Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ 8
1.1. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи 8
1.2. Формирование и деятельность органов прокуратуры в РСФСР, СССР и постсоветский период 13
1.3 Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации 22
ГЛАВА 2 ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ЕДИНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ 28
2.1 Правовые основы и принципы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации 28
2.2. Понятие прокурорской системы и ее организационная структура 32
2.3. Права, обязанности и полномочия прокуратуры Российской Федерации 37
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 52
3.1 Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 50
3.2 Проблемы и пути совершенствования системы прокуратуры Российской Федерации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Введение:
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», одной из важных задач, выполняемых прокуратурой, является участие прокурора в судопроизводстве. Кроме того, прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов, действующих на ее территории.
Как известно, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства федеральных законов на территории Российской Федерации, что обеспечивает единство и согласованность всей правовой системы. При этом учитывается тот факт, что органы прокуратуры, действующие под руководством Генерального прокурора, являются инструментом обеспечения такого порядка правовой системы.
Актуальность темы продиктована необходимостью четко определить правовой статус Прокуратуры Российской Федерации, что вызвано ужесточением требований к качеству судебного доказывания и деятельности государственного обвинителя. В контексте рассматриваемой проблемы, необходимо определить систему взаимодействия в суде государственного обвинителя с другими участниками со стороны обвинения.
Сложность судебного разбирательства, несовершенство действующего законодательства, удорожание представительства, малочисленность общественных институтов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на бесплатной основе, вынуждают граждан самостоятельно отстаивать свои права и интересы доступными способами, что, в отсутствие независимого мнения прокурора, при условии судебной ошибки, предопределяет незаконный исход дела.
Ежегодно в органы прокуратуры поступает немалое количество обращений граждан о несогласии с принятыми судебными актами по гражданским делам, в рассмотрении которых участие прокурора не предусмотрено ГПК и другими федеральными законами.
Большому числу жалоб способствует и буквальное толкование ст. 36 Закона о прокуратуре, где до настоящего времени закреплено право прокурора истребовать из суда любое дело и, признав принятое решение незаконным и необоснованным, принести протест в порядке надзора, положения которой подлежат применению во взаимосвязи со ст. 45 ГПК .
В свою очередь, рассмотрение указанных обращений, по сути, сводится исключительно к разъяснению порядка обжалования. А также возможных правовых способов решения проблемы, в то время как законность некоторых судебных актов зачастую вызывает сомнение, что фактически противоречит правозащитной функции прокуратуры в целом, поскольку заявитель не получает объективного и окончательного разрешения поставленного вопроса от органа, предназначение которого подчинено решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Прокуратура изначально создавалась как единственный орган надзора за исполнением законов, строгое соблюдение которых — признак правового государства, в связи с чем, сохранение и дальнейшее расширение пределов вмешательства прокурора в гражданское судопроизводство отвечает пути формирования в РФ его собственной модели, основанной на историческом опыте, традициях и культуре.
Прокурор не может вступить в процесс для дачи заключения по делу, где является истцом, в силу коренного различия правовой регламентации указанных процессуальных ролей, поскольку иное означало бы нарушение принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Вместе с тем, в какой бы форме прокурор ни участвовал в рассмотрении гражданского дела, он всегда занимает самостоятельное процессуальное положение представителя государства, от имени которого осуществляет надзор за соблюдением законности.
Помимо инициативной формы участия и вступления в дело для дачи заключения, полномочия прокурора в гражданском процессе реализуются путем возбуждения процедуры апелляционного, кассационного и надзорного пересмотра судебных актов, их отмены по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правом на подачу представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, и располагает им по долгу службы с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
Условия, порядок и основания обжалования судебных актов детально регламентированы гражданским процессуальным законодательством в отсутствие каких-либо исключений для прокурора, что эффективности указанной меры реагирования не умаляет.
Предмет и пределы пересмотра в суде кассационной и надзорной инстанций носят исключительный характер, ограниченный исправлением фундаментальных нарушений, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело.
Отмена вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам — это отступление от принципа правовой определенности, оправданное в целях устранения пробела в фактических обстоятельствах спора после его разрешения по существу.
Целевая направленность вступления прокурора в дело на стадии пересмотра законодательством не оговорена, в то время как прокурор совместно с судом вышестоящей инстанции проверяет принятый судебный акт на предмет соответствия нормам материального и процессуального
Текст работы:
Прокурор является одним из основных участников судопроизводства, наделенный широким спектром полномочий во всех стадиях процесса.
Основной целью прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является достижение ситуации, когда эти права и свободы фактически соблюдаются органами предварительного следствия, когда граждане уверены в том, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.
Своевременное и правильное выполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, но и гарантирует разумное преследование лиц, совершивших преступления, и предупреждение дел в отношении невинных людей. Контроль за обеспечением этого исполнения возложен на органы прокуратуры.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания и предварительного следствия, является одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т. д.), неизбежность ответственности за преступление, защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.
Проанализировав процессуальный статус прокурора, его функции, полномочия, а также деятельности в досудебных стадиях процесса России можно сделать следующие выводы.
Основной функцией прокурора наряду с функциями координации деятельности правоохранительных органов, процессуального руководства, является функция надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, а функция преследования на данном этапе является дополнительной. На стадии возбуждения дела центральное место в деятельности прокурора занимает функция надзора за соблюдением требований законов о действиях и решениях органов дознания и предварительного следствия, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при получении, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях.
Говоря о взаимосвязи прокурорского надзора и судебного контроля, нельзя полностью заменять первый судебным контролем, как сегодня, так и в обозримом будущем. Каждая из этих функций призвана дополнять друг друга. Закон предоставил прокурору достаточно широкий круг полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор выступает в качестве контролирующего органа по исполнению законов. Внимание прокурора в первую очередь обращается на защиту прав и законных интересов жертв преступлений.
Статус самого закона «О прокуратуре» должен быть повышен до статуса федерального конституционного закона, в том числе путем включения соответствующей ссылки в Конституцию Российской Федерации, где прокуратуре (в основном ее кадровым вопросам) посвящена отдельная статья. В Конституции можно выделить главу «О прокуратуре», в которой наряду с уже урегулированными вопросами закреплены цели и задачи прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и деятельности прокурорской системы, гарантии неприкосновенности и независимости прокуроров. Согласование с субъектами Федерации кандидатур региональных прокуроров при назначении последних на должность должно быть отменено.
Отметим, что до 2010 года в ст. 40 Закона «О прокуратуре» прокурорская служба определялась именно как вид федеральной государственной службы. Считаем целесообразным вернуться к этой первоначальной формулировке, тем более что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» иные виды государственной службы устанавливаются федеральными законами.
Считаем целесообразным включить отдельную статью о моральных качествах прокурора примерно следующего содержания:
При осуществлении профессиональной деятельности прокурор обязан:
соблюдать этические и моральные нормы; разумно и строго использовать предоставленные государством полномочия в рамках закона;
воздерживаться от любой деятельности, которая может негативно повлиять на выполнение прокурором своих профессиональных обязанностей или вызвать сомнения в его независимости и беспристрастности, а также препятствовать участию членов его семьи в такой деятельности;
честно, разумно, добросовестно и грамотно осуществляют свою деятельность;
будьте требовательны к себе, принципиальны и беспристрастны в решениях;
соблюдайте деловой стиль общения и деловой стиль одежды, будьте внимательны.
Целесообразно предусмотреть в законе «О прокуратуре» аналогичную норму следующего содержания: прокурор, проработавший в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации не менее 10 лет в календарном порядке, имеет право на единовременную социальную выплату за приобретение или строительство жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации. Более того, здесь мы предлагаем говорить конкретно о прокурорах, а не только о прокурорах, как в пункте 4 ст. 44 Закона «О прокуратуре».
В заключение отметим, что принятие данного закона позволит не только расширить и усовершенствовать законодательную базу о службе в
Заключение:
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», одной из важных задач, выполняемых прокуратурой, является участие прокурора в судопроизводстве. Кроме того, прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов, действующих на ее территории.
Как известно, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства федеральных законов на территории Российской Федерации, что обеспечивает единство и согласованность всей правовой системы. При этом учитывается тот факт, что органы прокуратуры, действующие под руководством Генерального прокурора, являются инструментом обеспечения такого порядка правовой системы.
Актуальность темы продиктована необходимостью четко определить правовой статус Прокуратуры Российской Федерации, что вызвано ужесточением требований к качеству судебного доказывания и деятельности государственного обвинителя. В контексте рассматриваемой проблемы, необходимо определить систему взаимодействия в суде государственного обвинителя с другими участниками со стороны обвинения.
Сложность судебного разбирательства, несовершенство действующего законодательства, удорожание представительства, малочисленность общественных институтов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на бесплатной основе, вынуждают граждан самостоятельно отстаивать свои права и интересы доступными способами, что, в отсутствие независимого мнения прокурора, при условии судебной ошибки, предопределяет незаконный исход дела.
Ежегодно в органы прокуратуры поступает немалое количество обращений граждан о несогласии с принятыми судебными актами по гражданским делам, в рассмотрении которых участие прокурора не предусмотрено ГПК и другими федеральными законами.
Большому числу жалоб способствует и буквальное толкование ст. 36 Закона о прокуратуре, где до настоящего времени закреплено право прокурора истребовать из суда любое дело и, признав принятое решение незаконным и необоснованным, принести протест в порядке надзора, положения которой подлежат применению во взаимосвязи со ст. 45 ГПК .
В свою очередь, рассмотрение указанных обращений, по сути, сводится исключительно к разъяснению порядка обжалования. А также возможных правовых способов решения проблемы, в то время как законность некоторых судебных актов зачастую вызывает сомнение, что фактически противоречит правозащитной функции прокуратуры в целом, поскольку заявитель не получает объективного и окончательного разрешения поставленного вопроса от органа, предназначение которого подчинено решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Прокуратура изначально создавалась как единственный орган надзора за исполнением законов, строгое соблюдение которых — признак правового государства, в связи с чем, сохранение и дальнейшее расширение пределов вмешательства прокурора в гражданское судопроизводство отвечает пути формирования в РФ его собственной модели, основанной на историческом опыте, традициях и культуре.
Прокурор не может вступить в процесс для дачи заключения по делу, где является истцом, в силу коренного различия правовой регламентации указанных процессуальных ролей, поскольку иное означало бы нарушение принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Вместе с тем, в какой бы форме прокурор ни участвовал в рассмотрении гражданского дела, он всегда занимает самостоятельное процессуальное положение представителя государства, от имени которого осуществляет надзор за соблюдением законности.
Помимо инициативной формы участия и вступления в дело для дачи заключения, полномочия прокурора в гражданском процессе реализуются путем возбуждения процедуры апелляционного, кассационного и надзорного пересмотра судебных актов, их отмены по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правом на подачу представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, и располагает им по долгу службы с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
Условия, порядок и основания обжалования судебных актов детально регламентированы гражданским процессуальным законодательством в отсутствие каких-либо исключений для прокурора, что эффективности указанной меры реагирования не умаляет.
Предмет и пределы пересмотра в суде кассационной и надзорной инстанций носят исключительный характер, ограниченный исправлением фундаментальных нарушений, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело.
Отмена вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам — это отступление от принципа правовой определенности, оправданное в целях устранения пробела в фактических обстоятельствах спора после его разрешения по существу.
Целевая направленность вступления прокурора в дело на стадии пересмотра законодательством не оговорена, в то время как прокурор совместно с судом вышестоящей инстанции проверяет принятый судебный акт на предмет соответствия нормам материального и процессуального
Список литературы:
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
1.1 Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи
Рассматривая вопросы полномочий прокуратуры в сфере обеспечения оказания юридической помощи гражданам, для полноты охвата вопроса следует изначально остановиться на истории вопроса.
В начале XVIII века произошли изменения в системе управления российского государства, которое в связи с назревшей необходимостью совершенствования деятельности органов государственной власти, искоренения бюрократизма, казнокрадства, очевидно, стяжательства государственных служащих. Настоящей бедой правительства была бюрократия. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни власти .
В этой связи большие надежды возлагались на прокуратуру, хотя в определенные периоды развития были сделаны попытки отменить ее. Тем не менее, следует отметить два периода развития Королевской прокуратуры:
1) до 1864 г., когда прокуроры выполняли общие надзорные функции, руководили расследованием, следили за судом;
2) после 1864 года, когда прокуроры стали выполнять в судах только обвинительную функцию.
Петр I изменил все основные государственные структуры, обновил законодательство. В 1711 году был издан указ «о фискалах» — предшественниках прокуроров, которые выполняли по существу те же функции.
Фискальные органы являлись специальными должностными лицами, которые следили за соблюдением королевских указов, а также следили за ходом дел. Они также были обязаны раскрывать случаи противодействия эдиктам короля, прецеденты взяточничества, растраты и других правонарушений, в том числе, если на них не было жалоб.
Однако следует отметить, что прокуроры работали в основном по делам публично, а фискалы — втайне, и главной задачей последних считалось только преследование криминальных работников. Именно из-за секретного характера деятельности фискальной службы прокуратура заменила ее в качестве правоохранительного органа в стране. 27 апреля 1722 года Петр I издал указ «о должности генерального прокурора», в котором определил основные полномочия и обязанности этого должностного лица по надзору за Сенатом и управлению нижестоящими прокурорами. Одновременно возникла надзорная функция прокуратуры над судом, которая затем получила дальнейшее развитие в российском законодательстве .
В будущем прокуроры получили ряд полномочий по надзору за осуществлением действующих и вновь принятых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора. Формирование прокуратуры как государственного органа произошло в период правления Екатерины II. На данном этапе прокуроры выполняли не только надзорные, но и частично управленческие и административные функции.
Функции прокуратуры в этот исторический период включались в надзор за законностью деятельности губернских и районных органов, в том числе судов, а также контроль за соблюдением законности их решений. Кроме того, прокуроры должны были защищать интересы несовершеннолетних, лиц с физическими недостатками и других лиц, не способных к самозащите своих интересов.
Екатерина II в «Институте управления провинциями» (7 ноября 1775 г.) пыталась отделить суд от администрации, но генеральные прокуроры все еще считали ее «суверенными депутатами». Прокуроры и солиситоры в губерниях обязаны были докладывать о неправильном исполнении законов, учреждений и постановлений в судебном месте, а также отчитываться не только перед генерал-губернатором, но и перед генеральным прокурором .
На этапе XVIII и XIX веков прокурорский надзор был ослаблен, но уже в первой половине XIX века надзор со стороны прокурора был возрожден, существенно преобразован и укреплен. Примером этого является ряд законодательных актов, принятых в течение заданного периода времени. Так, свод законов Российской Империи 1832, 1842 и 1857 годов. Он призвал прокуроров и адвокатов наказывать коллекторов и в то же время защитников невиновности, потребовал, чтобы они контролировали ход расследования» и приказал бдительно следить за правосудием.
В 1862 году Государственный Совет Российской Империи принял основные положения о реорганизации судебной системы, которая предусматривает государственное назначение прокуратуры, как надзор за четким и единообразным исполнением законов в судебной системе Российской Империи. Были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры — единство и строгая централизация, выполнения прокурорами возложенных на них функций от имени всей системы органов прокуратуры, возглавляемой прокурором .
В результате судебной реформы 1864 года была подчеркнута функция поддержки прокурора в судебном преследовании. Основными признаками реформы, в частности, стали:
1) отделение судебной власти от исполнительной и законодательной ветвей власти;
2) снятие с прокурора надзорных функций;