Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Приемы интеграции литературного чтения и уроков музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И УРОКОВ МУЗЫКИ 6
1.1. Основные принципы интеграции учебных предметов 6
1.2. Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе, как средство формирования метапредметных результатов
обучения 11
1.3. Теоретические подходы к вопросам интеграции литературного чтения и уроков музыки 19
Выводи по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов обучения у младших школьников 25
2.2. Разработка интегрированных уроков по литературному чтению
и музыке 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Введение:
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.
Актуальность темы исследования обусловлена спецификой работы учителя начальных классов – он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В условиях действия новых стандартов образования изменилась и организация обучения.
В соответствии с новым ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [46].
Новый стандарт ориентирован на межпредметные знания и личностный результат. Отсюда и возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок. Такие уроки строятся на основе межпредметных связей и способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.
Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учёбе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Степень разработанности. Межпредметную интеграцию рассматривают как одно из направлений развивающего обучения, которое ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников — универсальных понятий и умений, а также способствует активизации их познавательного интереса. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Г.И. Батуриной. Она утверждала, что требуется объединить, интегрировать все средства производства, науки, образования, управления для того, чтобы конкретный процесс «работал на личность». С.Ю. Афонькин, писал об интересных и нужных изделиях из бумаги, изобретенных детьми и взрослыми, А.Д. Ботвинников, говорил об основах формирования графических знаний, умений и навыков школьников, Е.А. Глинская – о межпредметных связях в обучении, Д.Я. Данилюк утверждал об учебном предмете как интегрированной системе,
Н.Ю. Кадашникова – об интегрированных уроках в 1-4 классах, Б.Н. Максимова о межпредметных связях в учебно-воспитательном процессе современной школы, Н.Н. Светловская об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении, Е.Ю. Сухаревская об интегрированном обучении в начальной школе и др.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения и музыки.
Предметом исследования являются приемы использования интеграции как средства обучения литературного и музыки в начальной школе.
Цель работы – рассмотреть приемы использования интеграции в процессе обучения учащихся на уроках литературного чтения и музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Изучить понятие интеграции, выявить ее проявление в процессе обучения разным предметам и определить условия ее использования на уроках литературного чтения и музыки.
2. Разработать задания для проверки уровня сформированности межпредметных знаний и умений детей по литературному чтению и музыки и провести.
3. Разработать и провести интегрированные уроки с использованием интегрированных знаний и проверить их эффективность.
Методы исследования: изучение литературы, анализ работ детей, обобщение полученной информации, обработка результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются идеи в области интеграции и межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов А.Д. Ботвинникова, Н.Ю. Кадашниковой, Г.П. Калининой, Б.Н. Максимовой, Н.Н. Светловской, Е.Ю. Сухаревской.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Современный мир отличается необычной сложностью и двойственностью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, наполнен сложнейшими альтернативами, но одновременно с этим, мир органичен и целостен. Чтобы воспринимать его, часто мало знаний, обретенных в школе.
Интегрированный урок – это вид урока, который объединяет в себе обучение в одно и тоже время по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда акцентируются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины дополнительные, содействующие углублению, расширению, уточнению материала основной дисциплины.
Существует несколько видов интегрированных уроков: координированные, комбинированные, амальгамированные. Задача учителя, планирующего интегрированный урок, — научить учеников мыслить личными категориями, соотносить обобщенные выводы с определенными явлениями. И для этого нужно, чтобы дети пытались взглянуть на явления вновь.
Опыт работы по данной теме дает возможность сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.
Превосходства интегрированных уроков: повышают мотивацию, развивают познавательный интерес, что содействует к повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся; содействуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; содействуют развитию устной и письменной речи, дают возможность глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую суть; содействуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков; дают возможность сгруппировать знания; содействуют развитию в большей степени, чем типичные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого); обладая большой информативной емкостью, содействуют увеличению темпа исполняемых учебных операций, дают возможность вовлечь каждого ученика в активную работу на каждой минуте урока и содействуют творческому подходу к выполнению учебного задания; развивают в большей степени общеучебные умения и навыки и оптимальные навыки учебного труда; содействуют повышению, росту профессионального мастерства педагога, поскольку требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, реализации деятельностного подхода к обучению.
Эксперимент, ориентированный на выявление эффективности применения интегрированных уроков проводился в 4 классе. В ходе работы у школьников были сформированы следующие метапредметные результаты обучения: умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, сознательно выбирать наиболее действенные методы решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать отдельно и в группе: находить общее решение, определять, доказывать и отстаивать свое мнение.
Таким образом, цель работы достигнута, а ее задачи — решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И УРОКОВ МУЗЫКИ
1.1. Основные принципы интеграции учебных предметов
Одним из эффективных путей обновления содержания и методов обучения в современной школе является интеграция, под которой подразумевают процесс сближения и объединения различных учебных предметов.
При рассмотрении понятий интеграции нами были выделены несколько определений. В словаре иностранных слов дано такое понимание данного понятия: «Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, элементов» [43, с. 45]. С педагогической точки зрения это понятие рассмотрели разные педагоги и методисты. Например, С.Ю. Афонькин [2] считает, что интеграция – это взаимопроникновение двух или более предметов друг в друга, с целью лучшего усвоения, актуализации детьми пройденного материала на одном уроке и закрепление его на другом предмете, но другими методами. Г.П. Калинина [20] в своей статье пишет, что интеграция – это процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а так же процесс, ведущий в такое состояние. Г.Ф. Федорец [49] под интеграцией в педагогическом процессе понимает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Сопоставляя эти определения, видим, что наиболее полное понимание данного понятия дано в работе Г.П. Калининой [20], поэтому мы возьмем его за основу.
При рассмотрении определения, данного Г.П. Калининой [20],
касающегося сути интеграции было выделено то, что интеграция в обучении может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире, во-вторых, нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Интеграция как цель обучения должна дать обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка представлять мир как единое целое, в котором все взаимосвязано.
Интеграция – это получение новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. Она призвана заполнить незнание знанием на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие между ними связи [5]. Но, как у любой особенности обучения в образовательном учреждении, есть свои положительные и отрицательные стороны, которые в своем труде выделила А.К. Светлая, рассмотрим их [40].
Положительные стороны:
•позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения;
•создает оптимальные условия для развития мышления, развивая логичности, гибкости, критичности;
•уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, появляется возможность получить больший объём знаний;
•является средством мотивации обучения школьников, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества [40].