Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение конкурентоспособности субъекта федерации (на примере Чеченской Республики)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методические основы конкурентоспособности субъекта федерации 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности субъекта Федерации 6
1.2 Основные составляющие конкурентоспособности субъект Федерации 12
1.3 Методы оценки конкурентоспособности субъекта Федерации 18
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности Чеченской Республики 26
2.1 Социально-экономическая характеристика Чеченской Республики 26
2.2 Оценка конкурентоспособности Чеченской Республики 34
2.3 Анализ применяемых инструментов и методов повышения конкурентоспособности Чеченской Республики: достижения и проблемы 42
Глава 3. Предложения по повышению конкурентоспособности Чеченской Республики 51
3.1 Направления повышения конкурентоспособности Чеченской Республики 51
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности Чеченской Республики 54
3.3 Прогнозная оценка эффективности предложенных мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

 

  

Введение:

 

Социально-экономическое развитие РФ невозможно без эффективной региональной политики. Перспективы перехода к устойчивому экономическому развитию государства зависят от уровня социально-экономической безопасности в каждом отдельно взятом регионе России. Поэтому на современном этапе развития Российской Федерации, в условиях постепенной децентрализации, перед каждым регионом страны стоит важная задача повышения конкурентоспособности, максимально эффективного использования имеющегося потенциала для достижения финансовых показателей развития и повышения качества жизни населения территории.
Для обеспечения этих задач особенно важным является оптимизация государственного и муниципального управления с учетом основных факторов конкурентоспособности территории, в основе которого лежит разработка управленческих решений, направленных на создание привлекательности территории для различных заинтересованных сторон. Эффективное управление на уровне региона предполагает использование разных стимулов и механизмов воздействия на отдельные группы целевой аудитории, поэтому важно исследовать их интересы и возможности их удовлетворения различными методами, как с помощью экономических стимулов, так и с помощью эффективной коммуникационной деятельности власти.
Особенно актуальными являются эти вопросы по отношению к регионам, которые отдалены от столицы, лежат вдали от основных транспортных коридоров, имеют сравнительно невысокую инвестиционную привлекательность, отличаются низким потенциалом социально-экономического развития в целом. Можно сказать, что Чеченская Республика длительное время относилась к таким регионам Российской Федерации, занимая далеко не первые места в рейтингах среди субъектов РФ. Но сегодня, благодаря эффективному региональному управлению, регион демонстрирует высокие темпы развития. В 2019 году Чеченская Республика попала в лидеры российского прогнозного рейтинга по росту валового регионального продукта [22]. Поэтому актуальным является изучение опыта Чеченской Республики и поиск дальнейших путей повышения конкурентоспособности данного региона.
Цель исследования в данной работе – разработка предложений по повышению конкурентоспособности Чеченской Республики.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
— определить понятие и сущность конкурентоспособности субъекта Федерации;
— рассмотреть основные составляющие конкурентоспособности субъекта Федерации;
— изучить методы оценки конкурентоспособности субъекта Федерации;
— дать социально-экономическую характеристику Чеченской Республики;
— оценить конкурентоспособности Чеченской Республики;
— провести анализ применяемых инструментов и методов повышения конкурентоспособности Чеченской Республики, достижений и проблем в данной сфере;
— выделить направления повышения конкурентоспособности Чеченской Республики;
— предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности Чеченской Республики;
— осуществить прогнозную оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе выступает конкурентоспособность субъекта Российской Федерации.
Предмет исследования – организационно-экономические механизмы повышения конкурентоспособности Чеченской республики.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты РФ и Чеченской Республики, монографии, учебная литература, публикации в научных периодических изданиях, Интернет-публикации, а также статистические данные о социально-экономическом развитии Чеченской Республики, различные рейтинги развития и конкурентоспособности регионов Российской Федерации.
В процессе выполнения данной работы были использованы как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и обобщение), так и специальные статистические методы исследования (анализ динамики и структуры), а также методы стратегического анализа (SWOT-анализ), рейтинговые методы исследования.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава является теоретической и содержит обзор научной литературы по теме исследования. Вторая глава работы посвящена анализу конкурентоспособности Чеченской Республики. В третьей главе рассмотрены возможные пути дальнейшего повышения конкурентоспособности исследуемого региона.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конкурентоспособность региона – это комплексная характеристика территории, которая обусловлена природными, социально-экономическими, политическими и другими факторами и определяет преимущества (или же недостатки) региона в сравнении с другими конкурирующими субъектами (регионами) на рынке ресурсов (природных, финансовых, инвестиционных, трудовых).
Конкурентоспособность региона формируется в результате эффективного управления имеющимся потенциалом территории, который включает природные, трудовые, научно-образовательные, промышленные и финансовые ресурсы.
Конкурентоспособность региона может быть оценена с помощью различных подходов – ресурсного, результативного и комплексного. Наиболее полную и объективную оценку конкурентоспособности региона обеспечивает применение комплексного анализа, который включает интегральные и рейтинговые методы исследования. При разработке путей повышения конкурентоспособности региона следует использовать систему мероприятий, направленную на различные группы стейкхолдеров – потенциальных инвесторов, туристов, а также потенциальных трудовых ресурсов (трудовых мигрантов).
Проведенный анализ показал, что Чеченская Республика занимает небольшую территорию, что во многом определяет и ее низкий вклад в общероссийские показатели производства. Вместе с тем, в СКФО регион занимает достаточно важное положение, уступая по своему социально-экономическому развитию только Ставропольскому краю и Дагестану. В динамике Чеченская Республика развивается, о чем, в частности, свидетельствует рост ВРП, улучшение показателей уровня жизни населения, рост объемов производства и сельскохозяйственной продукции, увеличение стоимости основных фондов и объема инвестиций в основной капитал. Наиболее развитым в социально-экономическом аспекте являются Грозненский и Аргунский городские округа, Шалинский, Гудермесский, Урус-Мартановский районы.
Чеченская Республика, как и большинство регионов СКФО (кроме Ставропольского края) занимает низкие места в рейтингах конкурентоспособности регионов РФ. Чеченская Республика отстает от регионов-конкурентов преимущественно по показателям экспортной активности, туристическому потенциалу, институциальному развитию, а также имеет высокие криминогенные риски. При этом среди соседей по федеральному округу конкурентоспособность Чеченской Республики средняя. Главными конкурентными преимуществами региона является достаточно высокий трудовой потенциал, который поддерживается высоким естественным приростом населения.
Анализ показал, что в Чеченской Республике на сегодня используются различные методы повышения конкурентоспособности, которые направлены преимущественно на привлечение инвесторов в регион. Основными такими методами являются: методы информационно-консультативной поддержки; административно-институциональные методы; методы финансовой поддержки. Вместе с тем, в Чеченской Республике на сегодня используются не все инструменты прямой финансовой поддержки, которая предусмотрена в некоторых регионах СКФО. В то же время, регион имеет значительно больший ассортимент инструментов поддержки, чем Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, а также Республика Северная Осетия – Алания.
На основании проведенного анализа внутренней и внешней среды региона в работе сделан вывод о том, что Чеченская Республика имеет некоторые перспективы повышения конкурентоспособности. В основном, они связаны с необходимостью внедрения инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, а также в развитии туризма. Этому может способствовать формирование туристической инфраструктуры и создание институциональных факторов для стимулирования бизнеса. Достижение целей развития туризма возможно при активном продвижении туристических услуг региона в СМИ, в т. ч. на национальном телевидении, в блогах и соцсетях, а также при эффективном представлении региона на международном уровне.
Проведенные прогнозные расчеты показали целесообразность внедрения мероприятий в сфере развития ОЭЗ «Ведучи», увеличения объемов грантовой поддержки сельского хозяйства и развития ОЭЗ ПТТ «Грозный» на территории Чеченской Республики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методические основы конкурентоспособности субъекта федерации

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности субъекта Федерации

Термин «конкурентоспособность» по отношению к регионам начал употребляться в научной литературе не так давно. Традиционно эта научная категория использовалась для характеристики коммерческих структур. В основе данного термина лежит понятие «конкуренция», научные основы которого были заложены Адамом Смитом еще в 1776 году в его работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Именно он считается автором обобщенной теории конкуренции, которая объясняла механизм взаимоотношения компаний на товарных рынках, а сегодня может быть эффективно использована для характеристики механизма развития отдельных регионов.
Согласно теории конкуренции А. Смита:
— конкуренция проявляется в форме соперничества;
— главным принципом конкуренции является принцип «невидимой руки», который находит выражение в автоматическом равновесии механизм конкурентных отношений;
— конкуренция способствует оптимальному распределению ресурсов между конкурирующими субъектами;
— основными условиями эффективной конкуренции является наличие большого количества субъектов на рынке ресурсов [1, с.76].
Эти положения могут быть использованы не только при анализе конкурентоспособности коммерческих структур на товарных рынках, но также и при характеристике конкурентоспособности на других уровнях управления. В этом аспекте следует подчеркнуть, что термин «конкурентоспособность» в современных научных исследованиях выходит далеко за пределы одной фирмы и находит применение на трех основных уровнях управления:
— микроуровень (конкурентоспособность фирм, предприятий);
— мезоуровень (конкурентоспособность регионов);
— макроуровень (конкурентоспособность стран).
Иногда исследователи используют и более детальную сегментацию конкурентоспособности по уровням управления (рис. 1).

Рисунок 1 – Уровни исследования конкурентоспособности [24]

При этом исследователи отмечают, что на сегодня наименее исследованными является понятие и методы оценки конкурентоспособности именно на мезоуровне, то есть на примере отдельных регионов. Это является существенным несоответствием реальным потребностям процессов регионального управления, поскольку регионы сегодня выступают конкурирующими субъектами [17].
Так, в соответствии с концепцией конкурентного федерализма, регионы конкурируют за экономические ресурсы: трудовые, инвестиционные, природные. В то же время происходит постоянная адаптация к изменяющимся «правилам игры», устанавливаемым центром. Более того, регион как территориальная социально-экономическая система, подобно странам, вступает в мировые конкурентные процессы. Это приводит к тому, что происходит усиление конкурентной борьбы между регионами, прежде всего, за финансовые и трудовые ресурсы [24].
Исходя из этого, сегодня термин «конкурентоспособность» становится важным понятийным элементом исследований в рамках таких новых научных направлений как маркетинг территорий, имажинальная география, брендинг территорий и т.п. Вместе с тем, научных исследований, посвященных этому вопросу на сегодня еще недостаточно, ввиду чего недостаточно глубоко исследована сущность конкурентоспособности региона, а также методы ее оценки.
Анализ научных источников дает возможность выделить несколько основных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности региона. Главными среди них является структурный и функциональный подходы. Примеры их использования в научных источниках представлены в нижеследующей таблице 1.
Таблица 1 – Научные подходы к пониманию сущности конкурентоспособности региона
Научный подход Сущность подхода Пример определения
Структурный В основу определения положено перечисление отдельных элементов или факторов конкурентоспособности региона, ее показателей Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [19].
Целевой (функциональный) В основу определения положены цели регионального управления Под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг [4, с.197]
Источник: составлено автором

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы