Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Повышение эффективности закупочной деятельности в торговом предприятии»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации закупочной деятельности торгового предприятия 5
1.1. Экономическая сущность и понятие снабжения 5
1.2. Функции отдела материально-технического снабжения на предприятии 10
1.3. Системы управления закупками на предприятии 17
Глава 2. Анализ системы товароснабжения розничного торгового предприятия ООО «ТД Толедо» 24
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия 24
2.2. Оценка потенциальных поставщиков ООО «ТД Толедо» 30
2.3. Анализ эффективности закупочной деятельности ООО «ТД Толедо» 38
2.4. Мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности ООО «ТД Толедо» 48
Заключение 55
Список литературы 59
Введение:
Современные экономические реалии требуют от хозяйствующих субъектов максимальной эффективности использования собственных ресурсов, особенно в сфере закупок, которые составляют 70% в структуре производственных затрат предприятий. Решение о покупке товаров или услуг на промышленном рынке требует значительных усилий, а также надлежащего уровня организации на предприятии. К сожалению, неэффективное управления системой закупок часто становится главным фактором ущерба для прибыли предприятия.
Ведущие аналитики и бизнес-консультанты мира единодушны во мнении, что дальнейшее стратегическое развитие бизнеса в ближайшие десятилетия будет прямо связано с оптимизацией системы материально-технического снабжения и сбыта продукции, что и определяет актуальность проведенного исследования. Одним из путей оптимизации в этом направлении может быть внедрение инновационных технологий, а именно относительно новой для отечественной практики процедуры электронных закупок.
Теоретические и практические аспекты организации закупочной деятельности отражены в научных трудах как отечественных, так и зарубежных экономистов: А. Н. Азарян, И. Варданяна, А. Ван Веле, А. М. Гаджинского, М. Дэй, Дж. Келли, Е. В. Крикавского, А. А. Лигоненко, М. Линдерс, Л. А. Мазараки, И. В. Неурова, А. А. Старостиной, Х. Фирона и др. Исследованием государственных закупок как средства регулирования экономики занимались отечественные и зарубежные ученые А. Мельников, В. Миняйло, В. Прядко, Ю. Фалко, Л. Федулова и другие.
Соответственно, возникает необходимость дальнейших научных исследований в области закупок и актуализируется вопрос их оптимизации в с целью обеспечения отечественных предприятий качественными товарами и услугами по лучшим ценам. Прозрачность ведения хозяйственной деятельности привлекает инвесторов, создает новые возможности для бизнеса, рабочие места для населения и является двигателем экономического роста страны в целом.
Объектом работы является ООО «ТД Толедо».
Предмет работы – теоретические и практические аспекты организации закупочной деятельности (снабжения) на предприятии.
Цель работы – проанализировать основные аспекты закупочной деятельности предприятия и предложить пути ее совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить экономическую сущность и понятие снабжения;
• рассмотреть функции отдела материально-технического снабжения на фирме;
• описать системы управления закупками на предприятии;
• дать общую характеристику исследуемого предприятия;
• охарактеризовать оценку потенциальных поставщиков на предприятии;
• изучить эффективность закупочной деятельности предприятия;
• предложить пути совершенствования организации закупочной деятельности на предприятии.
Для написания работы были использованы периодические журналы, книги, учебная и научная литература по логистике, экономике, менеджменту.
Использованные методы исследования: анализ, синтез.
Заключение:
Закупочная деятельность предприятия — это процесс закупки, контроля и управления МР и ГП для производственных нужд предприятия, направленный на стабилизацию отношений с поставщиками, повышение качества закупаемых ресурсов, снижение издержек и времени доставки, с целью производства высококачественного, конкурентоспособного оборудования по оптимальным ценам.
Закупочная деятельность рассматривается как часть маркетинговой политики предприятия, поскольку известно, что при планировании перспективного развития предприятия менеджеры и маркетологи уделяют особое внимание вопросам ресурсного обеспечения производственного процесса, для оценки которого следует воспользоваться методами научного прогнозирования, сравнительного анализа, стратегического анализа (SWOT-анализа), бенчмаркинга и др.
С другой стороны, в производственно-хозяйственной деятельности предприятия приобретение материальных ресурсов для обеспечения производства является одной из ключевых логистических функций. Закупки считаются основной из трех функциональных областей логистики, наряду с логистикой производства и логистикой распределения.
Деятельность по управлению закупками необходимо рассматривать через призму интегрированного подхода, уделяя особое внимание оптимизации процессов, повышению качества и информационному обеспечению, построению и поддержанию партнерских связей с поставщиками и потребителями. В настоящее время, в рамках сложной экономической ситуации в России, деятельность по управлению закупками становится ключевой функцией, взаимосвязанной с процессами управления производством, сбытом, финансами, маркетингом, персоналом, и от ее реализации во многом зависит конкурентоспособность организации и достижение ее стратегических целей.
В современных условиях при развитии жесткой конкуренции компании необходимо внимательнее подходить к вопросу о выборе поставщика. Самым востребованным, эффективным и результативным в настоящее время является метод рейтинговых оценок поставщиков. С помощью данного метода опытный руководитель может оценить деятельность поставщика по необходимым ему критериям и принять окончательное решение относительно каждого кандидата.
ООО «ТД «Толедо» образовалась 25 января 2011 г. Основной вид деятельности: торговля электрической бытовой техникой. ООО «ТД «Толедо» осуществляет розничную продажу электротехнических товаров через интернет- магазин (https://www.toledonn.ru/), а также занимается оптовой торговлей.
Анализируя основные показатели деятельности предприятия ООО «ТД «ТОЛЕДО» мы видим снижение выручки на 4382 тыс.руб. (или 22,95%), учитывая, что себестоимость за данный период снизилась значительней, а именно на 4731 тыс.руб., компании удалось получить увеличение валовой прибыли на 349 тыс.руб. или 31,84%.
В балансе ООО «ТД «ТОЛЕДО» преобладают оборотные активы (99,77% на начало 2018 года и 100% на начало 2019 года), к концу отчётного периода их доля в имуществе предприятия увеличилась, темп прироста составил 56,11%.
В оборотных активах на начало периода преобладают запасы. В начале 2018 года их доля в имуществе ООО «ТД «ТОЛЕДО» составила 56,18%. К началу 2019 года доля значительно снизилась (16,87), темп снижения составил 39,31%, что не может явиться причиной неплатёжеспособности предприятия к концу отчётного периода.
Уменьшение дебиторской задолженности на 251 тыс. руб., что в процентном соотношении составляет 7,8%, свидетельствует о грамотной финансовой политики организации. На основании данных таблицы 2 можно сделать следующий вывод: на конец анализируемого периода произошел рост денежных средств в размере 274 тыс. руб., что в процентном соотношении составляет 648%.
Денежные средства являются наиболее ликвидной частью имущества, так как представляют собой оборотный капитал.
Внеоборотные активы уменьшились на величину долгосрочных финансовых вложений 17 тыс. руб., оборотные активы – уменьшились на 56,11%
За отчётный период источники средств уменьшились на 3309 тыс. руб., темп роста составил 55,98%
В источниках средств преобладает собственный капитал 70,20% в 2018 году и 75,97% в 2019 году.
В 2019 году доля краткосрочных кредитов и займов снизилась на 5,77%, что говорит о устойчивом финансовом состоянии предприятия.
На предприятии ООО «ТД «ТОЛЕДО» используется балльный метод оценки поставщиков. Оценка каждого поставщика по шести основным критериям, такие как цена, качество товара, условия платежа, качество поставок, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика по шкале от 1 до 10, где 10 максимальная оценка. Рейтинг поставщика представляет собой сумму результатов балльной оценки предложений претендентов по каждому критерию.
По результатам сравнительного исследования, конкурентное положение фирмы ООО «ТД «Толедо» является наихудшим: 74 балла против 76-106 у конкурентов.
Основное различие происходит из-за отсутствия у ООО «ТД «Толедо» уникальности товаров на рынке электротоваров, а так же было установлено, что о товаре компании редко упоминается в СМИ.
При этом отметим, что благодаря такому важному преимуществу, как умеренная цена на весь ассортимент, компания имеет своих постоянных клиентов.
Наиболее продаваемой единицей является светодиодные лампы 52,94% от выручки по группе лампы, газоразрядные лампы – 27,65%, лампы накаливания 19,41 %.
Логистический процесс на складе ООО «ТД «ТОЛЕДО» весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации закупочной деятельности торгового предприятия
1.1. Экономическая сущность и понятие снабжения
Роль ресурсов на современном предприятии является колоссальной, и определяется одновременно как обеспечение его функционирования, развития и самосохранения. Ресурсное обеспечение предприятия выступает предметом исследования в большом количестве научных работ, интерес к которому усилился в связи появлением и развитием в XX в. современных концепций управления ресурсами, таких, как ресурсная теория фирмы, бережливое производство, теория ограничений [29, с. 196-202].
Для промышленных предприятий наибольший интерес представляют исследования, анализ, разработка и реализация стратегий управления снабжением. Предприятие не является самодостаточным субъектом. Все виды организаций и компаний в разной степени зависят от поставок сырья, материалов или услуг.
Торговые предприятия, в отличие от промышленных, закупают товары с конкретной целью их дальнейшей перепродажи. Для обеспечения непосредственно своих потребностей такие предприятия используют небольшой процент материальных ресурсов, так как торговый процесс не является материалоемким.
Термин «снабжение» описывается как фундаментальный процесс закупочной деятельности, а именно, выявление необходимости в различных материалах, сырье, услугах, поиск и анализ новых и уже имеющихся поставщиков, процесс налаживания отношений с ними, переговоры по цене, качеству и многим другим вопросам. Основная задача предприятия по организации снабжения — своевременное бесперебойное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при оптимально минимальных издержках [20, с. 7-10].
Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т. д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков. В общепринятом понимании снабжение образует важную составляющую между организациями, которые входят в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками [21, с. 280-284].
Этими ресурсами их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т.д.). Осуществление процесса закупки и снабжения является важнейшей функцией организационной деятельности предприятия. Закупка выступает основным элементом снабжения.
В целом термин «закупка» описывает процессы, выполняемые специальной службой предприятия: осознание необходимости, определение потребностей, оценка возможностей, поиск и выбор поставщика, договоренность о цене, а также прочие условия, например, связанные с доставкой товара потребителю. Иными словами, при использовании понятия «закупка» подразумевают фактическую покупку необходимого материала для предприятия.
Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту), а также связанные с этим операции: выбор поставщика, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщика, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и прием товаров, полученных от поставщиков [34].
В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщение о том, чего хотят потребители, и вперед – сообщение о том, что поставщики могут предложить [5, с. 94-97].
Цель логистики снабжения – удовлетворение потребностей в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка:
необходимых материалов;
удовлетворительного качества;
по минимальным ценам [1, с. 43].
В экономической литературе раскрываются две основные функции снабжения – внешняя и внутренняя. Внешняя функция это, прежде всего, поиск потенциальных поставщиков материалов и формирование с ними рациональных экономических отношений, а также выбор средств доставки, оптимальных для потребителя и поставщика. Внутренняя функция характеризуется четким распределением полномочий и контроля между службами снабжения и производственными подразделениями предприятия. Сюда можно отнести оперативное регулирование движения материальных-технических ресурсов.
Традиционно выделяют две формы снабжения:
• транзитная – это форма, при которой предприятие закупает непосредственно у добывающих или производящих предприятий.
• складская – это форма, при которой товары закупаются в оптовых торговых фирмах [28, с. 178-181].
Модели организации снабжения и закупочной логистики на предприятии могут быть представлены в двух следующих вариантах:
• Суть первой модели состоит в том, что задачи снабжения/закупок выполняются различными отделами на предприятии. Например, номенклатуру товарных ресурсов предоставляет исполнительный комитет предприятия, а поиск поставщиков, заключение договоров с контрагентами выполняет отдел закупок.