Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение конкурентоспособности предприятия ООО»СИБРСК»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……… 5
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 8
1.2 Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия 17
1.3 Направления повышения конкурентоспособности предприятия 23
2 Анализ конкурентоспособности ООО «СИБРСК» 29
2.1 Краткая характеристика ООО «СИБРСК» 29
2.2 Анализ внутренней среды ООО «СИБРСК» 38
2.3 Анализ конкурентов ООО «СИБРСК» 44
2.4 Оценка конкурентоспособности ООО «СИБРСК» 48
3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «СИБРСК» 54
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» 54
3.2 Оценка эффективности проектных мероприятий ООО «СИБРСК» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Приложение А Бухгалтерский баланс 78
Приложение Б Отчет о финансовых результатах за период с 1 января по 31 декабря 2018 г 80
Приложение В Отчет о финансовых результатах за период с 1 января по 31 декабря 2017 г 81
Приложение Г Проект – предлагаемая система наград для лучших сотрудников в ООО «СИБРСК» 82
Приложение Д Оценка основных бизнес-процессов ООО «СИБРСК» по модели «цепочки ценностей» М. Портера 83
Введение:
Актуальность темы исследования вызвана тем, что в условиях снижающегося спроса, характерного для российского рынка последних лет, выживание и развитие предприятий зависит от их конкурентоспособности. В современных условиях предприятиям необходимо стремиться к динамичному, эффективному и рациональному развитию, что невозможно без управления деловой активностью, конечной целью которого является повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Проблема повышения конкурентоспособности предприятий является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач фундаментальных и прикладных исследований в экономике.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятия в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, так же принимать решения о проведении мероприятий по увеличению конкурентоспособности не только производимой продукции, но и самой компании.
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учѐта деятельности конкурентов. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, который определяет право на существование того или иного предприятия. Сама конкурентная борьба позволяет выявлять из большинства предприятий непременных лидеров рынка, которые способны производить по-настоящему качественные товары, которые будут востребованы. При выявлении слабых и сильных сторон конкурентов, можно правильно постараться оценить их потенциал, цели, что позволит в дальнейшем точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее.
Усиление конкуренции между предприятиями на различных рынках товаров и услуг поставило вопрос об исследовании основных характеристик конкурентоспособного развития предприятий, факторов, влияющих на их конкурентоспособность и возможности повышения конкурентоспособности предприятий в условиях международного разделения труда. Для выработки конкретных мер по повышению конкурентоспособности предприятия необходимо также ответить на вопрос: «Где и как создаются конкурентные преимущества предприятия?». Таким образом, с теоретической и прикладной точек зрения актуальной становится разработка системы формирования конкурентоспособности предприятий, создание методики оценки конкурентоспособности предприятий и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий.
Целью исследования является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия ООО «СИБРСК».
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие конкурентоспособности организации;
раскрыть методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
определить направления повышения конкурентоспособности предприятия;
осуществить анализ конкурентоспособности ООО «СИБРСК»;
проанализировать деятельность основных конкурентов;
разработать пути повышения конкурентоспособности ООО «СИБРСК».
Объектом исследования является деятельность ООО «СИБРСК».
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «СИБРСК».
Для проведения исследования использованы следующие методы: логический, анализ, синтез; метод научного анализа; метод научного синтеза и обобщения; финансово – экономический анализ. Они направлены на изучение теоретических основ повышения конкурентоспособности предприятия; анализ конкурентоспособности ООО «СИБРСК»; поиск направлений повышения конкурентоспособности ООО «СИБРСК».
Теоретической и методологической базой исследования послужили различные источники, касающиеся особенностей анализа конкурентоспособности организации, а именно: законодательные акты, монографии и ученые пособия, статьи из периодической печати.
Информационную базу исследования составил законодательство Российской Федерации, нормативные документы Министерств и ведомств РФ, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам, рассматриваемым в работе, а также финансовая отчетность ООО «СИБРСК».
Структура работы: введение, три части, заключение, список использованных источников, приложения.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «СИБРСК» могут быть использованы как в деятельности данной организации, так и в других организациях РФ.
Заключение:
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Отсутствует единственное, универсальное, четко сформулированное понятие конкурентоспособности в современной науке. Понятие конкурентоспособности изменяется в зависимости от целей и задач исследователей, а также требований субъектов рыночных отношений, таких как конкуренты, инвесторы, потребители, партнеры, и масштабов деятельности. Конкурентоспособность – это комплектный или обобщающий показатель, т.к. на его значение оказывает влияние целый ряд показателей производственной, хозяйственной, финансовой, коммерческой и пр. сторон деятельности конкретного предприятия, обеспечивающих востребованность продукции и ее привлекательность ее качеств для конкретного потребителя.
2. Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по двум признакам: по степени охвата аспектов функционирования предприятия и формой выражения результата оценки. К методам оценки конкурентоспособности предприятия по форме выражения результата оценки относят: матричные, индексные и графические. К типичным показателям оценки конкурентоспособности предприятия относят показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, характеризующие эффективность продвижения и сбыта, характеризующие эффективность производства и т.п.
3. Основными направлениями повышения конкурентоспособности предприятия являются: своевременная модернизация оборудования и основных производственных фондов предприятия; формирование и развитие кадрового потенциала предприятия; использование маркетинга для увеличения информированности рынка; создание условий для снижения затрат; увеличение показателя рентабельности продукции, работ и услуг, отражающего долю прибыли в общем объеме выручки; увеличение конкурентоспособности продукции, работ и услуг предприятия.
4. ООО «СИБРСК» является строительной организацией. За 2016-2018 гг. выручка ООО «СИБРСК» выросла на 191,1% или на 818 тыс. руб. и составила в 2018 г. 1246 тыс. рублей. Чистая прибыль ООО «СИБРСК» за 2016-2018 гг. снизилась 58,1% или на 86 тыс. руб. и составила в 2018 г. 62 тыс. рублей. Средняя численность персонала ООО «СИБРСК» за 2016-2018 гг. выросла на 2 чел. и составила в 2018 г. 15 чел. Общая рентабельность ООО «СИБРСК» в 2016-2018 гг. снизилась на 29,6% и составила в 2018 г. 5%.
5. Была проведена оценка внутренней среды ООО «СИБРСК» по элементам экспертным методом с выставлением баллов и весов. Согласно проведённому анализу наибольшей оценкой обладает ценовая политика и персонал, наименьшей − сбытовая и коммуникационная. Компании следует рассмотреть возможности совершенствования сбытовой политики, а также выявить направления совершенствования коммуникационной деятельности.
6. Для деятельности ООО «СИБРСК» существуют положительные прогнозы, связанные с тем, что привлекательность или конкурентоспособность данного сегмента повысится в ближайшее время за счет внедрения мероприятий, которые позволят обеспечить более легкое проникновение в будущем в наиболее привлекательные сегменты. Однако необходимо отметить, что существуют видимые риски, которые могут снизить конкурентоспособность компании на рынке.
7. ООО «СИБРСК» обладает средним уровнем конкурентоспособности в своей отрасли. В то же время по сравнению с основными конкурентами у ООО «СИБРСК» ниже уровень конкурентоспособности. Для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность компании ООО «СИБРСК» необходимо разработать программу действий против каждого конкурента, используя при этом слабости конкурентов и учитывая их сильные стороны.
8. Существуют такие проблемы конкурентоспособности ООО «СИБРСК»: плохая коммуникативная политика, несовершенная система сбыта услуг, низкая мотивация персонала. Предлагаем следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК»: создание сайта компании и введение должности специалиста по PR, внедрение рекламы в сети Интернет, применения новых материальных и нематериальных приемов мотивации персонала. Для совершенствования мотивации труда сотрудников ООО «СИБРСК» предлагаем: ввести новую систему надбавок для сотрудников ООО «СИБРСК»: надбавка за выполнение плана, премия за разработку оригинальных идей, премия за соблюдение бизнес-процессов, трудовой дисциплины и стандартов организации; усовершенствовать материальное стимулирование сотрудников; улучшить стимулирование сотрудников за счет нематериальной мотивации – разработать в данном ООО «СИБРСК» систему наград и расширить социальный пакет путём предоставление нуждающимся сотрудникам материальной помощи при покупке недвижимости и оплате обучения.
9. Общие затраты на повышение конкурентоспособности ООО «СИБРСК» составят 1545 тыс. рублей. Благодаря разработанным мероприятиям по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» получит выручку в размере 3037 тыс. руб. Чистая прибыль ООО «СИБРСК» вырастит на 197 тыс. руб. и составит 259 тыс. рублей. В результате разработки мер по повышению конкурентоспособности ООО «СИБРСК» общая рентабельность предприятия вырастит на 3,5% и составит 8,5%, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности компании.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
Для того чтобы подойти к вопросу рассмотрения понятия «конкурентоспособность», прежде всего необходимо раскрыть сущность понятия «конкуренция». В федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ приведено следующее определение: «Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [2].
Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [1].
В общих чертах конкуренцию можно охарактеризовать как борьбу между производителями за предпочтения потребителя. Если это борьба за выбор потребителя, то первопричиной возникновения конкуренции можно считать эру рыночной экономики, в основе которой лежит свобода выбора для потребителя (что именно приобрести) и свобода выбора для производителя (что именно производить/продавать) наряду с их личной ответственностью за последствия этого выбора.
В переводе с латинского термин «конкуренция» означает «столкновение», «состязание». Впервые теорию конкуренции обобщил в 1776 г. шотландский экономист, философ, основоположник современной экономической теории Адам Смит (1723-1790) в одном из своих главных трудов «Исследование о природе и причинах богатства народов» [6].
А. Смит связывал конкуренцию с честным соперничеством (без сговора) в целях поиска наиболее выгодных условий покупки и продажи продукции между субъектами рынка. В его понимании основным способом конкурентной борьбы являлось изменение цен. Именно эти правила обусловливали то, что конкуренция – это некая движущая сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения. То есть благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями, кроме того, конкуренция позволяет обеспечить функционирование рыночного механизма ценообразования.
Исходя из вышесказанного, конкуренция – это соперничество (конфликт) между хозяйствующими субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели [23, с. 13]. Стоит отметить, что конкуренция также подразумевает ограниченность ресурсов, которые способствуют достижению этой цели. Если конкретизировать цель с позиции рыночной экономики, то конкуренция – это борьба хозяйствующих единиц за получение прибыли. Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики является реализация продукции (производимой предприятием или приобретаемой с целью дальнейшей перепродажи) и заложенной в ней добавочной стоимости (маржа). Иными словами, предприятия (поставщики, производители, продавцы) соперничают между собой за выбор покупателя. При этом деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется не только в условиях ограниченности спроса на продукцию со стороны потребителей, но и в условиях ограниченности ресурсов, требующихся для производства данной продукции.
Конкуренция является признаком некого устройства хозяйственной системы, при которой основным признаком взаимоотношений становится борьба, способствующая выживанию и развитию отдельных конкурентов. Следовательно, возможность выстоять в конкурентной борьбе является одной из основных характеристик субъектов рынка. Именно эту способность называют сегодня «конкурентоспособностью», и данный термин в современных исследований встречается даже чаще, чем само понятие «конкуренция».
Конкурентоспособность является сложным понятием, которое характеризует современный рынок, при этом единого понятия ее сущности нет, как нет даже приблизительно одинаковых взглядов на методику ее определения. Данное обстоятельство объясняется необходимостью учета большого количества факторов, различных по своей природе, количественное измерение которых довольно затруднительно [20, с. 155].
Сам термин «конкурентоспособность» трактуется современными исследователями достаточно широко. Происходит он от слов «конкурент» и «способность», что означает быть способным к конкуренции.
Конкурентоспособность – это показатель, который интересует две разные стороны: производителя и потребителя. Производитель заинтересован в продаже своей продукции, для чего она должна иметь определенное качество и обладать оптимальной ценой. Потребитель в свою очередь заинтересован в покупке продукции, которая бы в полной мере удовлетворяла его потребности с точки зрения цены и качества. Регион, отрасль и экономика государства в целом также заинтересованы в том, чтобы компании присутствующие на рынке являлись конкурентоспособными [23, с. 13].
Понятие конкурентоспособность в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании.
Обзор литературы по термину «конкурентоспособность» приведен в таблице 1
В целом конкурентоспособность предприятия – это комплекс таких характеристик как: доля рынка, занимаемая предприятием, способность к производству, сбыту и дальнейшему развитию; способность высшего руководящего состава к реализации установленной цели.
Таким образом, несмотря на очевидность заключенного в понятии «конкурентоспособность» смысла, данное понятие многогранно, и имеет многочисленные трактовки. Конкурентоспособность – это способность конкурировать, т. е. противостоять соперникам, способность эффективно производить и продавать товары, способность удерживать и увеличивать свою долю рынка, способность обеспечивать эффективное использование ресурсов, способность обеспечивать высокий доход, способность создавать добавленную стоимость, способность управлять конкурентными преимуществами.
Таблица 1 – Обзор литературы по термину «конкурентоспособность»
Согласно авторам, наиболее конкурентоспособно то предприятие, которое имеет наиболее устойчивые позиции на внутреннем рынке, также проникает на внешний рынок и проводит эффективную конкурентную стратегию [28, с. 407]. Она обусловливается рядом внешних и внутренних факторов, таких как: научно-методическая документация, проектно-конструкторская документация, технология производства, нормативные акты, на основе которых действует предприятие; технический уровень продукта или услуги; состояние ценных бумаг, т.е. обеспечение их ликвидности на рынке; личные и профессиональные качества сотрудников, уровень информации, инфраструктура и состояние окружающей среды. Если все вышеперечисленные факторы оценить по степени удовлетворения потребностей производителя в осуществлении выбранных целей бизнеса и маркетинга, то для каждого определенного случая можно обозначить главные требования, которым должны отвечать данные показатели. Например, к нормативным актам могут быть предъявлены требования соответствия международным нормам и применения их при разработке системного и комплексного подходов к управлению предприятием; к производству – создание и использование прогрессивных технологий, современных методов маркетинга и менеджмента, обновление основных фондов, обеспечение гибкости производственных процессов; к проектно-конструкторской документации – применение современных методов научно-технических разработок, создание опережающей базы сравнения при планировании обновления продуктов и услуг, соответствующих международным требованиям. К работнику предъявляются требования, по умению выполнять все технологические нормативы по всем задаваемым параметрам изделий, а к специалисту – умение разработать, или сконструировать продукт, который до начала производственного процесса и в его ходе опережает конкурентов по всем параметрам.
В современном экономическом словаре [25, с. 348]: «Конкурентоспособность – это уровень преимущества или отставания предприятия относительно других участников данного рынка — конкурентов как внутри страны, так и за ее пределами. Данный уровень определяется такими параметрами как технология, качество, квалификация персонала, политика сбыта.
Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, которая в объективной форме отражает его отличия от товара конкурента, как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [24, с. 34].
По моему мнению, конкурентоспособность – это явление, которое может иметь место только там, где есть конкуренция, т.е. является производным от конкуренции. С помощью конкурентоспособности выражаются отношения соперничества между субъектами рынка в виде конкурентной борьбы. Конкурентоспособность отражает конкретные условия, сложившиеся в данный момент времени в конкурентном процессе. Конкурентоспособность не стоит на месте, развивается вместе с развитием самой конкуренции, причем в процессе эволюции более простые формы конкурентоспособности сменяются более сложными.
Для исследования понятия «конкурентоспособность» целесообразно применить системный подход, отражающий взаимосвязь составляющих конкурентного процесса. Взаимосвязь составляющих конкурентного процесса с помощью системного подхода представлена на рисунке 1.
Итак, сама «конкурентоспособность» является характеристикой, которая будет отражать способность субъектов рынка достигать поставленных целей, сокращать разрыв между настоящим и желаемым состоянием системы.
Так как конкурентоспособность является атрибутом конкуренции, как таковой, или конкурентных отношений, то, в соответствии с определением конкуренции, данным выше и принятым мной в качестве ключевого в рамках данного исследования, конкурентоспособность показывает ограничения возможностей соперников. В свою очередь, у различных субъектов рынка будет наблюдаться различная степень этой способности, можно говорить о разном уровне у них конкурентоспособности. Таким образом, в содержание понятия «конкурентоспособность» закладывается наличие каких-то действий
Предпринимая эти действия, участники конкурентной борьбы в конечном итоге стремятся перераспределить в свою пользу большую часть созданной стоимости, хотя внешне это может выглядеть, как стремление повысить свою эффективность, завоевать большую долю рынка, или применить более прогрессивные методы хозяйствования. Таким образом, конкурентоспособность, с одной стороны, выступает, как возможность достигать лучших результатов, с другой стороны, ее мотивом является стремление перераспределить в свою пользу созданную стоимость, следовательно, данная категория может быть сформулирована как «способность субъекта конкуренции перераспределять созданную в хозяйственной системе стоимость в свою пользу» [34, с. 97].
Однако субъекты рынка не могут просто перераспределять создаваемую стоимость, для этого они должны обладать определенными способностями. Что же является источниками способностей создавать большую стоимость при равенстве прилагаемых усилий. Источниками конкурентоспособности могут выступить определенные виды деятельности, такие как умения стратегически мыслить, предвидеть изменения рынка; умения реагировать на изменения и управлять изменениями; умения эффективно использовать производственные ресурсы, т. е. работать с больше производительностью; умения удовлетворять потребности потребителей; умение взаимодействовать с заинтересованными сторонами, т. е. с агентами рынка.
В процессе конкурентной борьбы имеющиеся у фирмы внутренние или внешние источники конкуренции выступают в качестве конкурентных преимуществ, следовательно, конкурентоспособность будет определяться имеющейся совокупностью конкурентных преимуществ, в результате использования которых будет обеспечиваться перераспределение стоимости между субъектами конкуренции. Следовательно, «источник конкурентоспособности» – это причина, благодаря которой у субъекта рынка возникает преимущество, а само «конкурентное преимущество» – это следствия действия конкретного источника. Как следствие, конкурентоспособность не может быть абсолютным показателем или величиной. Она может выступать только относительным показателем в процессе сравнения одного субъекта рынка относительно другого. В результате уровнем конкурентоспособности станет место участников конкурентной борьбы в ранжированном ряде.
В процессе конкурентной борьбы происходит неизбежное собственное повышение конкурентоспособности субъектов рынка – более или менее успешное, т.к. повышение конкурентоспособности является условием выживания в конкурентной борьбе, и только повышая собственную конкурентоспособность можно ограничивать действия соперников. Обобщая проведенный анализ, можно сформулировать ряд специфических особенностей показателя конкурентоспособности:
конкурентоспособность – это динамический показатель, значения которого меняются во времени, в зависимости от внешних и внутренних факторов, влияющих на него. Поэтому говорить о достигнутом уровне конкурентоспособности предприятия, мы можем только применительно к конкретному временному интервалу;
сам по себе уровень конкурентоспособности не дает никакой информации исследователю или производственнику и становится объективным и информационным только в сравнении с другими аналогичными объектами, т.е. является сравнительным показателем. По нему определяется соотношение субъектов хозяйствования друг другу в области из конкурентоспособности. Одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным по отношению ко второму предприятию, и не конкурентоспособным по отношению к третьему;
взаимосвязь понятий конкурентного процесса целесообразно рассматривать в рамках системного подхода, когда на входе формирования понятия конкурентоспособности находятся ее источники в виде таких видов деятельности, как умения стратегически мыслить, предвидеть изменения, работать производительно, взаимодействовать с заинтересованными сторонами и пр. Вследствие действия источников конкурентоспособности рождаются конкурентные преимущества, помогающие субъекту конкуренции достигнуть превосходства над соперниками, осуществить перераспределение стоимости в свою пользу, составляющие основу конкурентоспособности.
в рамках конкурентоспособности следует рассматривать в первую очередь способности фирмы, т. к. способности являются организационным качеством, которое нельзя скопировать, продать, купить, а можно развить, пользуясь собственным накопленным опытом и опытом других агентов рынка. А результатом достижения фирмой определенного уровня конкурентоспособности, помимо успеха, относительно соперников на рынке и ограничения их возможностей, становится дальнейшее повышение конкурентоспособности, т.к. именно сильные игроки в процессе конкурентной борьбы приобретают еще большую силу за счет неудач слабых игроков на рынке и, как следствие, дальнейшее перераспределение в их пользу созданной стоимости.
Таким образом, отсутствует единственное, универсальное, четко сформулированное понятие конкурентоспособности в современной науке. Понятие конкурентоспособности изменяется в зависимости от целей и задач исследователей, а также требований субъектов рыночных отношений, таких как конкуренты, инвесторы, потребители, партнеры, и масштабов деятельности – (внешние и внутренние рынки). Конкурентоспособность – это комплектный или обобщающий показатель, т.к. на его значение оказывает влияние целый ряд показателей производственной, хозяйственной, финансовой, коммерческой сторон деятельности конкретного предприятия, обеспечивающих востребованность продукции, и ее привлекательность ее качеств, для конкретного потребителя.