Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование управления жилищным фондом в городе Москве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные начала жилищного законодательства 8
1.1. Развитие жилищного законодательства в России 8
1.2. Понятие и виды жилых помещений 13
1.3. Жилищный фонд Российской Федерации 22
2. Правовое регулирование деятельности органов государственной власти Москвы в жилищной сфере 31
2.1. Жилищный фонд в городе Москве 31
2.2. Общая характеристика жилищного законодательства города Москвы 42
2.3. Государственный учет жилищного фонда в городе Москве 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Статья 40 Конституции Россий-ской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Таким образом, органы власти всех уровней обязаны содействовать гражданам в решении жилищных проблем путем наращивания темпов жи-лищного строительства, переселения граждан из ветхого и аварийного жи-лья, снижения ставок по ипотеке, а также другими доступными способами.
Проблема управления жилищным фондом является одним из наибо-лее сложных направлений в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку оно связано с необходимостью су-щественных инвестиций в данной сфере. Свыше 60% общей площади жи-лищного фонда изношено более чем на 30%, около 3% общей площади жилищного фонда составляет ветхое и аварийное жилье, в котором про-живает свыше 18% населения, а качество услуг продолжает оставаться не-высоким, и как итог — только 24% граждан России удовлетворены услуга-ми ЖКХ. Отрасль нуждается в дальнейших преобразованиях, направлен-ных на повышение эффективности, в изменении условий ее функциониро-вания. Жилищная политика предусматривает в качестве приоритетов раз-вития совершенствование управления жилищным фондом, в какой бы соб-ственности он не находился, его обновление, увеличение объема и улучше-ние качества обслуживания.
В управлении жилищным фондом важное место занимает система ме-тодов и инструментов управления, стимулирующая активное участие граждан в управлении. В условиях рыночных отношений возросла ответ-ственность собственников квартир в многоквартирных домах (далее МКД), но механизмы формирования товариществ собственников жилья пока не работают на полную мощность. Страховой рынок недвижимости тоже по-ка не отвечает требованиям времени, а снижение рисков, которое он обес-печивает, влияет на инвестиционные процессы в отрасли. Другое слабое место — система учета жилищного фонда, так как достоверность и эффек-тивность учета — основа эффективного управления.
На современном этапе идет процесс реформировании системы пра-вовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, он включает и та-кие важные аспекты деятельности как контроль и надзор, мониторинг по-казателей содержания и ремонта жилищного фонда. Ситуация в МКД тре-бует качественных изменений в системе управления. Раньше в таких домах был один собственник — государство, либо муниципальный орган власти, теперь же после масштабной приватизации увеличилось число собственни-ков. По составу они разнообразны- это и физические, и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Процессы децентрализализации требуют пересмотра распределения полномочий и функций в управлении ЖКХ, совершенство-вания механизма управления в целом. Пока же ситуация характеризуется несбалансированностью в финансировании в отношениях между потреби-телями и производителями услуг. Возникают проблемы с определением размеров платы за жилые помещения в зависимости от оказываемых услуг.
Правительством города Москвы на протяжении последних несколь-ких лет активно проводятся преобразования, закладывающие основы раз-вития ЖКХ города на долгосрочную перспективу, в том числе в области управления жильем, улучшения состояния жилищного фонда, модерниза-ции коммунальной инфраструктуры, повышения энергоэффективности и энергосбережения. Стратегия развития Москвы- 2025 предусматривает, что столичный мегаполис должен стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения, а также международным финансовым цен-тром. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению и бесперебойному их предоставлению в любое время суток, в связи с этим стратегия развития ЖКК рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы- 2025.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфе-ре управления жилищным фондом в городе Москве.
Предмет работы – законодательство Российской Федерации и горо-да Москвы об управлении жилищным фондом в городе Москве, научная литература, материалы судебной практики.
Цель исследования заключается в комплексном изучении теоретиче-ских и практических проблем правового регулирования и правопримени-тельной практики, касающихся управления жилищным фондом в городе Москве.
Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:
— провести исторический анализ развития жилищного законодатель-ства в России,
— рассмотреть понятие и виды жилых помещений,
— охарактеризовать жилищный фонд в городе Москве;
— проанализировать жилищное законодательства города Москвы,
— изучить государственный учет жилищного фонда в городе Москве.
В ходе исследования были проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: И.Л. Корнеевой, А.А. Титовой, С.Х. Байра-мукова, М.Б. Эбзеева, П.Г. Грабова, М. А. Постникова и других.
Методологической основой исследования является всеобщий диа-лектический метод познания и системный подход. Для решения поставлен-ных задач в выпускной квалификационной работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, историче-ский метод, заключающийся в изучении развития жилищного законода-тельства в России. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение, а также прогнозирование в части иссле-дования перспектив развития управления жилищным фондом в городе. В процессе исследования применялись частно- научный статистический ме-тод и частно- правовой метод восполнения пробелов в праве.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о правовом регулировании управ-ления жилищным фондом в городе Москве.
Практическая значимость выпускной квалификационной рабо-ты: предложения, сформулированные на основе проведенного анализа со-стояния жилищного фонда, могут быть использованы для разработки ме-роприятий, направленных на совершенствование управления жилищным фондом.
Положения, выносимые на защиту:
В Закон города Москвы от 27.01.2010 №2 «Основы жилищной поли-тики города Москвы» требуется внести дополнения, в частности:
— лимитировать квоту жилых помещений, предоставляемых городом застройщику, то есть количество квартир, предназначенных для коммер-ческой реализации;
— разработать порядок предложения жилых помещений с учетом ка-тегорий переселяемых граждан и категории освобождаемых ими жилых помещений.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. №14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жи-лищного фонда в городе Москве» необходимо разработать Постановление Правительства города Москвы по оказанию содействия в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко прожи-вающих граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоиму-щих граждан, многодетных семей, а также иных категорий граждан.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Ра-бота имеет введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, за-ключение, список литературы.
В первой главе раскрываются основные начала жилищного законо-дательства: этапы развития жилищного законодательства в России, поня-тие и виды жилых помещений, жилищный фонд Российской Федерации.
Во второй главе исследуется правовое регулирование деятельности органов государственной власти города Москвы в жилищной сфере.
В заключении содержатся основные выводы по выпускной квалифи-кационной работе и предложения по совершенствованию действующего законодательства в области управления жилищным фондом в городе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следую-щие основные выводы.
В настоящее время под системой жилищного законодательства по-нимается общность законов и других наделенных юридической силой ак-тов, с помощью которых государство принимает, изменяет и упраздняет жилищные нормы.
Законодательство жилищной сферы разрабатывается с учетом защи-ты интересов граждан и основывается на незыблемых принципах непри-косновенности жилища и свободного осуществления гражданами своих прав.
Конституция РФ определяет, что жилищная сфера включает в себя федеральные законы, а также законы и другие нормативные акты каждого из 85 субъектов, входящих в состав РФ.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно занимаются право-вым регулированием вопросов, которые не отнесены к компетенции Рос-сийской Федерации либо совместного ведения.
Структура жилищного законодательства выстроена по принципу иерархии нормативных правовых актов, все ее составляющие подчинены основному закону страны – Конституции РФ и действуют в соответствии с ней.
Рассматриваемая отрасль социального комплекса жилищно- комму-нальное хозяйство является жизненно обеспечивающей для населения и одновременно сложной для управления. Совершенствование методов и решение проблем управления жилищным фондом остается одним из самых важных в силу своей социальной значимости.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жи-лищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техниче-скую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых по-мещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых поме-щений установленным требованиям).
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за ис-пользованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его фор-мы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммуналь-ных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государствен-ной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Управление жилищным фондом города Москвы осуществляет Де-партамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, кото-рый следит и отвечает за обеспечение в городе прав и законных интересов граждан при предоставлении им жилых помещений, за тем, что оказывае-мые на территории города Москвы жилищно- коммунальные услуги соот-ветствовали требованиям федеральных стандартов качества, за соблюде-нием нормативов, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, а также за соответствием жилых по-мещений установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
Жилищный фонд – это системно организованная структура, которая включает в себя разрозненные элементы капитальных строений, организо-вывая управление ими как целостной системой.
Жилищный фонд города Москвы состоит из:
1) жилых помещений жилищного фонда социального использования, предоставляемых гражданам для проживания по договорам социального найма;
2) жилых помещений жилищного фонда коммерческого использова-ния, предоставляемых гражданам во временное владение и пользование на основании договоров найма, иных договоров, а также предназначенных для передачи гражданам в собственность по договорам мены, купли- про-дажи с рассрочкой платежа или купли- продажи с использованием заем-ных (кредитных) средств;
3) жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставляемых для проживания отдельным категориям граждан, опре-деленным Законом № 2 и иными правовыми актами города Москвы.
Жилищный фонд города Москвы имеет неоднородную структуру.
По периоду постройки жилые дома в столице представлены следую-щим образом:
— в 1789- 1951 гг. было построено 5,6% домов; в 1951- 1961 гг. — 12,5%;
— в 1961- 1971 гг. — 20,3%;
— в 1971- 1981 гг. — 19,1%;
— в 1981- 1991 гг. — 12,7%; в 1991- 2001 гг. — 12,6%; в 2001- 2011 гг. — 17,2%.
После 1981 г. построено 43% жилищного фонда (преимущественно крупнопанельные и монолитные дома), находящегося в удовлетворитель-ном состоянии. В целом по городу крупнопанельный жилищный фонд со-ставляет около 51%, кирпичный — 27%.
На структуру жилищного фонда, кроме нового строительства и сно-са ветхого жилья, влияют дополнительные факторы. Так, около 2 млн кв.м жилья в Москве за последние 15 лет было перепрофилировано под другое назначение.
Кроме того, для качественного анализа структуры фонда необходи-мо интенсифицировать процесс паспортизации жилых домов.
Состояние жилищного фонда различается в зависимости от периода застройки, материала основных конструкций, примененных типовых серий домов при массовой застройке районов после 1961 г.
Практически все кирпичные и большая часть крупнопанельных и блочных домов, построенных до 1981 г., имеет износ более 31%, т.е. под-лежат капитальному ремонту.
В конце 90- х годов группой специалистов под руководством Москомархитектуры был проведен анализ данных о состоянии примерно 10 тысяч пятиэтажных домов общей площадью 25,3 млн. кв.м первого пе-риода индустриального домостроения.
В 2017 году в законодательство города Москвы был введен новый термин – «реновация жилищного фонда в городе Москве». Реновация – это мероприятия, которые осуществляются для предотвращения формиро-вания аварийного жилищного фонда, обеспечения устойчивого развития жилых территорий. Кроме того, в комплекс мероприятий по реновации входит создание благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройство территории. При этом, важной характери-стикой мероприятий, входящих в состав реновации, является их комплекс-ность.
Проведенный анализ показал, что правовое регулирование ренова-ции в настоящий момент пока только на начальной стадии развития, но уже вполне можно определить основные риски для собственников и нани-мателей помещений.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Основные начала жилищного законодательства

1.1. Развитие жилищного законодательства в России

Жилищная проблема уходит корнями в глубину веков. Рабовладель-цы, феодалы, представители буржуазии не знали жилищной нужды, жили в избранных ими местах, имели благоустроенное жилище.
В то же время рабы содержались, как домашние животные. Не луч-шим было и положение крепостных крестьян.
Разорение и пролетаризация крестьянских масс после отмены кре-постного права 1861 года послужили социальной базой бурного роста ка-питалистических городов, рост концентрации городского населения вы-звал огромный спрос на жилье. Вскоре жилье становится доходным това-ром.
Появилась новая разновидность буржуазии — домовладельцы, вкла-дывавшие в строительство жилья средства с целью сдачи их внаем.
Жилищный сектор в дореволюционной России принадлежал в ос-новном частным предпринимателям и считался наиболее отсталым в мире.
По уровню благоустройства и переуплотненности, а также антисани-тарии жилищный фонд Российской империи занимал последнее место в Европе. По статистике, средняя обеспеченность жилой площадью в горо-дах России в 1913 г. составляла 4,5 кв. м на 1 человека, а фактически — еще ниже .
После Великой Октябрьской Социалистической Революции решени-ем жилищного вопроса занялась РСДРП (б). Основой ее программы стала идея экспроприации жилищного фонда аристократии и буржуазии в поль-зу рабочего класса и крестьянства.
Идея национализации городской земли отражена в Тезисах закона о конфискации домов со сдаваемыми внаем квартирами, составленных 20 ноября (3 декабря) 1917г. В.И.Лениным.
Указанный нормативный акт отразил основные направления жилищ-ной политики Советского государства и принципы управления обществен-ным жилищным фондом.
Следующими документами, регламентирующими жилищную поли-тику диктатуры пролетариата, стали декрет СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недви-жимости» и декрет ВЦИК от (29) декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью».
В 1921 г., на основе постановления СНК РСФСР от 8 августа «Об управлении домами» руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему.
Управлением муниципализированным жилищным фондом занима-лись проживавшие в этих домах трудящиеся: они могли избирать заведу-ющих сроком на один год.
Постепенно стали использоваться и другие формы управления дома-ми. Так, с 1921 г. в городах создаются жилищные товарищества, а с 1924 г. первые жилищно- арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы).
В годы Великой Отечественной войны развитие городского и жи-лищно- коммунального хозяйства приостановилось.
Во- первых, большой урон нанесла война, во- вторых, значительные средства из бюджета на строительство и содержание жилищного фонда выделить было невозможно.
И только в 1960- х гг. перед страной остро встала задача достижения значительного прироста жилищного фонда. ЖК РСФСР был утвержден ВС РСФСР 24.06.1983.
С переходом к рыночной экономике основная ставка была сделана на удовлетворение потребности в жилье за счет не общественных фондов потребления, а собственных средств граждан.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ 1993 года, государ-ство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище .
Начало 1990- х гг. характеризуется реализацией некоторых про-грамм жилищного строительства, основная из которых — государственная целевая программа «Жилище», принятая постановлением Правительства РФ от 20.06.1993 № 595 «О Государственной целевой программе «Жили-ще».
Следует отметить также принятие 10 июля 1995 г. федеральной целе-вой программы «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и прирав-ненных к ним местностей».
Новым этапом в развитии российского жилищного права стало при-нятие нового Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ, вступивший в силу 1 марта 2005 года (далее- ЖК РФ).
Большинство норм ЖК РСФСР 1983 г. на момент принятия ЖК РФ устарело и не соответствовало стихийно развивающимся в русле рыноч-ных преобразований жилищным отношениям.
Реальность требовала соответствующего законодательного закреп-ления. ЖК РФ узаконил недопустимость произвольного лишения жилья, неприкосновенность жилища и собственности, недопустимость ограниче-ния или лишения права пользования жилым помещением и т.д.
Жилищное законодательство — наиболее динамично меняющаяся от-расль права в Российской Федерации.
Например, основной нормативный правовой акт жилищного законо-дательства – ЖК РФ за 14 лет был изменен около 70 раз.
Немаловажно отметить, что за то же самое время только на феде-ральном уровне было принято несколько сотен подзаконных актов — по-становлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федераль-ных органов исполнительной власти.
В настоящее время под системой жилищного законодательства по-нимается общность законов и других наделенных юридической силой ак-тов, с помощью которых государство принимает, изменяет и упраздняет жилищные нормы.
Законодательство жилищной сферы разрабатывается с учетом защи-ты интересов граждан и основывается на незыблемых принципах непри-косновенности жилища и свободного осуществления гражданами своих прав.
Статья 40 Конституции России наделяет каждого человека правом на жилище. Вопросы по поводу приобретения, пользования и управления жилыми и нежилыми помещениями, права и обязанности, возникающие в процессе взаимодействия в жилищной сфере, составляют жилищные пра-воотношения и упорядочиваются жилищным законодательством РФ.
Конституция РФ определяет, что жилищная сфера включает в себя федеральные законы, а также законы и другие нормативные акты каждого из 85 субъектов, входящих в состав РФ.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно занимаются право-вым регулированием вопросов, которые не отнесены к компетенции Рос-сийской Федерации либо совместного ведения.
ЖК РФ является главным по юридической силе законодательным ак-том в области жилищных правоотношений.
В составе кодифицированного закона имеется 10 разделов, каждый из которых устанавливает правила пользования, приобретения, владения, и распоряжения нежилыми и жилыми помещениями, порядок их содержа-ния, оплаты и ремонта, обязательства и права лиц, полномочия государ-ственных органов в жилищных вопросах, состав жилого фонда.
Законы субъектов Российской Федерации принимаются уполномо-ченными органами на региональном уровне, но согласуются с федераль-ными законами и не должны им противоречить.
Распоряжения и Указы Президента Российской Федерации регули-руют область гражданско – правовых отношений, связанную с жилищны-ми вопросами.
Действие акта жилищного законодательства Президента РФ распро-страняется на всю территорию Российской Федерации.
Указы и Распоряжения Президента РФ издаются с целью поддержа-ния положений Конституции РФ и ЖК РФ и не противоречат им .
Содержание Постановлений Правительства РФ соответствует глав-ному жилищному закону страны и актам Президента РФ, служит для их уточнения и дополнения.
ЖК РФ содержит большое количество вопросов, решение которых входит в компетенцию Правительства РФ.
Например, Правительство РФ издает жилищные акты, утверждаю-щие договор социального найма жилого помещения.
Правительство РФ наделено полномочиями по установлению оплаты за найм жилых помещений, ее индексации и изменений по договорам най-ма жилищного фонда (см. ст. 156 ЖК РФ).
Органы местного самоуправления издают акты жилищного законо-дательства в установленном законом порядке и в полном соответствии с действующими российскими законами.
Эти органы реализуют полномочия с использованием материальных средств, выделяемых на федеральном и региональном уровнях, определя-ют нормы по предоставлению жилых помещений, уточняют требования к праву на его получение, регулируют размер и номенклатуру работ и услуг, входящих в оплату найма жилого помещения, его ремонта и содер-жания.
Кроме того, существуют иные правовые акты исполнительных орга-нов власти, входящие в состав жилищного законодательства. Органы ис-полнительной власти в соответствии с имеющейся компетенцией издают правила и инструкции, постановления и приказы, положения и распоряже-ния.
Нормативные акты, которыми регламентируются права, обязанности и свободы человека в жилищной сфере, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.
Статья 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в ее составе. Это положение указывает на право субъектов принимать законодательные ак-ты по поводу гражданских отношений в жилищной сфере на региональном уровне .
Правовое регулирование осуществляется согласно федеральному за-конодательству, а именно в соответствии с Конституцией РФ и ЖК РФ.
В случаях, когда акты субъектов РФ противоречат федеральному за-конодательству, приоритет имеют положения федеральных актов.
Структура жилищного законодательства выстроена по принципу иерархии нормативных правовых актов, все ее составляющие подчинены основному закону страны – Конституции РФ и действуют в соответствии с ней.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы