Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Применение арт-терапевтических методов в работе с образом «Я» у мужчин
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения арт-терапевтических методов в работе с образом «Я» у мужчин 6
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению Я-образа в научной литературе 6
1.2. Особенности Я-образа у мужчин 16
1.3. Направления арт-терапевтических методов в работе с образом «Я» у мужчин 22
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследования развития Я-образа у мужчин посредством арт-терапевтических методов в работе 28
2.1. Организация и методы исследования Я-образу у мужчин 28
2.2. Анализ результатов исследования Я-образу у мужчин 39
2.3. Работа с реальным я-образом у мужчин посредством арт-терапевтических методов 48
2.4. Результаты повторного исследования проведенной арт-терапевтической работы 59
Выводы по 2 главе 66
Заключение 67
Список литературы 68
Приложение 72
Введение:
Проблема Я-образа и его роль в структуре личности является чрезвычайно актуальной для современной психологической науки. Иногда развитие Я-образа может носить характер кризиса и трудно преодолеваться человеком. Иногда личность может испытывать трудности с реальным видением себя, что может способствовать формированию отрицательной самооценки и негативного самоотношения, выражающегося в низкой самоценности и самопринятии, неуверенности в своих силах, самообвинении и самокритичности, нетерпимости к своим истинным и мнимым недостаткам. Подобное негативное самоотношение может приводить к нежелательным последствиям для человека: снижению мотивации, депрессии, девиантному поведению, суицидальным настроениям. В связи с этим актуальна специально организованная психологом деятельность, направленная на оптимизацию самоотношения и формирования его образа «Я».
Данное исследование ставит перед собой цель изучить характеристики Я-образа мужчин, и разработать программу на основе арт-терапевтических методов, направленную на работу с Я-образом мужчин.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемой Я-образа занимались в своих исследованиях многие зарубежные и отечественные психологи (Р. Бернс, У. Джеймс, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.И. Чеснокова и др.).
В зарубежной психологии основным определением «образа Я» считается комплекс мнения персоны о себе. Данное мнение вырабатывается по ходу взаимодействия индивида с иными людьми, обладает тенденцией к трансформации, вследствие получения нового опыта (Р. Бернс, К. Роджерс, Т. Шибутани), вследствие возрастных изменений (Г. Олпорт, Б.Ф. Скинер, Э. Эриксон).
В российской психологии «образ Я» отождествляют с понятием «личность». Одни ученые полагают, что «образ Я» – это компонент в структуре самой личности (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов); другие (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков), что «образ Я» – это и есть сама личность, в общем.
Основываясь на трудах М.В. Корепановой, под «образом Я» понимают взаимосвязь формирующихся суждений личности о себе, сопряженных с выявлением ребенком собственной самооценки, которая определяет выбор вариантов согласования действий с обществом.
База арт-терапевтических методов заложена такими западными учеными, как В. Ловенфельд, Е. Кейн, Э. Крамер, М. Либманн, Д. Вудз, Р. Сильвер, Ш. Макнифф, Б.Мун. В нашей стране подобные исследования начались лишь в 90х годах XX века, и представлены работами следующих авторов: А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, М.С. Вальдес-Одриоссола, Л.Д. Лебедева, Ю. Е. Борздыко, О.И. Постальчук, М.Ю. Алексеева, Е.Р. Кузьмина, А.В. Гришина, Л.А. Аметовой и других.
Цель исследования: рассмотреть возможности арт-терапевтических методов в работе с образом «Я» у мужчин.
Объект исследования: Я-образ у мужчин.
Предмет исследования: процесс развития Я-образа мужчин на основе использования арт-терапевтических методов.
Гипотеза исследования: арт-терапевтические методы является эффективным методом работы с Я-образом у мужчин.
Согласно поставленной цели, в работе необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к изучению Я-образа в зарубежной и отечественной литературе;
2. Рассмотреть особенности Я-образа мужчин;
3. Раскрыть основные направления арт-терапевтических методов и их использование при работе с Я-образа;
4. Провести эмпирическое исследование по использованию арт-терапевтических методов в работе с образом «Я» у мужчин.
Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотез обеспечивались следующим комплексом методов исследования: метод теоретического анализа, психодиагностический метод (тестирование), обсервационные (включенное наблюдение); арт-терапевтический эксперимент (реализация специальной арт-терапевтической программы).
Теоретическая и практическая значимость работы состоят в теоретическом обосновании и практическом подтверждении необходимости развития Я-образа и самосознания в целом у мужчин, в исследовании возможностей влияния, применяемых в арт-терапевтических методах. В процессе исследования экспериментально апробирована программа по развитию составляющих Я-образа.
Заключение:
Образ Я определятся как совокупность установок, направленных на себя. В ней выделяют 3 структурных компонента:
а) когнитивный компонент, включающий в себя «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;
б) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, к своей внешности, деятельности и т.д.; к этому компоненту относят систему самооценок;
в) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении. «Образ Я» – это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны между собой.
Разработанная программа фототерапии требует совершенствования. Во-первых, возможно увеличить количество фотосессий в программе работы до 8-10. Во-вторых, в программе необходимо уделять больше времени и внимания научению участников фототерапии разотождествлению с собственным образом. В-третьих, необходимо предусмотреть возможность формирования индивидуальных программ на основе фототерапевтических методов.
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу, а также достигнуть цели и решить все поставленные задачи в полном объёме.
Представленные в работе данные о применении арт-терапевтических техник в работе с «я -образом», могут применяться в консультативной и психопрофилактической работе с мужчинами.
На данном исследовании нельзя останавливаться. Для применения арт-терапевтических техник в работе с «я-образом» мужчин нужны дальнейшие разработки. Поэтому мы считаем необходимым продолжать исследования этого вопроса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы применения арт-терапевтических методов в работе с образом «Я» у мужчин
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению Я-образа в научной литературе
В психолого-педагогических источниках, которые посвящены вопросам развития «образа Я», неоднозначное определение сути, построения, устройств, онтогенеза данного психологического явления. Разнообразные виды определений человека о себе различаются или по кругу демонстрации и принадлежности («социальное Я», «публичное Я», «семейное Я»), или как реальное и идеальное («реальное Я» – «идеальное Я»), или как реальное и ожидаемое («реальное Я» – «ожидаемое Я»).
Впервые теория о познании окружающего мира возникла в конце IV — начале ІІІ тысячелетия до нашей эры в странах Древнего Востока — Месопотамии, Египте и Вавилоне. В дальнейшем в эпосах, трактатах и трудах древнекитайских, древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Конфуция, Лао Цзы, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Квинтилиана, Плутарха, Авиценны, Аверроэса) можно найти бесценные мысли о направлениях познания окружающего мира и необходимости формирования гармонично развитой личности для осмысления этих знаний. Предлагается в статье рассмотреть теоретические подходы формирования и развития Образа «Я» личности (человека) в психологии.
Конфуций (Кунцзы, настоящее имя Кун Цю, около 551 — 479 до н. э.) — великий древнекитайский мыслитель и философ, основатель учения конфуцианство считал, что природное в человеке — материал, из которого можно сформировать идеальную личность для взаимодействия с миром. В основу учения положены нравственные ценности общества. В своих учениках Конфуций стремился развивать активность познания окружающего мира посредством своего «Я», через свои чувства; побуждал учеников к самопознанию, самосовершенствованию, самостоятельному овладению учением и знаниями; формированию и развитию гармонии внутри себя и во всем окружающем мире [10].
Лао Цзы (настоящее имя Ли Эр, около 571 — 470 до н. э.) — великий китайский философ и основатель школы Дао — древнейшего учения об основах построения, существования окружающего мира и пути человека, природы, космоса. Главное требование учения даосизма – найти и следовать своим Дао (путем), приведенный в гармонию с природой и небесным Дао. Основа учения — в самоуглублении, достижении духовного очищения, овладении человеком своей телесностью. При этом человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма –теория недеяния [1].
Следовательно, сформированы сходные подходы древнекитайских философов к необходимости формирования и развития гармоничной личности и ее основы «Я», способной к восприятию окружающего мира на основе самопознания, как взаимодействия своего «Я» и окружающего мира, самоуглубления, самосовершенствования, самостоятельности в овладении знаниями и учениями. Обязательным условием являлось формирование и развитие гармонии внутри себя и во всем окружающем мире.
В эпосах и трактатах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Квинтилиана, Плутарха, Авиценны, Аверроэса) также представлены мысли о направлениях познания окружающего мира и необходимости формирования гармонично развитой личности и ее основы «Я» для постижения этих знаний.
Главное отличие данных подходов от подходов древнекитайских философов состоит в обязательной социализации формирования, обучения и воспитания личности — дееспособного участника социальных связей, институтов и общностей, реализующего свои способности и задатки с целью замещения старших поколений общества. Гармонизация внутреннего мира человека осталась затронута в незначительной степени и не считалась главной целью воспитания.