Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование потребительских услуг в городе Москве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава I. Нормативное правовое регулирование потребительских услуг 8
1.1 Правовой режим защиты прав потребителей в современный период 8
1.2 Судебная защита прав потребителей 18
1.3 Гражданско-правовая и административная защита прав потребителей 32
Глава II. Особенности правового регулирования социально-экономической сферы в городе Москве 44
2.1. Организация торговой деятельности в городе Москве 44
2.2. Услуги, предоставляемые транспортом общего пользования в городе Москве 49
2.3. Услуги в сфере здоровья и культурного отдыха жителей города Москвы 57
Заключение 64
Список использованной литературы и источников 69
Введение:
Актуальность анализа правового режима потребительских услуг связана с тем, что в современных социально-экономических условиях построение эффективной и действенной системы защиты потребительских прав является одной из важнейших и приоритетных задач всей системы органов власти нашей страны. Даже принимая во внимание то факт, что отечественное потребительское законодательство берет свое начало с 90-х годов XX столетия правовая база в этой сфере все еще далека от совершенства и идеала.
Как отмечают многие правоведы, да и сами граждане нашего государства именно потребителей является более слабой сторон таких отношений, хотя в принципе нормативных средств защиты нарушенных прав граждан-потребителей на данный момент вполне достаточно.
Базовым и основополагающим законом, который определил систему защиты прав граждан при реализации различных товаров и потребительских услуг сегодня является принятый еще в 1992 году Законе № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Безусловно, законодатель, реагируя на развитие сферы торговли и услуг постоянно вносит в него изменения, пытаясь выровнять интересы и продавца и покупателя. Однако, появление новых технологий продаж товаров и оказания услуг свидетельствуют о том, что в данной сфере в плане нормативного регулирования защиты потребительских прав все еще много не решенных проблем, в связи с чем законодательная деятельность по дальнейшей оптимизации защиты прав потребителей будет продолжаться.
Не менее актуальным остается и вопрос об эффективности работы контрольно-надзирающих органов в данной сфере. Порой их низкая эффективность. Кроме того, по мнению некоторых авторов, причины низкой эффективности системы защиты прав потребителей кроются также в ослаблении надзора за этой сферой со стороны государственных и муниципальных органов.
Защита прав потребителей основывается на жестких требованиях со стороны надзорных органов по отношению к предпринимателям и продавцам, непосредственно осуществляющих продажу товаров. Это выражается в следующем:
• наличие книги жалоб, которая должна быть прошита, пронумерована и подписана руководителем торговой компании;
• наличие специальных стендов, этикеток, документации, которая бы подтверждала происхождение, безопасность и качество реализуемого товара;
• по требованию информационное сопровождение покупателей;
• купля-продажа любого товара подтверждается договором, чеком, накладной или иным документом, подтверждающим оплату.
Права потребителей также защищаются посредством размещения на территории торговой точки различной информации. Это необходимо, для того, чтобы покупатель обладал полной информацией о товаре и правах связанных с его приобретением, а также имел свободу выбора, а не вариант навязанный продавцом. В связи с этим, в торговом зале обязательно должны быть размещены реквизиты надзорных органов, свидетельства о качестве и безопасности товаров, ценники с указанием необходимых данных.
Недопустимо дезинформирование покупателя. Если покупка сопровождалась данным фактом, то покупатель имеет полное право оспорить сделку и аннулировать ее.
Контроль за осуществлением торговой деятельности с точки зрения защиты интересов покупателей осуществляется профильным надзорным органом — Роспотребнадзором. В компетенцию данной организации входит:
• контроль над полным соблюдением прав потребителей;
• защита потребительских интересов;
• представление в различных инстанциях интересов потребителей;
• проверка учреждений торговли и обслуживания;
• инициирование мероприятий по проверке со стороны правоохранительных органов;
• составление необходимых материалов для привлечения виновных в нарушении прав потребителей к административной ответственности.
Основной задачей Роспотребнадзора является не реализация мер принуждения и наказания нарушителей, осуществление мероприятий по профилактике нарушений такого рода. Это происходит посредством проведения выездных проверок без приостановки деятельности торгового предприятия.
Система по контролю за торговой деятельностью и соблюдением прав и обязательств сторон процесса купли-продажи не носит репрессивного характера и направлена в первую очередь на урегулирование возможных споров без доведения дела до судебного разбирательства. Мирными способами.
Законом о защите прав потребителей предусмотрена ответственность продавца и изготовителя за вред, который причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Тем не менее, практика показывает, что сфера отношений между продавцом и потребителей в нашей стране все еще далека от совершенства.
Принимая важнейшее социально-правовое значение института защиты прав потребителей в науке существует огромное количество публикаций и исследований по данной темы. Различные аспекты правового режима защита потребительских прав граждан были исследованны А.В. Агафоновым, В.Н. Аргуновым, С.Ю. Барановым, Е.В. Вавилиным, Д.Х. Валеевым, Я.В. Вольвачем, М.А. Егоровой, Е.Б. Келебаем, Э.Г. Корниловой, А.Г. Нецветаевой, А.А. Маловой, Ю.В. Романцом, Л.Б.Ситдиковой, М.Ю. Челышевым, А.П. Фоковым, А.М. Эрделевским. Вместе с тем существуют и диссертационные исследования, проведенные С.Ю. Барановым, П.А. Безлепкиным, Д.М. Гильфановой, Э.Г. Корниловым, И.В. Кирюшиной, Г.Ю. Мицыком, Б.А. Шабли, в которых рассматривается институт защиты прав потребителей в качестве особого цивилистического феномена.
Объектом исследования в данной работе выступают существующая нормативная система правоотношений в сфере потребительских услуг.
Предметом исследования определено правовое регулирование потребительских услуг в городе Москве.
Цель данной работы состоит в исследовании содержания и особенностей защиты основных прав потребителей в современный период в целом, а также выявление особенностей организации и правового обеспечения потребительских услуг в городе Москве
Задачи работы:
— рассмотреть понятие и специфику правового регулирования прав потребителей;
— охарактеризовать понятие защиты прав потребителей;
— проанализировать современное состояние и правовой режим обеспечения потребительских услуг в г. Москва на примере сфер торговой деятельности, транспортного обслуживания, а также услуг в сфере здоровья и культурного отдыха.
— выявить направления совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая включает в себя введение, две самостоятельные главы и заключение. Первая глава работы посвящена анализу общих положений законодательства РФ о защите прав потребителей. Во второй главе работы освещаются современное состояние и правовой режим обеспечения потребительских услуг в г.Москва.
В процессе исследования использовались следующие методы: формально-юридический для анализа правовых понятий и вычленения их существенных признаков, метод сравнительного правоведения для анализа действующего законодательства о защите прав потребителей, а также логические приемы познания (анализ синтез, индукция, дедукция). При изложении результатов исследования использовался структурно-функциональный подход.
Новизна исследования.
Новизна данного исследования заключается в системном изучении гражданского законодательства, регулирующего практические вопросы защиты прав потребителей, а также в изучении современных научных взглядов на способы защита прав и законных интересов граждан и судебной практики его реализации, что позволяет систематизировать наиболее значимые вопросы и проблемы защиты прав потребителей, требующие принятия решений на законодательном уровне.
Научная и практическая значимость данной работы выражается в том, что она представляет собой комплексное специализированное исследование проблем защиты прав потребителей, проведенное на основе современных теоретических концепций, а также материалов судебной практики, что позволяет применять работу в качестве дополнительного учебного материала при изучении соответствующих разделов гражданского права. Помимо этого данное исследование может быть взято за основу для дальнейшего изучения теоретико-правового развития отдельных аспектов реализации различных способов защиты прав потребителей, а также совершенствования законодательства в данной сфере.
Заключение:
Механизм защиты прав потребителей, в том числе и судебный, закреплен Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Тем не менее, несмотря на длительную практику применения его положений, следует констатировать наличие ряда проблем, выявленных в ходе реализации права потребителя на судебную защиту
В части не урегулированной Законом «О защите прав потребителей», к подобным отношениям также применяются положения:
Гражданского кодекса Российской Федерации;
других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Разъяснения по ряду принципиальных вопросов, возникающих при рассмотрении дел о защите потребителей, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” и в Обзоре Верховного суда РФ от 01.02.2012 по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей.
Верховный суд пояснил, что хотя отдельные виды отношений с участием потребителей и регулируются специальными законами Российской Федерации (по договору участия в долевом строительстве, договору страхования, как личного, так и имущественного, договору банковского вклада, договору перевозки, договору энергоснабжения и др.), к подобным отношениям Закон «О защите прав потребителей» применяется в части тех прав, которые не урегулированы специальными законами, а именно:
право граждан на предоставление информации (статьи 8-12 Закона);
ответственность за нарушение прав потребителей (статья 13 Закона);
возмещение вреда (статья 14 Закона);
компенсация морального вреда (статья 15 Закона);
альтернативная подсудность (пункт 2 статьи 17 Закона);
освобождение от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 также разъясняется, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам должно применяться законодательство о защите прав потребителей.
Как показывает житейская практика предприниматели и коммерсанты всеми путями стараются избежать судебного разбирательства возникшего конфликта с покупателем/потребителем услуг.
Связано это с тем, что суды нередко встают на сторону именно покупателя и в этом случае расходы продавца оказываются существенно больше тех, которые он бы понес, если бы сумел договориться с потребителем в досудебном порядке.
Государственная защита прав потребителей вправе наложить на продавца следующие меры воздействия:
Штраф (до 50% от суммы, выигранной потребителем);
Неустойка за отказ выполнить законные требования потребителя;
Компенсация потребителю за причинение морального ущерба;
Возмещение всех судебных расходов;
Возмещение убытков потребителя, которые он понес не имея возможности пользоваться приобретенным товаром.
Продавец будет до конца отказываться от возмещения ущерба только если он полностью уверен в собственной правоте. Например, покупатель грубо нарушил правила эксплуатации товара, хотя был этом предупрежден —предоставлением инструкции по хранению, транспортировке и эксплуатации товара.
Часто встречающийся отказ — нарушение сроков возврата товара, установленных магазином самостоятельно, окончание гарантийного срока, отсутствие оригинальной упаковки и многие другие причины. Только некоторые из них действительно имеют юридическую основу, большинство – незаконны. Чаще всего покупатель не проявляет достаточной настойчивости по защите своих прав вследствие юридической неграмотности или под психологическим давлением со стороны продавца.
С проблемой возврата непродовольственных товаров сталкивался почти каждый покупатель. Это проблема будет всегда актуальна, так ситуации бывают разные, а сделанная покупка не всегда оправдывает ожидания.
В действительности шансы полностью или частично возместить собственные потери есть, о чем свидетельствует судебная практика по защите прав потребителей.
На самом деле потребитель точно так же заинтересован в том, чтобы разрешить конфликт в досудебном порядке, ведь практика показывает, что процесс может длиться многие месяцы, а порой и годы. Вполне вероятно, что придется нести дополнительные расходы, связанные с проведением независимой экспертизы дефектного товара. Конечно, если суд будет выигран, государственная защита прав потребителей обяжет продавца возместить эти расходы.
В случае, если покупатель абсолютно уверен, что он прав, а в досудебном порядке сторонам договориться не удалось, то ущемленный потребитель имеет полное право обратиться в суд.
Иск в суд можно подать либо по месту регистрации продавца (для ИП — места его проживания), либо по месту проживания истца, либо по месту осуществления продажи. По закону истец не обязан платить пошлину кроме случаев, если сумма иска не превышает 1 миллиона рублей — тогда все равно пошлину придется заплатить, но в случае выигрыша дела, эти расходы будет обязан компенсировать продавец.
Свои доказательства покупатель может предъявлять как письменно, документально (чек, акт сдачи-приема, талон гарантии, заключение эксперта и т. д.), так и предоставив устные показания свидетелей.
По Закону отсутствие у покупателя чека или иного документа не снимает с продавца ответственности. Подсудность дел о защите прав потребителей чаще всего подразумевает решение этого вопроса в пользу пострадавшей стороны — покупателя.
То же самое относится и к наличию или отсутствию оригинальной упаковки, которая считается скоропортящимся и не имеющим материальной ценности предметом. Предъявлять требования предоставить коробку, в которой был продан товар или «фирменный» пластиковый пакет, продавец не вправе.
Также ответчик не может занизить «сумму возврата» из-за полной или частичной амортизации покупки. Расходы должны быть возмещены в полном объеме.
В завершении своего исследования подчеркну о чем нужно помнить потребителю.
знать свои права (они есть в Законе о защите прав потребителей; узнать можно и в Роспотребнадзоре);
внимательно знакомиться с условиями договора (потратить время на его прочтение);
тщательно выбирать организацию для получения нужной услуги (особенно, если речь идет о медицинских услугах, участии в долевом строительстве, покупке дорогих товаров, выборе туроператора и т.п.);
при возникновении спорных вопросов знать последовательность своих действий.
Многие споры можно решить в досудебном порядке — это сэкономит, время, деньги и нервы потребителя. В некоторых случаях потребуется провести независимую экспертизу. Результаты экспертизы очень важны — они являются одним из доказательств, поэтому помогут отстоять свои права.
При обращении в суд для решения спорных вопросов о защите прав потребителей также необходимо прибегать к экспертизе. Например, в вопросах о качестве товаров (товароведческая экспертиза), медуслуг (медицинская экспертиза), при оценке качества строительства (строительно-техническая экспертиза), для оценки качества выполненного ремонта автомобиля (автотехническая экспертиза). Институт СЭиК готов дать юридические консультации, провести необходимые экспертизы, а также представлять интересы потребителя в суде.
Эффективность охраны прав потребителей зависит от множества правовых и неправовых факторов, среди которых одно из центральных мест занимают различные механизмы правовой защиты нарушенных прав потребителей.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Нормативное правовое регулирование потребительских услуг
1.1 Правовой режим защиты прав потребителей в современный период
Защита прав потребителей представляет собой комплекс мер, направленных на исключение предоставления гражданину некачественного товара, а при его приобретении – на возможность замены или возврата затраченных денежных средств.
Каждый взрослый человек в своей жизни сталкивался с приобретением товаров плохого качества, причем это могут быть испортившиеся продукты питания и брак при производстве дорогостоящей техники. Нередки случаи, когда права покупателя нарушаются до факта совершения покупки. Отдельные продавцы предоставляют недостоверную информацию о происхождении и качественных характеристиках товарных ценностей, а зачастую вообще отказываются ее представлять. Каждая из этих ситуация неприятна, но вполне разрешима .
Правовые основы защиты прав потребителей определены порядком решения этих вопросов в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» N 2300-1 от 07.02.1992 года (ЗоЗПП).
Не все потребители полной мерой используют предоставленные законом правила о защите прав потребителей. Избегая затрат личного времени или простого не зная о них.
Вместе с тем, покупатель имеет следующие, закрепленные законами РФ права.
Право на приобретение качественного товара, получение услуги, а также выполнения работы. Этим положением Закон предписывает продавцу или исполнителю заказа в обязательном порядке предоставлять потребителю только качественную материальную или нематериальную продукцию. Иное влечет за собой правовые последствия.