Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование организации медицинского обслуживания в РФ (на примере города Москвы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования оказания медицинских услуг в России 8
1.1.Конституционное право на охрану здоровья, как основа для организации медицинского обслуживания 8
1.2. Понятия и принципы правового регулирования медицинского обслуживания в РФ 11
Глава 2. Особенности нормативного правового регулирования организации медицинского обслуживания в Москве 18
2.1. Система организации медицинского обслуживания в городе Москве 18
2.2. Правовое регулирование медицинского обслуживание в Московском мегаполисе: нормативные основы и правоприменительная практика 42
Заключение 61
Список использованных источников 63
Введение:
Право на бесплатную медицинскую помощь гражданам России гарантировано Конституцией РФ в рамках обязательного медицинского страхования.
Законом также определены категории граждан, которые имеют дополнительные льготы и право на бесплатную помощь и лечение, к ним в частности относятся ветераны боевых действий, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Получение льгот возможно при соблюдении установленных законом процедурных моментов и наличия требуемых документов.
Динамичное развитие российской медицины происходит благодаря достаточному финансированию государством данной отрасли. Сегодня специалистами успешно внедряются новые технологии лечения, реабилитации; разрабатываются инновационные программы; реализуются национальные проекты.
В последние годы существенному прогрессу поддалась онкологическая отрасль медицины, достигнуты успехи в сфере обеспечения нормальной работы эндокринной системы, кардиологии, хирургии головного мозга и других областях.
Специалисты популярных клиник Российской Федерации являются настоящими профессионалами в своей отрасли, имеют колоссальный практический опыт, многие из них успешно практикуют за рубежом. Тем не менее, стоимость медицинских услуг в России ниже, чем в странах Европы.
Уникальные методы диагностики заболеваний, внедренные в России, привлекают пациентов из других стран. Только здесь возможна диагностика гастроэнтерологических проблем посредством вдоха воздуха. С помощью данного метода врачи быстро и без дискомфорта для больного безошибочно определяют состояние его внутренних органов: печени, толстого и тонкого кишечника, поджелудочной железы. Еще одним ноу-хау ученых стала электрокардиография, которая позволяет видеть очаги поражения сердца на экране и одновременно фиксировать сердечный ритм.
Российские перинатальные центры считаются одними из самых успешных и профессиональных в Европе. Врачи в них выхаживают младенцев, чей вес едва достиг 500 грамм. В области трансплантологии существует обширная сеть банков органов от доноров. На стабильно высоком уровне проводятся операции по пересадке внутренних органов.
В Москве находится большое количество научно-исследовательских институтов, специализирующихся на различных заболеваниях человека. Возможность бесплатного лечения сложных заболеваний в государственных научных институтах, уровень медицинской помощи выгодно отличаются доступностью по сравнению с зарубежными клиниками.
Уровень квалификации специалистов различных областей в России, отдельных государственных учреждений с международной репутацией, частных центров достаточно высок для проведения современной диагностики и терапии. Но система менеджмента лечебных заведений недостаточно развита по сравнению с заграничными клиниками, поэтому лечение в России выбирают чаще всего жители России и стран СНГ, которые адаптированы к данной системе обслуживания.
Существенным плюсом лечения в России является лояльность цен предоставляемых услуг, они значительно ниже, чем в Европе.
Актуальность данной темы определяется тем, здравоохранение является главным приоритетом государственной социальной политики, ежегодно выделяются огромные средства на развитие здравоохранения, но несмотря на это социологические опросы россиян в целом и москвичей в частности, показывают, что количество нареканий к сфере медицинского обслуживания не уменьшается, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика, причиной этого является как несовершенная правовая база, так и не работающие правовые механизмы, что обуславливает необходимость модернизации.
Цель работы – на основе комплексного системного анализа норм права, регулирующих отношения в сфере медицины, и практики их применения, выявить особенности организации медицинского обслуживания в г. Москве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть конституционное право на охрану здоровья, как основу для организации медицинского обслуживания,
— изучить понятие и принципы правового регулирования медицинского обслуживания в РФ,
— рассмотреть систему организации медицинского обслуживания в городе Москве,
— изучить правовое регулирование медицинского обслуживание в Московском мегаполисе: нормативные основы и правоприменительную практику.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования организации медицинского обслуживания в Москве.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие медицинское облуживание в Москве и практика их применения.
Теоретическую базу работы составили труды таких ученых-юристов как Бальсевич А.А., Борзенко Ю.А., Косарев К.В., Бриленок А.А., Вайпан В.А., Воробьева А.И., Горбунцов М.А., Григорян Т.Р., Губенко Е.С., Данилова С.Н., Демакова, Е.А., Доронин С.Н., Загорский И.О., Кайль А.Н., Киселева О.В., Кнутов, А.В. и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, судебная практика в рассматриваемой сфере.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический и др.
Эмпирической основой послужили: статистические и фактические данные, относящиеся к медицинскому обслуживанию граждан и размещенные в сети интернет справочные правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы о концептуальных и правовых основах правового регулирования организации медицинского обслуживания в Москве позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые сложности, которые встречаются при осуществлении правового регулирования организации медицинского обслуживания в Москве.
Положения, выносимые на защиту:
«Комплексный системный анализ норм права, регулирующих отношения в сфере медицины, и практики их применения, позволил выявить следующие проблемы организации медицинского обслуживания в г. Москве и предложить пути их решения:
1. Низкое качество оказываемых медицинских услуг. Решение данной проблемы является наиболее сложным, так как заключается в необходимости повышения качества оказываемых медицинских услуг – это комплексная задача, которая состоит в повышении квалификации кадров, уровня их профессиональной и этической подготовки, дисциплины, однако, каким бы суперпрофессионалом не был медик, в отсутствии современного эффективного оборудования, лекарств, транспорта, помещений – коренным образом решить что-то невозможно, в связи с чем бюджетное финансирование обязательно необходимо направлять на эти нужды.
2. Отсутствие медицинского персонала в учебных заведениях, что создает дополнительную нагрузку в работе скорой медицинской помощи. Очевидным решением данной проблемы является введение единицы медработника в учебных заведениях, причем это не является каким-то нововведением, так как такая практика существовала и в советское и в постсоветское время.
3. Необходимость повышения уровня квалификации медицинских кадров. Необходимо обеспечить условия для непрерывного совершенствования знаний и умений сотрудников городских больниц и поликлиник.
4. Недостаточное количество «узких» специалистов, невозможность записаться к ним на прием. Необходимо стимулировать интерес молодежи к приобретению профессии врача узкой направленности, а действующих врачей к перепрофилированию путем повышения заработной платы, различных льгот, досрочной пенсии и т.д.
5. Ветхость и несовременность зданий медицинских учреждений. В данном случае речь может идти не только о капитальном ремонте действующих медицинских учреждений, но и приобретении новых площадей, передачу их в безвозмездное пользование
6. Отсутствие корпоративной пациентоориентированной культуры в медицинских организациях. Повышение культуры общения, как со стороны медицинского персонала, так и со стороны пациентов, речь идет не о банальной грубости и хамстве, а о формировании взаимного уважения, толерантности».
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы
Заключение:
Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель и решены поставленные задачи.
В России социальное право на охрану здоровья и медицинскую помощь носит конституционный характер. Общие права, связанные с получением медицинской помощи, сформулированы в международных правовых актах о правах человека в области охраны здоровья, Конституции РФ, в Федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации».
Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений. Основными принципами организации медицинского обслуживания являются принципы доступности и всеобщности оказания медицинской помощи на территории России.
Одним из приоритетов социальной политики Правительства Москвы является обеспечение эффективной системы здравоохранения в столице.
За реализацию государственной политики в сфере здравоохранения в Москве отмечает Департамент здравоохранения города Москвы.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем, которые имеют место быть в организации медицинского обслуживания города Москвы, в частности, к таковым относятся:
1. Низкое качество оказываемых медицинских услуг.
Решение данной проблемы является наиболее сложным, так как заключается в необходимости повышения квалификации кадров, уровня их профессиональной и этической подготовки, дисциплины, увеличения бюджетного финансирования.
2. Отсутствие медицинского персонала в учебных заведениях, что создает дополнительную нагрузку в работе скорой медицинской помощи.
Очевидным решением данной проблемы является введение единицы медработника в учебных заведениях.
3. Необходимость повышения уровня квалификации медицинских кадров.
Повышение квалификации и переподготовка должны осуществляться для врачей и медицинского персонала бесплатно, также регулярно преумножать свои знания должны управленцы в сфере здравоохранения.
4. Недостаточное количество «узких» специалистов, невозможность записаться к ним на прием.
Необходимо обеспечить в каждом медицинском учреждении не менее двух взаимозаменяемых специалистов узкой специализации, стимулировать интерес молодежи к получению соответствующих профессий.
5. Ветхость и несовременность зданий медицинских учреждений.
Решение данной проблемы видится в капитальном ремонте действующих медицинских учреждений, приобретении новых площадей, передаче их в безвозмездное пользование.
6. Отсутствие корпоративной пациентоориентированной культуры в медицинских организациях требует повышения культуры общения, как со стороны медицинского персонала, так и со стороны пациентов.
Несмотря на то, что не все разделяют данную точку зрения, медицина, как платная, так и бесплатная, относится к сфере услуг. Обращаясь к врачу, гражданин рассчитывает получить качественное медицинское обслуживание в установленные сроки, но на практике возникает много проблем, что подтверждается многочисленной судебной практики.
Цена медицинских ошибок очень высока и какая бы сумма не была взыскана судом в целях возмещения морального и материального ущерба, здоровье, а тем более жизнь, она не вернет, в связи с чем можно еще раз акцентировать внимание на том, что медицина должна быть ориентирована на пациента – не на «галочки», платные услуги, статистику, а на здоровье пациента, тогда и ее качество коренным образом улучшится.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования оказания медицинских услуг в России
1.1.Конституционное право на охрану здоровья, как основа для организации медицинского обслуживания
В России социальное право на охрану здоровья и медицинскую помощь носит конституционный характер. Данный факт обусловлен несколькими факторами.
Прежде всего, по мнению Н.Н. Ивановой, вся российская правовая система зиждется на основополагающих конституционных нормах-принципах (признание социально-ориентированным государством человека, его прав и свобод высшей ценностью) .
В свою очередь, С.Э. Либанова рассматривает «систему конституционно-правовых способов, методов и средств воздействия на общественные отношения» в структуре концепции обеспечения конституционных прав .
Кроме того, Министр здравоохранения Российской Федерации отметил, что в любом социальном государстве гибкая и результативная система охраны здоровья населения является значимой составляющей «государственной политики и национальной безопасности» .
Право человека на жизнь и здоровье — неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения.
Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В международном масштабе оно декларировано в 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека.
Законодательство РФ по охране здоровья граждан и гарантиям на бесплатную медицинскую помощь опирается на соблюдение международных соглашений и международные нормы.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является тем, что нельзя отнять у человека, независимо от его цвета кожи, религиозной принадлежности и личностных предубеждений. Человек, не верующий, не разделяющий позиций врача, всё равно может претендовать на получение помощи.
Иными словами, медицинская поддержка является решением государства, касаемо того, что требуется человеку или не требуется в данный момент. Даже если жизни угрожает болезнь, чему свидетельствуют показания и данные анализов, вмешательство будет вынуждено во спасение жизни.
Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Различные аспекты медицинских правоотношений нашли свое отражение в многочисленных правовых актов различного уровня.
Основной закон Российской Федерации гарантирует гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в целях реализации данного положения приняты многочисленные законы и подзаконные акты, которые, однако, не вполне совершенны и даже иногда противоречат друг другу, что абсолютно недопустимо.
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран, в том числе и в новой России .
В 1948 г. это право было декларировано во всеобщей декларации прав человека. С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоохранение. В период с 1990г. по 2012 год Парламентом РФ принято более шестидесяти законов в области охраны здоровья.
Правовыми основами введения платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения являются:
-Гражданский Кодекс РФ;
-Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
-Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и др.
Весь комплекс прав населения на охрану здоровья можно представить в виде 4-уровневой системы, позволяющей определить их иерархию, место в практической деятельности и направления их развития и совершенствования.
Высшую юридическую силу в правовой системе РФ имеет Конституция. Соответственно конституционные права населения на охрану здоровья — базовые права, лежащие в основе формирования всего законодательства, осуществляющего прямое и опосредованное регулирование деятельности здравоохранения .
Следующая группа прав связана с получением медицинской помощи и представлена в различных отраслевых законодательных актах. Если конституционные права затрагивают всю сферу охраны здоровья населения, то рассматриваемая группа прав направлена на их практическую реализацию в системе здравоохранения.
Общие права, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья и включают права :
Резюмируя, можно отметить, что общие права, связанные с получением медицинской помощи, сформулированы в международных правовых актах о правах человека в области охраны здоровья, Конституции РФ, в Федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации».