Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников как педагогическая проблема 5
1.2 Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 11
1.3 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 29
2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 29
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 48
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Введение:
Изменения, происходящие в социуме, диктуют необходимость пре-образования не только образовательного пространства, но и постановки четких образовательных целей, которые формулируются с учетом госу-дарственных, социальных и личностных потребностей. В соответствии с этим в качестве важнейшего направления становится реализация потенциа-ла новых образовательных стандартов. В основу стандартов нового поко-ления заложен системно-деятельностный подход, который позволяет от-слеживать результативность процесса обучения и воспитания, а также осуществлять координацию развития универсальных учебных действий обучающихся младших школьников. Качественный рост универсальных учебных умений выстраивается в соответствии с формулой — от действия к мысли, что способствует усвоению учеником огромного информативного объема.
Отечественная система образования была создана с целью развития личности, прежде всего через формирование универсальных учебных дей-ствий, которые являются неизменными основами образовательного и вос-питательного процесса. Эффективность самостоятельного усвоения уча-щимися новых умений и знаний осуществляется посредством овладения ими универсальными учебными действиями. Соответственно, приобретае-мые знания, основываясь на концепции системно-деятельностного подхода, выступают в качестве производных от действий и целенаправленной дея-тельности, они начинают обрабатываться и применяться в рамках деятель-ности учеников, что обеспечивается благодаря активному и сознательному усвоению учениками общественного опыта. Качество усвоения знаний обусловлено как многообразием, так и видами универсальных учебных действий.
Одним из основополагающих предметов современной системы обра-зования является математика, «царица всех наук», так как данный предмет обеспечивает изучение других дисциплин. В том числе, математика спо-собствует усвоению гуманитарных предметов, за счет развития логическо-го мышления при обучении математике. Для трудовой и профессиональ-ной подготовки школьников необходимы практические умения и навыки математического характера.
Таким образом, возможности формирования универсальных учеб-ных действий у младших школьников на уроках математики неоспоримы. В данной работе мы остановимся на возможностях формирования комму-никативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Цель: На основе теоретического изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математи-ки разобрать методические рекомендации.
Объект: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
Задачи:
1. Изучить сущность коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
2. Проанализировать возрастные особенности формирования универсальных учебных действий на уроках математики.
3. Охарактеризовать систему организационных форм и средств, позволяющих формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках математики.
4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математи-ки.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ, описание, синтез, обобщение.
База исследования: МБОУ «СОШ №21» г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теорети-ческой и практической), выводов, заключения и приложения.
Заключение:
Уровень формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников на уроках математики напрямую связан с содержанием и организацией профессиональной подготовки учителей. Пе-дагогические возможности коммуникативной технологии в формировании коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников на уроках математики заключены в следующем:
• в определенной ситуации коммуникация может восприниматься ребенком как осознаваемая, лично значимая цель деятельности;
• коммуникативные универсальные учебные умения охватывают весь возможный перечень коммуникативных умений, предусмотренных учебной программой по предмету «Математика»;
• обеспечивают качественное совершенствование коммуникатив-ных универсальных учебных умений;
• обеспечивают их перенос в нетипичные ситуации общения, стимулируют свободный выбор способа решения в учебной деятельности;
• способствуют в итоге формированию коммуникативной компе-тенции на уроке математики.
Коммуникативные универсальные учебные умения не связаны непо-средственно с учебным материалом, а имеют универсальный характер, ор-ганически связанный со всеми видами учебной и внеучебной деятельности и могут формироваться и использоваться на базе всех предметов курса начальной школы даже на уроках математики. Также, можно выделить, что коммуникативные учебные умения имеют универсальный характер, не связанный с учебным материалом, и самое главное может формироваться и использоваться на базе курса математики начальной школы.
На основании проведенного анализа научной литературы в содер-жание рабочего понятия «коммуникативные универсальные учебные уме-ния младших школьников» были включены умения органично и последова-тельно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять ини-циативой; техникой интонирования, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог; умение излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, в последующем в выступлениях на конференциях).
Выявлена прямая зависимость уровня сформированности коммуни-кативных универсальных учебных умений младших школьников от уров-ня готовности к овладению коммуникативными универсальными учебными умениями младших школьников. Определены условия и формы организа-ции учебного процесса, способствующие повышению уровня сформиро-ванности коммуникативных универсальных учебных умений, учащихся с последующей опорой и учетом тех или иных индивидуальных и типологи-ческих особенностей современного младшего школьника, способствующих его успешной реализации на уроках математики.
Разработаны методические рекомендации по формированию комму-никативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики с целью эффективной организации процесса формиро-вания коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников в условиях конкретизацией представлений о системе форми-рования универсальных учебных действий.
Выявлена прямая зависимость уровня формирования коммуникатив-ных универсальных учебных умений младших школьников с содержанием и организацией профессиональной подготовки учителей-математиков.
Положения и выводы проведенного исследования позволяют заклю-чить, что достаточно высокий уровень развития коммуникативных уни-версальных учебных умений достигается за счет применения коммуника-тивных ситуаций в процессе общения, обеспечивающих в учебной деятель-ности осознание учащимися необходимости овладения умениями общаться как личностно значимой цели; использования всех видов коммуникативной деятельности на основе логики предметного содержания в начальных классах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРО-ВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия млад-ших школьников как педагогическая проблема
Понятие «умение» считается важнейшим компонентом процесса обу-чения и всегда сопряжено с применением знаний. На современном этапе развития образования качественно повышаются требования к уровню об-щего образования. Однако большие школьные нагрузки приводят к тому, что учащиеся испытывают значительные трудности в усвоении нового ма-териала. В связи с этим задачей педагога является не только простая пере-дача знаний ученикам, но и обучение детей учению, развитие мотивации к учению, в соответствии с чем особо актуальным становится вооружение детей универсальными учебными навыками, за счет эффективного овладе-ния которыми происходит увеличение степени самостоятельности учащих-ся, а также повышение результативности самого процесса обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» представляют собой «умение учиться, т. е. способность субъекта к само-развитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В узком значении, в контексте психологической интерпретации данную дефиницию можно охарактеризо-вать как «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвое-ние новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [10].
Психолого-педагогический анализ литературы показал, что в каче-стве ведущей характеристики учебной деятельности в начальных классах можно рассматривать коммуникативные умения и навыки.
Анализируемой проблеме посвящены и работы А. А. Бодалева [2] и Л. Л. Дорфмана [9], Е.С. Немкиной [29]. Так, Л.В. Грошева выделяет «учебное сотрудничество в качестве средства формирования умений пред-метно-практической сферы» [8], О.И. Киличенко рассматривает проблем-но-коммуникативный подход [11], Н.М. Косова – активное обучение [16]. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить зна-чимость и необходимость владения учениками младшего школьного воз-раста коммуникативными умениями в контексте решения задач обучения речевой и межличностной коммуникации.
А.А. Леонтьевым среди наиболее значимых коммуникативных уме-ний рассматриваются волевые качества как «умения управлять своим по-ведением; качества внимания, в особенности такие, как наблюдательность, гибкость (переключаемость)» [22].