Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Право граждан на защиту от безработицы и гарантии его реализации в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Сущность конституционного права на защиту граждан от безработицы 5
1.1. Безработица как социальная проблема 5
1.2. Понятие и содержание права на защиту от безработицы в Российской Федерации 11
1.3. Правовая основа и гарантии права на защиту от безработицы в РФ 17
Глава 2. Реализация конституционного права на защиту от безработицы в Российской Федерации 25
2.1. Анализ безработицы в России 25
2.2. Конституционно-правовое регулирование занятости граждан Российской Федерации 34
2.3. Государственная политика в сфере занятости и гарантии реализации права на труд в Российской Федерации 37
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Введение:
На сегодняшний день проблема занятости является одной из самых важных социально-экономических проблем, которые затрагивают как отдельных граждан, так и государство и общество в целом. Причем, данная проблема в условиях глобализации и быстро меняющихся реалий рыночной среды все больше нарастает и становится ведущей государственной задачей. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы . Однако, сегодня безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние на различные сферы жизни: на социальную, экономическую и политическую, что влечет за собой наступление таких последствий, как значительное снижение производительных сил общества, снижение ВВП и национального дохода страны, рост расходов государства на содержание безработных, резкое ухудшение материального положения семей безработных приводит к обострению социальной напряженности.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях нынешней экономики трудно обеспечить максимально полное соблюдение конституционных прав граждан на защиту от безработицы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ особенностей конституционно-правового регулирования и защиты прав граждан РФ от безработицы.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить сущность безработицы как социальной проблемы.
2. Рассмотреть понятие и содержание права на защиту от безработицы в Российской Федерации.
3. Рассмотреть правовую основу и гарантии права на защиту от безработицы в РФ.
4. Провести анализ безработицы в России.
5. Изучить конституционно-правовое регулирование занятости граждан Российской Федерации.
6. Рассмотреть особенности государственной политики в сфере занятости и гарантии реализации права на труд в Российской Федерации.
Объектом исследования является безработица в России.
Предметом исследования выступает конституционно-правовое регулирование занятости граждан РФ.
При проведении исследования следующие методы: нормативного и позитивного анализа ,метода статистического анализа , анализа и синтеза.
Нормативной базой для исследования послужили международные правовые акты по вопросам занятости и защиты от безработицы, Конституция РФ, федеральное законодательство.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных исследователей в области социального обеспечения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать теоретико-методической основой для формирования эффективного механизма повышения эффективности государственной политики в области занятости и борьбы с безработицей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Безработица негативно влияет на все аспекты жизни общества (в том числе, на социальную, экономическую и политическую), что влечет за собой наступление таких последствий, как значительное снижение производительных сил общества, снижение ВВП и национального дохода страны, рост расходов государства на содержание безработных, резкое ухудшение материального положения семей безработных приводит к обострению социальной напряженности.
Именно поэтому проблема безработицы требует пристального внимания, теоретического осмысления и разработки практических рекомендаций, которые можно было бы использовать для разработки и реализации на практике.
Право на защиту от безработицы является одним из неотъемлемых элементов всей системы прав и свобод человека и гражданина, которые закреплены Всеобщей декларацией прав человека в 1948 году в ст. 23). Конституцией РФ в статье 37 также закреплена гарантия гражданам на защиту от безработицы.
Рассматривая правовую основу гарантий права на защиту от безработицы было выявлено, что ее составляют:
1.Международные правовые акты.
2. Конституция РФ.
3. Федеральное законодательство РФ.
4. Законодательство субъектов РФ.
Проведенный анализ безработицы в России показал следующее:
1. Максимальный уровень безработицы приходится на 1998 год, когда уровень безработицы достигал 13,3%. Затем постепенно уровень безработицы снижался, достигнув к 2002 году уровня в 7,9%. В 2009 году уровень безработицы вырос и достиг 8,4%, после чего началось снижение уровня безработицы, который по состоянию на 2018 год составила 4,9%.
2. Уровень безработицы в России по сравнению с другими странами находится на приемлемом уровне, т.к. уровень безработицы в развитых странах превышает уровень безработицы в России.
3. Наибольшее число безработных за рассматриваемый период зафиксировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах, где по состоянию на 2018 год в Центральном округе зафиксировано 619,9 тыс. безработных, в Приволжском – 664,5 тыс. человек, в Сибирском – 556,5 тыс. безработных. Наименьшее число зафиксированных безработных находится в Дальневосточном федеральном округе (271,4 тыс. человек в 2018 году) и в Северо-Западном федеральном округе (294,3 тыс. человек в 2018 году).
4. Наибольшая доля безработных приходится на граждан в возрасте от 20 до 24 лет, наименьшая доля безработных приходится на граждан в возрасте 60-72 лет. Таким образом, налицо высокий уровень безработицы среди молодежи.
5. В структуре безработных по уровню образования преобладают граждане, имеющие среднее профессиональное образование.
6. Наибольшее количество безработных состоят в браке: по состоянию на 2017 год 2027 тыс. безработных состоят в браке, меньше всего безработных являются вдовами или вдовцами (в 2017 году – 116 тыс безработных).
7. Наиболее популярным способом поиска работы является непосредственное обращение к работодателю, наименьшей популярностью пользуются коммерческие службы занятости.
8. Безработица в России носит затяжной характер – большая доля безработных приходится на граждан в поиске работы более 12 месяцев.
Конституционно-правовое регулирование занятости призвано обеспечить соблюдение государственными органами конституционных прав граждан на защиту от безработицы.
Сформированная в России государственная политика в сфере занятости является выражением конституционных прав граждан на использование своих способностей для предпринимательской или иной экономической деятельности. Такая политика отвечает общественным потребностям и требованиям рынка, а также способствует обеспечению сбалансированности предложений рабочей силы и рабочих мест, повышению эффективности трудового потенциала.
Государственная политика занятости реализуется на всех уровнях управления: федеральном, региональном и локальном.
Анализ государственной политики в области содействия занятости и борьбы с безработицей показал, что на практике данное направление государственной политики в большей степени декларативной Данный тезис подтверждается следующими аспектами:
1. Невысокая доля занятых в инновационных видах деятельности.
2. Низкое качества большинства рабочих мест в экономике.
3. Высокая дифференциация в доходах занятого населения.
4. Низкая трудовая мобильность граждан.
5. Высокий уровень «теневой» занятости и т.д.
Совершенствование государственной политики в области занятости населения предлагается осуществить за счет реализации следующих мероприятий:
1. Создание единого управленческого пространства за счет оптимизации структуры и упорядочения функций органов власти.
2. Преодоление бюрократизма и коррупции в органах власти.
3. Формирование «зоны рынка труда» в едином управленческом пространстве.
4. Повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости.
5. Наделение федеральных и региональных органов власти и управления полномочиями по координации различных направлений социально-экономической политики в целях придания таковой характера социально-экономической политики в интересах занятости.
6. Возложение на органы государственной власти и управления обязанностей по разработке и реализации компонентов политики занятости, находящихся в их компетенции.
7. Совершенствование процедур информирования населения о состоянии рынка труда на всех уровнях управления.
8. Повышение эффективности предоставления государственных услуг в области профориентации учащихся в общеобразовательных и средне специальных учреждениях.
9. Совершенствование процедуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу.
10. Расширение спектра услуг государственной службы занятости с учетом запросов безработных и работодателей.
11. Повышение качества процедуры информированности граждан о ситуации на рынке труда не только путем предоставления информации при непосредственном обращении в органы службы занятости, но и через СМИ и Интернет-ресурсов (социальных сетей).
12. Расширение сферы применения профориентационных тестов для школьников в целях содействия выбора дальнейшей карьеры.
13. Повышение качества работы территориальных органов службы занятости населения за счет повышения квалификации сотрудников, повышения качества предоставления государственных услуг, а также за счет увеличения количества компаний, сотрудничающих с Центром занятости населения.
14. Улучшение организации предоставления профессионального переобучения и переквалификации для облегчения поиска работы тем, у кого не хватало тех или иных навыков.
15. Создание условий и содействие гражданам при получении статуса индивидуального предпринимателя, а также оказание содействия для развития малого предпринимательства.
16. Улучшение условий для поддержки молодых специалистов, для помощи им в получении необходимого опыта.
Реализация предложенных мероприятий в области занятости и борьбе с безработицей позволит повысить эффективность существующей государственной политики в этом направлении.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сущность конституционного права на защиту граждан от безработицы
1.1. Безработица как социальная проблема
Безработица является одной из главнейших социальных проблем в современной России. Потеря работы, а соответственно и доходов, для многих становится тяжелым, в том числе и с психологической точки зрения явлением. При этом, требования работодателей к уровню квалификации постоянно растет, а возможности для трудоустройства инвалидов, женщин, пенсионеров, молодежи, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также выпускников учебных заведений сокращается.
Помимо прочего, незанятость граждан приводит к тому, что экономика теряет потенциальную рабочую силу, следовательно, безработица становится причиной снижения темпов экономического роста и экономической нестабильности.
Исследование вопросов безработицы началось еще классиками экономической теории и продолжаются до сих пор. Повышенный интерес к проблеме безработицы привел к появлению различных трактовок понятия «безработица». Рассмотрим основные из них.
В соответствии с теорией К. Маркса безработица является вынужденным явлением, вызванным накоплением капитала и ростом органического строения капитала, которое приводит к снижению спроса на рабочую силу.
С точки зрения Д. Кейнса безработица – это временное явление, которое регулируется государством.
С точки зрения монетаристов безработица – это добровольное явление, возникновение и рост которых вызван социальной политикой государства в виде льгот, предоставление которых снижает мотивацию к трудоустройству.
На сегодняшний день в научной литературе можно встретить следующие определения понятия «безработица»:
1. Безработица – это социальное явление, при котором граждане трудоспособного возраста не может найти работу, которую они способны выполнить .
2. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу в силу превышения предложения труда над спросом на нее .
3. Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в сфере экономики .
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал в силу ограниченного количества рабочих мест или в силу своей неконкурентоспособности на рынке труда.
В соответствии с положениями Международной организации труда безработными признаются лица в возрасте от 15 до 70 (и зарегистрированные, и незарегистрированные в Государственной службе занятости), отвечающие одновременно следующим условиям:
1. Готовы приступить к работе в ближайшее время.
2. Активно ищут работу или пытаются организовать собственное дело .
Нормами действующего законодательства зафиксированы более четкие критерии признания гражданина безработным. Перечень таких критериев представлен на рисунке 1.