Информационное право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование информации с ограниченным доступом.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информация с ограниченным доступом: понятие, виды и особенности информационно-правового регулирования 6
1.1 Понятие и сущность информации с ограниченным доступом 6
1.2. Правовая классификация информации с ограниченным доступом 20
1.3 Особенности правового регулирования порядка документирования и установления режима доступа к конфиденциальной информации 25
2. Реализация специальных режимов информации на примере отдельных видов информации 38
2.1 Правовое регулирование порядка оборота конфиденциальной информации, составляющей служебную и профессиональную тайны 38
2.2 Правовое регулирование института государственной тайны в Российской Федерации 44
Заключение 57
Список использованной литературы 61

 

  

Введение:

 

Актуальность данной темы определяется тем, что в век высоких технологий, развития науки и техники, инноваций, информация стала ценнейшим ресурсом, который позволяет успешно заниматься бизнесом, расследовать преступления, осуществлять мероприятия, направленные на развитие внешней и внутренней политики.
Как и любой другой ценный ресурс, информация требует правовой охраны и в некоторых случаях особого порядка использования.
Информация с ограниченным доступом — информация, доступ к которой имеет только ограниченный круг лиц и обнародование которой запрещено распорядителем информации в соответствии с законом.
Ограничение доступа к информации осуществляется в интересах национальной безопасности или охраны законных прав физических и юридических лиц.
Ограничивается доступ к информации, а не к документу. Соответственно, если в одном документе содержится открытая и закрытая информация, первая может быть предоставлена на ознакомление заинтересованному лицу в виде отдельного документа.
К информации с ограниченным доступом относится конфиденциальная, служебная и секретная информация.
В общем, насчитывается около 20 видов информации с ограниченным доступом (банковская, врачебная, адвокатская тайна, тайна исповеди).
Данной проблематике посвящены работы таких исследователей как Волчинская Е.К., Глушков В.М., Ковалева Н.Н., Терещенко Л.К., Тиновицкая И.Д., Ярочкин В.И. и др.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования информации с ограниченным доступом.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие вопросы правового регулирования информации с ограниченным доступом.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ правового регулирования информации с ограниченным доступом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность информации с ограниченным доступом,
— исследовать правовую классификацию информации с ограниченным доступом
— выявить особенности правового регулирования порядка документирования и установления режима доступа к конфиденциальной информации,
— исследовать правовое регулирование порядка оборота конфиденциальной информации, составляющей служебную и профессиональную тайны,
— рассмотреть правовое регулирование института государственной тайны в Российской Федерации
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирические основы исследования: опубликованные и размещенные в электронных правовых базах нормативные правовые акты, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы об особенностях правового регулирования информации с ограниченным доступом позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель и решены поставленные задачи.
Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками;
Несмотря на то, что информация прямо не поименована как объект гражданских прав, она находится в гражданском обороте, регулируется и защищается нормами гражданского, административного, уголовного законодательства.
Существуют многочисленные классификации видов информации:
— по степени организованности (упорядоченности) информацию,
— по категориям доступа,
— в зависимости от порядка ее предоставления или распространения,
— по собственнику (владельцу) информации.
Информация ограниченного доступа — это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами или органами государственной власти.
Сведения ограниченного доступа так называются, потому что данные несут потенциальную или действительную ценность, поэтому обладатель информации примет меры для ее сохранности.
Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом являются:
-предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;
-предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
-реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.
Информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).
Документирование конфиденциальной информации является важнейшей составной частью конфиденциальной делопроизводства, поскольку от правильности оформления документов зависит качество и эффективность управленческой и производственной деятельности, достоверность и юридическая сила документов, трудоемкость их обработки и качество организации.
Одним из самых распространенных видов информации ограниченного доступа являются сведения, составляющие профессиональную тайну, разновидностями которых являются банковская тайна, налоговая тайна, аудиторская тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, врачебная тайна, тайна усыновления, тайна связи, следственная тайна, судебная тайна, тайна исповеди и др.
Единого нормативного правового акта о профессиональной тайне в российском законодательстве нет, все же она является легитимным явлением в нашей жизни, поскольку во многих федеральных законах определяются условия использования этого правового средства защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Более 10 лет назад из ГК РФ исключена ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», относившая информацию, составляющую служебную тайну, к объектам гражданских прав. Большинством ученых и юристов обоснованно критиковался законодательный подход, при котором смешивались понятия служебной и коммерческой тайн, а служебная тайна необоснованно включалась в гражданский оборот.
Базовый законодательный акт в сфере защиты информации предусматривает, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.
Также не существует и единого нормативного правового акта о профессиональной тайне, однако, несмотря на это существует масса нормативных актов, которыми охраняется служебная и профессиональная тайна.
В России защита государственной тайны регулируется Конституцией РФ (ст. 29 ч.4), Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности».
Кардинальная перестройка системы защиты охраняемых государством сведений началась с принятием в 1993 году Закона РФ «О государственной тайне».
Государственная тайна — это информация о деятельности Российской Федерации в сфере внешней политики, экономики, разведки (контрразведки), оперативного розыска, военной сфере, которая охраняется страной, поскольку ее передача может снизить уровень безопасности государства.
Большинство вопросов, связанных с государственной тайной, регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.
Допуск к государственной тайне означает оформление доступа к информации, элементу государственной тайны (относительно граждан), а для юридических лиц — это получение ими права провести работы с применением таких данных.
Ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» содержит «Перечень сведений, составляющих государственную тайну» — 26 (первоначально 23) позиций, определяющих, какие именно сведения являются секретными.
Статья 27 закона ввела в действие один из важнейших механизмов управления допуском к государственной тайне и ее защитой – лицензирование предприятий на право выполнения соответствующих работ.
Выдача лицензий осуществляется на основании результатов специальной экспертизы и государственной аттестации руководителей.
Постановление Правительства РФ от 1995 года № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» определяет порядок лицензирования. Процедура оформления лицензии ФСБ является добровольной.
Она была разработана и введена в действие в 2010 году. Действие регламента распространяется на должностных лиц и обычных граждан. Выдача лицензии находится в ведение ФСБ. Срок действия лицензии не может превышать 5 лет.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» утверждает инструкцию, которая детально регулирует оформление допуска к государственной тайне.
Необходимо отметить, что в настоящее время информация не относится к объектам гражданских прав (исключена из статьи 128 ГК РФ в 2006 году), что существенно затрудняет ее правовую охрану, ы связи с чем предлагается дополнить статью 128 ГК РФ словом «информация» после слов «нематериальные блага».

 

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Информация с ограниченным доступом: понятие, виды и особенности информационно-правового регулирования

1.1 Понятие и сущность информации с ограниченным доступом

В современном мире информация является ценнейшим ресурсом, сегодня как никогда актуальна фраза «кто владеет информацией – тот владеет миром», различные технологии, бизнес-идеи, секретные разработки – все это информация, которая при грамотном вложении может принести большую прибыль, а также служить целям безопасности или обороны страны, а, следовательно, нуждается в правовой защите и ограниченном доступе.
Академик В.М. Глушков дает следующее определение: «Информация в самом общем ее понимании представляет собою меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. … Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы» .
По Винеру, «информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» .
В латинском языке «informatio» означает разъяснение, изложение, осведомление.
С.И. Ожегов дает следующее определение информации — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством .
Сведения же он определяет как познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо.
В Толковом словаре Ефремовой информация определена как «сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами, сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо» .
В Толковом словаре Ушакова дается следующее понятие информации: «сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь» .
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» содержит определение массовой информации – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, содержится в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Легальное определение этого понятия дано в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления .
Проанализировав вышеуказанные определения, можно резюмировать, что большинством исследователей информация определяется как сведения, сообщения о чем-либо, которые отражают события объективной реальности.
Совместное исследование информационных процессов в информационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства.
К основным из них можно отнести следующие.
1. Свойство физической неотчуждаемости информации.
Оно основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами.
2. Свойство обособляемости информации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы