Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Приёмная семья как правовая форма реализации прав ребенка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ПРАВОВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА 7
1.1. Развитие института приемной семьи в России 7
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 13
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ПРАВОВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА 27
2.1. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 27
2.2. Порядок создания и последствия прекращения приемной семьи 34
2.3. Ответственность приемных родителей 40
2.4. Проблемы и перспективы воспитания детей в приемной семье 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Введение:
Дети это будущее, будущее государства и общества в целом. То насколько уделяется внимание их здоровью, воспитанию, образованию зависит развитие современного общества. Будущее благосостояние и гармония общества во многом завит от тех ценностей, которые прививают детям. Государство, в последнее время, уделяет большое внимания вопросам связам с воспитанием и поддержкой детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Ведется активная деятельность на обеспечение права ребенка воспитываться и жить в семье.
Основным принципом Семейного законодательство Российской Федерации является право ребенка воспитываться и жить в семье, данное право закреплено в статье 54 Семейного кодекса РФ .
На сегодняшний день в РФ на попечении у государства находятся более 55 тысяч детей, несмотря на то что имеется тенденция на уменьшение числа таких детей, данная тема не перестает быть актуальной. Дело в том, что доминирующий природный инстинкт не прошедший должного эволюционного развития и низкий порог морально¬нравственных качеств обусловленный рядом факторов, в том числе и экономическим, вызывает всплеск количества детей оставшихся без попечения родителей.
Государство уделяет особое внимание пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей, а также укрепление института семьи и брака.
На сегодняшний день перед нами стоит задача формирования для детей, оказавшихся на попечении у государства, условий для их дальнейшего развития и социальной адаптации. Как можно заметить выпускники из детских домов социально дезадаптированные, они не владеют навыками необходимыми им в «реальном» мире, теми навыками, которые могут быть получены только в том случаи если воспитание детей производится в семье. Задача общества помочь детям реализовать их конституционное право на семью.
Государство предлагает заключение договора о приемной семье, тем самым защищая интересы детей, оставшихся без родителей. Ведь именно в семье ребенок может получить необходимую заботу и воспитание, которое в дальнейшем сформирует его как полноценного человека. Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Такого рода соглашение порождает обязанности сторон, которые формируются для обеспечения прав ребенка на образование, содержание и воспитание. Согласно данному договору на приемных родителей возлагается обязанность осуществление воспитания, образования и защиту прав ребенка.
Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, ведь воспитание детей оставшихся без попечения родителей в приемной семье, играет большую роль в развитии как отдельной личности, так и для общества в целом. Нельзя забывать, что в приемных семьях воспитывается полноценная личность. Ни для кого не секрет, насколько велика социальная значимость института приемной семьи. Стоит отметить, что природа этого института такова, что в процессе формирования и функционирования приемной семьи приемный ребенок и семья могут столкнуться с множеством проблем. В основном данные проблемы носят правовой, экономический, социальный характер.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормы семейного законодательства, которые регулируют устройство, воспитание и содержание детей в приемных семьях, а также применение законодательных актов на практике.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ института приёмной семьи как правовой формы реализации прав ребенка.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— исследовать формирование института приемной семьи в России;
— раскрыть понятие и признаки приемной семьи;
— рассмотреть приемную семью и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
— провести характеристику договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
— изучить порядок создания и последствия прекращения приемной семьи;
— синтезировать особенности ответственности приемных родителей;
— обнаружить проблемы и перспективы воспитания детей в приемной семье.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам приёмной семьи, как правовой формы реализации прав ребенка.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании приёмной семьи как правовой формы реализации прав ребенка, использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации , а также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в настоящем исследовании, дополняют науку семейного и гражданского права и могут служить научной базой для разработки законодательных изменений правовых норм, регулирующих приемную семью, как правовую форму реализации прав ребенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрена характеристика приемной семьи как правовой формы для реализации прав ребенка.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ особенностей создания и прекращения приемной семьи как правовой формы реализации прав ребенка.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя результат проведенному исследованию, можно сформулировать соответствующие основные выводы и утверждения.
Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает множество форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Это может быть усыновление (удочерение), опека или попечительство, приёмная семья, патронатная семья.
Приёмная семья – на сегодняшний день наиболее развивающаяся и популярная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
Приемная семья — это малый социальный институт, являющийся формой устройства детей оставшихся без попечения родителей на основе договора. Дети, оставшиеся без попечения родителей, существуют и существовали в любом обществе, поэтому нельзя говорить о том, что такое явление, как приемная семья, есть творчество русских ученых практиков и теоретиков.
Такой вид устройства детей имеет все признаки семьи и предусматривает под собой, что лица, проживающие совместно будут объединены обязанностями и правами, которые предусматривает семейное законодательство, при этом имеют свои особенности как приемная семья. Свое законодательное оформление приемная семья получила после принятия Семейного кодекса РФ, который закрепляет возникновение данной формы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучив договор о приемной семье, можно сделать вывод, что данный договор является семейно-правовым, имеет собственную самостоятельность, специальное содержание и объект, преследующий специфические цели, учитывающий возможность отказа от исполнения соглашения по личным мотивам и обстоятельствам.
В первую очередь необходимо помнить о том факте, что для того чтобы стать приемной семьей необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту своего проживания.
Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.
Приемные родители могут отказаться от исполнения договора о приемной семье, если имеют на то уважительные причин такими причинами могут стать болезнь, изменение материального и семейного положения, в случае отсутствия взаимопонимания с ребенком, если имеются конфликтных отношений между детьми.
Подводя итоги анализа особенностей приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот в России, можно прийти к следующим выводам. Приемная семья является формой временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Приемная семья, с одной стороны, имеет признаки семьи, как общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой, имеет исключительно присущие ей особенности, отличаясь от усыновления (удочерения) договорным и временным характером, от опеки и попечительства – возрастными границами подопечных и способом оформления отношений, от отношений с лицами, взявшими детей на фактическое воспитание и содержание, — способом оформления отношений и невозможностью требований по взаимному содержанию. Также, в связи с тем, что в приемных семьях возникает ряд проблем, нарушающих их нормальное функционирование и негативно сказывающихся на будущей социализации воспитуемых, они являются важным объектом социальной работы.
Проанализированная судебная практика показывает, что в большинстве случаев трудности возникают из-за финансовых упреков то со стороны государства, то со стороны приемных родителей, и те, и другие стремятся закрыть проблемы своего бюджета за счет несовершеннолетних подопечных, тем самым формируют предпосылки возникновения проблемы корыстности среди социальных служб и приемных родителей, а также проблему недобросовестности сторон договора о приемной семье.
Для изменения ситуации следует внести поправки в ФЗ «Об опеке и попечительстве», а именно в статью 15 (права и обязанности опекунов и попечителей). В данной статье явно недостает 8 пункта, который содержал бы обязанность опекунов или попечителей, по прошествии 5-и лет, если речь идет о ребенке от 0-7 лет, по прошествии 3-х лет, если речь идет о ребенке от 8-15 лет, по прошествии 1-го года, если речь идет о ребенке в возрасте от 16 лет, усыновлять ребенка и брать его на полное обеспечение. При оформлении договора безвозмездной опеки, такое условие не имеет силы.
При несоблюдении требований этой статьи, приемная семья будет обязана выплатить государству ту сумму, которая выплачивалась ей на приемного ребенка в двойном размере, если выплаты не будут произведены то наступает уголовная ответственность по статье 159.2 часть 1 (мошенничество при получении выплат) наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до 59 четырех месяцев.
Таким образом, статья 15 пункт 8 будет звучать следующим образом: Опекуны или попечители (приемные родители) обязаны по прошествии 5-и лет, если речь идет о ребенке от 0-7 лет, по прошествии 3-х лет, если речь идет о ребенке от 8-15 лет, по прошествии 1-го года, если речь идет о ребенке в возрасте от 16 лет, усыновлять ребенка и брать его на полное обеспечение.
При условии безвозмездной опеки усыновление не является обязательным условием.
На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях деятельности, на которые необходимо обратить внимание в ближайшей перспективе:
— Необходимо оказывать государственную поддержку социальным и научным проектам, направленным на развитие и укрепление семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
— Сделать обязательным обучение приемных родителей, проводимое компетентными специалистами с использованием научно обоснованных лицензированных программ.
— Разработать и реализовать систему мер по решению жилищной проблемы для детей- воспитанников приемных семей.
— Расширить государственную поддержку приемной семьи в целях организации отдыха и оздоровления ее членов.
— Через реализацию целевых программ усилить государственную поддержку приемных семей, проживающих в отдаленных сельских районах.
— Оказывать финансовую поддержку общественным организациям, имеющих опыт успешной работы с приемными семьями.
— Нормативно закрепить роль специалиста социальной работы как профессионала, координирующего работу различных специалистов, задействованных в отборе, обучении и социальном сопровождении приемных семей.
— Доработать нормативные документы, регламентирующие деятельность семейно-воспитательных групп, рассматривая эту форму жизнеустройства детей-сирот как промежуточное, переходное звено на пути создания приемной семьи, облегчающее процесс адаптации приемных детей и приемных родите лей друг к другу, к освоению новых социальных ролей.
Следовательно, в рамках усовершенствования законодательной базы, при реализации сопутствующей помощи, как юридической, так и психологической, будет в лучшей мере формироваться осознанный и ответственный подход приемных родителей к процессу опеки и усыновления детей.
Исходя из выше перечисленного можно сделать вывод, что законодательство по вопросам приемной семьи еще нуждается в доработках, корректировках и новых предложениях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ПРАВОВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА
1.1. Развитие института приемной семьи в России
История развития института приемной семьи в России берет начало с XVIII века, когда Екатериной II был издан указ «Учреждения для управления губерниями» от 7 ноября 1775 г. В ст. 301 данного документа говорилось: «Буде же малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего по состоянию его, или в общественных для сирых училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином» . Вместе с данным документом в России появилась форма воспитания детей-сирот – патронат. Основной задачей патроната была передача детей оставшихся без попечения родителей, в благополучные семьи. Передача детей происходила на добровольных началах, при этом патронатный воспитатель получал вознаграждение.
В Москве И.И.Бецкой создал крупнейший государственный воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей. Основными задачами данного учреждения было спасение и воспитание детей сирот. В России в то время также существовали и другие воспитательные дома, и приюты. Основной функцией которых было приютить детей на время, уберегая их от различных проблем, а после отправить в семью.
При Екатерине II был издан Манифест об «Учреждении Московского Воспитательного дома». В данное учреждение принимали всех детей, при приеме ребенка спрашивали его имя и крещен ли он. Во время своего правления императрица довольно часто посещала Дом и всячески его поддерживала. Даже не смотря на такое покровительство в Доме младенцев было множество трудностей. Большой проблемой в то время была высокая смертность среди младенцев. Основной причиной была нехватка молока, зачастую на 4-5 младенцев приходилась одна кормилица.
При Екатерине II у Дома была множество привилегий, ему позволено было иметь собственную аптеку, мастерские, мануфактуру, также он был освобожден от всяческих пошлин и городских повинностей. В это же время и зародилось понятие патронаж, которое означало передачу детей для вскармливания в благополучную семью. Так же большой вклад внес и будущий император, сын Екатерины II, Павел. Дом получал доходы от различных мероприятий, маскарадов, спектаклей, лотереи, аренды принадлежащих ему построек и земли.
Дети, находящиеся под опекой Воспитательного дома, пользовались всеми благами, которые им предоставляло государство.
Однако число детей неуклонно росло, а вместе с тем условия их содержания только портились. В Воспитательном доме имелась проблема питания, отсутствие должного ухода и недостаток должной медицинской помощи приводил к высокой смертности детей.
В период правления Императора Павла I, сироты были взяты под полный контроль его супруги Марии Федоровны. Ею было предложено отдавать на воспитание детей-сирот в деревни добропорядочным крестьянам. Предполагалось, что мальчики будут жить в семьях до 18 лет, а девочки до 15. Дальнейшее будущее этих детей устраивалось органами общественного призрения .
Вместе с тем, опекунским советом было принято решение раздавать детей в деревни. Основным условием было то, что дети до семи лет должны вернуться в Воспитательный дом. Но смертность среди детей все равно была очень высокой, только каждый четвертый ребенок выжил, а вернулся в Воспитательный дом только каждый шестой. Причин этому было множество, кто-то из детей пропадал без вести, кто-то был зачислен в крепостные крестьяне, другие умирали.