,
возникновение плоскостопия.

В мышечной ткани детей данного возраста происходят не
только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также
дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с
двигательной деятельностью ребенка.

Младший школьный возраст особенно важен для
формирования правильной осанки. Кроме того, особое место в этом периоде
занимает профилактика плоскостопия. Систематическое выполнение специальных
упражнений и массажа с использованием массирующих приспособлений способствует
раздражению рефлексогенных зон стоп, что является мощнейшим стимулятором
развития скелетной мускулатуры [2].

Степень
развития скелетных мышц и уровень координации движений во многом определяют
облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и двигательных центров
изменяется двигательная активность ребенка.

Дети в младшем школьном возрасте очень возбудимы,
однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна
быстрая утомляемость. Поэтому при организации занятий следует избегать длинных
монотонных объяснений, длительных и монотонных задач.

Время произвольного удержания внимания детей 6-7 лет —
15-20 мин. К 6-7 годам дети не способны осуществлять тонкие точные движения в
максимально короткое время. Пространственная, а за ней и временная точность
движений развивается позже. Особенно важно точное дозирование нагрузок,
поскольку у детей этого возраста недостаточно развито чувство усталости. Они
плохо оценивают изменения во внутренней среде организма и недостаточно
адекватно описывают эти изменения.

У ребенка очень быстро исчерпываются энергетические
ресурсы. Другими словами, в организме нет функциональных возможностей для
долгого поддержания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при
различных видах деятельности, что проявляется в быстром утомлении при
физических и умственных нагрузках [19
].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы