Методика обучения Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение эффективности уроков русского языка при организации игровой деятельности учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5

1.1
Способы повышения эффективности  уроков
русского  языка в начальной школе  5

1.2
Игровая деятельность как условие повышения эффективности уроков русского языка. 10

ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО
ЯЗЫКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.. 22

2.1
Анализ современных УМК по русскому языку в свете решения проблемы исследования. 22

2.2 Способы организации игровой деятельности учащихся на
уроках русского языка. 33

2.3
Анализ и обобщение результатов исследования. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 51

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время методика обучения
русскому языку претерпевает значительные изменения. Необходимость формирования
«активной познавательной позиции» школьника, при общем снижении уровня интереса
и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска усовершенствованных
способов работы, отвечающих современным стандартам в области образования. В
качестве такого способа может являться включение в учебную деятельность игровой
деятельности, которая не только отвечает возрастным потребностям ребенка, но и
способствует повышению уровня познавательной активности, развитию общих
познавательных процессов, создавая новые стимулы для учащихся.

Использование
игр не только повышает интерес к учению, но и улучшает качество самого
обучения, усиливает прочность полученных знаний.

В игре
ребенок с большим интересом и охотой исполняет то, что вне ее ему кажется очень
трудным и неинтересным. Педагог В.А. Сухомлинский называл ребенка пытливым
исследователем, который познает мир через игру.

Используя
игровую деятельность на уроках русского языка, учитель может повысить внимание
к учебной информации, научить логически, выстраивать и обосновывать собственные
действия, проникать в суть явлений, делает учащихся активными субъектами
учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный
интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и
умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике
использования игр как средства развития познавательной активности на уроках
русского языка в начальной школе.

 Проблема исследования заключается в разработке
и реализации способов включения игровой деятельности в учебный процесс с целью
повышения эффективности уроков русского языка.

Степень разработанности темы. Сущность игры анализируется в
исследованиях А.П. Аникеевой, Г.А. Ляпиной, Э.В. Паничевой, К.Д. Радиной, К.А.
Родкина, Р.Т. Талиповой, Е.А. Фомина, С.А. Шмакова, Г.И. Щукиной, А.С.
Макаренко. Вопросы использования занимательных и игровых материалов на уроках
русского языка представлены в работах А.А. Акишиной, А.Т. Арсирия, С.М.
Бондаренко, В.Н. Володиной, А.А. Гилевой, А.В. Запорожца, С.Ю. Исламбековой,
З.П. Карпова, А.А. Косолаповой, Р.Б. Нуртазиной, М.В. Панова, Р.Т. Талиповой,
Н.Н. Ушаковой.

Цель исследования: повышение эффективности уроков
русского языка при организации игровой деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том,
что эффективность уроков русского языка в начальной школе может быть
существенно повышена при использовании игровой деятельности. При этом:

¾             
игра должна быть органично включена в учебную деятельность;

¾             
игра должна расширять поле продуктивной деятельности
учащихся.

Объект исследования: организация уроков русского языка в
начальной школе.

Предмет исследования: способы повышения эффективности
уроков русского языка посредством игры.

Задачи исследования:

¾             
изучение и обобщение литературы по теме исследования;

¾             
выявление сущности понятия «эффективность обучения»;

¾             
разработка комплекса игр для уроков русского языка,
направленных на повышение эффективности;

¾             
постановка педагогического эксперимента; 

¾             
обобщение результатов исследования.

Теоретическую основу исследования составили деятельностный подход,
разработанный психологами Б.Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном; теория
проблемно-развивающего обучения (О.С. Газман, М.И. Махмутов); идеи оптимизации
образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, Г.А. Китайгородская); работы,
посвященные проблеме повышения эффективности урочной деятельности (М.И.
Махмутов); работы, посвященные повышению эффективности обучения (М.А. Данилов,
Г.И. Вергелис, В.А. Онищук, В.П. Симонов, И.М. Чередов, Г.И. Щукина, В.А.
Якунин).

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса
игровых заданий с целью повышения эффективности уроков русского языка. Данный
комплекс, как показывает ход эксперимента, может быть успешно использован
учителями в системе массового обучения.

Методы исследования: анализ научной и методической
литературы, синтез, сравнение, систематизация, опытно-экспериментальная работа,
количественный и качественный анализ полученных результатов, наблюдение, методы
сбора и обработки информации.

Опытно-экспериментальная база
исследования:
МБОУ
СОШ № 15 г. Москва.

Структура и объем ВКР: работа состоит из введения,
заключения, двух глав, списка литературы и приложений.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Осуществляя
наше исследование, мы поставили цель – повысить эффективность уроков русского
языка при организации игровой деятельности учащихся.

В
соответствии с поставленной целью решались такие задачи:

¾             
изучалась и обобщалась литература по теме работы;

¾             
изучалась понятие эффективность;

¾             
рассматривалась игровая деятельность на уроках русского
языка;

¾             
была проведена постановка педагогического эксперимента;

¾             
составлены планы-конспекты уроков русского языка с
использованием игровой деятельности;

¾             
обобщались результаты исследования.

При анализе литературы
нами было отмечено, что эффективное обучение включает в себя такие элементы,
как: связное знание; широкий набор стратегий; высокий уровень сложности
понимания; улучшенные действия, основанные на контексте и целях; повышенная
вовлеченность и самонаправленность; положительные эмоции и большая
приверженность к обучению.

Наиболее
эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке
являются:

¾             
моменты игровой деятельности;

¾             
творческие задания, упражнения;

¾             
создание положительных эмоциональных ситуаций;

¾             
работа в парах;

¾             
проблемное обучение;

¾             
применение информационно-коммуникационных технологий.

 Дидактическая игра является первым и самым
необходимым элементом учебной игры. Она направлена на сообщение, закрепление,
систематизацию знаний, усвоение способов решения проблемы, формирование
положительного отношения обучающихся к предмету, развитие познавательной
активности.

Дидактическая
игра – это «деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития
познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий,
которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых
явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные
знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому
использованию у ее участников.

Нами была
проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа
включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В
опытно-экспериментальной работе приняли участи 24 учащихся 2 класса, по 12
учащихся в экспериментальной и контрольной группе.

Нами был
осуществлен анализ УМК «Школа России»
Русский язык, 1-4 классы. Авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,
УМК «Перспектива» Русский язык, 1-4 классы. Авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева,
Т.В.Бабушкина, УМК «Начальная школа XXI века»
(1-4 классы).

В ходе
анализа УМК мы понаблюдали и выявили, что без использования игровой
деятельности в обучении младших школьников по русскому языку нет мотивации и
успешного усвоения языка. Анализ учебников, представляющих перечисленные
учебно-методические комплекты, показал наличие таких упражнений, которые потенциально
могут реализовываться через игровую форму.

На
констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы также проводилась
диагностическая работа для выявления уровня знаний учащихся по русскому языку.

Формирующий
этап заключался в том, чтобы внедрить в процесс обучения дидактические игры на
уроках русского языка. Нами были представлены 5 планов-конспектов уроков по
темам «Имя существительное», «Имя прилагательное».

На
контрольном этапе обучающиеся выполняли диагностическую работу, аналогичную
работе на констатирующем этапе. Обозначения по количеству баллов такие же, как
и на констатирующем этапе.

Мы
осуществили сравнение исходных и полученных результатов. После проведения
формирующего этапа опытно-экспериментальной работы заметна положительная
динамика в повышении знаний учащихся по русскому языку. Следовательно, можно
сделать вывод о результативности применения игровой деятельности учащихся как
средства повышения эффективности уроков русского языка.

Таким
образом, можно сделать вывод, что более высокие результаты были получены за
счет включения в учебную деятельность элементов игровой деятельности при
обучении русскому языку в начальной школе. Использование игровых упражнений
повысило интерес, мотивацию учащихся и способствовало более осознанному и прочному
усвоению знаний по русскому языку.

Цель работы
достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена. Результаты нашего
исследования, как показывает экспериментальное обучение, может быть
использовано учителем в системе массового обучения учащихся начальных классов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1 Способы повышения эффективности  уроков русского  языка в начальной школе

В данной части исследования мы рассмотрим способы повышения эффективности
уроков русского языка.

Слово «эффективный» широко используется в педагогике и других областях
науки, но оно имеет смысл только тогда, когда применяется к контексту и
поставленным целям.

Эффективное обучение можно воспринимать как цикл. Эффективное обучение
развивает образовательные процессы, уменьшая различия между процессом и
результатом.

Эффективное обучение включает в себя такие элементы, как:

¾             
связное знание;

¾             
широкий набор стратегий, включая стратегию игры;

¾             
высокий уровень сложности понимания;

¾             
улучшенные действия, основанные на контексте и целях;

¾             
повышенная вовлеченность и самонаправленность;

¾             
положительные мотивация к обучению;

¾             
приспособляемость к обучению с другими людьми [15].

Также
рассмотрим, какие процессы обучения продвигают обучение такого рода.

Из вышеуказанных характеристик эффективного обучения становится ясно, что
его развивает:

¾                
осмысленное
действие;

¾                
сотрудничество
ради обучения;

¾                
ответственность
ученика за свое обучение;

¾                
обучение
учению
[34]. 

Цикл обучения показан в таблице 1 [21].

 

Таблица 1 –
Схема планирования и оценки цикла эффективного обучения

Активное обучение

Сотрудничество
при обучении

Ответственность
ученика

Обучение обучению

Сделать

Задачи создаются
для действий ученика.

Задачи в малых
группах объединяют для создания.

Ученики делают
выбор и планируют свой подход.

Учеников поощряют
замечать аспекты своего обучения.

Оценить

Ученики отмечают,
что случилось, что важно, что они почувствовали и т.д.

Ученики совместно
выносят идеи и оценивают, как действует группа.

Ученики оценивают
свой прогресс.

Ученики пересматривают
свое обучение (цели, стратегии, чувства, результаты, контекст).

Выучить

Новые открытия
делаются отчетливым.

Объяснение темы и
то, как функционировала группа.

Факторы, влияющие
на прогресс, идентифицируются, и изобретаются новые стратегии

Озвучиваются
более богатые концепции обучения.

Применить

Новые действия
планируются в свете нового понимания.

Будущие
возможности для группы и совместного обучения рассматриваются

Планы
пересматриваются.

Ученики планируют
заметить больше и экспериментировать со своими подходами к обучению

 

Рассмотрим развитие активного обучения. Это активное
взаимодействие с материалами, личностями и идеями наряду с активным
размышлением, исследованием и пониманием смысла. Недостаточно просто быть вовлеченным
в процесс: без мышления теряется потенциал для обучения. [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы