Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение интереса учащихся старших классов к занятиям физической культуры путем использования системы тай-бо
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 6
1.1. Пути оптимизации физического состояния учащихся старших классов на занятиях физической культурой 6
1.2. Теоретические аспекты повышения интереса к занятиям физической культурой 9
1.3 Применение фитнес-технологий на занятиях физической культурой у учащихся старших классов 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ТАЙ-БО У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 31
3.1. Оценка исходных показателей интереса и физической подготовленности учащихся старших классов 31
3.2. Методические основы построения занятий с использованием системы тай-бо 39
3.3. Эффективность методики тай-бо в повышении интереса и физической подготовленности учащихся старших классов 47
Выводы по главе 3 53
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Введение:
Актуальность темы. Учитывая современную интенсификацию учебного процесса в школах, изменение образа жизни, отмечается тенденция к гиподинамии и снижению интереса к занятиям физической культурой у подрастающего поколения, что негативно сказывается на показателях их здоровья, физического и функционального состояния. Принимая во внимание особую социальную значимость необходимости формирования, сохранения и укрепления здоровья старшеклассников, появляется актуальная проблема повышения их интереса к занятиям физической культурой.
Существенную роль в оптимизации этой ситуации играет повышение интереса к использованию нестандартных средств физического воспитания на уроках физической культуры.
Одним из способов решения этой проблемы является изменение методов и средств уроков физической культуры в школе. К этим способам относятся применение современных фитнес-технологий с использованием системы тай-бо, которая повышает интерес учащихся к занятиям и способна улучшить их физическую подготовленность.
Формирование интереса старшеклассников к активной физкультурной деятельности невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса на уроках физической культуры.
Новые технологии должны принимать во внимание современные методы и средства дисциплины, что может способствовать активизации физкультурной деятельности, развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья. Среди многочисленных видов спорта и двигательной активности большим потенциалом обладают фитнес-технологии, которые пользуются большим интересом у школьников и способны активно формировать его поведение.
В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с применением системы тай-бо на уроках физической культуры, с помощью которых успешно решаются разнообразные интеллектуальные, творческие и двигательные задачи у школьников различных возрастных групп. Важность научного поиска инновационных подходов к организации физкультурных занятий у детей старшего школьного возраста для повышения их интереса и физического состояния указывают многие ученые. Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель исследования – разработка методики применения системы тай-бо в физическом воспитании школьниц старших классов.
Объект исследования – физическое воспитание школьников старших классов.
Предмет исследования – повышение интереса и физической подготовленности у девочек старшего школьного возраста средствами системы тай-бо.
Гипотеза. Предполагается, что применение системы тай-бо в физическом воспитании школьников повысит интерес обучающихся, улучшит их физическую подготовленность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить научно-методическую литературу по проблеме формирования мотивации у старших школьников к занятиям на уроках физической культуры.
2. Разработать методику применения системы тай-бо на уроках физической культуры.
3. Экспериментально оценить эффективность разработанной методики тай-бо.
4. Разработать практические рекомендации для преподавателей тай-бо.
Научная новизна. Впервые разработана методика занятий тай-бо у учащихся старших классов для повышения интереса к занятиям физической культурой и улучшения физической подготовленности девушек.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования можно использовать в методической и практической подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Основные результаты исследования можно применить в различных формах методической работы, системе последипломного образования и управленческой деятельности руководителей общеобразовательных школ для повышения интереса школьников к занятиям физической культурой.
Положения, выносимые на защиту:
1. В разработанной методике тай-бо использовались средства для улучшения функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем; для развития силы разных мышечных групп; для увеличения гибкости и амплитуды движений важнейших суставных зон; улучшения психоэмоционального состояния девушек (релаксация и дыхательные упражнения). Разработанная методика способствует значительному повышению интереса к занятиям физической культурой у учащихся старшего школьного возраста.
2. Результаты формирующего эксперимента показали преимущество занятий по методике тай-бо. Повторные показатели гибкости позвоночника были достоверно выше у девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,6 см, силовой выносливости мышц спины – на 7,9 с, брюшного пресса – на 7,2 с, прыжка в длину с места – на 5,99 см. Время пробегания дистанции 30 м было меньшим у девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,83 с, челночного бега – на 0,17 с, индекса Руффье – на 2,3 усл.ед.
3. Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики тай-бо и могут служить основанием для практического внедрения
Заключение:
1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема физического воспитания и низкого уровня физического состояния и подготовленности учащихся старшего школьного возраста является актуальной. Несмотря на активный поиск методов и средств оптимизации физического воспитания, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований по данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации фитнес-технологий в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм учащихся старшего школьного возраста, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
Проанализированные результаты не дают однозначный вывод о значимости тренирующего эффекта различных фитнес-технологий в системе физического воспитания, а также для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями у учащихся старшего школьного возраста, что требует дальнейшего изучения.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что экспериментальная и контрольная группа учащихся старших классов были однородными до проведения исследования по всем тестируемым показателям. У обследуемых учениц обеих групп отмечались сниженные результаты тестирования скоростных способностей, скоростно-силовых, гибкости, силовых возможностей мышц спины и живота. Исходный уровень физической работоспособности характеризовался сниженными резервами респираторной системы, удовлетворительными результатами индекса Руффье. У 10% девушек экспериментальной и 12% контрольной группы наблюдалась хорошая физическая работоспособность, у 62% и 64% соответственно – удовлетворительная, у 28% и 24% – слабая. Средний показатель индекса Руффье расценивался как неудовлетворительный, что свидетельствует о недостаточной физической работоспособности учащихся старшего школьного возраста.
Полученные результаты анкетирования побудили нас к разработке методики тай-бо в физическом воспитании старшеклассниц для повышения интереса и физической подготовленности учениц старшего школьного возраста.
3. В разработанной методике тай-бо использовались средства для улучшения функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем; для развития силы разных мышечных групп; для увеличения гибкости и амплитуды движений важнейших суставных зон; улучшения психоэмоционального состояния девушек (релаксация и дыхательные упражнения). Методика тай-бо у девушек экспериментальной группы была рассчитана на 3 месяца.
Результаты формирующего эксперимента показали преимущество занятий по методике тай-бо как в повышении интереса, так и улучшении физической подготовленности учащихся. По результатам итогового обследования установлено, что повторные показатели гибкости позвоночника были достоверно выше у девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,6 см (p<0,05), силовой выносливости мышц спины – на 7,9 с (p<0,05), брюшного пресса – на 7,2 с (p<0,05), прыжка в длину с места – на 5,99 см (p<0,05). Время пробегания дистанции 30 м было меньшим у девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,83 с (p<0,05), челночного бега – на 0,17 с (p>0,05), индекса Руффье – на 2,3 усл.ед.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики тай-бо и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.1. Пути оптимизации физического состояния учащихся старших классов на занятиях физической культурой
Известно, что формирование и сохранение здоровья школьников является стратегической задачей государства, так как от состояния здоровья подрастающего поколения зависит благосостояние страны [14, 46, 47].
В большинстве исследований, проведенных учеными в России в последнее десятилетия, подчеркивается необходимость коренной перестройки всей системы физического воспитания, ведь существующие методы, формы и средства работы оказываются неэффективными и устаревшими в современных условиях [35].
Все большее беспокойство исследователей вызывает уровень физического состояния учащихся общеобразовательных школ [2]. Среди факторов, негативно влияющих на физическое состояние учащихся, рассматривают ухудшение социально-экономических показателей, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране. Специалисты в области физического воспитания доказали, что повышение физического состояния учащихся старших классов возможно только при комплексном подходе к его оценке, с последующей разработкой мероприятий по совершенствованию процесса физического воспитания [22, 23].
По мнению некоторых авторов [37] физическое состояние выступает проявлением здоровья и определяется резервами физиологических систем организма и способностью человека выполнять физическую работу. Отдельные авторы определяют физическое состояние как уровень развития аэробных возможностей, которые есть количественной мерой оценки здоровья [4, 5, 14], другие — совокупность таких взаимосвязанных факторов, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, возраст, пол, физическое развитие, физическая подготовленность.
Т.Ю. Круцевич [21] был предложен комплексный подход к оценке физического состояния школьника и определены критерии его оценки:
— уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
— уровень функционирования основных систем организма;
— уровень физической подготовленности;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
— наличие хронических заболеваний.
На основе факторного анализа были выявлены наиболее информативные показатели компонентов физического состояния школьников. В них вошли показатели физического развития, показатели состояния соматического здоровья и функциональных возможностей организма, а также уровень физической подготовленности детей.
Другими исследователями определен комплексный подход к оценке физического состояния учащихся старших классов, который осуществляется блоками: антропометрический блок, блок кардио-респираторной системы, оценка вегетативной нервной системы, оценка максимального потребления кислорода и блок оценки уровня физической подготовленности.