Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовые основы защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере подразделения по делам несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Глава 1. Правовые основы защиты беспризорных и безнадзорных детей: российский и зарубежный опыт 8
1.1 Правовые основы защиты беспризорных и безнадзорных детей в РФ и зарубежных странах 8
1.2 Выявление и учет беспризорных и безнадзорных детей 20
1.3 Проблемы в сфере защиты беспризорных и безнадзорных детей 29
Глава 2. Формы устройства беспризорных и безнадзорных детей 38
2.1 Усыновление (удочерение) 38
2.2 Опека и попечительство как форма устройства беспризорных и безнадзорных детей 46
2.3 Приемная семья 52
Заключение 60
Библиографический список 63
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что одной из важнейших проблем российского общества остается детская беспризорность и безнадзорность. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и места пребывания.
Беспризорность и безнадзорность детей имеет комплексный характер, выражается в деформации личностных структур ребенка, в разрыве его социальных связей. Беспризорность и безнадзорность детей ведет к формированию людей, не имеющих навыков трудится, создать семью, быть хорошим родителем. Они легко переходят границы моральных и правовых норм. Соответственно профилактика данного явления представляет систему мер государственного и общественного воздействия, направленных на предупреждение беспризорности и безнадзорности, на выявление и устранение причин, негативно влияющих на их физическое и нравственное развитие. Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.
Беспризорность и безнадзорность детей рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля над поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Беспризорность и безнадзорность детей выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Проблема защиты беспризорных и безнадзорных детей – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом. Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. Для того, чтобы обеспечить детям безопасность и достойный уровень жизни, в стране была создана сеть специализированных воспитательно-образовательных учреждений для детей, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации.
Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью работы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы, формулировку ее цели и задач.
Цель выпускной квалификационной работы — анализ правовых основ защиты беспризорных и безнадзорных детей и предложения по их совершенствованию.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить правовые основы защиты беспризорных и безнадзорных детей в РФ и зарубежных странах;
— провести анализ выявления и учет беспризорных и безнадзорных детей;
— выявить проблемы в сфере защиты беспризорных и безнадзорных детей;
— раскрыть усыновление;
— проанализировать опеку и попечительство как форму устройства беспризорных и безнадзорных детей;
— охарактеризовать приемную семью.
Объект исследования выпускной квалификационной работы – общественные отношения в сфере защиты беспризорных и безнадзорных детей.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – правовое регулирование защиты беспризорных и безнадзорных детей.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам правовых основ защиты беспризорных и безнадзорных детей.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании правовых основ защиты беспризорных и безнадзорных детей использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации , а также другие международные и российские нормативно-правовые акты .
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Международное сообщество и государства установили базовые стандарты защиты беспризорных и безнадзорных детей, создали учреждения и структуры по защите прав беспризорных и безнадзорных детей. Но по сей день остается множество нерешённых проблем.
В действующем российском законодательстве к основным актам, определяющими статус указанных лиц, их ответственность, а также гарантии социальной защиты, принято относить: Федеральный закон от 24.06.1999. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24.07.1998. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
Выявление безнадзорных и беспризорных детей, осуществление индивидуальной профилактической работы с ними находится в компетенции различных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Порядок осуществления профилактического учета несовершеннолетних регламентирован Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов безнадзорных и беспризорных детей должна быть главенствующей. Необходимость усиленной заботы об безнадзорных и беспризорных детях определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью.
Исследовав, проблемы усыновления следует предложить следующие пути их решения:
1) Для максимальной защиты прав и интересов безнадзорных и беспризорных детей необходимо ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления» от 29 мая 1993 г. Указанную конвенцию уже давно ратифицировали 48 стран, в число которых вошли Великобритания, Франция, Германия и др. Стоит отметить, что при разработке этой Гаагской конвенции участвовала и Россия, она даже подписала ее, но до сих пор она не была ратифицирована.
2) Внести дополнения в п. 6 ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, а именно дополнить формулировкой «…в котором проживает заявитель».
Проанализировав институт опеки и попечительства, предлагается следующее, дополнить ч. 1 ст. 122 СК РФ: «сигнал» о нарушении прав ребенка должен быть оформлен сигнализирующим в письменном виде, с представлением доказательных оснований, а именно необходимо обосновать и представить доказательства действительного нарушения прав ребенка. В противном случае существует статья 128.1. «Клевета» УК РФ. Таким образом, рекомендуется доработать п. 1 ст. 122 СК РФ.
В целях совершенствования процесса устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, обеспечения эффективного функционирования приемной семьи и достижения целей ее создания, целесообразно внести ряд изменений в действующее законодательство:
— изменить формулировку ст. 153.1. СК РФ и обозначить как «Понятие и содержание договора о приемной семье»1 . Т.е. в .1 данной статьи СК РФ необходимо установить законодательное понятие договора о приемной семье – это соглашение, т.е. семейно-правовая связь между приемными родителями и органом опеки и попечительства в пользу третьего лица – ребенка, имеющее организационный, относительный и строго личный характер, заключаемое на профессиональных, возмездных и срочных началах, направленное на регулирование личные неимущественные и имущественные права и обязанности субъектов.
— ст. 145 СК РФ целесообразно закрепить в следующей редакции: «При устройстве ребенка в приемную семью права и обязанности приемного родителя, а также право на вознаграждение за содержание ребенка возникают с момента его передачи в приемную семью»;
— предусмотреть в нормах СК РФ ответственность приемных родителей за возврат детей обратно в детское воспитательное (образовательное) учреждение. Обязать приемных родителей, решивших отказаться от ребенка, платить алименты на его содержание. И в обязательном порядке предусмотреть возможность компенсации морального вреда в денежном эквиваленте ребенку, приемные родители которого отказались от него. Такое изменение возможно посредством внесения изменений в статью 153.2. СК РФ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ БЕСПРИЗОРНЫХ И БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
1.1 Правовые основы защиты беспризорных и безнадзорных детей в РФ и зарубежных странах
На протяжении всей истории человечества беспризорные и безнадзорные дети подвергались тяжелейшим формам эксплуатации, насилия, страдания и унижения. Чтобы это остановить, после Второй мировой войны была принята Всемирная декларация прав человека (1948 г.), которая провозгласила, что беспризорные и безнадзорные дети нуждаются в особой защите и заботе . В международных документах сказано, что ребёнок — это лицо, которое не достигло совершеннолетия.
Права беспризорных и безнадзорных детей — это реализованная справедливость по отношению к каждому ребёнку, это императив, стоящий над государством и законом.
Благополучие беспризорных и безнадзорных детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Рассмотрим правовые основы защиты детей. Их можно разделить на две группы: международные документы и национальные документы.
В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в которой провозгласила социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей .
Однако тенденции общественного развития и положение беспризорных и безнадзорных детей в середине XX в. потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались бы права беспризорных и безнадзорных детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.