Предпринимательское право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование индивидуализации юридического лица в РФ: актуальные вопросы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды индивидуализации юридического лица в РФ 6
1.1. Понятие и сущность средств индивидуализации 6
1.2. Правовое регулирование фирменного наименования 13
1.3. Особенности коммерческого обозначения и его соотношение с фирменным наименованием 25
Глава 2. Актуальные вопросы правовой охраны и защиты средств индивидуализации юридического лица в РФ 37
2.1. Актуальные вопросы охраны средств индивидуализации юридического лица в РФ 37
2.2. Актуальные вопросы защиты средств индивидуализации юридического лица в РФ 44
2.3. Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере охраны и защиты средств индивидуализации юридического лица в РФ 57
Заключение 64
Библиографический список 68

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Средства индивидуализации юридического лица занимают важнейшее место среди объектов интеллектуальной собственности. На современном этапе экономическая жизнь общества без их активного участия просто невозможна, так как именно они служат средством идентификации производимых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ.
Все более острой в настоящее время является проблема коллизии исключительных прав на разнообразные виды интеллектуальной собственности, при этом в особенности это прослеживается в области использования средств индивидуализации. Наблюдается значительный рост числа споров, которые возникают между различных средств индивидуализации, непосредственно являющихся объектами интеллектуальных прав (коммерческие обозначения, фирменные наименования).
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) отсутствует определение средств индивидуализации, он содержит только их поименованные виды. В международном и зарубежном правовом регулировании такое понятие отсутствует. Наука же права интеллектуальной собственности анализирует каждое обозначение отдельно.
Средства индивидуализации являются условными обозначениями, которые приняты для обособления субъектов предпринимательской деятельности среди иных субъектов правоотношений или продукции, производимой ими.
Таким образом, основной функцией средства индивидуализации является выделение объектов или субъектов из общей массы однородных субъектов или объектов.
Средства индивидуализации юридических лиц представляют собой нематериальные объекты, представляющие различные обозначения (изобразительные, словесные, звуковые), которые позволяют выделить юридическое лицо, товар, услугу или работу из числа им подобных.
Объектом исследования представленной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с использованием, охраной и защитой средств индивидуализации юридического лица.
Предмет исследования – правовое регулирование индивидуализации юридического лица в РФ.
Цель представленной выпускной квалификационной работы – исследовать актуальные вопросы правового регулирования индивидуализации юридического лица в РФ.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность средств индивидуализации.
2. Рассмотреть правовое регулирование фирменного наименования.
3. Выявить особенности коммерческого обозначения и охарактеризовать его соотношение с фирменным наименованием.
4. Изучить актуальные вопросы охраны средств индивидуализации юридического лица в РФ.
5. Исследовать актуальные вопросы защиты средств индивидуализации юридического лица в РФ.
6. Проанализировать актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере охраны и защиты средств индивидуализации юридического лица в РФ.
Методологическая основа исследования – общенаучные, частнонаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель, а именно, проведен анализ правового регулирования охраны и защиты средств индивидуализации и разработаны рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области.
В результате анализа норм права и трудов ученых, было дано определение понятия «средства индивидуализации», раскрыты функции средств индивидуализации и их назначение. Было выявлено, что к средствам индивидуализации можно относить не только объекты интеллектуальных прав, однако закон использует данный термин именно для обозначения этих объектов, в связи с чем, основная часть работы была посвящена рассмотрению именно этих объектов.
В результате рассмотрения видов средств индивидуализации, можно сделать вывод о том, что деление средств индивидуализации на виды связано с их назначением. У всех средств индивидуализации имеются общие черты, однако все они отличаются друг от друга.
Исследовав правовое регулирование охраны и защиты средств индивидуализации, можно сделать вывод о том, что разные средства индивидуализации охраняются по-разному: товарный знак и наименование места происхождения товара подлежат государственной регистрации, фирменное наименование включается в ЕГРЮЛ, после регистрации юридического лица, а коммерческое обозначение охраняется в силу его использования, если оно приобрело известность на определенной территории.
В результате анализа норм, посвященных правовому регулированию защиты средств индивидуализации, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство предоставляет правообладателям право прибегать к различным способам защиты своих прав на средства индивидуализации.
Особое внимание в работе было уделено рассмотрению особенностей разрешения ситуации «столкновения» прав на разные средства индивидуализации. Анализ подобных ситуаций представляет особый интерес в связи с тем, что они нередко встречаются на практике. Это связано с тем, что, несмотря на разное предназначение разных средств индивидуализации, все они могут быть использованы на упаковках товаров, в рекламе, на вывесках и т.п. Поэтому, в случае, если в разных средствах индивидуализации использованы сходные или тождественные обозначения, между правообладателями таких средств индивидуализации может возникнуть конфликтная ситуация. В законодательстве содержится ряд статей, призванных минимизировать возникновение таких ситуации, однако некоторые из них обладают определенными недостатками.
В результате анализа правового регулирования охраны и защиты средств индивидуализации юридических лиц был выявлен ряд проблем.
Одной из таких проблем является то, что в соответствии с действующим законодательством, исключительное право на фирменное наименование возникает только у коммерческих организаций. Однако, следует учитывать и то, что некоммерческие организации также имеют право осуществлять деятельность, приносящую доход, в связи с чем, закон предоставляет таким некоммерческим организациям возможность зарегистрировать товарный знак и использовать коммерческое обозначение. Некоторые авторы считают, что подход законодателя к правовому режиму наименований некоммерческих организаций является нелогичным, т.к. некоммерческим организациям разрешается регистрировать товарные знаки, они могут иметь исключительное право на коммерческое обозначение, в случае, если обладают правом на осуществление предпринимательской деятельности, но нормы о правовой охране и защите фирменных наименований на наименования некоммерческих организаций не распространяются. Для того, чтобы решить данную проблему, предлагается внесение изменений в абз. 2 п. 1 ст. 1473 ГК РФ и п. 1.1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях». Предложенные изменения направлены на уравнивание правового режима фирменных наименований и наименований тех некоммерческих организаций, которые осуществляют приносящую доход деятельность, разрешенную п. 4 ст. 50 ГК РФ.
Другим проблемным моментом является то, что содержащиеся в п.3 ст. 1474 ГК РФ правила могут стать причиной проблем на практике. Согласно смыслу данной статьи и разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ, в случае, если фирменные наименования двух юридических лиц являются сходными до степени смешения или тождественными и данные лица занимаются осуществлением аналогичной деятельности, приоритет будет иметь фирменное наименование, внесенное в ЕГРЮЛ ранее. При этом, не имеет значение, какое из юридических лиц начало осуществлять такую деятельность ранее. Данная ситуация представляется неправильной, поскольку в ней не принимаются во внимание интересы того юридического лица, которое было внесено в ЕГРЮЛ позднее. В данной связи, в работе предлагается внесение соответствующих изменений в п. 3 ст. 1474 ГК РФ.
Также целесообразным внести соответствующие изменения в п. 3 ст. 1474 ГК РФ, изложив его следующим образом: «не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица и второе юридическое лицо приступило к осуществлению аналогичной деятельности раньше, чем первое юридическое лицо».
В работе были выявлены также проблемы правового регулирования охраны и защиты коммерческих обозначений. Основной проблемой является то, что несмотря на особенности коммерческого обозначения, которые

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и виды индивидуализации юридического лица в РФ

1.1. Понятие и сущность средств индивидуализации

Развитие рыночной экономики в Российской Федерации обусловило жесткую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Предприниматели стремятся выделить себя, свою продукцию из однородной массы товаров и услуг для привлечения к ней потребителей и, соответственно, обеспечения ее сбыта и получения прибыли. Еще дореволюционные ученые отмечали, что «в деловом обороте громадную роль играют всевозможные способы запечатления в памяти публики деятелей торговли, практикуемые ими приемы ее ведения, привлекающие особое доверие публики» . Таким образом, коммерческий успех предпринимателей во многом предопределяется индивидуализацией их деятельности, а также ее результатов.
Индивидуализация продукции, производимой (реализуемой) субъектами предпринимательской деятельности, имеет огромное значение не только для самих предпринимателей, но и для потребителей товаров и услуг в силу следующих причин:
— индивидуализация товаров и услуг облегчает потребителям выбор необходимой продукции;
— индивидуализация продукции обусловливает стремление предпринимателей к постоянному улучшению ее качественных характеристик, что также отвечает интересам потребителей: если бы покупатели, приобретая товары (услуги), не могли определить их производителя, у последнего не было бы стимула к повышению и поддержанию качества продукции;
— индивидуализация товаров и услуг гарантирует ответственность производителя продукции за ее качество и т.д.
Индивидуализация субъектов предпринимательской деятельности, в частности коммерческих организаций, имеет большее значение, нежели индивидуализация продукции. Индивидуализация коммерческих организаций необходима:
— для обеспечения ясности и устойчивости торгового оборота (контрагенты коммерческой организации должны иметь четкое представление о том, с кем они вступают в деловые отношения, к кому предъявлять требования об исполнении обязательств и претензии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующих требований);
— для осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства;
— для развития торгового оборота в целом (гражданское правоотношение устанавливается между определенными субъектами; если коммерческие организации не будут должным образом индивидуализированы, то они сольются в одну общую массу, и установление правовых отношений между отдельными членами данной массы станет невозможным) .
В целях привлечения потребителей предприниматели используют многочисленные средства индивидуализации, которые, в свою очередь, имеют огромное экономическое значение. В условиях массового производства изготовитель и потребитель, как правило, «не встречаются» на рынке товаров и услуг. В силу этого средства индивидуализации, используемые предпринимателями, становятся единственным связующим звеном между производителями и потребителями продукции и информируют покупателей о конкретном производителе маркируемой ими продукции, ее качестве, основных характеристиках и месте происхождения. Поэтому, выбирая необходимую продукцию, покупатели ориентируются на известные им средства индивидуализации, которыми она обозначена (товарные знаки, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения), таким образом «привязываясь» к ним. Это свидетельствует о необходимости правовой охраны средств индивидуализации, используемых в предпринимательской деятельности, от несанкционированного использования недобросовестными участниками оборота тождественных или сходных до степени смешения обозначений. В охране индивидуализирующих обозначений заинтересованы как субъекты предпринимательства, так и потребители, поскольку использование третьими лицами «чужих средств индивидуализации может ввести покупателей в заблуждение относительно производителя продукции, ее качественных и иных характеристик, а также отвлечь потребителей от продукции действительного владельца индивидуализирующих обозначений, что нанесет ущерб его имущественным интересам .
Необходимость правовой охраны средств индивидуализации диктуется заинтересованностью предпринимателей в повышении эффективности их использования. Таким образом, интересы участников гражданского оборота требуют обеспечения правовой охраны средств индивидуализации, используемых в предпринимательской деятельности: товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, коммерческих обозначений, указаний происхождения товаров, наименований мест происхождения товаров и др.
Однако, несмотря на постоянное дополнение гражданского законодательства, далеко не всем средствам индивидуализации, используемым предпринимателями в процессе осуществления коммерческой деятельности, может быть обеспечена охрана с помощью предусмотренных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы