Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовой режим государственной тайны в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика информации с ограниченным доступом 7
1.1 Понятие информации с ограниченным доступом и ее признаки 7
1.2 Правовое регулирование отношений в области оборота информации с ограниченным доступом 15
2. Государственная тайна как вид информации с ограниченным доступом и ее правовое регулирование 25
2.1 Становление и развитие законодательства о государственной тайне в России 25
2.2 Классификация сведений, составляющих государственную тайну и порядок доступа к государственной тайне 34
2.3 Особенности охраны сведений, составляющих государственную тайну 44
Заключение 55
Список использованной литературы 60

 

  

Введение:

 

Актуальность темы представленной работы обоснована тем, что жиз-недеятельность любого государства очень тесно связана с обеспечением без-опасности. В этой связи государственная тайна выступает средством обеспе-чения суверенитета и связана с функциями государства и с его интересами, поэтому осмысление государственной тайны на современном этапе, когда наблюдается значительное число угроз со стороны иностранных государств, является актуальным вопросом.
Современный подход к государственной тайне сформирован в рамках Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О государственной тайне» .
В последнее время не только в Российской Федерации, но и во всем ми-ре значительное внимание уделяется правовому регулированию информа-ции, которая может затрагивать важные интересы государства, незаконное использование которой может приводить к финансовым потерям и в целом к подрыву конституционно-правовых институтов государства. В этом смысле основной задачей законодателя является соблюдение баланса публичных и частных интересов, следует искать определенную середину между институ-тами общества и интересами государства, то есть засекречиваться должно не множество различной информации, а только та, которая прямо может влиять на государство в целом. Следовательно, государство должно искать ком-плексный подход, основанный на теоретических разработках ученых, так как множество проблем в правовом регулировании государственной тайны это следствие недостаточной разработанности понятийного аппарата и термино-логического аппарата государственной тайны.
Приведенные обстоятельства обуславливают выбор темы выпускной работы и указывают на ее актуальность.
Степень разработанности темы исследования. Практические и теорети-ческие проблемы государственной тайны в своих трудах в разный период времени разрабатывали: И.В. Бондарь, М.А. Вуса, В.А. Мазуров, А.Б. Ага-пов, Р.В. Корсун, Д.С. Черешкин и др.
Непосредственно теоретическая база настоящей работы представлена трудами: И.А. Жирновой, И. Гордеевой, Л.Г. Кравец, А.И. Данилова, С.С. Адмакина и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в рамках правовой охраны государственной тайны в Россий-ской Федерации.
Предметом исследования являются положения действующего законода-тельства Российской Федерации в сфере обеспечения и охраны государствен-ной тайны, практика реализации данных положений и теоретические разра-ботки ученых по данному вопросу.
Целью представленной работы является анализ теоретических и зако-нодательных положений, регулирующих общественные отношения в сфере отнесения сведений к государственной тайне, оборота таких сведений и их дальнейшей охраны.
В связи с поставленной целью, решению подлежат такие задачи:
— дать понятие информации с ограниченным доступом и рассмотреть ее признаки;
— провести анализ правового регулирования отношений в сфере оборо-та информации с ограниченным доступом;
— исследовать становление и дальнейшее развитие законодательства о государственной тайне в России;
— привести классификацию сведений, составляющих государственную тайну и порядок доступа к ней;
— исследовать особенности охраны сведений, составляющих государ-ственную тайну.
Научная новизна исследования состоит в том, что автор проводит ана-лиз института государственной тайны, принимая во внимание все изменения законодательства, которые были внесены в последнее время и выделяет ряд проблем, которые следует устранить.
Теоретическую основу исследования составляют современные теорети-ческие разработки в целом информации с ограниченным доступом и в част-ности, института государственной тайны, а выводы, сделанные в заключении, дают возможность расширить взгляды на сущность института государствен-ной тайны.
Методологическую основу работы составили конкретно-исторический метод, методы анализа и синтеза и формально-логический метод.
Конкретно-исторический метод исследования дал возможность рас-смотреть генезис правовых норм поэтапного формирования в России инсти-тута государственной тайны. Методы анализа и синтеза в своем единстве позволили, исследовав общие положения об информации с ограниченным доступом, впоследствии выделить классификацию сведений составляющих государственную тайну. Формально-логический метод, как и методы анализа и синтеза также был полезен при выделении классификации сведений, состав-ляющих государственную тайну на основании разных точек зрения и их обобщения.
Нормативную основу исследования составили положения федерально-го законодательства Российской Федерации, регулирующего институт госу-дарственной тайны и в целом информации с ограниченным доступом и иные нормативно-правовые акты, которые, так или иначе, относятся к данному ин-ституту.
Теоретическая и практическая значимость представленной работы определены новизной содержащимися в работе, обобщенными выводами и предложениями. Положения, разработанные по итогам проведенного анали-за, позволили внести определенные предложения, которые могут стать осно-вой дальнейшего совершенствования правового регулирования установле-ния и охраны государственной тайны в Российской Федерации.
Структура представленной работы состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев в работе правовой режим государственной тайны в Россий-ской Федерации, достигнув цели и решив поставленные задачи, были сдела-ны следующие выводы:
Под информацией с ограниченным доступом следует понимать извест-ные определенному кругу лиц сведения, обладающие определенной ценно-стью, данные и знания, в отношении которых принимаются меры по ограни-чению свободного доступа третьих лиц, если такой доступ может привести к причинению существенного вреда заинтересованным лицам.
К основным признакам информации со свободным доступом следует отнести:
— содержание такой информации – это знания, сообщения и сведения о движении материи в той мере, в какой они используются обществом, челове-ком и вовлекаются в орбиту общественной жизни;
— сведения, которые составляют информацию с ограниченным досту-пом, являются не материальными по своей сути;
— информация с ограниченным доступом может существовать в рамках взаимодействия субъектов общественных отношений;
— информация с ограниченным доступом связана с материальным носи-телем, при этом она относится к самостоятельному объекту правового регу-лирования, что от формы носителя не зависит;
— информация, имеющая ограниченный доступ обладает качественными и количественными характеристиками;
— информация с ограниченным доступом не относится к общеизвестной информации;
— такая информация ограничена субъектами, которые могут ее исполь-зовать;
— субъекты информации с ограниченным доступом предпринимают ме-ры по ее охране и защите;
— такая информация имеет социальную ценность, ввиду ее неизвестности третьим лицам, распространение же такой информации может влечь за собой наступление ответственности;
— содержание рассматриваемой информации соответствует тем ограни-чениям, которые установлены в действующем законодательстве.
Анализ законодательства и иных источников права дает возможность сделать вывод, что сегодня, по крайней мере, в рамках законодательства не сложено какого-либо единого подхода в регулировании оборота информа-ции, которая имеет ограниченный доступ. Существующие сегодня законода-тельные акты и подзаконные акты, изданные в разный период времени, в большей части ограничиваются только лишь указанием на распространение правового режима отдельной информации с ограниченным доступом на кон-кретный вид информации. При этом все источники не содержат в себе важ-ных и существенных положений, которые бы дали возможность использо-вать в теоретической деятельности и на практике единые стандарты правово-го регулирования информации с ограниченным доступом. Не в полной мере урегулированы вопросы компетенции государства в лице его органов и должностных лиц. Тем самым, отсутствие на федеральном уровне единого подхода отражается на законодательстве субъектов РФ, законодательство которых также в этом отношении разрозненно. Все это указывает на необхо-димость принятия единого федерального закона об информации с ограни-ченным доступом, который сможет устранить все имеющиеся сегодня недо-статки правового регулирования рассматриваемой информации и станет ба-зовым законом, позволяющим совершенствовать информационное законода-тельство как на уровне федеральном, так и на уровне субъектов РФ и местно-го самоуправления.
Развитие института государственной тайны можно представить такими этапами:
1 этап – несформированность института государственной тайны до XVII в., отсутствие законодательного закрепления государственной тайны;
2 этап – до XX в., который характеризуется формированием и норма-тивным регулированием института государственной тайны;
3 этап – с 1993 г., закрепление института государственной тайны в Конституции РФ и федеральном законодательстве.
В соответствии с действующим законодательством сведения, составля-ющие государственную тайну, следует классифицировать по таким основа-ниям:
— сведения в военной области;
— сведения в области науки, экономики и техники;
— сведения в области внешней политики и экономики;
— сведения в области разведывательной, контрразведывательной и опе-ративно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терро-ризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых при-нято решение о применении мер государственной защиты.
Порядок допуска к государственной тайне урегулирован непосред-ственно Законом о государственной тайне и постановлениями Правительства РФ. При этом мы обратили внимание на такую проблему, что при допуске к государственной тайне лиц без гражданства, в мотивированном обосновании руководитель соответствующего государственного органа должен указать размер ущерба, в случае если государственная тайна впоследствии станет всеобщим достоянием. По нашему мнению, руководитель определенного государственного органа вряд ли может самостоятельно провести оценку всего возможного ущерба, если произойдет разглашение государственной тайны. В связи с чем представляется целесообразным в п. 5 Положения, о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, а также лиц из числа иностранных граждан, иммигрантов и реэмигрантов к государственной тайне указать, что мотивированное обоснование подается в межведомствен-ную комиссию по защите государственной тайны, которая и должна устано-вить соответствующий ущерб.
Охрана государственной тайны на современном этапе осуществляется посредством наделения определенных органов полномочиями по ее защите. В частности, речь идет о Межведомственной комиссии по защите государ-ственной тайны, которая выполняет значительный объем работы для обеспе-чения безопасности государства, которая может быть нарушена посредством разглашения государственной тайны. Поставлена государственная тайна под охрану и законодательством о государственной тайне, в частности, Закон о государственной тайне четко предусматривает обязанность проводить про-верку лиц, для допуска их к сведениям, составляющим государственную тай-ну. Установлен четкий перечень лиц, которые не могут быть допущены к государственной тайне. В то же время в этой части мы обнаружили такую проблему, что законодатель указывает на выявление, в результате прове-рочных мероприятий, действий оформляемого лица, создающих угрозу без-опасности Российской Федерации, как основание не допуска к государствен-ной тайне, при этом законодатель не уточняет что именно это за действия, в науке по этому вопросу единого мнения не сложено, тем самым представля-ется целесообразным привести хотя бы открытый перечень таких действий, что облегчит восприятие этой статьи на практике, в противном случае все буде зависеть от субъективного восприятия данной нормы соответствующи-ми органами в лице их должностных лиц, которые призваны охранять госу-дарственную тайну от посягательств.
Основной объем защиты государственной тайны несет на себе уголов-ное законодательство, в котором содержится несколько статей, предусматри-вающих уголовную ответственность за разглашение или передачу сведений, составляющих государственную тайну и за утрату документов, в которых содержится государственная тайна. При этом мы обратили внимание, что по степени своей общественной опасности такие действия, как разглашение гос-ударственной тайны или утрата документов содержащих сведения, состав-ляющие государственную тайну, не соответствуют самой главе 29 УК РФ, так как разглашение государственной тайны или утрата документов, содержа-щих сведения, составляющие государственную тайну по своей степени обще-ственной опасности для основ конституционного строя несоразмерны с дея-ниями, например, в виде захвата государственной власти, вооруженным мя-тежами или шпионажем. Ввиду этого следует провести более четкую града-цию данных преступлений в рамках УК РФ.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика информации с ограниченным доступом
1.1 Понятие информации с ограниченным доступом и ее признаки

В Российской Федерации к информации относят фактически любые сведения о чем либо, независимо от того в какой форме информация пред-ставлена. При определении информации законодатель использует широкий подход. С каждым годом появляются новые виды информации, соответ-ственно появляются и новые ее признаки в связи с чем юридическое опреде-ление информации, которое закрепляется легально, при использовании узко-го подхода может сужать круг объектов информационных правоотношений, что отразится негативно на правовом регулировании. Сегодня законодатель в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информаци-онных технологиях и защите информации» под информацией предложил понимать сведения, сообщения и данные, независимо от формы представле-ния.
В то же время легальное определение информации не содержит в себе признаков, в соответствии с которыми была бы возможность отграничить, например, правовую охрану специальной информации от иной информации. Тем самым широкий подход к пониманию информации в этом случае следует признать недостатком действующего законодательства. В то же время нельзя согласиться с теми авторами, которые под информацией предлагают пони-мать сведения о лицах, событиях, предметах, фактах и явлениях, независимо от формы представления, которые в оборот включаются в виде, понятном для того, чтобы их воспринял человек . В этом случае в понятие информации не будет включена компьютерная информация или информация в виде про-грамм для ЭВМ. Без правовой охраны может остаться персональная инфор-мация, которая содержится в определенной базе данных и пр.
Таким образом, законодательное закрепление информации является се-годня более правильным и дает возможность признавать информацией лю-бые сведения, представленные в любой форме об окружающей действитель-ности. При этом представляется возможным дополнить легальное определе-ние информации и понимать под ней сведения, события и факты, нематери-альные по сути, в том числе и те которые связаны с определенными матери-альными носителями, сведения, имеющие количественные и качественные ха-рактеристики.
По мнению И. Гордеевой информация для ее разграничения между со-бой имеет определенную классификацию и подразделяется на определенные виды, среди которых, важное место занимает информация с ограниченным доступом .
Информация с ограниченным доступом предполагает, что к ней доступ имеет строго ограниченный круг лиц, а порядок ее распространения строго регламентируется специальными правилами. По-другому говоря, такая ин-формация отличается от информации, находящейся в общем доступе такими признаками:
— информация с ограниченным доступом не может быть известна широ-кому кругу лиц;
— такая информация известна и используется ограниченным кругом субъектов;
— к такой информации применяются меры, ограничивающие к ней до-ступ широких масс граждан;
— особая ценность такой информации в связи с ограниченностью досту-па к ней;
— соответствие такой информации требованиям, устанавливаемым зако-нодательством .
Требование о неизвестности такой информации широкому кругу лиц следует из самой ее сущности, так как нет смысла в ограничении доступа к информации, которая известна многим. Этот факт является очевидным и находит свое отражение, в том числе и в законодательстве зарубежных госу-дарств. Например, в Великобритании данный признак свое отражение нахо-дит в определении которое было дано в деле Салтман Инжиниринг против Еамибэл и Ко, где под конфиденциальной информацией было предложено понимать нечто, что не относится к общественному достоянию. Как верно отмечает Л.Г. Кравец, чтобы отнести информацию к конфиденциальной осо-бой секретности не надо, вполне достаточно ее относительности. Данная ин-формации известна более чем одному лицу, ее могут использовать несколько компаний, и она соответственно может быть известна служащим таких ком-паний. Перестает информация быть конфиденциальной в том случае, если она становится общественным достоянием .
С неизвестностью информации широкому кругу лиц связан и такой признак как принадлежность информации определенному субъекту или субъектам. То есть данные сведения могу быть известны только узкому кругу лиц. Владельцы такой информации и пользователи такой информацией должны быть точно определены законодателем, владельцем информации и состав субъектов должен, очевидно, следовать из конкретной обстановки, иначе не получится правильно разграничить правомерное и неправомерное использование информации с ограниченным доступом. Например, довольно детально эти вопросы регулирует законодательство о государственной тайне в статьях 21-25 Закона о государственной тайне, а также нормами Положе-ния о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без граж-данства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэми-грантов к государственной тайне .
Доступ к сведениям, которые составляют налоговую тайну, предостав-лен лицам, в соответствии с перечнем, который утвержден Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, в соответствии с по-ложениями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Кроме то-го определенные ограничения доступа к информации предусматривает и гражданское законодательство где в ст. 770 Гражданского кодекса Россий-ской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что не будет противоречить зако-ну условие договора на выполнение научно-исследовательских работ, в со-ответствии с которым исполнитель может привлечь к работам, связанным с конфиденциальной информацией третьих лиц.
В большей части случаев субъекту ограниченной информации предо-ставлено право самостоятельно определять круг лиц, которые будут иметь к ней доступ. Однако такая свобода имеет свои определенные границы. В за-конодательстве могут быть установлены случаи, когда отдельно взятые субъ-екты подобный доступ могут получить независимо от правового режима ин-формации и ее принадлежности. Например, в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) следователю предостав-лено право производить выемку предметов и документов, в том числе и та-ких, которые составляют ту или иную тайну с разрешения суда. Если бук-вально толковать эту норму получается, что следователь по решению суда может изъять любую информацию независимо от того кому она принадле-жит. Следовательно, субъект информации не имеет права отказать следова-телю в ее изъятии.
Следует поддержать точку зрения А.И. Данилова, что ограниченный круг владельцев конфиденциальной информации и возможных ее держателей является важным в обеспечении ее сохранности. При этом принятие в отно-шении информации мер по ограничению свободного доступа к ней третьих лиц, также является немаловажным и относится к признаку информации с ограниченным доступом. Этот признак оказывает стимулирующее воздей-ствие на субъектов ограниченной информации и на ее распорядителей, при-нимать активные меры для ее сохранности. На практике данный признак позволяет определить, какие именно сведения можно отнести к информации с ограниченным доступом. Непринятие активных мер по ограничению доступа к такой информации исключает отнесение ее к информации с ограниченным доступом .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы