Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовой статус сотрудника следственного комитета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие и признаки сотрудника Следственного комитета Российской Федерации как государственного служащего 7
1.2 Источники, регулирующие правовой статус сотрудника Следственного комитета Российской Федерации 12
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
2.1 Условия поступления и условия прохождения государственной службы в Следственном комитете РФ 21
2.2 Права и обязанности сотрудника Следственного комитета РФ 27
2.3 Государственные гарантии, предоставляемые в связи со службой в Следственном комитете РФ 33
2.4 Юридическая ответственность сотрудников Следственного комитета РФ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Введение:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что криминальная обстановка в обществе, относительно высокий уровень особо опасных посягательств на конституционные права личности и охраняемые законом интересы граждан требуют эффективной работы всей правоохранительной системы и наиболее значимой ее части — Следственного комитета РФ.
Глубокие преобразования в современной России повлекли за собой, наряду с политическими и экономическими переменами, необходимость проведения военной и правовой реформ, в целях обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, реального обеспечения верховенства закона. Также правовой статус личности, в том числе военнослужащего, обрел принципиально новое значение в системе государственных приоритетов (ст. 2 Конституции РФ).
Кроме того, закон, невзирая на то, что однозначно относит следователя, к стороне обвинения, наделяет его такими полномочиями, которые не вполне согласуются с осуществлением им только лишь функции уголовного преследования. Таким образом, перед учеными и практическими работниками законом была поставлена задача определения действительного назначения деятельности следователя, а также определением его оптимального правового положения, которое наиболее соответствовало бы выполняемым им функциям.
В публично-правовых отношениях правовой статус сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации занимает очень важное место. Регулирование правового статуса сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации обеспечивает стабильное функционирование государства и его органов и учреждений, что затрагивает абсолютно все сферы жизни современного общества.
Вопросы правового статуса сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации всегда являются актуальными. Правовой статус сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации всегда отличается своими характерными особенностями, в том числе и с той стороны, что они затрагивают несколько областей права: административное право, уголовное и уголовно-процессуальное право и финансовое право с точки зрения государственного бюджета.
В последнее время в юридической науке институт правового статуса сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации обсуждается в связи с некоторыми изменениями в законодательстве. Часто поднимаются вопросы проблемы квалификации действий лиц и организаций в данной сфере, различные процессуальные и уголовно-правовые аспекты, а также актуальные проблемы. Эти и другие важные положения будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правового статуса сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации.
Предмет исследования: нормативно-правовые акты и правоприменительная практика, регулирующие правовой статус сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации, его элементы и системные связи между ними.
Целью исследования является общий анализ правового статуса сотрудника Следственного Комитета Российской Федерации, его характеристика.
Задачи исследования сводятся к следующему:
• определить и охарактеризовать сотрудника Следственного комитета Российской Федерации как государственного служащего;
• проанализировать источники, регулирующие правовой статус сотрудника Следственного комитета Российской Федерации;
• рассмотреть условия поступления и условия прохождения государственной службы в Следственном комитете РФ;
• осветить права и обязанности, а также юридическую ответственность сотрудника Следственного комитета РФ.
Теоретической основой данной работы являются теоретические труды докторов и кандидатов юридических наук, доцентов и профессоров, заслуженных деятелей науки России в области правового регулирования правового статуса следователя в Российской Федерации, опубликованных в различных литературных изданиях, а именно: А.М. Багмет, А.Ю. Бежецкий, Б. Т. Безлепкина, А.В. Борбат, Ю.П. Боруленкова, Б.М. Гонгало, И.А. Иванчак, Е.А. Климова, Г.А. Микрюкова, М.Л. Позднякова, А.И. Рарог, Н.А. Селиванова, Ю.А. Цветкова.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Введение обосновывает актуальность, обозначает объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, структуру работы.
Первая глава дипломной работы отражает общую характеристику правового статуса сотрудника Следственного комитета Российской Федерации.
Вторая глава заключает в себя исследование основных элементов правового статуса сотрудника Следственного комитета Российской Федерации.
В заключении подводятся итоги исследования, сформированы выводы по рассматриваемой теме.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа; исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный метод исследования.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Несмотря на широкую освещенность темы в юридической литературе, в сфере правового статуса сотрудника Следственного комитета Российской Федерации есть много актуальных проблем, требующих разрешения. Проблемы возникают как на этапе квалификации действий лиц, так и на различных стадиях правоотношения. Например, часто могут возникать проблемы с применением определенного метода исследования или выбора конкретного средства регулирования правового статуса сотрудника Следственного комитета Российской Федерации. В данной работе будут исследованы основные отличительные черты по обозначенным выше вопросам и сделаны важные выводы, которые могут быть применимы на практике.
Заключение:
Следственный комитет Российской Федерации – важнейший элемент конституционного строя. Его развитие, повышение эффективности функционирования, совершенствование форм и методов реализации полномочий представляет собой процесс, требующий постоянного научного анализа и обобщения, уточнения конституционно-правового статуса и принципов деятельности.
На протяжении последних лет существенно изменился статус Следственного комитета. Международные стандарты и принципы следственной деятельности, в ходе своего становления и признания в российской правовой системе, прошли значительный путь. Существенно изменилось и отношение в общественном сознании к следственной деятельности, как к одной из важнейших функций государства по защите прав и свобод человека и гражданина.
Правовой статус сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе следователей Следственного комитета РФ, определяется спецификой выполняемых ими функций и задач. К сотрудникам, в том числе и следователям Следственного комитета РФ, как федеральным государственным служащим, предъявляются более высокие требования, чем к другим федеральным государственным служащим. Это обусловлено особым их статусом.
Сотрудники Следственного комитета РФ, как отмечалось ранее, наделены властными полномочиями в целях осуществления уголовно-процессуальной деятельности в форме предварительного расследования.
На основании рассмотренных в работе данных следует сделать вывод, что правовой статус сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе следователей Следственного комитета РФ, определяется спецификой выполняемых ими функций и задач. К сотрудникам, в том числе и следователям Следственного комитета РФ, как федеральным государственным служащим, предъявляются более высокие требования, чем к другим федеральным государственным служащим. Это обусловлено особым их статусом.
Правоотношения субъектов в данной области права урегулированы нормативными актами. Основные признаки правового акта подробно рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Также в работе было установлено, что правовой статус сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе следователей Следственного комитета РФ, образует отдельный институт государственной службы в Российской Федерации. Он регулируется как общими, так и специальными нормативными правовыми актами, устанавливающими права и обязанности, ограничения, социально-правовое обеспечение, гарантии, поощрения и ответственность сотрудником Следственного комитета РФ.
Служба в органах Следственного комитета Российской Федерации является видом федеральной государственной службы. Сотрудниками следственного управления Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ могут быть
— граждане Российской Федерации,
— имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию,
— обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.
способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них служебные обязанности.
Было рассмотрено, что в процессе осуществления своей деятельности сотрудники Следственного комитета могут быть привлечены к ответственности.
Первым видом юридической ответственности можно выделить дисциплинарную ответственность. Когда рассматривают дисциплинарную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности, то в определение её понятия включают совершение дисциплинарных проступков (нарушение трудовой, воинской, служебной дисциплины). Административная ответственность применяется за административный проступок. Уголовная ответственность является самым суровым видом юридической ответственности. К уголовной ответственности привлекаются лица, обвиняемые в преступлениях.
Основанием применения дисциплинарной ответственности на сотрудника Следственного комитета РФ является неисполнение или ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей, а также совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета. В связи с этим к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
– замечание;
– выговор;
– строгий выговор;
– понижение в специальном звании;
– лишение медалей Следственного комитета;
– лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
– предупреждение о неполном служебном соответствии;
– увольнение из Следственного комитета РФ по соответствующему основанию (ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона).
Как видно из измененного названия, новеллы затронули ст. 28 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее – Закон № 403-ФЗ), регламентирующую вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников СК РФ, которая была дополнена частью 1.1, констатирующей, что в случаях, предусмотренных КоАП РФ, сотрудники СК РФ за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Это в принципе корреспондирует первоначальной редакции запланированных изменений в Кодекс, которые прошли обсуждение в первом чтении. Вместе с тем, в окончательной редакции законопроект «усилился» рядом не предусматривавшихся ранее позиций.
Во-первых, упомянутая выше ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ, определяющая, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, помимо депутатов, судей, прокуроров и иных лиц, распространяются теперь и на сотрудников СК РФ.
В работе был исследован данный вопрос, и рассматриваемое положение было оценено как дефектная норма, в силу чего отмечено, что сотрудники СК РФ должны в рамках вступивших в силу новелл в настоящее время привлекаться к ответственности за совершение административных правонарушений с учетом правил, установленных ст. 2.5 КоАП РФ, то есть за исключением случаев, оговоренных в ч. 2 указанной статьи, подвергаться дисциплинарной ответственности. В свою очередь апеллирование при возникновении административно-деликтных правоотношений, участниками которых являются сотрудники СК РФ, к ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ, не должно приниматься ко вниманию должностными лицами органов административной юрисдикции.
По рассмотренной в работе судебной практике можно сделать следующие выводы:
— Прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования из-за отсутствия в его действиях состава преступления не освобождает его от дисциплинарной ответственности, если нарушение им служебной дисциплины установлено по результатам служебной проверки.
— При разрешении спора по иску органа власти о привлечении сотрудника к материальной ответственности суд должен учитывать нормы ТК РФ о возможности снижения размера ущерба исходя из материального и семейного положения работника.
— При сокращении замещаемой должности сотруднику должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевести его на вышестоящую должность могут, но не обязаны.
— В связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, руководитель обязан предложить сотруднику перевод на вакантные равнозначные или нижестоящие должности, не требующие такого допуска.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и признаки сотрудника Следственного комитета Российской Федерации как государственного служащего
Сотрудники Следственного комитета РФ наделены властными полномочиями в целях осуществления уголовно-процессуальной деятельности в форме предварительного расследования.
По правовой природе государственная служба в органах Следственного комитета РФ относится, как отмечалось ранее, к правоохранительной службе (см. гл. 18 данного учебника) как разновидности государственной службы. Однако в системе Следственного комитета РФ предусматривается государственно-гражданская служба, а в системе военно-следственных органов – военная служба.
Элементом правового статуса сотрудников Следственного комитета РФ являются требования, предъявляемые к соответствующим категориям государственных служащих при назначении их на соответствующие должности в Следственном комитете РФ.
Следователи – это одна из категорий сотрудников Следственного комитета. Эти люди имеют юридическое образование и призваны расследовать уголовные, экономические и политические преступления.
Одна из основных особенностей в работе следователя — это необходимость взаимодействия с различными структурами в процессе работы. В ходе расследования правонарушений приходится взаимодействовать с органами дознания, следственной группой, криминалистами, судебно-медицинскими экспертами, а также судебными исполнителями. Поэтому профессия следователя предполагает наличие хороших организаторских способностей.
По своей сути следователь является юристом, который способен разбираться в любых вопросах права. Так как преступления могут быть совершены в разных сферах человеческой деятельности: в области авторского права, в технологическом процессе производства, в экономике, политике, банковском деле и так далее.
Работа следователя требует диплома о наличии высшего юридического образования. Если у человека имеется только лишь среднее профессиональное образование, то его недостаточно для того, чтобы эффективно выполнять все обязанности следователя. Большое внимание при подготовке будущих специалистов уделяется физической и боевой подготовке.
Для успешной службы следователю нужно знать уголовно-процессуальный кодекс, действующее законодательство, методы криминалистики, логику, психологию, основы экономики. Он должен уметь использовать в своих целях видео-, аудио- и фотоаппаратуру.
Профессия следователя довольно распространена и востребована. На рынке труда существует спрос на представителей этой специальности, хотя имеется достаточно выпускников вузов данного профиля. Однако работа следователя весьма сложная, для успешной карьеры требуется не только высшее образование, но также талант, упорство и настойчивость.
Начинает свою работу следователь с приема письменного заявления о совершении преступления. После он заводит дело, организует и проводит следствие на месте совершения преступления, занимается поиском и опросом свидетелей. На следующей стадии проведения следственных мероприятий следователь анализирует полученную информацию и выдвигает несколько версий преступления. Проводится допрос подозреваемых о совершении неправомерных действий с целью поиска доказательств. Следователь Следственного комитета в итоге своей работы пишет отчет и передает дело на рассмотрение суд.
Во время расследования следователю необходима помощь следственной группы, криминалистов, судебно-медицинских экспертов, судебных исполнителей и других специалистов.
Чтобы стать следователем, необходимо обладать набором соответствующих навыков. Поэтому без профессионального образования не обойтись. Это важно. Тому, кто хочет в будущем работать на должности следователя, необходимо получить высшее юридическое образование. Ведь в процессе своей деятельности он должен обладать знаниями:
— уголовно-процессуального кодекса;