Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовые основы организации и деятельности службы судебных приставов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 6
1.1. Федеральная служба судебных приставов: понятие, правовое регулирование, задачи и функции 6
1.2. Структура ФССП России. Территориальные органы 10
2. СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ 25
2.1. Права и обязанности, ответственность судебных приставов 25
2.2. Порядок взыскания задолженности судебными приставами 33
2.3. Порядок обжалования действий судебных приставов 37
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 44
3.1. Проблемы деятельности ФССП 44
3.2. Перспективы развития ФССП 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 61
Приложение 2 62
Приложение 3 63
Приложение 4 64
Приложение 5 65
Введение:
Актуальность данной темы определяется тем, что деятельность государственных служащих в качестве своей главной цели преследует повышение качества жизни человека, обеспечение его прав, свобод и законных интересов.
В России институт судебных исполнителей имеет весьма глубокую историю и на протяжении столетий непосредственно связывался с деятельностью судебной власти, а сами судебные приставы фактически выступали в качестве работников судов.
Во многом именно этим обусловливается этимология названия должности — «судебный пристав».
В настоящее время судебные приставы являются государственными гражданскими служащими и, соответственно, относятся к исполнительной ветви власти, что, однако, нисколько не умаляет их значения в механизмах принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов.
Зачастую только благодаря судебным приставам граждане могут добиться исполнения судебного решения, что делает их работу чрезвычайно важной и ответственной.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение правовых основ организации и деятельности службы судебных приставов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие, правовое регулирование, задачи и функции ФССП,
— исследовать структуру ФССП России и ее территориальные органы,
— рассмотреть права и обязанности судебных приставов,
— изучить порядок взыскания задолженности судебными приставами,
— исследовать проблемы и перспективы развития службы судебных приставов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности службы судебных приставов.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие особенности правового регулирования деятельности службы судебных приставов.
Теоретическую базу работы составили труды таких ученых-юристов как Гальперин М.Л., Гуреев В.А., Гущин В.В., Мамыкин А.С., Чукина А. и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, судебная практика в рассматриваемой сфере.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы о концептуальных и правовых основах деятельности судебных приставов, позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые проблемы, которые имеют место быть в практической деятельности судебных приставов.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель и решены поставленные задачи.
Принятие судом решения об удовлетворении заявленных требований и вступление такого решения в законную силу, кажется окончанием всех распрей и конфликтов, долгожданным освобождением от нервного напряжения и финансовых затрат. Казалось бы, что ранее нарушенные права восстановлены, виновные лица наказаны, а лицам, заблуждавшимся в своей правоте, разъяснено, в чем они неправы.
И вот, хочется строить планы на будущее, но исполнение судебного решения затягивается, должник-юридическое лицо «вычищает» свои расчетные счета, все ценные активны «сливаются» в сторону, имущество испаряется, а должник-физическое лицо пропадает, не оставив никакого имущества, за счет которого можно исполнить решение суда.
Именно на службу судебных приставов возложена обязанность по исполнению решения суда, используя любые, не запрещенные законом способы, причем на исполнение решения суда у судебного пристава имеется всего лишь два месяца с момента возбуждения исполнительного производства.
Если оценивать ситуацию в целом, необходимо констатировать, что на сегодняшний день в нашем обществе отсутствуют как понимание обязательности самостоятельного и добровольного исполнения требований исполнительных документов, так и нетерпимости к фактам уклонения от их исполнения. Именно это вызывает необходимость возбуждения Федеральной службой судебных приставов сложного и дорогостоящего механизма принудительного исполнения.
Проводимый Службой мониторинг поступающих судебных актов и актов иных органов свидетельствует, что в нынешних социально-экономических условиях имеет место целый ряд факторов, в результате которых государственный механизм принудительного исполнения реализуется в отношении значительной части заведомо неисполнимых исполнительных документов.
Несмотря на увеличение количества возбужденных исполнительных производств, служебной нагрузки на судебных приставов-исполнителей сокращен остаток неоконченных исполнительных производств, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, значительно снижено количество удовлетворенных судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Службы. Имеется реальная перспектива выполнения планового задания по исполнительскому сбору.
Не утратила своей остроты и требует разрешения такая проблема как взыскание малозначительных сумм задолженности. Исполнение таких исполнительных документов Федеральной службой судебных приставов создает неоправдываемую результатом их исполнения нагрузку на судебных приставов-исполнителей и требует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Практика свидетельствует, что законодательство об исполнительном производстве нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью регламентации наиболее сложных исполнительных процедур. Одной из важнейших задач является разработка и внесение изменений и дополнений в действующее законодательство об исполнительном производстве. Проекты изменений в Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» активно обсуждаются в комитетах Государственной Думы.
Без оптимизации принудительного исполнения, являющегося неотъемлемой частью правосудия, невозможно оптимизировать судебную систему в целом и построить правовое государство, опирающееся на соблюдение законности и правопорядок.
Из перспективных направлений оптимизации деятельности судебных приставов по ОУПДС является зонирование зданий судов. Их условное разделение на отдельные зоны с различной степенью допуска посетителей в совокупности с надлежащим оборудованием системами видеонаблюдения позволит уже сейчас перераспределить для обеспечения безопасности судебных заседаний порядка 15-20 % численности судебных приставов, задействованных на охрану и обеспечение порядка в зданиях.
Однако никакая техника не способна полностью подменить собой человеческий потенциал. Но, как мной уже отмечалось, отсутствие адекватных материальных и социальных гарантий делает работу судебного пристава на рынке труда малопривлекательной. Хотелось бы надеяться, что дискуссия о подчиненности Службы судебных приставов будет иметь реальный результат, и положительно повлияет как на обеспечение безопасности судов и судей, так и на исполнение судебных актов. Главное – не допустить разрушения службы судебных приставов. В настоящее время, несмотря на существующие недостатки, неукомплектованность кадрами, недостаточное финансирование, Служба судебных приставов работает, осуществляет свои функции.
В заключение следует отметить, востребованность Службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений. На службу судебных приставов сейчас возложен ряд ответственных функций по розыску должников и их имущества, дознанию и административной практики. Необходимо отметить, что служба судебных приставов находится в стадии развития, деятельность ее совершенствуется. Предпринимаются меры к наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. За время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
1.1. Федеральная служба судебных приставов: понятие, правовое регулирование, задачи и функции
В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр .
2. Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов);
3) управление территориальными органами ФССП России (далее — территориальные органы);
4) ведение государственного реестра;
5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
ФССП России осуществляет следующие полномочия :
-осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
-применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
-проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
-организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
-хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
-розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
-участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
-осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
-руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;
-проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
-формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;
-ведет государственный реестр;
-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию.
Деятельность ФССП регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральные законы:
— Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ,
— Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»,
— Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
— Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
Указы Президента Российской Федерации:
— Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»,
— Акты Правительства Российской Федерации,
— Акты Министерства юстиции Российской Федерации, основным из которых является Приказ Минюста России от 21.05.2013 № 74 (ред. от 06.10.2017) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» ,
— Акты Федеральной службы судебных приставов:
— Приказ ФССП России от 29.05.2012 № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов».
Иные акты органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
ФССП издает приказы по направлению деятельности:
-Приказ ФССП России от 04.10.2017 № 445 «О внесении изменений в Положение о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом ФССП России от 29.11.2016 № 620»,
-Приказ ФССП России от 04.10.2017 № 441 «О выплате единовременного поощрения к благодарности Федеральной службы судебных приставов»,
-Приказ ФССП России от 09.08.2017 № 374 «О внесении изменений в приказы Федеральной службы судебных приставов по вопросам единовременного поощрения при награждении ведомственными наградами»,
-Приказ ФССП России от 13.06.2017 № 297 «Об утверждении Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов» ,
-Приказ ФССП России от 13.06.2017 № 295 «О внесении изменения в Регламент Федеральной службы судебных приставов, утвержденный приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256» (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2017 № 47204);
-Приказ ФССП России от 15.03.2017 № 81 «Об утверждении Плана информатизации Федеральной службы судебных приставов на 2017 год»,
-Приказ ФССП России от 16.01.2017 № 8 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах».
Федеральная служба судебных приставов России призвана обеспечивать исполнение судебных решений в части выплаты и покрытия задолженности.
Несколько лет назад было принято решение запустить информационный портал, посредством которого граждане могут получать данные об исполнительных производствах.
Эта информация является открытой, поэтому, проделав определенные манипуляции, каждый желающий сможет получить подобные данные.