История Отечества, методика преподавания истории Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правление Александра 1 (исторический и методический аспекты)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ 8
ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I 8
1.1. Внутренняя политика России 8
1.2. Социокультурное развитие империи 14
1.3. Внешнеполитический курс России в 1-й четверти XIX в. 23
2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 32
НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСАНДРА I 32
2.1. Место личностей в историческом образовании 32
2.2. Методы изучения исторических личностей на уроках истории 35
2.3. Методика формирования знаний обучающихся о личности 39
Александра I 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. B наши дни историю как предмет принято рас-сматривать в качестве области действительности, формирующей целост-ный взгляд на место человека в обществе. Через историю раскрывается сущность индивида как субъекта истории и исторической личности. Изу-чение исторической личности как самостоятельной области является важ-ным этапом формирования основы познавательной, эстетической и нрав-ственной культуры учащегося. Осознание роли личности как историческо-го субъекта связано не только c уважением к деяниям определенных лиц в истории, но и c самовосприятием на фоне происходящей действительности. Так, главной целью изучения исторической личности является умение учащегося оценивать себя как личность, которой отведена определенная роль в современной истории. Сегодня как никогда в российской действи-тельности особенно остро встал вопрос, что такое личность как самоцен-ность исторического процесса. Этот вопрос нашел выражение в далеко идущем процессе гуманизации образования.
Александр I – одна из наиболее противоречивых великих личностей в истории России, споры о его деяниях и последствиях его правлениях не утихают в научной среде по сей день. Поэтому выбор личности Алек-сандра I в качестве примера для изучения в рамках курса истории России очень важен и значителен с позиции разработки методических концепций преподавания истории в школе.
Большое число совершенно различных характеристик Александра I, как со стороны современников, так и с позиций современных исследовате-лей, делают эту работу и интересной, и в значительной степени полезной для развития и обучения.
Источниковая база исследования. В работе использованы прото-колы Негласного комитета. Протоколы велись П.А. Строгановым, а их из-дание подготовил великий князь Николай Михайлович [18]. Это издание — основной источник, позволяющий реконструировать процесс разработки и осуществления административных преобразований первых лет правления Александра I. В работе использованы также указы начала его царствова-ния.
Степень изученности темы. Эпоха правления Александра I доста-точно хорошо изучена в отечественной литературе. Есть также зарубежная научная и публицистическая литература, посвященная периоду его прав-ления. Историография вопроса берет начало еще в эпоху жизни импера-тора. Оценки современников и более поздних исследователей несказанно противоречивы. Осветить в работе все имеющиеся на сегодняшний день подходы и концепции просто невозможно. Изучение историографии во-проса может являться темой отдельной работы. Литература, посвященная отдельным вопросам эпохи, отражающая наиболее интересные подходы к теме, а также работы, отражающие новые подходы в исследованиях, осве-щены в параграфах первой главы. Исследования академических ученых, разрабатывающих методические вопросы изучения истории в школе, об-суждаются в рамках второй главы работы.
Объектом исследования является личность Александра I и его роль в исторической эпохе.
Предметом исследования являются научные труды, посвященные изучению объекта темы, а также методическая литература, посвященная вопросам его изучения.
Цель работы – изучить эпоху правления Александра I с точки зре-ния исторического и методического аспекта.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить основные характеристики эпохи, а именно рассмотреть ос-новные проблемы внутренней и внешней политики императора, осветить социокультурное развитие страны;
исследовать методику изучения Александра I как исторической лич-ности; в рамках этого исследования показать место личностей в историче-ском образовании, провести анализ методов изучения, показать как это осуществляется на практике на примере личности Александра I.
Методологическая основа исследования. Исследование опиралось на существования нескольких с одной стороны соперничающих концеп-ций, с другой стороны не взаимоисключающих. При написании работы использовались методы анализа и синтеза, историко-системный подход.
Теоретическая и практическая значимость. В работе разработаны как теоретические и практические основы расширения круга методических подходов к преподаванию истории в школе, а также подготовки урока ис-тории по изучению исторической личности на примере Александра I. Ра-бота может быть использована студентами и учителями в организации пе-дагогической деятельности в качестве дополнительного методического ма-териала.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и включает две главы, выделенные по проблемному принципу, введение и заключение.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1. Период правления Александра I (1801 – 1825) для России во мно-гих аспектах эпоха знаменательная. До наших дней не утихают споры в научной среде о природе преобразований тех времен, особенностях и ха-рактере этих преобразований, их последствиях для судьбы страны. Зада-чей историков является изучение имеющихся источников, ввод в научный оборот новых исторических документов, анализ и синтез имеющихся научных трудов для формирования исторической сущности той эпохи.
2. Внешнеполитическая активность Российской империи времен Александра I и особенно Отечественная война 1812 года и победа в ней укрепили авторитет государства на международной арене.
3. Личность самого императора Александра одна из наиболее спор-ных и противоречивых личностей в истории России, его имя овеяно мифа-ми и стереотипами, часто противоречивыми и взаимоисключающими. Без изучения и понимания личности царя сложно изучать историю страны, находившейся четверть века од его царствованием.
4. Понимание и изучение личности играет в общественных науках очень важную роль, в изучении истории России это становится необходи-мостью в наше время. Изучение новых методик изучения исторической личности и ее места в курсе истории выходит на ведущие позиции для пре-подавателя истории.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В целом нужно признать, что за период царствования Александра I внутриполитическая жизнь страны изменилась. В определенной степени была усовершенствована система государственного управления. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс огра-ничения и даже частичной отмены крепостничества. Первое десятилетие правления Александра I был качественно новой ступенью развития поли-тики «просвещенного абсолютизма».
Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было разложение крепостнической системы хозяйствования в сельском хозяйстве и в еще большей мере в промышленности и постепен-ное формирование капиталистических отношений, основанных на свобод-ном предпринимательстве и наемном труде, прежде всего в промышленно-сти и торговле, и в очень незначительной степени в сельском хозяйстве. Ре-зультатом начавшегося промышленного переворота и экономического развития в целом стали изменения социальной структуры: начали форми-роваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло го-родское население.
Развитие общественной мысли в России того периода получило каче-ственно новое проявление. XVIII век подготовил к веку новому целую пле-яду либерально мыслящих, конструктивно настроенных деятелей. Они служили России на совершенно различных поприщах – на государствен-ном и военном, культурном и научном, и каждый из этих деятелей принес России славу и оставил свой след в истории. Реформаторские настроения царя в самом начале века способствовали развитию прогрессивных идей, повышению сознательности образованной части русского народа.
В какой то мере, эти либеральные начала, определившиеся в первые годы царствования Александра, а также ряд прочих внутренних и внеш-них факторов привели Россию к восстанию декабристов и во многом пред-определили ее развитие.
Основными задачами внешней политики России в рассматриваемый период были отражение внешней агрессии, что ярче всего проявилось в Отечественной войне 1812 года, а также усиление влияния в Европе и на Ближнем Востоке. Россия не единожды воевала и на северных и на южных своих границах. Самым знаменательным событием того периода стала война, вызванная нашествием наполеоновских войск на Россию.
Победа над наполеоновской Францией имела грандиозные послед-ствия, не только для России, но для Европы в целом и для всего мира. Она разрушила планы мирового господства Наполеона и положила начало ги-бели его империи. Произошел переворот общественной мысли в Европе. Победа в этой войне высоко подняла международный престиж России.
Обучающий курс истории России не может быть безликим, невоз-можно исключить из истории имена людей, сыгравших в ней крупную роль. В таком контексте изучение истории не только показывает сложность и неоднозначность моральных оценок, нравственного выбора, но и позво-ляет формировать представление об общечеловеческих ценностях, воспи-тывать уважение к истине, добру, красоте, таланту, человеческому досто-инству, гражданскому долгу.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ
ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I

1.1. Внутренняя политика России

Первое десятилетие правления Александра I является принято связы-вать с преобразовательской деятельностью молодого царя. После восше-ствия на престол Александр постепенно удалил от двора участников пере-ворота и убийства Павла I, его близкий круг образовали либерально настроенные молодые люди, составившие костяк Негласного комитета. Среди них граф П. А. Строганов, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев.
Комитет просуществовал с июня 1801 года по сентябрь 1803 года. В ходе его деятельности разрабатывались по сути революционные идеи, спо-собные направить Российскую империю на путь либеральных преобразо-ваний, считают большинство историков. В рамках этого органа было по-ложено начало многим правительственным мероприятиям начала XIX ве-ка. Большое значение уделялось Негласным комитетом крестьянскому во-просу. Были подготовлены некоторые мероприятия для его решения.
Граф Строганов в своих записях отмечал, что в первые месяцы цар-ствования Александра более всего занимали два вопроса: конституция и освобождение крестьян [18, с. 11].
Все административные реформы в Российской империи в начале XIX столетия достаточно отчетливо разделяются на создание Непременного Совета, министерскую и сенатскую реформы. Все эти преобразования, как правило, обсуждались на собраниях Негласного комитет, председатель-ствовал там сам император.
До настоящего времени для изучения административных реформ в Российской империи в начале XIX столетия и роли в них Негласного коми-тета основополагающими являются труды советских ученых С. Б. Окуня и А. В. Предтеченского [20, 19].
Из современных исследователей следует выделить М.А. Приходько, отечественного историка, специалиста по истории XIX столетия, система-тизировавшего информацию о ходе подготовки административных преоб-разований, опираясь на оригиналы рукописей П. А. Строганова [23].
В своих работах М. А. Приходько также освещает и анализирует об-суждения в Негласном комитете проектов министерской реформы, юриди-ческая «неурегулированность и половинчатость» практического этапа ко-торой обусловлена, по мнению автора, особенностями ее подготовки и разработки [21, 22, 24, 25, 26, 27].
Первое десятилетие правления Александра связано также с деятель-ностью выдающегося российского реформатора М. М. Сперанского. В своих теоретических разработках Сперанский обстоятельно доказывал преимущество реформаторского пути развития над революционным. Его практическая деятельность была также нацелена на то, чтобы преобразо-вание России провести как можно более безболезненно и не нанести вреда сложившейся на протяжении столетий государственности.
В первые годы царствования Александра I Сперанский принимал ак-тивное участие в разработке правительственных документов, являлся од-ним из консультантов Негласного комитета. В 1802 году Михаил Михай-лович возглавил отдел в Министерстве внутренних дел, где осуществля-лась подготовка проектов государственных реформ.
Александр I ценил таланты чиновника и в 1808 году направил его в комиссию составления законов и товарищем министра юстиции, также им-ператор назначил его своим главным советником по государственным де-лам.
Целью преобразований, по замыслу Сперанского, являлось установ-ление в Российской империи главенства законов. Он полагал, что эти зако-ны в виде конституции должен даровать России сам император. Согласно проекту реформ, во главе страны должен был стоять монарх, наделяемый всей полнотой власти. Новые законодательные органы, согласно планам Сперанского, включали совещательный орган из сановников, назначаемых императором, в виде Государственного совета, и высший представитель-ный орган власти, а именно выборную Государственную думу. Реформы предполагали создание системы местных городских и губернских дум. Высшим судебным органом должен был стать Сенат, избираемый в гу-бернских думах и назначаемый пожизненно. Высшим органом исполни-тельной власти должны были стать министерства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы