Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение качества взаимодействия населения и центров занятости за счет внедрения единой образовательной информационной системы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости населения 5
1.1 Информационные системы, обеспечивающие взаимодействие населения и центров занятости 5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение сервисной деятельности органов публичной власти в сфере занятости населения 12
Глава 2. Методологические основы деятельности центров занятости 19
2.1. Концептуальные и организационно-методологические основы обеспечения взаимодействие населения и центров занятости 19
2.2 Методологические подходы по применению зарубежного опыта внедрения единой образовательной информационной системы по предоставлению услуг центрами занятости 31
2.3 Характеристика работы центров занятости населения по внедрению информационных систем на примере Калининградской области 36
Глава 3. Совершенствование подходов и механизмов формирования и реализации политики центров занятости населения 40
3.1. Анализ проблем, возникающих при взаимодействии населения и центров занятости 40
3.2 Решение проблем, возникающих при взаимодействии населения и центров занятости путем внедрения единой образовательной информационной системы, на примере Калининградской области 46
3.3 Оценка социальной и экономической эффективности внедрения единой образовательной информационной системы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Введение:
Построение системы взаимоотношений государства и гражданина в рамках подходов нового государственного менеджмента (New Public Management), многоуровневого управления (Multilevel Governance) определяет сервисную направленность базовых принципов цифровой трансформации системы органов публичной власти в стране.
Приоритетность сервисно-ориентированного публичного управления подтверждается необходимостью реализации современных международных стандартов.
В сфере занятости населения Российской Федерации важно построение национальной модели формирования и реализации государственной политики, направленной на предоставление качественных управленческих услуг гражданам, которая должна учитывать мировые практики сервисной деятельности органов публичной власти.
Несмотря на доказанную мировым сообществом необходимости стремительного развития цифровой экономики и цифрового общества, в стране обостряются противоречия между необходимостью создания возможностей для реализации человеческого капитала, развития инновационных, креативных и «цифровых» индустрий и высоким уровнем безработицы, низким профессионально-квалификационном уровне соискателей, недостаточным предложением государственных услуг, направленных на преодоление дисбаланса на рынке труда.
В этом контексте крайне важна переориентация на оказание государственными институтами качественных управленческих услуг с учетом индивидуальных потребностей клиентов, которые обращаются за ними на национальном, региональном и местном уровнях.
Децентрализация, дерегулирование и деинституционализация системы предоставления управленческих услуг, обеспечения беспрепятственного доступа к ним, необходимость разработки и государственных стандартов сервисной деятельности органов публичной власти, определение критериев ее качества определяют потенциал модернизации государственных институтов в сфере занятости населения.
Цель исследования заключается в обосновании теоретико-методологических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизмов взаимодействия и реализации сервисной ориентированной государственной политики в сфере занятости населения в путем внедрения единых образовательных систем.
Для достижения определенной цели поставлены следующие задачи исследование:
— обобщить теоретические основы сервисно-ориентированной государственной политики, определить состояние научной разработанности исследуемой проблемы, в частности о предоставлении населению услуг по содействию занятости, защиты от безработицы;
— проанализировать нормативно-правовое обеспечение формирования и реализации сервисно-ориентированной государственной политики в сфере занятости населения;
— систематизировать и развить понятийно-категорийный аппарат по формирования и реализации государственной политики в сфере занятости населения путем внедрения единой образовательной системы;
— выявить тенденции развития составляющих цифровой экономики и общества в контексте сервисной направленности государственной политики в сфере занятости населения;
— выяснить стратегические приоритеты и сформулировать основные задачи по реализации сервисно-ориентированной государственной политики в сфере занятости населения;
Объектом исследования является взаимодействие населения и центров занятости к контексте внедрения единой образовательной системы;
Предмет исследования — механизмы формирования и реализации сервисно ориентированной государственной политики в сфере занятости населения путем внедрения единой образовательной системы.
Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих общенаучных и специальных методов исследования, среди них: методы анализа, классификации и систематизации научных данных, положений законодательных и нормативных документов — для выяснения уровня научной разработанности исследуемой проблемы и уровня ее нормативно-правового обеспечения; семантико-этимологический метод – для определения содержания базовых понятий исследования, систематизации и разработка понятийно-категориального аппарата.
Заключение:
В работе осуществлено решение актуальной научной проблемы в области науки государственного управления по теоретико-методологическому и научно-практическому обоснованию направлений совершенствования механизмов формирования и реализации сервисно-ориентированной государственной политики в сфере занятости населения путем внедрения единой образовательной информационной системы.
Реализованные цели и задачи позволяют сделать следующие выводы и предложить рекомендации по использованию результатов исследования.
Обобщение теоретических основ сервисной государственной политики позволило выяснить приоритетность идеи сервисной направленности как основы трансформации образовательной системы центра занятости, ключевой предпосылкой эффективной деятельности системы органов публичной власти, основанной на изменении взаимоотношений гражданина и государства.
Выяснено, что ключевые принципы образовательной системы и государственной политики связываются с изменением роли гражданского общества и отдельного гражданина в государственном управлении, усилением вовлеченности граждан, а также направлены на обеспечение потребностей граждан, повышение качества услуг, удобства их получения и своевременности.
Целесообразность применения такого подхода и практической реализации указанных принципов в процессе выработки сервисно-ориентированной государственной политики в сфере занятости населения определяется потребностью повышения качества социальных услуг по содействию занятости населения, защиты от безработицы, необходимостью применения персонифицированного, клиент-ориентированного подхода в процессе их предоставления.
Обоснована необходимость применения принципиально новых технологий и методов сервисной деятельности государственных институтов, направленных на предотвращение длительном безработице, изменения философии предоставления услуг, расширение спектра мер взаимодействия с безработным населением с учетом их индивидуальных характеристик, мотивации и потенциала к трудоустройству.
Анализ научной разработанности исследуемой проблемы на основе междисциплинарного подхода показал, что вне поля зрения исследователей осталось ее целостное рассмотрение — доказана необходимость комплексного подхода к изучению вопроса формирования и реализации единой образовательной информационной системы, в частности относительно нормативно-правового, организационного , институционального, ресурсного обеспечения.
Проанализировано нормативно-правовое обеспечение формирования и реализации сервисно-ориентированной государственной политики в сфере занятости населения, в том числе международные документы, в результате чего выявлено нуждается в дальнейшей имплементации положений конвенций Международной организации труда в отечественное трудовое законодательство, а также выполнение обязательств уже ратифицированных конвенций.
Усиление сервисной составляющей в выработке государственной политики занятости требует увеличения доли активных мер содействия занятости (организации профессионального обучения, профориентации, оплачиваемых общественных работ), по сравнению с пассивными (регистрация и учет безработных граждан, выплата помощи по безработице). Анализ положений международных документов, содержащих требования к организации деятельности служб занятости, свидетельствует о распространении практики установления требований к кадровому обеспечению реализации единой образовательной информационной системы, в частности относительно цифровых компетенций лиц, оказывающих услуги по профессиональной ориентации и карьерного консультирования. Установлено, что отечественное законодательство требует дальнейшего приведения в соответствие с международными трудовыми стандартами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости населения
1.1 Информационные системы, обеспечивающие взаимодействие населения и центров занятости
Государственная сфера активной занятости разрабатывает огромное количество разного типа программ для содействия занятости населения. Такие программы обычно охватывают отдельные категории населения, особенно такие группы как: молодежь, женщины, инвалиды, а также конкретные случаи, которые влекут за собой угрозу безработицы, в частности ситуации вызваны экономическими или другими факторами (демографическая, политическая, стихийная катастрофа и т.п.). Программы занятости в более развитых странах касаются определенных категорий людей, которые нуждаются в поддержке и помощи. Поэтому существуют долго- и краткосрочные (в пределах одного года) срочные программы, которые развиваются и на государственном (масштабном) уровне, и на региональном.
Целью создания таких программ для содействия занятости населения является сам факт трудоустройства граждан и удовлетворения их потребностей в трудовой деятельности. Рассмотрим краткую характеристику таких программ, и их основные отличия на каждом из уровней деятельности.
Программы на государственном и территориальном уровнях занятости населения направлены на:
— рост развития экономики, создания хороших условий для трудоустройства работников, в первую очередь для экономически эффективного производства и приоритетных сфер экономики;
— уменьшение безработицы за счет повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций к созданию дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;
— совершенствование системы воспроизводства рабочей силы, за счет увеличения количества рабочих мест, повышение профессиональной ориентации и квалификации работников и эффективности использования трудовых ресурсов;
— защита людей, которые ищут работу и их семей от негативных последствий безработицы а также обеспечение занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, и способных конкурировать на рынке труда;
— формирование материальной, кадровой, информационной, финансовой статистической и научно-методической базы государственной службы занятости;
— мероприятия по содействию занятости населения, проживающего в сельской местности.
Специальные отраслевые программы занятости населения направленные на решение проблем скрытой безработицы на уровне отдельных отраслей и предприятий, содействие продуктивному трудоустройству работников в практической реализации дифференцированного подхода к отдельным предприятиям с учетом состояния политики структурной перестройки, реорганизации государственных предприятий и меры государственной политики на рынке труда. В России официальная государственная программа занятости впервые была разработана в 1995 году, как элемент долгосрочной стратегии формирования социально-рыночной модели управления рынком труда.
Внедренные программы обобщают конкретные мероприятия по созданию соответствующей правовой, организационной и методической поддержке политики занятости в таких областях, как: •
— формирование механизма дифференцированного подхода к сохранению рабочих мест;
— создание механизмов реализации политики занятости в национальных программах (в частности, в программах общественной работы, поощрение занятости молодежи, реабилитации села и т.п.);
— регулирование трудовой миграции;
— предоставление дополнительных гарантий трудоустройства населения определенным категориям граждан;
— содействие профессиональной мобильности;
— развитие социальных и трудовых отношений;
— совершенствование информационно-статистической базы для развития рынка труда;
— содействие занятости путем развития социального партнерства.
Мероприятия по реализации государственной политики занятости на территориальном уровне учитывают необходимость облегчения любой формы расширения сферы приложения труда, включая создание новых рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства и занятости людей, ищущих работу; предоставление государственных гарантий занятости определенных категорий населения; совершенствование системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, материального обеспечения людей, которые ищут работу и их семей; организация общественных работ и т.д.
Эти программы также обосновывают организационную, научную и финансовую поддержку всех запланированных мероприятий и необходимость контроля за их выполнением. Разработанные в программах меры предусматривают благоприятные налоговые, инвестиционные, финансово-кредитные и другие экономические условия для предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности. Формирование государственной программы занятости носит двойственный характер. С одной стороны, она развивается снизу и представляет собой синтез территориальных программ.