Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение эффективности уроков русского языка при организации игровой деятельности учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1
Способы повышения эффективности уроков
русского языка в начальной школе
1.2
Игровая деятельность как условие повышения эффективности уроков русского языка
2.1
Анализ современных УМК по русскому языку в свете решения проблемы исследования
2.2 Способы организации игровой деятельности учащихся на
уроках русского языка
2.3
Анализ и обобщение результатов исследования
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время методика обучения
русскому языку претерпевает значительные изменения. Необходимость формирования
«активной познавательной позиции» школьника, при общем снижении уровня интереса
и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска усовершенствованных
способов работы, отвечающих современным стандартам в области образования. В
качестве такого способа может являться включение в учебную деятельность игровой
деятельности, которая не только отвечает возрастным потребностям ребенка, но и
способствует повышению уровня познавательной активности, развитию общих
познавательных процессов, создавая новые стимулы для учащихся.
Использование
игр не только повышает интерес к учению, но и улучшает качество самого
обучения, усиливает прочность полученных знаний.
В игре
ребенок с большим интересом и охотой исполняет то, что вне ее ему кажется очень
трудным и неинтересным. Педагог В.А. Сухомлинский называл ребенка пытливым
исследователем, который познает мир через игру.
Используя
игровую деятельность на уроках русского языка, учитель может повысить внимание
к учебной информации, научить логически, выстраивать и обосновывать собственные
действия, проникать в суть явлений, делает учащихся активными субъектами
учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный
интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и
умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике
использования игр как средства развития познавательной активности на уроках
русского языка в начальной школе.
Проблема исследования заключается в разработке
и реализации способов включения игровой деятельности в учебный процесс с целью
повышения эффективности уроков русского языка.
Степень разработанности темы. Сущность игры анализируется в
исследованиях А.П. Аникеевой, Г.А. Ляпиной, Э.В. Паничевой, К.Д. Радиной, К.А.
Родкина, Р.Т. Талиповой, Е.А. Фомина, С.А. Шмакова, Г.И. Щукиной, А.С.
Макаренко. Вопросы использования занимательных и игровых материалов на уроках
русского языка представлены в работах А.А. Акишиной, А.Т. Арсирия, С.М.
Бондаренко, В.Н. Володиной, А.А. Гилевой, А.В. Запорожца, С.Ю. Исламбековой,
З.П. Карпова, А.А. Косолаповой, Р.Б. Нуртазиной, М.В. Панова, Р.Т. Талиповой,
Н.Н. Ушаковой.
Цель исследования: повышение эффективности уроков
русского языка при организации игровой деятельности учащихся.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том,
что эффективность уроков русского языка в начальной школе может быть
существенно повышена при использовании игровой деятельности. При этом:
¾
игра должна быть органично включена в учебную деятельность;
¾
игра должна расширять поле продуктивной деятельности
учащихся.
Объект исследования: организация уроков русского языка в
начальной школе.
Предмет исследования: способы повышения эффективности
уроков русского языка посредством игры.
Задачи исследования:
¾
изучение и обобщение литературы по теме исследования;
¾
выявление сущности понятия «эффективность обучения»;
¾
разработка комплекса игр для уроков русского языка,
направленных на повышение эффективности;
¾
постановка педагогического эксперимента;
¾
обобщение результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили деятельностный подход,
разработанный психологами Б.Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном; теория
проблемно-развивающего обучения (О.С. Газман, М.И. Махмутов); идеи оптимизации
образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, Г.А. Китайгородская); работы,
посвященные проблеме повышения эффективности урочной деятельности (М.И.
Махмутов); работы, посвященные повышению эффективности обучения (М.А. Данилов,
Г.И. Вергелис, В.А. Онищук, В.П. Симонов, И.М. Чередов, Г.И. Щукина, В.А.
Якунин).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса
игровых заданий с целью повышения эффективности уроков русского языка. Данный
комплекс, как показывает ход эксперимента, может быть успешно использован
учителями в системе массового обучения.
Методы исследования: анализ научной и методической
литературы, синтез, сравнение, систематизация, опытно-экспериментальная работа,
количественный и качественный анализ полученных результатов, наблюдение, методы
сбора и обработки информации.
Опытно-экспериментальная база
исследования: МБОУ
СОШ № 15 г. Москва.
Структура и объем ВКР: работа состоит из введения,
заключения, двух глав, списка литературы и приложений.
Заключение:
Осуществляя
наше исследование, мы поставили цель – повысить эффективность уроков русского
языка при организации игровой деятельности учащихся.
В
соответствии с поставленной целью решались такие задачи:
¾
изучалась и обобщалась литература по теме работы;
¾
изучалась понятие эффективность;
¾
рассматривалась игровая деятельность на уроках русского
языка;
¾
была проведена постановка педагогического эксперимента;
¾
составлены планы-конспекты уроков русского языка с
использованием игровой деятельности;
¾
обобщались результаты исследования.
При анализе литературы
нами было отмечено, что эффективное обучение включает в себя такие элементы,
как: связное знание; широкий набор стратегий; высокий уровень сложности
понимания; улучшенные действия, основанные на контексте и целях; повышенная
вовлеченность и самонаправленность; положительные эмоции и большая
приверженность к обучению.
Наиболее
эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке
являются:
¾
моменты игровой деятельности;
¾
творческие задания, упражнения;
¾
создание положительных эмоциональных ситуаций;
¾
работа в парах;
¾
проблемное обучение;
¾
применение информационно-коммуникационных технологий.
Дидактическая игра является первым и самым
необходимым элементом учебной игры. Она направлена на сообщение, закрепление,
систематизацию знаний, усвоение способов решения проблемы, формирование
положительного отношения обучающихся к предмету, развитие познавательной
активности.
Дидактическая
игра – это «деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития
познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий,
которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых
явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные
знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому
использованию у ее участников.
Нами была
проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа
включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В
опытно-экспериментальной работе приняли участи 24 учащихся 2 класса, по 12
учащихся в экспериментальной и контрольной группе.
Нами был
осуществлен анализ УМК «Школа России» Русский язык, 1-4 классы. Авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,
УМК «Перспектива» Русский язык, 1-4 классы. Авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева,
Т.В.Бабушкина, УМК «Начальная школа XXI века»
(1-4 классы).
В ходе
анализа УМК мы понаблюдали и выявили, что без использования игровой
деятельности в обучении младших школьников по русскому языку нет мотивации и
успешного усвоения языка. Анализ учебников, представляющих перечисленные
учебно-методические комплекты, показал наличие таких упражнений, которые потенциально
могут реализовываться через игровую форму.
На
констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы также проводилась
диагностическая работа для выявления уровня знаний учащихся по русскому языку.
Формирующий
этап заключался в том, чтобы внедрить в процесс обучения дидактические игры на
уроках русского языка. Нами были представлены 5 планов-конспектов уроков по
темам «Имя существительное», «Имя прилагательное».
На
контрольном этапе обучающиеся выполняли диагностическую работу, аналогичную
работе на констатирующем этапе. Обозначения по количеству баллов такие же, как
и на констатирующем этапе.
Мы
осуществили сравнение исходных и полученных результатов. После проведения
формирующего этапа опытно-экспериментальной работы заметна положительная
динамика в повышении знаний учащихся по русскому языку. Следовательно, можно
сделать вывод о результативности применения игровой деятельности учащихся как
средства повышения эффективности уроков русского языка.
Таким
образом, можно сделать вывод, что более высокие результаты были получены за
счет включения в учебную деятельность элементов игровой деятельности при
обучении русскому языку в начальной школе. Использование игровых упражнений
повысило интерес, мотивацию учащихся и способствовало более осознанному и прочному
усвоению знаний по русскому языку.
Цель работы
достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена. Результаты нашего
исследования, как показывает экспериментальное обучение, может быть
использовано учителем в системе массового обучения учащихся начальных классов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Способы повышения эффективности уроков русского языка в начальной школе
В данной части исследования мы рассмотрим способы повышения эффективности
уроков русского языка.
Слово «эффективный» широко используется в педагогике и других областях
науки, но оно имеет смысл только тогда, когда применяется к контексту и
поставленным целям.
Эффективное обучение можно воспринимать как цикл. Эффективное обучение
развивает образовательные процессы, уменьшая различия между процессом и
результатом.
Эффективное обучение включает в себя такие элементы, как:
¾
связное знание;
¾
широкий набор стратегий, включая стратегию игры;
¾
высокий уровень сложности понимания;
¾
улучшенные действия, основанные на контексте и целях;
¾
повышенная вовлеченность и самонаправленность;
¾
положительные мотивация к обучению;
¾
приспособляемость к обучению с другими людьми [15].
Также
рассмотрим, какие процессы обучения продвигают обучение такого рода.
Из вышеуказанных характеристик эффективного обучения становится ясно, что
его развивает:
¾
осмысленное
действие;
¾
сотрудничество
ради обучения;
¾
ответственность
ученика за свое обучение;
¾
обучение
учению [34].
Цикл обучения показан в таблице 1 [21].
Таблица 1 –
Схема планирования и оценки цикла эффективного обучения
Активное обучение |
Сотрудничество |
Ответственность |
Обучение обучению |
|
Сделать |
Задачи создаются |
Задачи в малых |
Ученики делают |
Учеников поощряют |
Оценить |
Ученики отмечают, |
Ученики совместно |
Ученики оценивают |
Ученики пересматривают |
Выучить |
Новые открытия |
Объяснение темы и |
Факторы, влияющие |
Озвучиваются |
Применить |
Новые действия |
Будущие |
Планы |
Ученики планируют |
Рассмотрим развитие активного обучения. Это активное
взаимодействие с материалами, личностями и идеями наряду с активным
размышлением, исследованием и пониманием смысла. Недостаточно просто быть вовлеченным
в процесс: без мышления теряется потенциал для обучения. [30].