Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Права детей по семейному законодательству в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИНСТИТУТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 7
1.1 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних 7
1.2 Право собственности ребенка и основания его приобретения 15
1.3 Право ребенка на получение содержания 22
Глава 2. АНАЛИЗ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 31
2.1 Право жить и воспитываться в семье. Право на общение с родителями и другими родственниками 31
2.2 Право выражать свое мнение. Право на имя, отчество, фамилию и их изменение 41
2.3 Защита личных неимущественных прав ребенка 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В Конституции РФ определяется человека, его права и свободы как высшая ценность, закрепляется равенство всех перед законом и судом, вне зависимости от того какой у человека пол, раса, национальность, язык, на котором он разго¬варивает, происхождение, имущественное положение, место жительства, а также других обстоятельств, включая возраст .
В Российской Федерации, как в правовом государстве, законодателем закреплены основные принципы и механизмы, которые позволяют реализовывать субъектами своих прав, при этом законодатель закрепляет особенности реализации отдельным прав теми субъектами, которые являются наиболее уязвимыми в силу определённых особенностей.
Такие механизмы нужны, в первую очередь, детям. Не¬обходимость в защите интересов несовершеннолетних обуславливает возраст детей, не позволяющий последним в полной мере реализовывать принадле¬жащие им права, пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом че¬ловека во многом определяется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным участником различных правоотношений и обладателем прав.
Все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные. Несмотря на активное закрепление прав детей и развитие гарантий их осуществления (от развития законодательной базы до деятельности специализированных органов государственной власти) на практике встает проблема: права детей не всегда реализуются в полном объеме. Причины могут быть в разном: отсутствие правовой культуры, немотивированные запреты со стороны взрослых, нежелание прислушиваться к мнению ребенка, проблемы с выявлением нарушений, отсутствие знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно обращаться, отсутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят участвовать в реализации отдельных прав детей.
За последние годы увеличилось количество споров, затрагивающих права детей, это происходит из-за кризиса семейных ценностей. Проблема регулирования прав детей сложна тем, что их осуществление и защита зависит не только от правовых норм, которые создаются и охраняются от нарушений государством, но и от моральных, которые, обладают силой лишь тогда, когда их принимают и соблюдают.
На родителей, семью, законных опекунов и других людей, берущих на себя заботу о детях, возложена ответственность за благополучие детей, поскольку они играют большую роль в их жизни. Это и является особенностью участия несовершеннолетних в различных отношениях, и обеспечение его состоит в соответствующем механизме, который закреплен Конституцией РФ, международными актами и отраслевым законода-тельством. Данный механизм проявляется как особая защита со стороны семьи, общества и государства, и содействует несовершеннолетним в реализации их прав.
Объектом исследования выступают общественные правоотношения, возникающие в связи с реализацией несовершеннолетним имущественных и личных неимущественных прав, а также их защитой.
Предмет исследования институт прав ребенка по семейному праву и проблемы, возникающие при реализации таких прав и их защите.
Степень разработанности темы. Регламентация имущественных прав несовершеннолетних подвергалась всегда пристальному вниманию различных ученых. Особенностью является то, что данные вопросы рассматривались комплексно на основании положений как семейного, так и гражданского законодательства. Отдельные аспекты вопросов, связанных с характеристикой и защитой личных имущественных и неимущественных прав ребенка, были исследованы в трудах таких ученых, как Агарков М.М., Антокольская М.В., Белов В.А., Колбинев М.Ю., Король И.Г., Летова Н.В., Прокошкина Н.И., Пчелинцева Л.М., Антонова Т.В., Астахова М.А., Белоножкин А.Ю., Бердников А.А., Беспалов Ю.Ф., Бойцова С.В., Вахрамеева Л.Н., Гончарук М.С., Кравчук Н.В., Липинский Д.А., Шишкин А.Г., Максимович Л.Б., Скуратовская М.М., Шалонин В.В., Шерстобитов А.Е. и других.
Целью настоящей работы является комплексное исследование прав ребенка по семейному законодательству.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Охарактеризовать правовой статус несовершеннолетних;
Исследовать право собственности ребенка и основания его приобретения;
Проанализировать право ребенка на получение содержания;
Рассмотреть право ребенка жить и воспитываться в семье, а также право на общение с родителями и другими родственниками;
Изучить право ребенка выражать свое мнение, а также право на имя;
Выделить особенности защиты личных неимущественных прав ребенка.
Нормативной базой исследования являются положения семейного и гражданского законодательства, регулирующие права ребенка, иных федеральных законов и подзаконных актов, а также положения международных актов.
Теоретической базой исследования являются труды таких ученых как Агарков М.М., Антокольская М.В., Белов В.А., Колбинев М.Ю., Король И.Г., Летова Н.В., Прокошкина Н.И., Пчелинцева Л.М., Антонова Т.В., Астахова М.А., Белоножкин А.Ю., Бердников А.А., Беспалов Ю.Ф., Бойцова С.В., Вахрамеева Л.Н., Гончарук М.С., Кравчук Н.В., Липинский Д.А., Шишкин А.Г., Максимович Л.Б., Скуратовская М.М., Шалонин В.В., Шерстобитов А.Е. и других.
Эмпирической базой исследования являются Постановления Пленума Верховного Суда РФ, материалы юридической практики.

Методологическую основу исследования составили следующие методы: анализа и сравнения, которые применялись при рассмотрении нормативно-правовых актов, а также научных и учебных источников; специальный метод логического толкования норм российского законодательства, который применялся посредством изучения текста действующего законодательства и интерпретаций его содержания в научной, учебной и иной литературе; принцип достаточного основания, применение которого связано с формулированием обоснованных, вытекающих из содержания проведённого исследования выводов; принцип всесторонности и объективности рассмотрения, который применялся при изучении и освещении в дипломной работе нормативно-правового и теоретического материалов посредством их отбора и представления в объёме и контексте, которые отвечают цели и задачам проделанного исследования; принцип непротиворечивости, на котором основано последовательное изложение исследовательских материалов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о регламентации имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию данного института.
Практическая значимость – собранный материал предоставляет возможность его использования в практике рассмотрения вопросов, связанных с защитой прав ребенка, при преподавании курса семейного и гражданского права в учебных заведениях и совершенствовании действующего законодательства.
Структура работы. Структурно работа представлена введением, двумя главами, объединяющими шесть параграфов, заключением, списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Несовершеннолетние имеют специальный правовой статус, так как обладают такими дополнительными правами и обязанностями, льготами, которые отражают их особенное положение, регулируемое разными отрас-лями права.
Гражданская правоспособность – имеющаяся у всякого гражданина и обязательное от него право, понятие которого заложено в способности (возможности) использовать любые возможные законом гражданские права и обязанности. Содержание правоспособности граждан создают имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, которыми человек согласно закону, имеет право пользоваться. Все люди имеют равную по содержанию правоспособность, нет таких кто не имеет никаких возможностей и качеств в возможности иметь права. Гражданская правоспособность согласно закону, проявляется с дня рождения человека и заканчивается со смертью.
Гражданская дееспособность – возможность гражданина своими деяниями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. В зависимости от объема дееспособности выделяют несколько групп несовершеннолетних: малолетние, в возрасте до 6 лет, являющиеся недееспособными; малолетние, в возрасте от 6 до 14 лет, обладающие исключительной дееспособностью; несовершеннолетние, в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью.
Законодатель при закреплении имущественных прав ребенка в нормах семейного законодательства достаточно лаконичен. Вопросам имущественных прав ребенка посвящена ст.60 СК РФ. Первым таким правом ребенка является право на получение содержания, которое ребенок имеет получать как от своих родителей, так и других членов семьи. Вторым правом ребенка является право собственности, которое может возникать из таких оснований как наследование, дарение, получение пенсий и пособий, а также на основании доходов, которые были получены самим несовершеннолетним.
Обязательство родителя по несению дополнительных расходов на ребенка является правоотношением, в силу которого на родителя возложена обязанность по оплате фактически понесенных и (или) будущих расходов в силу наступления исключительных обстоятельств, а ребенок имеет право требования их уплаты. В ходе исследования было выделено четыре группы субъектов, которые являются членами семьи и к которым могут предъявляться требования об уплате алиментов. Первую группу составляют братья и сестры. Во вторую группу субъектов входят бабушки и дедушки, а также внуки и внучки. Третья группа представлена такими субъектами как отчим и мачеха, пасынки и падчерицы. И в четвертую группу входят фактические воспитатели и воспитанники.
Исполнение алиментного соглашения производится согласно его условиям и требованиям закона. Алименты могут выплачиваться как в добровольной форме, так и принудительно. Взыскание алиментов осуществляется в пользу ребенка, который является их собственником, но получает их родитель или лицо, которое его заменяет, проживающее с ребенком. Существуют следующие формы взыскания алиментов: долевая (то есть доля/процент от дохода родителя), форма применяется по общему правилу; твердая (то есть конкретная сумма, которая не зависит от дохода родителя).
Право жить и воспитываться в семье включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Право на общение включает в себя ряд правомочий: право на постоянные или периодические контакты ребенка с родителями и иными близкими родственниками и иными лицами, право требовать исполнения обязанности общения от родителей и других близких родственников и иных лиц, право обращения в орган опеки и попечительства или суд за защитой права на общение.
Согласно ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дела о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ст. 65 СК РФ). Выразить свое мнение ребенок вправе при восстановлении его родителей в родительских правах, и, прежде всего, это связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с родителями.
01 мая 2017 г. были изменены положения п.2 ст. 58 СК РФ. В соответствии с этими изменениями родители в процессе выбора имени для ребёнка не могут: использовать в его имени цифры, буквенно-цифровые обозначения, символы, числительные, не являющиеся буквами знаков, не учитывая знак «дефис», либо их любую комбинацию, бранные слова, указания на должности, ранги, а также титулы. Этот закон принадлежит к мощным направлениям государственной защиты ребенка от нерадивого родителя. Для тех случае, когда ребенок уже был назван именем, которое не соответствует норм действующего законодательства предлагается внести в закон положения, предусматривающие необходимость изменения имени, которое не отвечает данным требованиям.
В ст. 64 СК РФ предусматривается обязанность и право родителей по защите интересов и прав детей. Родителям не принадлежит право на представление интересов собственных детей, если орган попечительства и опеки установил наличие противоречий между интересами детей и родителей. При разногласиях родителей и детей на вышеуказанный орган возлагается обязанность по назначению представителя в целях защиты интересов и прав детей.
В соответствии со ст. 65 СК РФ, исключается возможность осуществления родительских прав в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение его интересов должно выступать в качестве предмета главной заботы родителей. В рамках осуществления родительских прав им не принадлежит право на причинение вреда психическому и физическому здоровью детей, нравственному их развитию.
Родители выступают в качестве законных представителей собственных детей и выступают в защиту их интересов и прав во взаимоотношениях с любыми юридическими и физическими лицами, включая в судебных и административных органах, без определенных полномочий, при этом, предусматривается предъявление ими документов, которые подтверждают происхождение ребенка от родителей (свидетельства о рождении, паспорта матери либо отца ребенка).

Методы защиты законных интересов и прав ребенка являются различными: родителями могут приниматься меры, направленные на предупреждение нарушения прав ребенка, востребоваться восстановление нарушенных его прав, выступление от имени ребенка в суде и т.д.
Для злоупотребления являются характерными действия родителей в рамках предоставленных им полномочий в целях нарушения интересов и прав детей, которые влекут для последних отрицательные последствия. В случае непосредственной угрозы здоровью либо жизни ребенка данным органом ребенок может быть немедленно отобран у родителей, прочих лиц, на попечении которых ребенок находится. В соответствии с судебной практикой, угрозу здоровью и жизни ребенка представляет бездействие (действия) родителей и других лиц, которые воспитывают детей, в итоге которых ребенку причинены телесные повреждения или его здоровье существенно ухудшилось.
По итогам проведенного исследования были выделены проблемы и внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства:
1. Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ доходы ребенка расходуются опекуном или попечителем только в интересах подопечного и с заранее полученного разрешения органов опеки и попечительства (кроме средств, нужных для его содержания). Доходами, называемыми «иные», не может сам распоряжаться не только ребенок, но и его законные представители без согласия органов опеки и попечительства. Это явное законодательное противоречие следует устранить, в связи с чем в работе предложено исключить из абз. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ словосочетание «иные доходы».
2. Опекунам должно быть предоставлено право расторгать любые сделки, совершенные к имущественной выгоде малолетних, если они нарушают их права и законные интересы. Однако для этого необходимо дополнить ст. 28 ГК РФ. Такое же право следует предоставить попечителям в отношении сделок, которые несовершеннолетние подопечные могут совершать самостоятельно, дополнив соответственно ст. 26 ГК РФ.
Целесообразно предложить внесение дополнений в п. 3 ст. 26 ГК РФ и изложить следующим образом: «Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, которые совершены ими согласно пунктам 1 и 2 настоящей статьи. В отношении сделок, производимых с письменного разрешения родителей, усыновителей или попечителя, на названных лиц возлагается субсидиарная ответственность, если ребенок не имеет доходов или иное имущество, которые достаточны для того чтобы возместить причиненные убытки».
3. Для разрешения конфликтов, которые возникают между опекуном (попечителем) и подопечным предлагается внести изменения в положения гражданского законодательства, а также положения ФЗ «Об опеке и попечительстве» в части закрепления процедуры разрешения возникшего конфликта без отстранения опекуна, которое следует рассматривать в качестве крайней меры и применять в тех случаях, когда иным способом решить конфликт не представилось возможным. Представляется необходимым введения такого субъекта как заместитель опекуна или попечителя и закрепления его прав и обязанностей по разрешению такого конфликта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ИНСТИТУТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА

1.1 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина.
В правовой науке выделяют общественные и естественные признаки и свойства человека, которые индивидуализируют его как участника гражданско-правовых отношениях и влияют на его правовое положение. Среди них выделяют: правоспособность, дееспособность, имя, возраст, семейное положение, гражданство, пол. Для определения понятия правоспособности и дееспособности необходимо обращаться к положениям ГК РФ .
Законодатель закрепляется положение о том, что под правоспособностью следует понимать способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности.
Что касается дееспособности, что под ней следует понимать способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Приобретая дееспособность, личность утрачивает свое абстрактное содержание и приобретает определенный правовой статус, который конкретизируется в ее правах и обязанностях.
Другим индивидуализирующим признаком является имя. Данное свойство личности является неотчуждаемым, иными словами имя не может существовать отдельно от личности или быть передано другому субъекту гражданского права. Хотя имя и является неотчуждаемым свойством личности, это еще не означает, что оно не может быть изменено. Законодатель предоставляет возможность человеку изменить имя, полученное им при рождении. Однако после государственной регистрации нового имени человек сохраняет свои права и обязанности, приобретенные им еще до перемены имени. Вдобавок на него возлагается еще одна обязанность – уведомить своих кредиторов и должников о произошедшем изменении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы