Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Практики участия граждан в местном самоуправлении (на материалах Ивановской области).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы права граждан на участие в местном самоуправлении 7
1.1. Местное самоуправление: история и современность 7
1.2. Закрепление права граждан на участие в местном самоуправлении в законодательстве Российской Федерации 18
1.3. Формы участия граждан в местном самоуправлении 28
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования участия населения в местном самоуправлении (на примере Ивановской области) 40
2.1. Общая характеристика состояния местного самоуправления на территории Ивановской области 40
2.2. Проблемы участия граждан в местном самоуправлении в муниципальных образованиях Ивановской области 53
2.3. Направления развития форм участия граждан в местном самоуправлении в Ивановской области 63
Заключение 71
Библиографический список …………………………………………………… 77
Приложение …………………………………………………………………….. 82

  

Введение:

 

Актуальность темы данного исследования обуславливается следующим. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и организации уже не один десяток лет выступают в качестве предмета научной интерпретации и массовых дискуссий.
XX век усилил понимание того, что демократическое, правовое государство способно решать свои главные задачи исключительно при наличии эффективно функционирующей системы власти, в т.ч. органов местного самоуправления.
Началом формирования института местного самоуправления в современном виде традиционно считается приятие Конституции РФ от 12 декабря 1993г., признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении (глава 8), соответствующие сложившимся международным стандартам.
Будучи одной из основ конституционного строя, местное самоуправление не только обладает собственной спецификой, но и наряду с другими основополагающими конституционными принципами определяет систему демократического управления в стране, степень ее децентрализации.
Вместе с тем все еще несовершенна законодательная основа, регламентирующая место, роль и особенности осуществления муниципальной власти в РФ. О недостаточной проработанности концепции местного самоуправления свидетельствует, например, значительное число изменений (около 140), которые вносились в нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента его принятия.
На неоднозначность законодательных решений указывает и обширная судебная практика по вопросам, касающимся реализации местного самоуправления.
Особенно остро стоит вопрос о реализации принципа отграничения местного самоуправления от государственной власти, поиска баланса между самостоятельностью муниципальной власти и степенью государственного контроля за ее осуществлением.
Анализ правового регулирования последних лет свидетельствует о том, что законодатель все еще находится в поиске оптимального подхода к моделированию системы местного самоуправления как в части его взаимоотношения с государством, так и в части его отдельных сущностных характеристик. В первую очередь, это касается вопросов территориальной организации местной власти, компетенции муниципальных образований, формирования системы органов местного самоуправления, муниципального бюджета.
Указанное обстоятельство в т.ч. негативно сказывается на использовании отдельных форм непосредственной демократии на местном уровне. На это, например, неоднократно указывал в своих рекомендациях Конгресс местных и региональных властей Европы по результатам мониторинга состояния муниципальной демократии в России. На проблему сокращения участия населения в принятии обязательно-властных муниципальных решений обращает внимание и российское научное сообщество.
В связи с изложенным по-прежнему остается актуальным осмысление различных аспектов местного самоуправления как основополагающего начала устройства государства и общества в РФ, их соотношения с другими основами конституционного строя, а также исследование достоинств и недостатков действующих механизмов функционирования муниципальной власти.

Степень разработанности темы исследования:
— вопросы нормативно-правового обеспечения местного самоуправления изучены в трудах И.И. Овчинникова, А.Н. Писарева , И.А. Конюховой, И.А. Алешковой , В.И. Васильева, И.В. Выдрина, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной;
— проблемы совершенствования и развития местного самоуправления рассмотрены в работах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Н.С. Бондаря, М.А. Краснова.
Цель данной работы – проанализировать практики участия граждан в местном самоуправлении и наметить направления повышения роли граждан в решении вопросов местного и государственного значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность местного самоуправления;
— рассмотреть закрепление права граждан на участие в местном самоуправлении в законодательстве Российской Федерации;
— исследовать формы участия граждан в местном самоуправлении;
— рассмотреть состояние местного самоуправления на территории Ивановской области;
— выявить проблемы участия граждан в местном самоуправлении в муниципальных образованиях Ивановской области;
— определить направления развития форм участия граждан в местном самоуправлении в Ивановской области.
Объектом настоящего исследования является местное самоуправление как одна из важнейших основ конституционного строя РФ.
Предметом исследования выступают современное состояние и основные проблемы непосредственного осуществления населением местной власти на примере Ивановской области.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, а также диалектический, сравнительно-исторический, формально-юридический и иные подходы к изучению исследуемых проблем.
Теоретической основой исследования являются труды С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Н.С. Бондаря, М.А. Краснова, а также других авторов.
Эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты федерального, регионального и местного уровня, международные документы, материалы практики в сфере функционирования местного самоуправления, аналитические и статистические материалы.
Структура исследования включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе настоящего исследования была достигнута его цель, а именно проанализированы практики участия граждан в местном самоуправлении на примере Ивановской области и намечены направления повышения роли граждан в решении вопросов местного и государственного значения.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— раскрыты понятие и сущность местного самоуправления;
— рассмотрены закрепление права граждан на участие в местном самоуправлении в законодательстве Российской Федерации;
— исследованы формы участия граждан в местном самоуправлении;
— рассмотрено состояние местного самоуправления на территории Ивановской области;
— выявлены проблемы участия граждан в местном самоуправлении в муниципальных образованиях Ивановской области;
— определены направления развития форм участия граждан в местном самоуправлении в Ивановской области.
Итак, местное самоуправление как основа конституционного строя РФ не только обладает собственными характеристиками, но и является естественным продолжением иных основополагающих демократических начал, закрепленных в Конституции РФ. При этом степень самодостаточности и самостоятельности местного самоуправления определяет характер устойчивости системы публичной власти на территории всей страны.
В перспективе система местного самоуправления должна трансформироваться в направлении децентрализации, в т.ч. усиления территориального общественного самоуправления. В настоящее время население РФ наработало достаточный опыт для смещения акцента местного самоуправления в сторону самоуправляющихся местных сообществ.
При сравнительном анализе понятий местного самоуправления, названных в Европейской хартии МСУ и Законе № 131-ФЗ, можно обнаружить некие несоответствия. В Европейской хартии МСУ местное самоуправление рассматривается «сверху вниз», то есть местной власти предоставляется приоритет в решении части общественно-важных вопросов, тогда как в Законе № 131-ФЗ приоритет предоставляется населению определенного муниципального образования. В обоих случаях должно присутствовать взаимодействие между органами власти муниципалитета и населением. Являясь первичной основой федеративного устройства государства, местное самоуправление помогает решать проблемы в более узком масштабе. Это способствует установление наиболее тесных контактов народа с публичной властью, привлечению населения к участию в управленческой деятельности. Участие граждан в осуществлении управления муниципальным образованием, а также их заинтересованность в этом составляют основу местного самоуправления. Таким образом, местная власть, решая вопросы местного значения в тандеме с населением муниципального образования, способствует укреплению демократических начал в нашем государстве.
Поэтому местное самоуправление в России следует рассматривать как ступень публичной власти, осуществляемый на муниципальном уровне путём непосредственной деятельности населения во взаимосвязи с органами местной власти, исходя из интересов населения, его исторических и других местных традиций.
Формы участия граждан в местном самоуправлении закреплены в главе 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В числе таких форм выделены:
1) формы непосредственного осуществления местного самоуправления – когда население принимает окончательное решение по вопросам местного значения;
2) формы участия населения в местном самоуправлении – когда население может высказать свое мнение, которое имеет рекомендательный характер.
В Ивановской области наиболее востребованы такие формы, как обращение граждан в органы местного самоуправления, публичные слушания, муниципальные выборы, собрания граждан, территориальное общественное самоуправление и опросы граждан.
Нами были выделены в числе основных проблем развития ТОС в Ивановской области следующие проблемы:
1) недостаточный уровень информированности населения об этой форме непосредственного участия в решении задач местного уровня;
2) отсутствие на законодательном уровне закрепления механизма взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления.
В целях повышения уровня участия населения в ТОС предлагаем использовать современные интернет-технологии в процессе информирования населения о возможностях ТОС. Например, на информационных порталах органов местного самоуправления Ивановской области можно запустить работу нового сервиса «Онлайн-консультант», который позволит организовать на сайте общение в режиме реального времени между посетителем и оператором. Население очень часто сталкивается с тем, что не знает, в какое структурное подразделение ему следует обратиться по интересующему вопросу, где найти нужную информацию.
Целесообразно будет создать разделы, посвященные каждой форме участия населения в местном самоуправлении.
В целях закрепления механизма взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления предлагаем главу 5 Закона № 131-Фз дополнить статьей 27.2 следующего содержания:
«Статья 27.2. Взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления

 

Фрагмент текста работы:

 

История деятельности местного самоуправления в России имеет богатый опыт, из которого можно почерпнуть немало полезного. В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. Изучение истории земского и городского самоуправления в России показывает, что оно располагало большими потенциальными возможностями в решении многих вопросов социально-экономического и хозяйственного значения, которые не были в полной мере использованы ввиду отсутствия необходимой свободы действия и максимальной поддержки со стороны государственной власти.
В настоящее время в нашей стране продолжается построение полноценной системы местного самоуправления, а для этого необходимо учитывать предыдущий исторический опыт существования данного института в России. Исследование реальной перспективы развития модели организации местного самоуправления возможно только через обращение к историческому опыту организации местного самоуправления.
Исторический анализ становления полномочий органов местного самоуправления представляется невозможным без рассмотрения истории местного самоуправления в целом, так как соответствующие изменения статуса органов местной власти влекли и изменения в осуществлении ими своих полномочий . Такие задачи как: обеспечение безопасности местного населения, качество до-рог, предоставления медицинского обслуживания, оказания транспортных услуг в пределах конкретных территориальных образований необходимо решать в местах компактного проживания граждан – в городах, поселках, селах и т. д. Именно здесь должны быть созданы условия, позволяющие самостоятельно решать населением вопросы местного значения .
Исторический анализ становления полномочий органов местного самоуправления способствует адекватному пониманию того какое место на различных этапах развития эти полномочия занимали в системе полномочий органов местного самоуправления в целом.
На первом этапе развития (середина XVI века) – городское население участвовало в процессе формирования выборных органов местного самоуправления (губные и земские учреждения). В 50-е годы местные органы власти стали действовать в пределах волостей и не носили всесословный характер. XVI век характеризовался тем, что все отрасли местного управления (сбор податей, полиция и суд) находились в ведении мирских выборных органов. В деятельность земских (волостных) учреждений входили функции, регламентировавшие и хозяйственную деятельность.
На втором этапе развития (XVII век) происходит сужение сферы местного самоуправления в общественной жизни и усиление материальной зависимости местных институтов от центральной власти.
На третьем этапе развития (последняя четверть XVIII века) действовали губернские и земские дворянские собрания для выборов должностных лиц местной администрации и суда. Учреждались должности предводителей губернского и уездного дворянства для управления сословными делами.
В целом, дореформенный период развития местного управления характеризуется узкосословностью, зависимостью выборных органов управления и, как следствие, отдаленности всей системы управления от населения .
В 1864 году была проведена Земская реформа, которая определяла систему местного самоуправления на местах. В целом можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:
• Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
• Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
• Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.
Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.
1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления — земства. Земства были выборными органами власти. Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:
• Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
• Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
• Сбор статистических данных и организация переписи населения.
• Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы