Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Приемы интеграции литературного чтения и уроков музыки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И УРОКОВ МУЗЫКИ 6
1.1. Основные принципы интеграции учебных предметов 6
1.2. Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе, как средство формирования метапредметных результатов
обучения 11
1.3. Теоретические подходы к вопросам интеграции литературного чтения и уроков музыки 19
Выводи по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов обучения у младших школьников 25
2.2. Разработка интегрированных уроков по литературному чтению
и музыке 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

 

  

Введение:

 

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.
Актуальность темы исследования обусловлена спецификой работы учителя начальных классов – он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В условиях действия новых стандартов образования изменилась и организация обучения.
В соответствии с новым ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [46].
Новый стандарт ориентирован на межпредметные знания и личностный результат. Отсюда и возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок. Такие уроки строятся на основе межпредметных связей и способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.
Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учёбе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Степень разработанности. Межпредметную интеграцию рассматривают как одно из направлений развивающего обучения, которое ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников — универсальных понятий и умений, а также способствует активизации их познавательного интереса. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Г.И. Батуриной. Она утверждала, что требуется объединить, интегрировать все средства производства, науки, образования, управления для того, чтобы конкретный процесс «работал на личность». С.Ю. Афонькин, писал об интересных и нужных изделиях из бумаги, изобретенных детьми и взрослыми, А.Д. Ботвинников, говорил об основах формирования графических знаний, умений и навыков школьников, Е.А. Глинская – о межпредметных связях в обучении, Д.Я. Данилюк утверждал об учебном предмете как интегрированной системе,
Н.Ю. Кадашникова – об интегрированных уроках в 1-4 классах, Б.Н. Максимова о межпредметных связях в учебно-воспитательном процессе современной школы, Н.Н. Светловская об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении, Е.Ю. Сухаревская об интегрированном обучении в начальной школе и др.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения и музыки.
Предметом исследования являются приемы использования интеграции как средства обучения литературного и музыки в начальной школе.
Цель работы – рассмотреть приемы использования интеграции в процессе обучения учащихся на уроках литературного чтения и музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Изучить понятие интеграции, выявить ее проявление в процессе обучения разным предметам и определить условия ее использования на уроках литературного чтения и музыки.
2. Разработать задания для проверки уровня сформированности межпредметных знаний и умений детей по литературному чтению и музыки и провести.
3. Разработать и провести интегрированные уроки с использованием интегрированных знаний и проверить их эффективность.
Методы исследования: изучение литературы, анализ работ детей, обобщение полученной информации, обработка результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются идеи в области интеграции и межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов А.Д. Ботвинникова, Н.Ю. Кадашниковой, Г.П. Калининой, Б.Н. Максимовой, Н.Н. Светловской, Е.Ю. Сухаревской.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный мир отличается необычной сложностью и двойственностью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, наполнен сложнейшими альтернативами, но одновременно с этим, мир органичен и целостен. Чтобы воспринимать его, часто мало знаний, обретенных в школе.
Интегрированный урок – это вид урока, который объединяет в себе обучение в одно и тоже время по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда акцентируются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины дополнительные, содействующие углублению, расширению, уточнению материала основной дисциплины.
Существует несколько видов интегрированных уроков: координированные, комбинированные, амальгамированные. Задача учителя, планирующего интегрированный урок, — научить учеников мыслить личными категориями, соотносить обобщенные выводы с определенными явлениями. И для этого нужно, чтобы дети пытались взглянуть на явления вновь.
Опыт работы по данной теме дает возможность сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.
Превосходства интегрированных уроков: повышают мотивацию, развивают познавательный интерес, что содействует к повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся; содействуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; содействуют развитию устной и письменной речи, дают возможность глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую суть; содействуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков; дают возможность сгруппировать знания; содействуют развитию в большей степени, чем типичные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого); обладая большой информативной емкостью, содействуют увеличению темпа исполняемых учебных операций, дают возможность вовлечь каждого ученика в активную работу на каждой минуте урока и содействуют творческому подходу к выполнению учебного задания; развивают в большей степени общеучебные умения и навыки и оптимальные навыки учебного труда; содействуют повышению, росту профессионального мастерства педагога, поскольку требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, реализации деятельностного подхода к обучению.
Эксперимент, ориентированный на выявление эффективности применения интегрированных уроков проводился в 4 классе. В ходе работы у школьников были сформированы следующие метапредметные результаты обучения: умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, сознательно выбирать наиболее действенные методы решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать отдельно и в группе: находить общее решение, определять, доказывать и отстаивать свое мнение.
Таким образом, цель работы достигнута, а ее задачи — решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И УРОКОВ МУЗЫКИ

1.1. Основные принципы интеграции учебных предметов
Одним из эффективных путей обновления содержания и методов обучения в современной школе является интеграция, под которой подразумевают процесс сближения и объединения различных учебных предметов.
При рассмотрении понятий интеграции нами были выделены несколько определений. В словаре иностранных слов дано такое понимание данного понятия: «Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, элементов» [43, с. 45]. С педагогической точки зрения это понятие рассмотрели разные педагоги и методисты. Например, С.Ю. Афонькин [2] считает, что интеграция – это взаимопроникновение двух или более предметов друг в друга, с целью лучшего усвоения, актуализации детьми пройденного материала на одном уроке и закрепление его на другом предмете, но другими методами. Г.П. Калинина [20] в своей статье пишет, что интеграция – это процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а так же процесс, ведущий в такое состояние. Г.Ф. Федорец [49] под интеграцией в педагогическом процессе понимает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Сопоставляя эти определения, видим, что наиболее полное понимание данного понятия дано в работе Г.П. Калининой [20], поэтому мы возьмем его за основу.
При рассмотрении определения, данного Г.П. Калининой [20],
касающегося сути интеграции было выделено то, что интеграция в обучении может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире, во-вторых, нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Интеграция как цель обучения должна дать обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка представлять мир как единое целое, в котором все взаимосвязано.
Интеграция – это получение новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. Она призвана заполнить незнание знанием на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие между ними связи [5]. Но, как у любой особенности обучения в образовательном учреждении, есть свои положительные и отрицательные стороны, которые в своем труде выделила А.К. Светлая, рассмотрим их [40].
Положительные стороны:
•позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения;
•создает оптимальные условия для развития мышления, развивая логичности, гибкости, критичности;
•уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, появляется возможность получить больший объём знаний;
•является средством мотивации обучения школьников, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества [40].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы