Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Потребительское кредитование: разновидности и современная практика организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты потребительского кредита 5
1.1 Социально-экономическая сущность, функции, принципы и формы кредита 5
1.2 Виды потребительского кредита, их характеристика 10
2 Анализ потребительского кредитования в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 18
2.1 Характеритика кредитного портфеля банка 18
2.2 Анализ организации потребительского кредитования 30
3 Проблемы и перспективы развития системы потребительского кредитования 46
Заключение 62
Список использованных источников 67
Введение:
Свои финансовые ресурсы потребители формируют как с внутренних (доходы от труда, стипендии, пенсии и др.), так и с внешних (кредиты банков) источников. Важное место в кредитовании занимают именно потребительские кредиты. Потребительские кредиты не только удовлетворяют собственные потребности граждан, но и ускоряют оборот товаров и услуг, активизируют внутренний рынок, стимулируют труд и надлежащую его оплату, которая в конечном результате приводит к увеличению национального богатства страны.
К настоящему моменту накоплен значительный теоретический и практический материал, посвящённый изучению потребительского кредитования в России. Эта тема довольно подробно изложена в трудах как западных, так и отечественных учёных. Значимый вклад в теорию исследуемых проблем внесли В.П.Иваницкий, Р.С.Ковтун, Д.Д.Козлова, И.Б.Теблоева, Г.С.Демидова, И.Е.Егорова, О.Е.Гордиенов, Ф.М. Топсахалова, А.Б.Урусова, С.А.Даниленко, М.В.Комиссарова. Однако, несмотря на наличие теоретических разработок в этой области, необходимо отметить их недостаточную систематизацию и отсутствие анализа именно влияния доходности на финансовую устойчивость организации.
Цель исследования – анализ практики применения и разработка мероприятий по развитию системы потребительского кредитования в современных условиях.-перенести в задание
Задачи исследования:
‒ исследовать теоретические аспекты потребительского кредита;
‒ провести анализ потребительского кредитования в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
‒ обосновать проблемы и предложить мероприятия по развитию рынка потребительского кредитования в России.
Объект исследования – ООО «Хоум кредит энд Финанс банк».
Предмет исследования — система потребительского кредитования в коммерческом банке.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Для решения поставленных задач изучалась и анализировалась специальная литература, публикации средств массовой информации, организационные документы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Методологическая основа работы. В качестве теоретической базы для проведения исследования использовались: учебные и учебно-методические пособия таких авторов как: Белоглазова Г. Н, Глушкова Н.Б, Лаврушин О.И., Славянский А.В., Костерина Т.М. и т.д.; материалы периодических изданий.
Информационной базой исследования является экономическая литература, статистическая информация и некоторые нормативно-правовые акты, данные финансовой отчетности ООО ХКФ Банк за 2018-2019 гг.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предложений для совершенствования потребительского кредитования.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе исследованы теоретические основы потребительского кредитования. Вторая глава посвящена анализу рынка потребительского кредитования и деятельности ООО «Хоум кредит энд Финанс банк», рассмотрены проблемы и основные тенденции развития рынка потребительского кредитования в России.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Существование рынка потребительского кредитования подтверждается наличием стойкого спроса, предложения и цены на его продукты (услуги). Как часть кредитного рынка, рынок потребительского кредитования охватывает совокупность экономических отношений, которые возникают между кредиторами и заемщиками — физическими лицами, которые используют кредитные ресурсы для удовлетворения потребностей личного потребления.
Повышение эффективности функционирования рынка потребительского кредитования заключается в развитии его инфраструктуры. Потребительское кредитование является важнейшим направлением осуществляемых банком активных операций. В целом кредитные операции относят к наиболее давним и традиционным для банков.
В работе проанализирован банк на примере ООО «ХКФ Банк». Проведя оценку ООО «ХКФ Банк» стоит отметить, что банк ведет свою деятельность на банковском рынке как универсальный банк, который предоставляет полный спектр услуг как для физических так и для юридических лиц.
Люди берут кредиты не ради того, чтобы «свести концы с концами», – иначе они не влезали бы в долги, равные их годовому доходу. Проблема длинных кредитов в том, что люди не понимают, что на годы влезают в долговую кабалу: они видят невысокий месячный платеж, не понимая, что «купленный в кредит телефон скоро сломается, отпуск закончится, а долг останется на много лет. Признаков пузыря на рынке нет, однако рост закредитованности населения увеличивает уязвимость банковского сектора, отмечает Центральный Банк РФ.
Срок потребительских кредитов уже сопоставим с ипотекой (5–7 лет, иногда до 15 лет), а мотивация платить по таким кредитам со временем снижается. Некоторые банки говорят, что люди на кредитные деньги все чаще покупают бытовые товары и еду. Однако, у домохозяйств уже низкий запас прочности: по данным Росстата, за 2018 г. сбережения составили менее 2% ВВП, а к концу 2019 г. будут равны нулю. Если банки продолжат наращивать портфель на 20% в год, перегрев может наступить уже через пару лет.
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» – специализируется на предоставлении розничных банковских услуг в России и Казахстане. Банк Хоум Кредит предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов и банковских услуг. Клиентская база банка насчитывает 39,7млн. человек. Продукты и услуги представлены более чем в 126 тыс.магазинах-партнерах в России и Казахстане. По состоянию на 31 декабря 2019года сеть дистрибуции банка состояла из 265 офисов, 258почтовогоотделения, а также 1300банкоматови платежныхтерминаловпо России и Казахстану.
Home Credit Group B.V.(HCGBV) – это один из ведущих глобальных провайдеров потребительских кредитов, фокусирующийся на развивающихся рынках. HCGBV– холдинговая группа, владеющая рядом компаний, специализирующихся на потребительском кредитовании в 10 странах мира. Объем консолидированных активов HCGBV на 31 декабря 2019 года составил 26,6 млрд евро.
Основным акционером (с долей 91,12%) является PPFFinancialHoldingB.V., полностью принадлежащий PPFGroupN.V. (далее – PPF). PPFинвестирует средства в различные отрасли. Например, банковские и финансовые услуги, телекоммуникации, биотехнологии, недвижимость, розничная торговля, страхование, добыча металлических руд и сельское хозяйство. Географическое присутствие PPFпростирается от Европы до России и от США до Азии. PPFвладеет активами на сумму 47 млрд евро (по состоянию на 30 июня 2019 года).Оставшаяся доля HCGBV(8,88%) принадлежит компании EmmaOmegaLtd.
ХКФ Банк за январь — декабрь 2019 года зафиксировал чистую прибыль в размере 15,8 млрд руб., что на 14,2% выше показателяпредыдущего года (13,8 млрд руб.). Драйверами роста прибыли стали рост портфеля, улучшение ключевых показателей риска, продолжающейся фокус на повышение операционной эффективности в России и Казахстане.
Банк предоставлял свои услуги 39 млн. клиентовв 265 банковских отделениях, более 116 тыс. точек продаж, 258 почтовых офисах и 1300 банкоматах в России и Казахстане.
Рост процентного дохода составил 5,2% по сравнению с 2018 годом (56,6 млрд руб. против 53,8 млрд руб.), что отразило рост кредитования. Процентные расходы снизились на 2,8% до 17,3 млрд руб. (17,8 млрд руб. год назад) за счет продолжающегося снижения ставок по вкладам.
В результате чистый процентный доход за отчетный период составил 39,3 млрд руб., увеличившись на 9,2% относительно января-декабря 2018 года.
Чистая процентная маржа1банка составляла в отчетном периоде 13,3% (13,1% год назад).
Следом за ростом чистого процентного дохода,операционный доход за отчетный период вырос на 7,0% относительно прошлого года и составил 46,2 млрд руб. (43,1 млрд руб. в прошлом году).
Общие и административные издержки относительно прошлого года увеличились на 5,8% до 22,9 млрд руб., прежде всего за счет роста расходов на цифровизацию бизнеса. Отношение расходов к доходам составило 49,6% (50,1% год назад), отношение операционных расходов к среднему портфелю — 9,1% (9,6% год назад).
Доляпросроченных кредитов в кредитном портфеле до вычета резервов (NPL) снизиласьпо сравнению с концом 2018 года и составила 3,1% (3,8% по итогам 2018 года).Коэффициент покрытия просроченной задолженности резервами оставался на высоком уровне в 128,3%.
Объем активов в конце отчетного периода составил 343,8 млрд руб. С начала года он вырос на 4,9% за счет роста кредитного портфеля.
Чистый кредитный портфель с начала года вырос на 7,0%. В конце отчетного периода он составлял 262,4 млрд руб. против 245,4 млрд руб. в конце 2018 года. Объем выданных новых кредитов составил 308,7 млрд руб., что на 7,1% выше по сравнению с соответствующим периодом год назад (288,2 млрд руб.).
Объем текущих счетов и депозитов клиентов в конце отчетного периода составил 218 млрд руб., по сравнению с концом прошлого года отмечено снижение на 2,0%. Снижение было обусловлено фокусом на диверсификацию источников фондирования и благоприятной конъюнктурой на рынках долгового капитала в 2019 году.Депозиты и текущие счета клиентов остаются основным источником фондирования банка и составляют 84,2% от его обязательств. Отношение кредитов к депозитам составило 120,6%.
Во втором полугодии 2019 года Банк эмитировал локальные облигациина сумму 5 млрд руб. и вечные субординированные евробондына сумму 200 млн. долларов США.
ХКФ Банк продолжает поддерживать высокий уровень капитализации. Уровень достаточности капитала по состоянию на 31 декабря составил 25,9%(23,6% в конце 2018 года). Показатель достаточности капитала на консолидированной основе (Н20.0), рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России, на конец отчетного периода составил 13,4%.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КРЕДИТА
Понятие «кредит» имеет свое происхождение с немецкого языка (credit), и в начале XVII ст. имело значение «авторитет» [41, с.38]. Как справедливо отмечает Пеникас Г.И. «современное законодательство в определенной степени переняло категорию «кредит» в экономическом понимании этого понятия, предусмотрев для регулирования соответствующих отношений специальный вид ссудных обязательств — коммерческий кредит» [32, с.56].
В условиях рыночной экономики, когда кредит становится основной формой финансирования населения и субъектов ведения хозяйства, важным этапом является эффективное формирование кредитного портфеля, которое обеспечит финансовую стабильность кредитора, в полной мере удовлетворит потребности заемщика необходимыми кредитными ресурсами и сократит риски невозвращения ссуд. Поэтому перед руководством банка появляется одно из главных заданий — правильная разработка кредитной политики. Сегодня кредитная политика любого банка являет собой часть философии банковского бизнеса, которая определяет внутренне банковскую процедуру издания кредита, документооборот, мониторинг за кредитным портфелем, работу с проблемными кредитами, установление процентных ставок по кредиту. Главная цель кредитной политики любого банка — достичь коммерческого роста путем укрепления и повышения надежности качества кредитного портфеля банка. В первую очередь эффективная кредитная политика должна определять параметры для кредитного портфеля в целом, очерчивая при этом такие важные задачи [37, с.51]:
определение объема свободных кредитных ресурсов;
рационирование кредитного портфеля и диверсификация риска — установление лимитов на приобретение кредитов и распределение кредитов за разными направлениями;
учет отраслевых и региональных особенностей ведения бизнеса;
определение состава кредитного портфеля;
соблюдение допустимого уровня концентрации кредита по отдельным заемщикам и отраслям [35, с.39].
По мнению Тавасиева А.М. , кредит — это предоставление кредитными организациями средств физическому лицу с целью удовлетворения личных, семейных, бытовых, повседневных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на условиях, установленных договором, где размер, срок и другие условия определяются в зависимости от вида кредита (например, кредит на приобретение автомобиля) и его обеспечения [26, с.44].
Кредиту отводится важная роль в дальнейшем реформировании экономики РФ и возрождении национального производства. Конечный итог кредитования — развитие и повышение эффективности национальной экономики. Кредитные операции коммерческих банков играют значительную роль в обеспечении непрерывности процессов общественного воспроизводства и экономического роста, а следовательно теоретическое исследование особенностей организации кредитных отношений банков с субъектами хозяйствования является важным направлением научного обоснования процесса усовершенствования этих отношений в условиях рыночной трансформации экономики [17, с.84].
Банковский кредит как неотъемлемый элемент рыночного хозяйства непосредственно влияет на процессы расширенного воспроизводства как на макроуровне, так и на уровне отдельного предприятия. Кредиты ускоряют процесс воспроизведения на всех этапах производства, распределения, обмена и потребления. За их счет осуществляются расчеты между товаропроизводителями, увеличивается объем денежной массы в обращении, формируются основные фонды и оборотные средства, ускоряются процессы реального накопления, производственного и социального развития предприятий [9, с.42].
Что касается понятия «потребительский кредит», то все имеющиеся в научной правовой литературе определения также можно разделить на две группы: в экономическом и правовом аспектах [12, с.87].
Так, рассматривая потребительский кредит как экономическую категорию, Костерина Т.М. отмечает, что кредит предоставляется физическим лицам на приобретение потребительских товаров и услуг, и берет начало с финансирования потребностей потребления [26, с.122].
По определению Звонова Е.А., «потребительский кредит — это средства, которые предоставляются коммерческим банком гражданам РФ под процент напрокат на условиях обеспечения, возвращения, сроков, платности и целевой направленности» [21, с.45].
Что касается исследования потребительского кредита в научной правовой литературе, стоит заметить, что здесь также нет единства относительно определения этого понятия [13, с.496].
Так, например, Соколов Б.И. отмечает, что «потребительский кредит является самостоятельным видом кредитных обязательств целевого характера, который предоставляется кредитной организацией физическим лицам с целью приобретения ими товаров длительного использования для потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на срок, который не превышает трех лет» [10, с.42].
Под функциями потребительского кредита понимаются основные направления и роль, выполняемые потребительским кредитом в экономике и обществе [41, с.51]. В современной экономике потребительское кредитование несет в себе следующие функции – рисунок 1.