Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правопонимание Конституции Республики Беларусь: права человека, правовой закон, правовое государство.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3
1.1. Конституция как основной правовой закон Республики Беларусь 5
1.2. Правовая система Республики Беларусь 15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПОНИМАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Структура правовой системы Республики Беларусь 28
2.2. Закрепление прав человека в Конституции Республики Беларусь 36
3. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 35
3.1. Основные тенденции развития правовой системы 50
3.2. Республика Беларусь в условиях глобализации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Введение:
Актуальность выбранной темы. Актуальность данной дипломной работы состоит в следующем. Обычно норма права не только устанавливает права и обязанностидля участников регулируемых ею общественных отношений, но и определяет последствия ее нарушения.
На концепцию прав и свобод человека сейчас огромное влияние оказывает зарубежный опыт, практика конституционного строительства в зарубежных странах. Действующая Конституция Республики Беларусь вобрала в себя те ценности, которые сформулированы в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и других актах. Правовой статус личности сейчас базируется на приоритетах, обеспечивающих учет общепризнанных международных стандартов в области прав и свобод человека, где нет места подходам, характерным для тоталитарного государства.
Предмет дипломной работы включает отношения граждан, в сформированном правовом, социальном государстве, анализ конституционного строя.
Объектом дипломной работы является Конституция Республики Беларусь.
Целью данной дипломной работы является анализ право понимания Конституции Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть Конституцию как основной правовой закон Республики Беларусь;
2. изучить правовую систему Республики Беларусь;
3. привести структуру правовой системы Республики Беларусь;
4. выделить закрепление прав человека в Конституции Республики Беларусь;
5. указать направления развития правовой системы Республики Беларусь на современном этапе.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы, посвященные конституционному праву на свободу мысли и слова.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам ограничения конституционных прав и свобод посвящены работы С.А. Авакьян, М.Н. Билинская, Н.В. Витрук, Д. Н. Вороненков, И.А.Доценко, Н. Зорская, О.Н.Кононыхина, З. Н. Каландаришвили, А.В. Кудашкин, А. Е. Лебедев, В.М. Малиновская, И.В. Мерсиянова , Т.А. Москаленко, Н.С. Сабирова, А.А. Смирнов, М.Б. Смоленский, А.Н. Соколов, Е.С. Смирнова, Т. Б. Тюрина, А.А. Умарова, М.М. Утяшев, И. Л.Честнов и других ученых.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение работы состоит в комплексном исследовании права на ограничение конституционных прав и свобод в Республики Беларусь.
Структура работы. Настоящее исследование включает в себя три главы, первую из которых мы разделили на два параграфа, вторая глава также, как и третья включает в себя также два параграфа. В заключении мы проанализируем выполненные задачи нашего исследования и подтвердим актуальность выбранной нами темы.
Заключение:
Разработка адекватной современным реалиям комплексной теории правового государства, как совершенно нового, самостоятельного типа государства — императив времени. Научная проблема заключается в обосновании правового государства как нового типа государства. Данный опыт может быть востребован и в других посттоталитарных государствах Европы. При этом мы исходим из аксиомы, что учредитель, доминанта правового государства — развитое гражданское общество. Основную задачу видим в том, чтобы имеющимися средствами поэтапно способствовать формированию нового типа государства — правового.
Конституция Республики Беларусь изменялась дважды — 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года — в результате республиканских референдумов.
Конституция имеет огромное значение для любого государства, общества и отдельного гражданина. И дело не только в тех положениях, которые юридически закреплены статьями Основного Закона.
Конституция Республики Беларусь является правовым фундаментом и ориентиром укрепления суверенной белорусской государственности, демократических и социально-экономических преобразований, основополагающим фактором устойчивого развития.
В течение прошедших 25 лет на основе Конституции в Республике Беларусь обеспечивается общественно-политическая стабильность, достигаются гражданское согласие и социальное единство, эволюционно и поступательно развиваются общество и государство.
Конституция Республики Беларусь страны является базой для развития белорусского законодательства. Правотворчество в Республике Беларусь основывается на положениях, закрепленных в Законе Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах“, Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь.
Всего за годы независимости белорусского государства принято более 2,3 тыс. законов, в том числе два программных (”Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь“ и ”Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь“),35 кодексов и около 1 тыс. законов о ратификации международных договоров.
Соблюдение конституционной законности, проявляющейся, прежде всего, в соответствии законов Конституции, является важнейшим условием развития Республики Беларусь.
Правовая система, сформированная на конституционных принципах и нормах, целенаправленно совершенствуется для создания действенных правовых механизмов реализации прав и свобод, защиты конституционных ценностей, утверждения правопорядка.
Строительство суверенного независимого демократического государства Республики Беларусь, определившего главной целью общества и государства человека, его права и свободы, обусловило формирование государственной власти с учетом принципа разделения властей.
Закрепление верховенства Конституции, установление принципа верховенства права, обязанность государства, всех его органов и должностных лиц действовать в пределах Конституции повлекли необходимость создания органа, осуществляющего контроль за конституционностью нормативных актов, юридическую охрану Конституции.
Структура правовой системы Республики Беларусь представлена Основным законом стран, Кодексами, законами, указами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства и ведомственными нормативно-правовыми актами.
В контексте хоть и отдаленной, но реальной глобальной для Республики Беларусь перспективы приобретения стратегически инновационной функции более близкими перспективами в контексте развития правового регулирования станут перспективное и сбалансированное индивидуально-нормативное правовое регулирование, соблюдение баланса между все возрастающей динамичностью и стабильностью правового регулирования, партнерский тип правового регулирования, законодательная легализация всей системы источников права, усиление элементов саморегулирования.
Эффективное политическое управление инновационным развитием требует кардинального совершенствования работы с кадрами, особенно руководящего звена. Эту работу необходимо поставить на прочные научные основания. Здесь незаменимым помощником может стать богатый прошлый опыт Беларуси, когда работу кадров мерили такими категориями, как профессионализм, деловитость, научный подход, честность, моральная чистота.
В последние два десятилетия информационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Воздействие данных технологий касается обширного круга отношений, а именно: между государственными структурами и институтами гражданского общества, экономической и социальной сферами, образования, культуры, а также образа жизни людей. Опыт свидетельствует, что цифровизация права обеспечивает более динамичное развитие отношений между государством, обществом и человеком.
В юридической литературе справедливо обращается внимание на избыточность правового регулирования, нестабильность законодательства, его постоянную корректировку, противоречивость, пробельность и иные дефекты правовых норм.
Использование информационных технологий позволит принять дополнительные меры по дебюрократизации многих отношений между государством и обществом, будет способно содействовать расширению прав и свобод человека.
Использование информационных технологий выведет на качественно новый уровень сложившуюся систему в области общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, осуществления государственными органами административных процедур и т. д.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Конституция как основной правовой закон Республики Беларусь
Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — устройство, установление, сложение. В истории существовало немало прообразов современных конституций, регулировавших основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Такие документы принимались в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в новое время. Признаки основного закона имели статуты Великого Княжества Литовского, регулировавшие правоотношения на Белорусской земле в XVI–XVIII веках.
Но все же первой конституцией в современном понимании стала Конституция США, принятая в 1787 году. В Европе первой появилась на свет Конституция Речи Посполитой (3 мая 1791 года), которая действовала непродолжительное время, в том числе на части территории современной Беларуси. В сентябре того же 1791 года была принята Конституция Франции (также ненадолго).
Действующая Конституция стала для Беларуси пятой по счету после Октябрьской революции 1917 года. В советский период нашей истории Основной Закон принимался в 1919, 1927, 1937 и 1978 годах. А 15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь 12‑го созыва принял Основной Закон суверенного белорусского государства.
Основным законом Республики Беларусь является Конституция. Именно этот законодательный акт имеет наивысшую юридическую силу в стране и превалирует над всеми другими законами. В Конституции закрепляются основные принципы белорусской правовой системы, а также нормы, по которым регулируются самые важные общественные отношения. Любой законодательный акт, противоречащий Конституции, может быть признан недействительным. В саму Конституцию Республика Беларусь изменения или дополнения могут вноситься путем общественного референдума, что производилось всего три раза.
Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году на фоне усиления в республиках СССР движений за независимость и так называемого ”парада суверенитетов“. С ноября 1988 г. по июнь 1990 г. декларации о государственном суверенитете приняли Эстонская, Латвийская, Литовская, Грузинская, Молдавская ССР и РСФСР.
Значительная часть белорусской общественности активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание ценностей демократии, права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов [18, с. 48].
Конституционная комиссия была образована Постановлением Верховного Совета БССР 22 июня 1990 г. В ее состав вошли 74 человека: 61 депутат Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков).
27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР принята Декларация ”О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики“. В Декларации было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.
После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.
После попытки захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) и его последующего роспуска 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.
Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.
Беловежские соглашения, подписанные руководителями Республики Беларусь 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством. Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.
Развал Советского Союза запустил процесс деиндустриализации экономик в бывших республиках СССР. На постсоветском пространстве происходила обвальная приватизация, породившая спекуляцию и политическую анархию. Незрелое гражданское общество ”скатывалось“ к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национально-демократического возрождения [14, с. 36].
Проект Конституции суверенного белорусского государства опубликован в печати 3 декабря 1991 г. Доработанный проект размещен в СМИ 22 августа 1992 г.