Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правовое регулирование государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 8
1.1. Развитие законодательства о малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации 8
1.2. Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства 21
1.3. Лицензирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 29
Глава 2. Особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве 40
2.1. Правовая основа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве 40
2.2. Цели и принципы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве 47
2.3. Порядок и виды предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве 54
Заключение 68
Библиографический список 72
Введение:
Актуальность темы исследования.
Влияние и результат современных механизмов регулирования экономики усиливаются в контексте увеличения числа независимых производителей, расширения возможностей для свободного доступа к различным производственным сферам и увеличения мобильности факторов производства между предприятиями и отраслями промышленности.
С самого начала подготовки и реализации экономических реформ формирование мер государственной по-дожески малого и среднего предпринимательства в России было одним из основных приоритетов государственной политики. Благодаря хозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства повышается уровень работающего населения, растет конкурентная среда и экономическая стабильность, формируются предпосылки для развития среднего класса. Малое и среднее предпринимательство позволяет реализовать свои творческие способности и инициативу. Неоценима также роль малого и среднего предпринимательства в развитии научно-технического прогресса. По этой причине в развитых странах развитие малого и среднего предпринимательства играет огромную роль. Для его поддержки формируется такая правовая политика, в рамках которой интересы субъектов предпринимательства уравновешиваются с интересами государства и общества.
Комплекс механизмов и методов государственного регулирования, направленных на решение проблем функционирования общества, в целях поддержки отечественных товаропроизводителей для обеспечения экономической безопасности, формируется в различных сферах экономики. В городе Москве как самом крупном и экономически развитом регионе России функции и роль малого и среднего предпринимательства наиболее отчетливо видны. Региональные органы государственной власти предпринимают различные попытки стимулировать рост данной сферы предпринимательства черед различные механизмы правового регулирования, в связи с чем значение ренального нормотворчества нельзя переоценить. Исследования по этому вопросу проводятся достаточно часто, но сегодня необходимо уточнить научные и практические подходы к регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства, в том числе в городе Москве, с учетом анализа существующего механизма правового регулирования.
Актуальность выбранной темы также обуславливается статистическими данными. Так, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 апреля 2019 года содержится 6 141 283 субъектов малого и среднего предпринимательства. Их них 2 755 497 – юридические лица, 3 385 786 – индивидуальные предприниматели. Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано в Центральном федеральном округе — 1 909 919 субъектов. Из них в городе Москве зарегистрировано 817 438 субъектов малого и среднего предпринимательства (549 348 – юридические лица, 268 090 – индивидуальные предприниматели) .
Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с федерؚальнؚыми трؚебованؚиями прؚинؚят законؚ горؚода Москвы от 26 нؚоябрؚя 2008 г. № 60 «О поддерؚжке и рؚазвитии малого и срؚеднؚего прؚедпрؚинؚимательства в горؚоде Москве». Также в городе Москве приняты и иные нормативные правовые акты, выступающие правовой основой государственной поддержики развития малого и среднего предпринимательства, в их числе Закон г. Москвы от 30.10.2013 № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве», Постановление Правительства Москвы от 26.07.2011 № 334-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте инвестиционной и промышленной политики города Москвы», иные нормативные правовые акты.
В соответствии с законодательством и государственной политикой города Москвы система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства может быть в следующих формах:
— финансово-денежная помощь предпринимателям малого и среднего предпринимательства. Поддержка предпринимателя посредством бизнес-инкубатора (предоставления льготного кредита, аренды помещения по низким ценам, договоры подрядчиков и поставщиков);
— имущественная. Данная форма содействия заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. Например, государство может предоставить земельный участок, здания, строения;
— информационная. Механизм данной помощи формируется не только за счет федеральных, но также за счет региональных информационных систем;
— консультационная. Данная помощь оказывается в форме учебных курсов, в которых даются советы о правильности направления развития предпринимательской деятельности и целесообразности его создания в конкретной области;
— помощь в образовательной области — разработка и реализация программ, направленных на подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников. Данные специалисты являются очень ценными сотрудниками для малого и среднего предпринимательства.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне и в городе Москве.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие предоставление мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, правовые позиции Верховного Суда РФ, материалы судебно-арбитражной практики.
Цель работы – исследовать особенности правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации.
2. Определить понятие и признаки малого и среднего предпринимательства.
3. Изучить вопросы лицензирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Исследовать правовые основы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
5. Охарактеризовать цели и принципы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
6. Проанализировать порядок и виды предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. На основании анализа российского законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства, концепции развития гражданского законодательства, а также практики осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере следует сделать вывод, что применение действующих критериев отнесения предпринимательской деятельности к малому и среднему бизнесу следует дополнить таким количественным признаком, как величина уставного капитала для хозяйственных обществ: предлагаем установить в новом п. «е.1» ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что для отнесения обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ к категории малого либо среднего предприятия его уставный (складочный) капитал должен составлять при числе работников до 15 человек – не более 100 тыс. руб., до 100 человек – не более 500 тыс. руб., до 250 человек – не более 1200 тыс. руб.
2. Полагаем недопустимым отнесение потребительских кооперативов к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку получение прибыли и разделение ее между участниками не относится к основным целям деятельности таких кооперативов. В этой связи предлагается ограничить круг субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. В рамках совершенствования действующего законодательства предлагается исключить из перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», потребительские кооперативы как организационно-правовую форму субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. В целях отражения реального развития субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается изменить содержание части 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «5) обеспечение устойчивого существования, расширения сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем изменения категории субъекта предпринимательства или создания им дочернего хозяйственного общества».
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
На основании анализа российского законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства, концепции развития гражданского законодательства, а также практики осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере следует сделать вывод, что применение действующих критериев отнесения предпринимательской деятельности к малому и среднему бизнесу следует дополнить таким количественным признаком, как величина уставного капитала для хозяйственных обществ.
Использование качественных показателей позволяет учитывать специфику развития малого и среднего предприятия. Но использование таких критериев в нормативном правовом акте является недостаточным, так как позволяет применять субъективный подход к определению размера предприятия. Таким образом, исключать количественные показатели из закона считается нецелесообразным, но возможно дополнить их качественными показателями для подчеркивания различий между малыми и средними предприятиями.
Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня является наиболее важной стратегической задачей России в сфере экономики, поскольку мировой опыт свидетельствует о том, что именно данный сегмент предпринимательства представляет стержень всей экономической системы государства.
В качестве реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства государством предусмотрен ряд льгот:
— упрощенный бухгалтерский учет,
— упрощенная отчетность,
— специальные налоговые режимы,
— упрощенные декларации,
— упрощенный порядок предоставления и составления статистической отчетности.
Государственное и муниципальное имущество, которое было приватизировано субъектами малого и среднего предпринимательства, имеет льготный порядок расчетов. Государством оказывается поддержка малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными и региональными программами. К данной поддержке относится:
— финансовая помощь,
— имущественная поддержка,
— поддержка в области повышения квалификации для сотрудников организации.
Приоритетной также является информационная поддержка малого предпринимательства, например, помощь в продвижении товара на региональные рынки. Для малых предприятий осуществляется также правовая поддержка: данный вид помощи может быть оказан как организации в целом, так в частном порядке для предпринимателя в формате консультаций.
Подтверждая обоснованность вывода о взаимосвязи правового статуса и социального положения личности в качестве общего правила, считаем важным обратить внимание на существенные исключения из него применительно к правовому статусу предпринимателя в России на примерах ее новейшей истории. Эти примеры не позволяют свести правовой статус участника предпринимательской деятельности к оформлению ранее сложившегося содержания прав, свобод и обязанностей предпринимателя, а, наоборот, свидетельствуют в ряде случаев о первичности правового статуса предпринимателя по отношению к его социальному статусу, о предопределенности экономических и социальных процессов в обществе мерами государственного воздействия на его экономическую и социальную жизнь.
В Российской Федерации на протяжении нескольких лет идет усиленная поддержка малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в Российской Федерации происходит неуклонное развитие малого предпринимательства, направленное на повышение его конкурентоспособности, а также на оптимизацию межбюджетных отношений.
В целях совершенствования действующего законодательства предлагаются следующие меры:
1. В целях отражения реального развития субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается изменить содержание части 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «5) обеспечение устойчивого и длительного существования субъектов малого и среднего предпринимательства и расширение сферы деятельности, в том числе путем перехода в следующую категорию или создания дочернего хозяйственного общества».
2. Полагаем недопустимым отнесение потребительских кооперативов к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку получение прибыли и разделение ее между участниками не относится к основным целям деятельности таких кооперативов. В этой связи предлагается ограничить круг субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. В рамках совершенствования действующего законодательства предлагается исключить из перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», потребительские кооперативы как организационно-правовую форму субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. В целях отражения реального развития субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается изменить содержание части 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «5) обеспечение устойчивого существования, расширения сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем изменения категории субъекта предпринимательства или создания им дочернего хозяйственного общества».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1. Развитие законодательства о малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации
В условиях современной рыночной экономики и частной собственности малое и среднее предпринимательство приобретает особое значение. Как показывает мировая практика, именно малое и среднее предпринимательство играет большую роль в развитии экономики страны. Малое и среднее предпринимательство способствует развитию социально-экономических отношений в стране и играет важную роль на международной арене. Предприниматели, задействованные в сфере малого и среднего предпринимательства, составляют внушительную долю от общего числа предпринимателей .
В качестве общей модели взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов и последствий их взаимосвязи можно выделить следующую: любое экономически развитое государство рассматривает малое и среднее предпринимательство в качестве одной из основ экономической и социальной устойчивости страны, ее конкурентоспособности, всецело и многосторонне поддерживает национальных предпринимателей.
Противоположный по направленности характер государственной политики влечет существенное снижение предпринимательской активности населения, замедление инвестиционных процессов, невосприимчивость субъектов предпринимательской деятельности к вызовам в области инновационных идей и разработок, что неизбежно порождает системные проблемы в экономике и социальной сфере, влечет нарастание проявлений стагнации, снижение уровня договорной и исполнительской дисциплины и других негативных процессов в жизни страны.
В конкретно исторических условиях функционирования отдельного государства вышеперечисленные негативные тенденции нередко усиливаются под влиянием внешнего воздействия на экономику, политику и социальные отношения .
С учетом вышеназванных негативных явлений индивидуальное предпринимательство приобретает большое не только социально-экономическое, но и социально-политическое значение в жизни российского общества, заметно повышая занятость населения, включая самозанятость, поддерживая создание и развитие конкурентной среды, и др. Индивидуальная предпринимательская деятельность способствуют обеспечению экономической, социальной и политической стабильности общества. Многочисленным и разнообразным должно стать участие индивидуальных предпринимателей в правовой жизни страны.
Индивидуальное предпринимательство представляет собой самую простую и наиболее доступную форму ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации по сравнению со всеми имеющимися и известными миру корпоративными моделями экономической деятельности.
Анализ правовых, экономических и социальных связей индивидуальных предпринимателей, экономических процессов, оформленных в виде предпринимательских правоотношений с их участием, проблем в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и прекращения ими деятельности позволяет сделать вывод о неразрывности правовой и социальной характеристики данного вида субъектов предпринимательской деятельности и признать ее самой массовой универсальной моделью ведения предпринимательской деятельности в современных условиях, причем одновременно самой многоаспектной: как в экономической, социальной, так и в правовой сферах .