Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Представления о любви у арабов разного вероисповедания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений о любви. 7
1.1 Любовь как психологическая категория 7
1.2 История развития исследований представлений о любви 13
Выводы к 1 главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о любви у арабов разного вероисповедания 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Методики исследования 22
2.3. Результаты 24
А. Общая характеристика результатов исследования представлений о любви у арабов разного вероисповедания 25
Б. Различия представлений о любви у мужчин-арабов разного вероисповедания (u-критерий Манна-Уитни) 47
В. Различия представлений о любви у женщин-арабок разного вероисповедания (u-критерий Манна-Уитни) 49
2.4. Сравнение представлений о любви у арабов разного вероисповедания 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 61
Введение:
Актуальность работы. Современные исследователи все чаще обращаются к таким категориям как любовь, отношения, дружба, прощение и т.д. Это прежде всего социальные категории. Поэтому в основе их формирования и возникновения, понимания данных категорий лежит в социальных процессах, имеет социальную основу.
В тоже время категория «любовь» присутствует во всех языках. Ранее эта тема больше занимала художников, поэтов, писателей, философов. И в свою очередь литература и искусство оказывали свое влияние на развитие представлений о любви, возвышая это чувство, например, вознося романтическую и жертвенную любовь. Сегодня все чаще к сущности любви обращаются психологи. Кросскультурные исследования показывают как схожесть, так и различие в представлениях о любви. На наш взгляд эти исследования являются важными, так как понятие любви имеет общечеловеческое значение, особенно в процессе объединения людей разных культур, и в будущем может сыграть существенную роль в социальном процессе.
В тоже время сегодня имеются данные, отражающие идеи религиозной идентичности, которая составляет основу понимания, восприятия, интерпретации действительности, так можно предполагать, что понятие любви связано не только с особенностями культуры, народа, но и религии, которая принята человеком.
Для человека любовь служит основой духовного развития (В. С. Соловьев, П.Флоренский), витальной жизненной потребностью (Р. Баумейстер, Т.Лири, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл), представление о любви, в том числе к себе, формирует и укрепляет Яконцепцию человека (Э. Берн, Э. Фромм, А. Адлер). Любовь выступает основным мотивом вступления в брак, а её утрата — одной из причин расторжения романтических отношений, что отражается на запросе в психологическом консультировании по вопросам любовных отношений (Л.Я. Гозман, Е.В. Змановская, С.В. Петрушин, Э.Г. Эйдемиллер).
Заключение:
Нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей представлений о любви у арабов различного вероисповедания, на основании которого можно сделать ряд заключительных выводов.
В первой части работы нами проведено теоретическое исследование, которое позволило выявить теоретические основы рассмотрения любви как категории психологического знания, выявить особенности развития представлений о любви в контексте религиозности и психологических исследований. «Представление» рассматривается нами как чувственный образ предмета, явления, события, не в момент непосредственного восприятия; социальные представления выполняют важную функцию в ориентации в социальном и материальном мирах, а также для облегчения межгрупповых коммуникаций между людьми. Любовь в психологии понимается с позиций удовлетворения биологических потребностей, социальная функция любви заключается в поддержании единства (создание семьи, воспроизводство детей), личностный смысл заключается в развитии и саморазвитии человека, расширение границ «Я», преодоление эгоизма, идентификации потребностей любящих, удовлетворения потребности в безусловной любви, обретения целостности. Тройственный аспект любви – страсть, интимность (чувство близости, общности интересов, дружбы) и преданность (решение/обязательство, намерение поддерживать отношения, сохранять любовь, выявлены 3 ассоциации, которые являются общими для групп из разных культур. Это – страсть, дружба и терпение.
Именно на данных результатах теоретического исследования было проведено эмпирическое. Была проведена организация и реализовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей представлений о любви у арабов различного вероисповедания, за счет формирования группы участников исследования, подбора методик, и методов статистической обработки данных.
На основании проведенного анализ сделаны выводы о наличии или отсутствии особенностей представлений о любви у арабов, принявших мусульманское вероисповедание и арабов, принявших христианское вероисповедание. Можно заключить, что у мужчин и у женщин арабов имеются особенности представлений о любви, в зависимости от принятого вероисповедания: мусульманства или христианства, что проявляется в выраженности представления о любви, как о препятствии, помехи в жизни, так любовь воспринимается как деструктивное чувство и выраженность представлений о любви как о лучшем в человеке, идеализирование чувства, восприятие как некого романтического идеала, созидательной силы, способного все преодолеть, так данные представления более характерны для женщин-арабок мусульманской веры и для мужчин-арабов христианской веры.
Таким образом, было проведено исследование, направленное на исследование представлений о любви в контексте вероисповедания, а именно особенности представлений о любви арабов, принявших мусульманское вероисповедание и арабов, принявших христианское вероисповедание. Так цель исследования достигнута – проведен анализ особенностей представлений о любви среди арабов мусульман и арабов христиан на территории одного государства. В ходе исследования выявлено, что формирование представлений о любви имеет религиозный аспект влияния, так представления о любви будут иметь свои особенности у арабов различного вероисповедания, так гипотеза исследования верифицирована.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений о любви.
1.1 Любовь как психологическая категория
В данной части работы нами будут рассмотрены особенности понимания любви как психологической категории. Прежде всего, в русле данной работы нами используется категория «представления о любви», так основной акцент в работе смещается в сторону когнитивного компонента любви как категории, в меньшей степени будут рассмотрены эмоциональный и поведенческий компонент любви.
На основании зарубежных исследователей (В. Вундт, М. Вертгеймер, Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж.Пиаже, К.Г. Юнг) и отечественных (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Ф.Б. Ломов, Д.А. Ошанин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) можно отметить, что представление – это процесс отражения действительности (предметов, явлений), не в момент непосредственного восприятия, а на основании предыдущего опыта. Можно отметить, что основой представления может служить не только непосредственный опыт, но и фантазии, опыт других. В отношении данной работы «представление» рассматривается нами как чувственный образ предмета, явления, события, не в момент непосредственного восприятия.
При этом представления имеет характеристику не только индивидуального опыта, восприятия, но и в контексте социального опыта, так имеется категория «социальное представление», что отражает наличие некой общности в восприятии, отражения действительности (предметов, явлений). Так формирование представлений о любви может иметь социальной характер, общности представлений людей, объединенных по какому-либо признаку.
Социальные представления выполняют важную функцию в ориентации в социальном и материальном мирах, а также для облегчения межгрупповых коммуникаций между людьми. С. Московичи отмечает, что представление имеет два уровня выраженности вербальный и образный. Формирование социальных представлений всегда связано с коллективным созданием и сохранением.
При анализе работы Е.П. Ильина можно отметить некоторые сходства социальных представлений о любви отдельных социальных групп, так в гендерном аспекте имеются следующие особенности: мужчины, в целом, обладают большим уровнем романтизма, влюбляются с большей скоростью и степенью легкости, имеют сходное представление о любви, у женщин любовь проходит быстрее, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают, в сложившихся любовных отношениях женщины более склонны к самораскрытию, склонны выше оценивать партнера.
Любовь к противоположному полу обладает достаточно сложной внутренней организацией, включающей в себя установки субъекта на любовь, любовные переживания и феноменологию любви. Представления о любви могут существовать сравнительно независимо от реальных отношений, которые определяются самими респондентами как любовь. В исследовании Былинской Н.В., Дубиной А.М. было выявлено, что представления о любви у мужчин и женщин с возрастом трасформируются, усложняются в качественном смысле и упрощаются в количественном.
Любовь рассматривалась в различных психологических школах, одним из первых направлений, сформировавший исследование любви – психоаналитическая парадигма (О. Кернберг, А. Лоуэн, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.). В русле данного направления любовь рассматривается как образование, основанное на бессознательных процессах, возникновение и формирование любви основано на событиях и развитии человека в детском возрасте, а инициировано наличием табу и сексуальным желанием.
Сущность любви рассматривалась через различные подходы: К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон рассматривали через интеграцию человека и мира; А. Лоуэн, К.Г Юнг через наличие мужского и женского начала, достижение целостности и самости; З. Фрейд, Э. Фромм в контексте реализации человеком жизненных задач, продуктивного образа жизни.
Одним из первых исследователей любви как психологической категории был З. Фрейд, который рассматривал любовь через влечения и привязанность, при этом любовь имеет место в работах З. Фрейда в различных отношениях: детско-родительских, женско-мужских и др. Основу составляют инстинктивные влечения, либидо.
Другим исследователем, рассматривающим любовь, был Л. Каслер, который характеризовал любовь неадекватностью, в основе которой лежит потребность в признании и сексуальное влечение. Сопровождается это чувство страхом потери источника удовлетворения своих потребностей. В соответствии с предложенным подходом имеется ряд потребностей, которые составляют основу любви:
1. Потребность в подтверждении своих установок и знаний о мире;
2. Сексуальная потребность;
3. Потребность в признании.
Любовь же представляется как адаптивный механизм к запретам и нормам в обществе, реакцией на наличие табу и результатом конформного поведения.