Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Предметно-игровая среда как условие развитие речи детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты создания предметно-игровой среды для развития речи детей 6
1.1. Развитие речи детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Возможности предметно-игровой среды для развития речи детей 16
2. Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по созданию предметно-игровой среды как условия развития речи детей 6
2.1. Организация, содержание и методика проведения констатирующего эксперимента 26
2.2. Организация, содержание и методика проведения формирующего эксперимента 29
Заключение 40
Литература 42
Введение:
С точки зрения развития личности одним из самых значимых периодов в жизни человека является дошкольное детство. В это время необходимо уделять внимание развитию памяти, восприятия мышления, так как именно в этот период формируются основы будущей личности, произвольность поведения, воображение, творчество, инициативность, воля и др.
Физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – вот те приоритетные направления, на которые ориентировано дошкольное образование с учётом возрастных особенностей дошкольного возраста. [1, c.16] Речевое развитие всегда привлекает внимание как воспитателей, так и родителей, ведь именно дошкольный возраст является сензитивным для усвоения умения и навыков в речевом развитии, овладения азами культуры речи, в этот период педагоги и психологи отмечают тесную взаимосвязь умственного и речевого развития.
В процессе своего развития дошкольник должен овладеть языком, которые используют для общения окружающие его взрослые люди, научиться использовать сначала устную, а потом письменную речь. Более интенсивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей пополняется словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи. К пяти — шести годам большая часть детей уже способны корректно произносить слова.[2, c.11] Хорошо развитая речь дошкольника — залог его успешного обучения в дальнейшем, без развития речи невозможна умственная деятельность. Развивая речевые навыки, ребенок получает и знания об окружающих объектах, свойствах, действиях и связях, заключённые в конкретных словах. При этом ребенок не просто получает новые знания, — это позволяет ему учиться мыслить.
Развитие речи происходит наиболее эффекивно в благоприятной речевой среде. К понятию речевой среды относятся семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми ребёнок взаимодействует чаще всего. Предметно-развивающая среда играет важную роль в развитии речи у маленьких, еще не умеющих читать ребят, особенно в их самостоятельной деятельности.[11, c. 235]
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности ребенка сложно переоценить.
Среда, в которой живет ребенок, включая пространство в доме, предметы быта, игрушки, его ровесников и старших людей, оказывает большое влияние на развитие и формирование его личности и в том числе речи. Это отмечали многие педагоги-исследователи, такие как В.Н. Дружинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Важность этой проблемы подчёркивают современные исследователи и педагоги Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова. [3, c.48]
Среда обязательно должна соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то следует создавать не просто предметно-развивающую, а предметно-игровую среду.
Формирование правильной речи ребенка является одной из главных задач дошкольного образования. [4, c.52] Однако динамический анализ реальной ситуации за последние несколько лет говорит о ежегодном росте количества дошкольников с нарушениями речи.
В связи с этим перед педагогом встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиска средств и методов для полноценного речевого развития детей.
Данная проблема повлияла на выбор темы нашего исследования: «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей».
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с созданием предметно-игровой среды в ДОУ, способствующей развитию речи детей.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста в условиях предметно-игровой среды.
Объектом исследования выступает процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по речевому развитию ребенка будет проходить более успешно при условии создания обогащенной предметно-игровой среды в ДОУ.
Задачи исследования:
— определить психолого-педагогическую сущность процесса развития речи дошкольников.
— выявить возможности предметно-игровой среды в аспекте развития речи дошкольников.
— Разработать и апробировать комплекс экспериментальных методик, обеспечивающих наибольшую эффективность развития речи дошкольников в условиях предметно-игровой среды.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; педагогический эксперимент.
Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в данной работе теоретические положения и методические рекомендации по развитию речи у дошкольников способствуют совершенствованию педагогического процесса, направленного на развитие личности обучающихся. Практическая ценность результатов исследования заключается также в том, что внедрение его методических положений в практику обучения позволяет сделать процесс развития речи у дошкольников на занятиях в ДОУ более эффективным. Результаты исследования могут быть использованы на занятиях в ДОУ, а также в учреждениях дополнительного образования для дошкольников.
Заключение:
Развитие личности человека закладывается в детстве, а именно в развивающем пространстве, которое соответствует каждому этапу развития.
Дошкольное образовательное учреждение является таким местом, в котором дошкольник обогащает опыт восприятия, взаимодействия и прочих навыков, важных во взрослой жизни. Предметно-игровая среда позволяет благодаря тому, что игра – основной вид деятельности для дошкольников, формировать у детей навыки познания, а также коммуникации.
Нужно учитывать, что деятельность ребенка в условиях обогащенной среды даёт ему возможность проявить пытливость, любознательность в изучении мира вокруг него, без дополнительных стимулов стремиться к творческому воплощению познанного. В условиях развивающей среды дошкольник реализует свое право на свободу выбора вида деятельности. Он действует исходя из своих личных интересов и возможностей, желания самоутверждаться. Он включается в тот или иной вид деятельности не по воле воспитателя, а по своему собственному желанию.
Предметно-игровая развивающая среда создается с учетом возрастных особенностей дошкольников, зарождающихся гендерных отличий и интересов и организуется в таком порядке, чтобы дошкольник в течение дня в группе мог найти себе то занятие, которое его увлекает.
Обязательными условиями организации развивающей предметно-игровой среды в ДОУ выступают реализующие идеи развивающего обучения и ориентир на личностно-ориентированную модель коммуникации между педагогом и детьми. Реализация идей развивающего обучения может происходить лишь на основе лично-ориентированной модели.
Серьёзным аспектом развития личности дошкольника считается взаимодействие с миром вокруг него, ведь он не просто знакомится со свойствами, качествами, назначением каких-либо материальных объектов, но также учится языку социальной коммуникации, одной из форм которого выступает общение с остальными детьми в группе в процессе игры. Подобным образом закладываются азы коммуникативных навыков.
Создание развивающей предметно-игровой среды обусловлено необходимостью полноценного развития речи детей дошкольного возраста.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- отметила однажды Е. И. Тихеева. Наполняя пространство группы, педагог следят первоначально за тем, чтобы дошкольники имели возможность удовлетворить свои необходимые жизненные потребности в познании, в передвижении и в общении в групповой комнате.
Как показали результаты формирующего эксперимента, применение объектов предметно-игровой среды, методик в рамках этой среды и дидактических игр дают положительную динамику в развитии речи детей. Это не только отражено в графиках и таблицах, но также было отмечено педагогами и родителями участников экспериментальной группы.
Таким образом, одним из эффективных путей решения проблемы оптимизации процесса речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях признана организация предметно-игровой.
Проведённое нами исследование доказывает, что предметно-игровая развивающая среда благотворно влияет на развитие речи детей, делая его более эффективным. Задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты создания предметно-игровой среды для развития речи детей
1.1. Развитие речи детей как психолого-педагогическая проблема
Способность общаться посредством речи не дается человеку от рождения, она развивается в процессе онтогенеза (Уникального развития человека от начала появления на свет до смерти). Речь зависит от физического и умственного состояния человека и является показателем его развития. [10,c.345] Информация родного языка усваивается ребенком закономерно и характеризуется наличием определенных черт свойственных для детей. Чтобы понимать в каком возрасте и как должна становится речь у ребенка, нужно знать общие правило последовательности становления аппарата речи, нужно понимать условия, от которых напрямую зависит становление речи.
Ученые указывают на разные количество ступеней в становлении речи детей. Название этих ступеней различные, они могут указывать на различные границы возраста. (Гвоздев А. Н., Жинкин Н. И., Леонтьев А. Н., Розенгард-Пупко Г. Л. и др.). [4, с.48]
Рассмотрим этапы развития речи как их определил А.И. Максаков.
В первый год жизни у ребенка интенсивно развивается головной мозг, а вместе с ним слух и органы речи. Головной мозг – важнейший регулятор деятельности организма, но у новорожденного он еще слабо развит, отличаясь меньшей массой и более простой структурой, по сравнению с таковым у взрослого. Развитие у малыша мозга, сопровождается развитием физического и фонематического слуха. В свою очередь, слух играет важнейшую роль в усвоении речи, ее возникновении и дальнейшем развитии.
Вместе с развитием слуха, у младенца возникают голосовые реакции, в виде различных звуков и их сочетаний. Малыш издает их, подражая речи взрослых, пытаясь произносить сначала отдельные звуки, затем их сочетания, а к концу первого года жизни – слова. Сначала происходит понимание слов, затем их активное произнесение.
Свои первые слова, дети произносят в разное время: одни в 8 – 9 месяцев, некоторые в 1 год 2 месяца, иные еще позднее. Словарный запас ребенка на первом году жизни, также отличается у разных детей, составляя от 2-3 слов до 15-20. При этом, набор звуков у ребенка к концу первого года жизни, в основном состоит из звуков простых в артикуляции: гласных а, и, у, согласных г, к, п, б, т, н, д. Количество и четкость произношения звуков у разных детей также отличаются. Это зависит от артикуляционного аппарата, его состояния и подвижности. В этот период начального функционирования, лепет имеет большое значение в его развитии.[5, c. 98]