Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование изменения условий и вида исправительного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ВИДА ИСПРАВИТЕЛНЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 7
1.1 История становления и развития института изменения условий и вида исправительного учреждения в уголовно-исполнительной системе Росси 7
1.2 Зарубежный опыт изменения условий и вида исправительного учреждения на примере пенитенциарной системы США 17
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 24
2.1 Правовое регулирование изменения условий отбывания наказания: основания, порядок, особенности и проблемы реализации 24
2.2 Правовое регулирование изменения вида исправительного учреждения: основания, порядок, особенности и проблемы реализации 36
2.3 Перспективы развития и преодоления проблем, возникающих при реализации изменения условий и вида исправительного учреждения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение:
Актуальность темы дипломного исследования состоит в том, что на современном этапе уголовно-исполнительная политика является приоритетным направлением, позволяющим проводить ресоциализацию осужденных.
В то же время в процессе исполнения уголовного наказания сложной является проблема оптимизации соотношения между собой карательного элемента и исправительной составляющей, что приводит к необходимости постоянного совершенствования механизма исправительного воздействия и усиливать в этом механизме мотивацию к послушному поведению. Достичь этого можно, в том числе и при помощи изменения условий отбывания наказания или вида исправительного учреждения, например, с более строгого режима на более мягкий режим отбывания назначенного срока.
Сегодня правовое положение осужденных должно быть таким, чтобы оно отвечало признанным принципам и нормам международного права, а исправленное воздействие должно осуществляться, принимая во внимание современные реалии в части сосредоточивания в местах лишения свободы более сложного с криминогенной точки зрения контингента, на который, прежде всего, должно быть направлено исправительное воздействие.
Нормы, посредством которых регулируется изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, по своей сути это такой механизм в котором свою реализацию получают принципы уголовно-исполнительного законодательства, основные средства исправления осужденных и методы воздействия, принимая во внимание поведенческие ориентации субъекта.
Широкое применение получает перевод осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, но может иметь место ситуация прямо обратная. В то же время применение как перевода в более мягкие условия отбывания наказания, так и перевода в иные исправительные учреждения может носить довольно существенные коррупционные риски, что связано с недостаточной проработкой законодателем данных вопросов. Интересным будет в этом аспекте исследовать и зарубежный опыт, который отчасти может быть заимствован в нашу правовую систему. Есть необходимость исследовать проблемы, с которыми сталкивается правоприменитель при изменении осужденным условий отбывания наказания или вида исправительного учреждения, что в целом может позволить внести предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.
Степень разработанности темы исследования. Сегодня есть все основания говорить, что вопросы правового регулирования изменения условий и вида исправительного учреждения проработаны недостаточно. Имеет место незначительное число исследований данного вопроса, которые проводились довольно давно. К основным трудам, в которых, так или иначе, рассматривались вопросы изменения вида исправительного учреждения или условий отбывания наказания можно отнести исследования таких ученых, как: А.В. Бриллиантова, Ю.В. Баранова, Б.З. Маликова, А.И. Зубкова, Н.А. Стручкова, Ф.Р. Сундурова и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при изменении условий или вида исправительного учреждения.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующие вопросы возможности изменения условий или вида исправительного учреждения.
Целью исследования является выявление проблем института изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, исследование современного состояния правового регулирования данного института и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства.
В связи с поставленной целью решить необходимо такие задачи:
— рассмотреть историю становления и развития института изменения условий и вида исправительного учреждения в уголовно-исполнительной системе России;
— исследовать зарубежный опыт изменения условий и вида исправительного учреждения на примере пенитенциарной системы США;
— провести анализ правового регулирования изменения условий отбывания наказания;
— исследовать правовое регулирование изменения вида исправительного учреждения;
— определить перспективы развития и преодоления проблем, возникающих при реализации изменения условий и вида исправленного учреждения.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы исследования, исторический метод и метод сравнительного правоведения.
Эмпирическая база исследования основана на положениях Конституции РФ , Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации , на положениях иных нормативно-правовых актов по теме исследования, на нормах международного права, а также материалах судебной практики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автор, основываясь на нормах действующего законодательства, с учетом всех внесенных в него в последнее время изменений разрабатывает проблемы правового регулирования изменения условий и вида исправительного учреждения и вносит предложения, которые могут стать основой дальнейшего совершенствования действующего законодательства России.
Заключение:
Рассмотрев в работе правовое регулирование изменения условий и вида исправительного учреждения, достигнув цели и решив поставленные задачи, были сделаны такие выводы:
С определенной долей условности становление и дальнейшее развитие института изменения условий отбывания наказаний и перевода в другое исправительное учреждение можно подразделить на 3 этапа:
— дореволюционный. В этот период отмечается зарождение института изменения условий и вида исправительного учреждения. Начинают появляться нормы, регулирующие данный вопрос. Однако они был разрозненными, не систематизированными и в целом в тот период речи о прогрессивной системе отбывания наказания не шло;
— советский период. Нормы рассматриваемого института начинают свое обширное развитие. Принимается множество законодательных актов регламентирующих порядок и условия изменения условий и места отбывания наказания. Нормы законодательства становятся систематизированными, а сам рассматриваемый институт приобретает вид прогрессивной системы;
— постсоветский период. В этот период принимаются самые важные нормативно-правовые акты, в частности, Уголовно-исполнительный кодекс, которым устанавливаются четкие и понятные условия возможного изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения. Впоследствии на протяжении всей новой истории в законодательство вносились определенные изменения, которые приводили к совершенствованию действующих норм и устанавливали более прогрессивные правила, опираясь на нормы международного права, в части защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина.
В США, как и в России, предусмотрена возможность изменения исправительного учреждения и перевод осужденного на более мягкие условия содержания. При этом если в России более мягкие условия могут быть обеспечены внутри пенитенциарного учреждения, а перевод осуществляется между разными режимами содержания, то в США перевод в целом из одного учреждения, в другое учреждение подразумевает и более мягкий режим содержания. Кроме того в США, если лицо совершает преступление впервые, не насильственное преступления, срок получает до года или не более пяти лет, не страдает наркоманией и алкоголизмом оно может не помещаться в тюрьму а отправляется в центры реституции или исправительные лагеря.
В целом, что касается возможности заимствования опыта США в нашу правовую систему. То представляется, что в наших пенитенциарных учреждениях общего режима следует дать больше свободы осужденным в части возможности носить свою одежду, чаще общаться с родственниками, пользоваться телефонной связью и сетью интернет. При смягчении режима, по нашему мнению, будет целесообразно обязать осужденных проходить, например, курс социализации и получать профессиональное образование, что в целом будет способствовать их скорейшей подготовке к жизни в рамках общества.
Определено, что реализация принципа отбывания осужденным назначенного наказания в виде лишения свободы позволяет оказывать исправительное воздействие на осужденных лиц. В то же время данная система не в полной мере совершенна, поскольку в большей части для перевода лица в более мягкие условия содержания законодатель использует в большей части формальные критерии, при отсутствии обязательных материальных критериев.
Законодатель применяет такой критерий как добросовестное отношение к труду, при этом во внимание не принимается, что не всегда осужденных есть возможность привлекать к труду, следовательно, не будет тут и добросовестного отношения к труду. Тем самым осужденный по логике не может переводиться в более мягкие условия. Представляется, что данный критерий, возможно, использовать только тогда, когда есть возможность привлекать осужденных к труду, но они отказываются от этого или выражают недобросовестное отношение к трудовой деятельности, в противном случае будет иметь место нарушение принципа равенства всех пред законом.
Определена необходимость ставить перевод лица на более мягкие условия в зависимость от критерия его позитивного поведения не только в исправительных учреждениях, но и в тюрьмах.
Обращено внимание на необходимость закрепления в законодательстве необходимости при любом переводе лица с одних условий отбывания наказания в другие условия всегда создавать комиссию с участием общественных объединений, что в большей степени позволит соблюдать права и законные интересы осужденных лиц.
Было обращено внимание на то, что передвижение осужденных без конвоя также следует признавать элементом изменения условий его содержания, что по нашему мнению, также может оказывать позитивное воздействие. Для того чтобы данный механизм исправления осужденных заработал ч. 1 ст. 96 УИК РФ следует изложить в таком виде: В случае привлечения осужденного к труду за рамками исправительного учреждения, ему может разрешаться передвижение за рамками исправительного учреждения без конвоя по отбытии им в колонии строгого режима не менее 1/4 назначенного наказания, в общем режиме, воспитательных колониях, следственных изоляторах и тюрьмах – 1/5 наказания. При этом следует дополнить ст. 103 УИК РФ положением о том, что к таким лицам не применяется требование об обеспечении охраны и изоляции.
Перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое учреждение обладает своими особенностями. Однако было обращено внимание, что законодатель довольно плохо регулирует данные вопросы. В частности, законодатель не устанавливает четкого порядка такого перевода, ввиду чего на практике необходимо обращаться к разным нормативно-правовым актам, что в целом может приводить к субъективизму и
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ВИДА ИСПРАВИТЕЛНЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1 История становления и развития института изменения условий и вида исправительного учреждения в уголовно-исполнительной системе Росси
Несмотря на то, что в России пенитенциарные учреждения имеют многовековую историю, сам же институт изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения появился сравнительно не так давно. Связано было появление данного института с внедрением прогрессивной системы отбывания наказания, в период первой половины XX века1.
Тюремное дело в дореволюционной России и прогрессивная система уголовного наказания в целом свойственная не была, а в целом бедственное положение тюрем требовало пересмотра как основ назначения и исполнения наказаний, так и создания элементарных бытовых условий отбывания наказания.
При этом следует сказать, что еще в 1819 году Александр первый начал реформу пенитенциарной системы, главной целью чего должно было стать перевоспитаете и нравственное исправление преступников.
В 1822 году в Уставе о ссыльных2 закрепили критерии исправления и оценки личности осужденных лиц.
В соответствии с данным документом после того, как оканчивается срок каторжной работы в случае примерного поведения осужденного и его положительного отношения к труду, арестанта переводили в поселенцы с осуществлением работ вблизи каторги. Если же имел место побег из ссылки, то арестанта надлежало переводить на заводские работы, или в тюремное заключение сроком на 1 год.
В 1831 году была принята Инструкция смотрителю губернского замка1, где регулировалось наказание в виде тюремного заключения. Если человек примерно себя вел и прилежно исполнял трудовые обязанности по истечению установленного законом срока, он мог переводиться на поселение, место которого определял начальник тюрьмы.
В то же время уже в тот период проводилась тюремная реформа, в основу которой лег опыт зарубежных стран, в результате чего в 1879 году принимается Закон «Об основных положениях, имеющих служить руководством преобразования тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях», где определили виды уголовного наказания. При этом предусмотрели возможность замены каторги с определенным сроком на перевод в поселение. И хотя это еще сложно было назвать прогрессивным элементом уголовно-исправительной системы, однако зачатки были положены2.
В 1906 году принимается Устав о содержащихся под стражей3, где также ввели возможность перевода осужденных за примерное поведение. Кроме того были предусмотрены и такие институты как право арестантов получать вознаграждение. Кроме того за примерное поведение была предусмотрена возможность перевода в особый отряд исправляющихся с наделением таких лиц определенными льготами.
В 1909 году Императором Николаем II был подписан Закон «О воспитательно-исправительных учреждениях», в котором впервые урегулировали вопросы условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными. До этого таких лиц содержали в смирительных либо рабочих домах вместе с взрослыми, исключение составляли небольшие заведения, которые существовали за счет благотворительных организаций.
В соответствии с данным законодательным актом в такие учреждения позволялось помещать лиц от 10 до 17 лет, при этом срок нахождения в таких учреждениях определял не суд, а само заведение. Несовершеннолетние от 17 до 21 года переводились на поселение или каторгу. При этом законодатель решил никак не регулировать системы поощрений и наказаний, что в целом отдавалось на усмотрение учреждения.
Определенные шаги по либерализации режима содержания осужденных лиц были предприняты уже после октябрьской революции в 1917 году, в частности, проводится отмена кандалов, позорящих одежд и процедура обязательного молчания.
Коренные реформы рассматриваемой сферы начались в 1918 году, а законодательным актом такой реформы послужил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР) 1924 года1.
Основной задачей реформирования стало создание более или менее единообразной системы исправительных учреждений в России, где бы соблюдались хотя бы элементарные нормы, необходимые для жизни человека.