Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти Российской Федерации 6
1.1 История становления и развития Правительства Российской Федерации как правового института 6
1.2 Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации 18
Глава 2. Анализ полномочий Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти 25
2.1 Понятие полномочий Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти 25
2.2 Виды полномочий Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти в системе разделения властей 31
Глава 3. Проблематика деятельности Правительства Российской Федерации на как правового института на современном этапе 45
3.1 Актуальные вопросы функционирования института Правительства Российской Федерации 45
3.2 Пути решения проблем функционирования института Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти 52
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61
Введение:
Актуальность темы. Исполнительная власть является центральным звеном в реализации государственной политики в современном демократическом государстве, поскольку, как одна из ветвей власти имеет отношение к обществу в целом, его основным принципам и проявлениям, к государству, его деятельности, приоритетно-ориентирована на достижение обще социальных целей и выражения общественной мысли.
Основой эффективности реализации полномочий Правительства служат соблюдения принципа транспарентности, децентрализации, инновационности, сочетание государственного и рыночного регулирования, индивидуальной свободы и новых форм коллективной и личной ответственности. Решение этой проблемы возможно путем развития публичного управления, направленного на повышение уровня информационной достоверности, прозрачности действий органов исполнительной власти, создание моделей взаимодействия государства, бизнеса и социума. Именно поэтому современная парадигма исполнительно-властной деятельности в условиях транзитивного общества должна обладать обновленной структурой. Она формируется как следствие перехода от традиционной «парадигмы властвования», в принципиально другой по конфигурации, содержанию, правовой природе стратегии, тактики построения отношений внутри Правительства и во взаимоотношениях с гражданами. Итак, новые реалии, стоящие перед обществом и государством в условиях глобализации требуют новых подходов к формированию системы органов исполнительной власти и их деятельности.
Все это обуславливает большой научный интерес к разработке современной парадигмы исполнительной власти в процессе становления демократического, социального, правового государства. В этом контексте важнейшими вопросами административного права становятся проблемы, связанные с организацией деятельности Правительства как являющиеся довольно сложными и многоплановыми и требующими основательного теоретического осмысления и комплексного анализа нормативного материала.
Не случайно вопросом, так или иначе связанным с деятельностью Правительства посвящено значительное количество научных исследований, анализов, научно-практических и научно-методических мероприятий. Многие из них касаются организации и деятельности Правительства, занимают особое место в системе государственной власти и наделены широким арсеналом средств укрепления порядка и законности, обеспечения прав и законных интересов граждан. В то же время, необходимо отметить, что в науке административного права отсутствуют комплексные научные работы, посвященные анализу парадигмы исполнительной власти и новым подходам к ее развитию как сферы публичного управления в условиях глобализации, что актуализирует исследования этой тематики.
Вопросам исследования правового статуса Правительства РФ были посвящены работы таких ученых как: Вербицкая Т. В., Галимова А.Г., Карасев А.Т., Романовский Г.Б. и др.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы на основании комплексного анализа научных трудов представителей административного права, специфики функционирования исполнительной власти в России и учета положительного опыта зарубежных стран в этой сфере, подать обоснованные предложения и рекомендации по формированию современной парадигмы исполнительной власти, а также совершенствование действующего законодательства, которое будет способствовать ее реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— подать общую характеристику становления и развития Правительства РФ;
— определить конституционные основы деятельности Правительства;
— проанализировать понятие полномочий Правительства;
— выяснить направления взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества;
— подать современное видов и полномочий Правительства;
— раскрыть актуальные вопросы функционирования Правительства, а также рассмотреть пути решения проблем связанных с этим.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых реализуется деятельность Правительства.
Предмет исследования — парадигма исполнительной власти в России в административно-правовом аспекте.
Методы исследования. Методологической основой исследования является комплексная система методов и способов научного познания, позволяющие осуществить всесторонний анализ предмета исследования и сделать соответствующие предложения и рекомендации.
При этом выбор концептуальных подходов и способов обусловлен прежде всего междисциплинарным, комплексным характером исследования и особенностями избранной проблематики. Методологическое основание работы составили философские, общенаучные и специальные научные методы наиболее эффективны для познания сферы государственной власти, и в частности ее исполнительной ветви. Формирование оптимальной модели исполнительной власти, где, с одной стороны, удовлетворяется потребность человека в свободном развитии, с другой — состоит рациональное управление общественными процессами, эффективно реализуются функции государства, что не ограничивается сферой права, а требует междисциплинарного подхода: привлечение знаний политической, философской, этической , социологической, экономической наук, теории государственного управления и др.
Заключение:
Исполнительная власть — это самостоятельная и независимая в рамках принципа разделения властей ветвь государственной власти, которую отличают всеобъемлющий, предметный и организующий характер, структурированность в общую систему органов, обеспечивающих исполнение законов и подзаконных актов в установленных формах, порядке и методами в пределах своих полномочий.
Правительство занимает особое место в системе исполнительной власти. Хотя федеральная Конституция не именует Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, она в то же время устанавливает, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, тем самым Правительству РФ вверяется полный объем исполнительной власти России, что является исходным моментом в определении его правового статуса.
Основные качественные особенности Правительства РФ в системе исполнительной власти состоят в следующем: в отличие от иных федеральных органов исполнительной власти, Правительство РФ формируется публичным образом, с участием народного представительства, что позволяет говорить о представительских началах в деятельности этого органа; Правительство РФ является органом, реализующим государственную политику в ее целостном виде – Правительство РФ осуществляет реализацию как внутренней политики государства так и внешней; Правительство РФ обладает общей компетенцией, позволяющей ему осуществлять системное и масштабное руководство многочисленными сферами государственного управления; коллегиальность Правительства РФ, его солидарность, связывающая членов Правительства единой политикой, программными документами и решениями.
Состав Правительства РФ прямо зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.
Ответственность органов исполнительной власти должна выступать одним из базовых принципов, выступающих неотъемлемым компонентом содержания общих правовых установлений в сфере исполнительной власти. Как показывает опыт деятельности российской власти, Президент РФ, действуя формально в рамках своих полномочий, но, прежде всего, по своему усмотрению, перманентно производит перестановки в Правительстве РФ, назначает новых и освобождает от должности действующих членов Правительства РФ, изменяя при этом как полномочия и функции тех или иных членов Правительства РФ, так и его структуру Такая широко распространенная практика явно не способствует командной деятельности Правительства РФ и его солидарной ответственности, усиливает императивную зависимость Правительства РФ и отдельных его членов от Президента РФ. У Государственной думы нет безусловного рычага в увольнении Правительства РФ даже при вынесении двух вотумов недоверия, так как сама может быть распущена. Кроме того, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда он вынесен согласно нормам Конституции РФ, дважды в течение трех месяцев. В ином случае такой вотум считается недействительным, и не будет порождать каких-либо юридически значимых действий.
В связи с этим представляется, что любая отрицательная оценка Правительства РФ, которая исходит от Парламента России, является своеобразным предупреждением, наносящим ущерб авторитету органа государственной власти в частности и Правительству РФ в целом, и свидетельствуют о том или ином сбое в деятельности Правительства РФ. Вот почему предупреждение как со стороны Парламента, так и со стороны Президента РФ, вынесенного в некой отрицательной форме в отношении любого руководителя федерального органа исполнительной власти, входящего в состав Правительства РФ, а также непосредственно самому председателю Правительства РФ, должно стать одной из мер конституционной ответственности. Поэтому вотум недоверия членам Правительства РФ может быть признан предупредительной мерой при условии его должного законодательного закрепления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти Российской Федерации
1.1 История становления и развития Правительства Российской Федерации как правового института
Прежде чем начать характеристику правительства как правового института необходимо провести исторический анализ его формирования. В разные годы правительство СССР называлось: — Совет Народных Комиссаров (1923–1946); — Совет Министров СССР (1946–1977); — Совет Министров СССР — Правительство СССР (по Конституции СССР 1977 г.); — Кабинет Министров СССР (с марта 1991 г.). Впервые СНК СССР был образован через полгода после появления СССР как союзного государства, в июле 1923 г., ЦИКом СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом, был ответственен перед ним.
По Конституции СССР 1936 г. статус правительства был повышен — оно стало высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Первое правительство СССР, сформированное в июле 1923 г. на второй сессии ЦИКа.
Постепенно в условиях усиления централизации, сужения прав союзных республик создавались новые наркоматы (с 1946 г. — министерства), и состав правительства расширялся. В 1926 г. права союзно-республиканского наркомата получило ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление). В 1929 г. в связи с проведением массовой коллективизации был создан Наркомат земледелия СССР, взявший под контроль республиканские наркоматы земледелия.
По Конституции СССР 1977 г. в Совет Министров СССР вошли председатели правительств союзных республик с правом решающего голоса. Правительство СССР могло приостанавливать постановления правительств союзных республик. В конце 1980-х гг. в связи с расширением прав союзных республик число министерств союзного значения стало сокращаться.
Правительство России отказывалось выполнять распоряжения союзного правительства до формирования его нового состава. Одновременно российское правительство взяло на себя руководство министерствами и ведомствами СССР, предприятиями и учреждениями союзного значения, находящимися на территории России. М. С. Горбачев в этот же день вынужден был поставить перед Верховным Советом СССР вопрос о доверии правительству СССР, в доверии было отказано, и Президент СССР распустил союзное правительство. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. С сентября 1991 г. действовал также Межреспубликанский экономический комитет, в задачу которого входила координация проведения экономических реформ в союзных республиках, социальной политики.
С появлением поста Президента России в 1991 г. функция формирования правительства перешла от Верховного Совета к Президенту, который предлагал главу правительства Верховному Совету, Съезду — для утверждения, затем своим указом формировал правительство (структуру и состав правительства предлагал Президенту глава правительства). Таким образом Правительство Российской Федерации функционировало до принятия Конституции РФ в 1993 г. Период с 1991 по 1993, после распада СССР можем назвать переходным, он характеризовался значительным влиянием Президента, который предлагал на утверждение кандидатуру главы Верховному Совету, и своим единоличным указом формировал состав.