Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повешение конкурентоспособности продукции ООО «Милком»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Понятие и значение
конкурентоспособности продукции
1.2 Методические подходы к
оценке конкурентоспособности продукции организации
1.3 Основные пути повышения
конкурентоспособности продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИЛКОМ»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ООО «Милком»
2.2 Анализ потребителей и
конкурентов на рынке
2.3 Анализ конкурентоспособности
продукции ООО «Милком»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «МИЛКОМ»
3.1 Основные направления повышения
конкурентоспособности продукции
3.2 Экономическое обоснование
мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность исследования обусловливается тем, что обеспечение и формирование
конкурентоспособности молочной продукции является важной задачей для отечественных
молокоперерабатывающих предприятий. Ведь для производителя необходимо не только
выйти на рынок со своим продуктом, но и удержаться на нем, получая при этом
прибыль и увеличивая объем продаж. Предприятия молочной промышленности
вынуждены конкурировать не только с зарубежными производителями, имеющими
богатый опыт и финансовые ресурсы, но и между собой. Для того чтобы предприятию
закрепить свои позиции на рынке среди множества конкурентов, его продукт должен
быть конкурентоспособен, т.е. обладать комплексом потребительских и стоимостных
характеристик товара, которые определят его успех на рынке. Конкуренция
заставляет производителя заниматься системой качества, улучшением сервиса,
изучением потребностей покупателей.
В настоящее время конкурентоспособность
открывает предприятиям, производящим молочную продукцию долгосрочные
перспективы для роста, стабильности работы, получения большей прибыли с
продажи.
В связи с вышеизложенным проблема
оценки и повышения уровня конкурентоспособности молочной продукции является
актуальной, так как без наличия конкурентоспособного товара предприятие не
будет отвечать экономическим требованиям своего развития и может быть вытеснено
с рынка конкурентами. Рынок молока и молочной продукции является высоко
конкурентным.
В настоящее время в Омской области
работает большое количество предприятий, производящих молоко и молочную
продукцию. Каждый производитель стремится выделить свою продукцию, улучшая ее
качество, создавая яркие запоминающиеся бренды, пополняя ассортимент молочных
продуктов интересными новинками для здорового и функционального питания,
привлекая внимание все большего числа покупателей, что, в свою очередь,
приводит к повышению конкурентоспособности продукции и предприятия.
Важным фактором в повышении конкурентоспособность
молочной продукции является улучшение качества молока: повышение жирности и
сортности. Молоко коров различных пород резко отличается по содержанию жира,
белка, их физической структуре и другим показателям, а также по технологическим
свойствам. Из этого следует, что для дальнейшего улучшения качества продукции
важно не только соблюдение технологии и выполнение ветсанмероприятий, но и
разработка и внедрение в практику учета и анализа системы критериев оценки,
которая бы способствовала получению более качественной сельскохозяйственной
продукции.
Основными направлениями повышения
качества молока являются улучшение качества кормов, ветеринарно-санитарного
обслуживания, совершенствование систем содержания и доения коров. Состав и
свойства молока зависят от породных особенностей, периода лактации, уровня
кормления, условий содержания, техники доения, индивидуальных качеств коров,
состояния их здоровья. От коров разных пород получают не одинаковое по
химическому составу молоко.
Внедрение мероприятий по
совершенствованию конкурентоспособности молочной продукции будет способствовать
повышению конкурентных преимуществ продукции, что позволит увеличить объемы
производства на предприятиях.
Цель
исследования – на основе теоретических и практических аспектов разработать мероприятия по повышению
конкурентоспособности продукции ООО «Милка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1.
рассмотреть
теоретико-методологические основы оценки конкурентоспособности продукции в
современных условиях;
2. дать оценку конкурентоспособности продукции ООО «Милка»;
3. разработать рекомендации по повышению
конкурентоспособности продукции ООО «Милка».
Объектом исследования являются конкурентные
преимущества ООО
«Милка».
Предметом исследования являются методы анализа и пути
повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научных
конференций, данные статистической отчетности. В качестве фактического
материала использованы данные ООО «Милка».
В работе были использованы такие
методы как сравнение, группировка, детализация, анализ, синтез, балансовый,
расчетно-конструктивный методы, метод
расчета финансовых коэффициентов.
Заключение:
По результатам
проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Конкурентоспособность продукции и
конкурентоспособность предприятия продукции соотносятся между собой как часть и
целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке
непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности методов
деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной
борьбы.
Конкурентоспособность продукции организации
представляет собой ее преимущество относительно других фирм конкретной отрасли
как в масштабах одной страны, так и на мировом уровне. Повышение
конкурентной позиции — это очень трудоемкий и ресурсоемкий процесс. Непрерывное
повышение конкурентной позиции продукции организации может быть обеспечено
только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного
усовершенствования всех факторов конкурентоспособности. Исходя из этого,
следует четко планировать конкурентную стратегию.
Основным видом деятельности ООО
«Милком»
является производство молока (кроме сырого) и молочной продукции. Предприятие
производит молоко, кефир, ряженку и т.д.
Исследование показало, что за 2019 г. выручка составила 646 525 тыс. руб.,
что на 29,08% больше показателя за 2016 год. Это указывает на способность
предприятия действовать в сложных экономических условиях, использовать
имеющиеся конкурентные преимущества, удовлетворять потребности своего целевого
сегмента рынка. Это приводит к тому, что у предприятия остается больше
финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть постоянные и переменные расходы,
поощрять эффективных сотрудников, погашать финансовые обязательства, решать
прочие оперативные и стратегические задачи. О повышении эффективности хозяйственных
процессов на предприятии свидетельствует выручка, растущая более быстрыми
темпами (на 129,08%), чем себестоимость (на 121,34% за 2017 – 2019 гг.). Важно
поддерживать текущую динамику, что позволит достигать более ощутимого
финансового результата предприятия.
Объем рынка молока в 2019 году
состоял из 87% собственного сырья и 13% импортного. Основными участниками рынка
молока в России являются такие производственные компании, как ОАО
«Вимм-Биль-Дан», «Юнимилк», «Данон», «Эрман» и т.д.
Доля рынка ООО «Милком» в г. Омска
составляет 7,3%.
На основе результатов проведенного анкетирования было
выявлено, что большая часть опрошенных — 56,8%, покупает продукцию ООО
«Милком». В качестве основных причин отказа от товаров данного производителя,
респонденты отметили: отсутствие информации о товарах, незнание его
местонахождения в магазине на полке. Для осуществления покупки молочной
продукции в г. Омске покупатели предпочитают посещать супермаркеты и фирменные
магазины. Наиболее важными факторами, оказывающими влияние на выбор молочных
продуктов, являются вкусовые характеристики и цена. Из всей молочной продукции
наибольшей популярностью пользуются молоко и кисломолочные продукты. Анализ
распределение предпочтений потребителей на различных рынках молочных продуктов
выявил, что наиболее востребованными товарами ООО «Милком» является молоко. В
случае повышение цен на предпочитаемый молочный продукт, часть потребителей всё
равно его купит, но также значительная часть респондентов ответили отрицательно
или поставили решение в зависимости от увеличения стоимости. Уровень
приверженности на рынке находится на среднем уровне, так как больше часть
покупателей в случае отсутствие нужного товара купят продукт другого
производителя.
Проанализировав результаты конкурентоспособности, следует
сразу подчеркнуть, что у ООО «Милком» имеются два основных конкурента на рынке производства молочной продукции:
«Вними-Сибирь» и «Маслосыркомбинат Тюкалинский». Эти компании уже давно
работают на данном рынке и успели завоевать доверие покупателей. Наибольший
балл набрал «Маслосыркомбинат Тюкалинский», он выигрывает по широте
ассортимента товаров, имеет хорошую рекламную кампанию и узнаваемость бренда,
также отличается преимуществом в издержках производства.
ООО «Милком» уступает
конкурентам в области ценовой политики, имеет высокие издержки в сравнении с
основными конкурентами, имеет высокий уровень бракованной продукции, также
наблюдается неэффективная рекламная политика, что приводит к снижению
узнаваемости бренда компании. В ООО «Милком» отмечается
низкая доля персонала, прошедшего обучение и аттестацию в соответствии с
установленными на предприятии требованиями.
Величина
коэффициента конкурентоспособности ООО «Милком» в 2018г. составила 0,878, что
свидетельствует о том, что уровень конкурентоспособности анализируемого
хозяйствующего субъекта в сопоставлении с «Маслосыркомбинат Тюкалинский»
является низким. При этом, уровень конкурентоспособности ООО «Милком» снизился
по сравнению с предшествующим годом на 22,0%.
Для обеспечения ритмичности поставок товаров и
улучшения качества используемого сырья ООО «Милком» можно предложить следующие рекомендации:
усовершенствовать договорную работу; поиск новых поставщиков; пересмотреть
методы работы с поставщиками.
Также необходимо ужесточить требования к поставщику,
например, увеличить штрафные санкции. Уровень выполнения плана поставки
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Понятие и значение конкурентоспособности
продукции
В современной экономической теории
принято различать несколько аспектов конкурентоспособности:
конкурентоспособность товаров, конкурентоспособность товаропроизводителей
(фирм, предприятий), конкурентоспособность регионов (стран, наций). Под
конкурентоспособностью товаров подразумевается способность товаров отвечать
требованиям конкурентного рынка, запросам потребителей в сравнении с другими
аналогичными товарами, представленными на рынке и продаваться в связи с этим по
ценам не ниже среднерыночных.
Термин «конкурентоспособность» в
первую очередь трактуется как способность конкурировать, т.е. способность
субъекта успешно функционировать, достигать поставленных целей и отстаивать
свои интересы в условиях конкуренции – противодействия внешнего окружения [9].
Поэтому сущность конкурентоспособности можно понять, изучив природу
конкуренции.
Конкурентоспособность продукции и
конкурентоспособность предприятия продукции соотносятся между собой как часть и
целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке
непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности методов
деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной
борьбы [17].
Сегодня существует множество
различных интерпретаций понятия конкурентоспособности продукции. Одним из
распространенных подходов к данному понятию является трактовка
конкурентоспособности как совокупности потребительских свойств товара
безотносительно к его стоимости. В соответствии с данным подходом, низкая
конкурентоспособность приводит к снижению цен на товары и, напротив, рост
конкурентоспособности является предпосылкой роста цен. Конкурентоспособность в
данном случае отождествляется с качеством продукции, хотя качество выступает
лишь как один из факторов ее конкурентоспособности [21].
Квалиметрическая методология
ценообразования рассматривает конкурентоспособность товара через призму его
цены. Она отталкивается от представления цены в качестве универсальной
характеристики товара, отражающей его потребительские и меновые свойства.
Отличие таких свойств у конкурирующих товаров должно выразиться в различных
ценах. Данное различие и характеризует конкурентоспособность этих товаров
относительно друг друга. Проводить выбор среди группы товаров-конкурентов
только лишь на основе сопоставления цен нельзя [4].
В условиях высокой насыщенности
товарных рынков товары, а также стоящие за ними товаропроизводители и продавцы
должны вести интенсивную борьбу за потребителя. Одна и та же потребность
покупателей может быть удовлетворена одинаковыми или различными способами,
одновременно предлагаемыми множеством товаров, на одинаковых или несущественно отличающихся ценовых
условиях. В этих условиях потребитель отдает предпочтение конкурентоспособному
товару.
Современный потребительский рынок переполнен
однородной продукцией, либо продукцией схожей по своим характеристикам.
Потребитель может выбирать между большим числом товаров и услуг, определяя
собственную предельную полезность каждого из благ. Предприятия стремятся
наделить свою продукцию такими характеристиками, которые позволят сохранять
конкурентоспособность в долгосрочной перспективе [20].
Чтобы раскрыть сущность понятия
«конкурентоспособность» продукции, следует, прежде всего, учитывать, что
в условиях рыночной экономики, его должно рассматривать с позиции потребителя.
В соответствии с теорией и практикой маркетинга основным принципом оценки
конкурентоспособности продукции выступает ее соотнесение с соответствующими
потребностями покупателей. Рынок – та сфера общественных отношений, в которой
товары, конкурируя между собой, подвергаются сравнению и проверке на предмет
соответствия требованиям потребителей и отклонения от этих требований. Каждый
отдельно взятый покупатель, совершая покупки, реализовывает процесс выбора
изделия, отвечающего его потребностям, из целого ряда аналогичных изделий и
приобретает тот товар, который устраивает его больше всего, в наибольшей
степени удовлетворяя его потребность.
Товар, который более полно
соответствует удовлетворению конкретной общественной потребности по сравнению с
товарами-конкурентами, получает наибольшее признание среди аналогичных товаров.
Это приподнимает его над общей товарной массой, обеспечивает успех в
конкурентной борьбе. Это и дает основания говорить, что товар является
конкурентоспособным [15].
Желая потреблять товар, в
наибольшей степени соответствующий конкретным потребностям, потребитель должен
также думать о затратах, связанных с этим товаром. Разумеется, потребитель
пытается достичь наилучшего соотношения потребительских свойств изделия и своих
издержек, получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.
Таким образом, для дефиниции
конкурентоспособности важно не только сравнивать продукт по уровню
удовлетворения отдельно взятой потребности, но также осуществлять учет затрат
потребителя, связанных с данным продуктом. Итак, осуществляемые потребителем
затраты на удовлетворение его потребности посредством конкретного товара,
формируют два элемента [9]:
– расходы на покупку товара,
представленные его продажной ценой;
– расходы, осуществляемые в связи
с эксплуатацией изделия за время срока его службы и касающиеся ремонта, ухода
за изделием, технологического обслуживания, покупки запчастей, и др.
В совокупности же эти расходы для
потребителя выступают в качестве цены удовлетворения его потребности.
Уровень цены
удовлетворения потребности, или цены потребления, покупателем рассматривается
как составной элемент конкурентоспособности изделия и детерминирован, прежде
всего, потребительскими свойствами данного изделия. Затраты на удовлетворение
потребности во многом зависят от условий приобретения и потребления продукции,
которые, в свою очередь, обусловлены социально-экономическим положением
потребителей, удаленностью сервисных предприятий, наличием услуг, их стоимостью
и др. Кроме того, эти затраты определяются факторами общеэкономического
характера. Зачастую расходы, осуществляемые потребителем в процессе потребления
товара, существенно превышают его продажную цену [18].
Вышеизложенное
позволяет определить конкурентоспособность товара как комплексную его
характеристику, детерминирующую предпочтение данного товара из ряда аналогичных
изделий-конкурентов, предлагаемых на рынке, по степени соответствия конкретной
общественной потребности, а также по затратам на ее удовлетворение. Это
позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность детерминирована качественной
и стоимостной спецификой товара, которая принимается во внимание покупателем
согласно ее непосредственной важности для удовлетворения потребностей.
Соответственно, среди товаров сходного назначения большей
конкурентоспособностью (К) на рынке характеризуется тот товар, который в силу
уникального набора своих свойств обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по
отношению к цене потребления (С). Поэтому условие приоритетности одного товара
в ряду других имеет вид [23]:
К= Р / С →mах
(1)
Оно выражает
условие конкурентоспособности товара при самом общем прочтении.
Конкурентоспособность
товара тесно связана с конкретным рынком (таковым может выступать внутренний,
региональный, общенациональный, международный и др. виды рынков) и обусловлена
требованиями конкретных групп потребителей. Важно помнить, что чрезмерное
стремление к «излишнему» качеству может сделать товар недоступным для тех
потребителей, которым он изначально был предназначен, и, следовательно, не
обеспечит ему «требуемый» уровень конкурентоспособности. Часто для успешной
продажи товар может не обладать самыми лучшими параметрами. Вместе с тем,
нередки случаи, когда продукт, соответствующий высочайшим мировым стандартам,
не находит активного сбыта на отдельно взятом рынке, иными словами, не имеет
необходимого уровня конкурентоспособности [22].
Требования,
предъявляемые к товару, делятся на те, что выдвигаются каждым отдельно взятым
потребителем, и требования, являющиеся общими для всех товаров. В качестве
таких требований выступают нормативные параметры, которые могут
устанавливаться: международными и региональными стандартами; действующими
законодательствами, техническим регламентами; патентной документацией. Эти требования
являются обязательными для выполнения. Если хотя бы одно из них не будет
выполнено, продукция может быть запрещена к выводу на рынок.
Конкурентоспособность
изделия, как уже отмечалось выше, — относительная величина. Ярко выраженное
влияние на данный параметр оказывает фактор времени. Уровень
конкурентоспособности продукции может изменяться под влиянием
научно-технического прогресса, моды, требований рынка. На данный процесс можно
оказывать влияние, но подчинить невозможно. В связи с этим подготавливаемая к
выводу на рынок продукция должна иметь запас конкурентоспособности тем больший,
чем продолжительнее период ее освоения [16].
В основе
конкурентоспособности товара лежат конкурентные преимущества. В общем смысле
под ними принято понимать свойства и характеристики товара, которые [28]:
– для потребителей –
обеспечивают оптимальное сочетание потребительских характеристик продукта;
– для бизнеса – обеспечивают
некие превосходства над конкурентами.
Конкурентные преимущества в
маркетинге принято делить на два вида (рисунок 1).
Рисунок
1 – Конкурентные преимущества в маркетинге
Внешние конкурентные
преимущества являются показателем рыночной силы товара, определяющей
возможности его сбыта по более высокой цене, нежели и конкурентов, и его
способности удовлетворять ожидания потребителей, которые не довольны
существующими товарами. Внутренние конкурентные преимущества опираются на
превосходство в части издержек производства и более высокую производительность.
Первые формируются во внешней среде, а вторые – внутри самой компании,
занимающейся производством и реализацией товарной продукции. Именно внутренние
конкурентные факторы являются объектом управления в маркетинге.
Так или иначе, понятие
конкурентного товара раскрывается через систему показателей, включающих в себя
качество товара, затраты покупателя на его потребление, целесообразность выхода
с ним на товарные рынки, а также его отличиями от рыночных аналогов
конкурирующих фирм. Качество товара определяет технический уровень его
соответствия потребительским ожиданиям, то есть служат показателем его
потребительской полезности. Затраты на потребление представлены ценой (стоимостью)
совершения покупки и эксплуатационными расходами на протяжении всего срока
службы продукта. Целесообразность выхода на рынки сбыта определяется суммой
характеристик товара, которые предназначены доя того, чтобы удовлетворять
рыночный спрос. Наконец, отличие от рыночных аналогов сводится к степени
соответствия товаров конкретным потребностям и затратами на их удовлетворение
[17].
Таким образом, под
конкурентоспособностью продукции понимается тот набор характеристик блага,
которые отличают его товаров-конкурентов. Особенности товара должны
соответствовать потребностям покупателя, а также быть адекватными затратам на
обеспечение предельной полезности.