Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Потенциал интернет-ресурсов в изучении иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования Интернет-ресурсов в изучении английского языка 7
1.1. Понятие и категория Интернет-ресурсов, информационных и мультимедийных технологий в обучении английскому языку 7
1.2. Виды Интернет технологий, применяемых на уроках английского языка 13
1.3. Особенности использования Интернет-ресурсов в изучении английского языка 31
Глава 2. Применение Интернет-ресурсов в изучении английского языка 41
2.1. Диагностика начального уровня владения английским языком 41
2.2. Практическое применение Интернет-ресурсов на уроке английского языка 46
2.3. Результаты использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка 57
Заключение 65
Список литературы 69
Введение:
В последнее время часто встает вопрос об использовании новых информационных и мультимедийных технологий в школьной среде. Это не только новые технические средства, но и инновационные методы преподавания, современный подход к процессу преподавания. Главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных навыков и коммуникативной культуры школьников.
Преподаватели должны окружить ученика условиями практического овладения иностранным языком, подобрать такие методы обучения, которые помогут каждому ученику выявить его индивидуальность, творчество и активность.
Интерес для настоящего исследования представляют процессы информатизации и расширения межкультурных связей, как следствие глобализации, которые начались во второй половине 20 века и продолжаются до сих пор. Они привели к значительному увеличению роли и, как следствие, широкому распространению цифровой информации, к потребности ее хранения и передачи на большие расстояния, к обмену на международном уровне. В связи с этим в настоящее время происходит распространение информационных и коммуникационных технологий, в частности, технологий Интернет. Именно Интернет становится одним из наиболее часто используемых источников информации в практике преподавания иностранных языков.
Изменения, происходящие в обществе, отражаются в сфере образования, в том числе и в учебной деятельности по английскому языку, что выражается в разработке новых методов, технологий и средств обучения для решения проблемы наиболее эффективного обучения английскому языку в средней школе.
Интернет среда как средство обучения представляет собой богатый источник разнообразной информации: от последних новостей в любой области, до литературы на всех языках и во всех жанрах, онлайн словарей, справочников, энциклопедий. Помимо текстовой информации, в сети собрано большое количество мультимедиа ресурсов, предоставляющих возможность прослушивать аудиозаписи, просматривать видео, иллюстрации. Более того, Интернет — одно из средств организации межкультурной коммуникации, предоставляющее возможность общаться посредством текстовых и голосовых программ, строить диалог культур, развивать навыки и умения устной речи.
Необходимость внедрения Интернет-технологий в процесс обучения осознается и государством, о чём свидетельствуют федеральные программы в сфере образования.
Все это позволяет предположить, что технологии глобальной сети могут рассматриваться в качестве средства развития иноязычной коммуникативной компетенции как главной цели изучения английского языка. Такой точки зрения придерживаются известные отечественные и зарубежные педагоги-методисты, среди которых Е.С. Полат, С.В. Титова, М.Ю. Бухаркина, Г. Дудни, Б. Додж, чьи работы послужили теоретической базой исследования.
Настоящая работа посвящена проблеме разрешения противоречия между возрастающими предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения Интернет-ресурсов в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы применения данного средства в обучении английскому языку в общеобразовательной школе.
Актуальность исследования обусловили и крайние 6 месяцев обучения, которые заставили педагогов в школах и вузах заново взглянуть на возможности использования Интернет-ресурсов в обучении.
Цель исследования — теоретически обосновать и практически доказать возможности Интернет-ресурсов при изучении английского языка в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является обучение английскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — возможности Интернет-ресурсов в изучении английского языка в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование Интернет-ресурсов в обучении английскому языку способствует оптимизации учебного процесса за счет возможности использования данных ресурсов для совершенствования всех видов иноязычной речевой деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
изучить понятие и категорию Интернет-ресурсов, информационных и мультимедийных технологий в обучении английскому языку;
рассмотреть виды Интернет технологий, применяемых на уроках английского языка;
рассмотреть особенности использования Интернет-ресурсов в изучении английского языка;
апробировать диагностику начального уровня владения английским языком;
проанализировать практическое применение Интернет-ресурсов на уроке английского языка;
проанализировать результаты использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка.
Теоретико-методологической базой для исследования послужили работы таких авторов как Гальскова Н.Д., Замарина С.Ю., Кречетников К.Г., Кречетникова И.В., Мильруд Р.П., Оспенникова Е.В., Яковлева И.В., Патаракин Е.Д., Пассов Е.И., Пронина О.Г., Сысоев П.В. Работы Казанской лингвистической школы по изучению Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам: О.И. Донецкая, Н.А. Сигачева, Д.Р. Зарипов, М.А. Кузнецов.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, сравнение, эмпирическое исследование, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов исследования в подготовке к урокам английского языка.
Новизна исследования заключается в применении не только аудио, видео материалов, но и Интернет-ресурсов непосредственно во время уроков английского языка в 7 классе для развития иноязычной речевой деятельности учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе выполнения выпускной квалификационной работе в соответствии с поставленными задачами было выявлено следующее:
Интернет является информационной средой, в которой также существует предметно-образовательная область, обладающая практически неограниченными информационными возможностями и предоставляющая огромное количество услуг.
Было определено, что информационные ресурсы содержат, как известно, текстовые, аудио- и визуальные материалы на различные темы и на разных языках. Однако для того, чтобы обучающиеся не путались в большом объеме информации различного типа, а еще быстрее использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, существует необходимость разработки специальных образовательных Интернет-ресурсов, направленных на обучение обучающихся работе с ними.
Было определено, что в процессе обучения можно применять следующие виды Интернет-технологий:
специализированные программы, направленные на обучение, например, электронные учебники, языковые программы, тесты, виртуальные лаборатории и др.;
специализированные системы, включающие в себя использование ПК, диски, flash-носители и пр.;
высокоинтеллектуальные системы обучения, которые возможно применять в различных учебных дисциплинах;
классификация различных баз данных по научным отраслям;
применение средств телекоммуникации (Skype, Messenger и прочие сети, с помощью которых можно обмениваться информацией);
виртуальные библиотеки, электронные журналы и прочее.
На сегодняшний день существует огромное разнообразие форм мультимедийных продуктов, разработанных в педагогических целях, в частности для обучения грамматической стороне речи иностранного языка для учащихся старшей школы. Задача педагога — грамотно подобрать ИКТ и Интернет-ресурсы для своей работы, учитывая принципы работы с грамматическим материалом, принципы работы с компьютером, а также возрастные потребности учащихся. При правильно выбранном Интернет-ресурсе педагог облегчит учебный процесс со своей стороны, и повысит интерес учащихся к изучению грамматики иностранного языка.
В ходе выполнения работы было выделено пять самых основных психолого-педагогических условий, при которых эффективность авторской методики обучения письму обучающихся посредством Интернет-ресурсов только возрастет:
1) мотивация обучающихся формировать грамматические навыки речи посредством Интернет-технологии;
2) использование «обучения в сотрудничестве»;
3) сформированность у обучающихся умений использовать современные ИКТ в учебном процессе;
4) умение преподавателя использовать современные ИКТ в учебном процессе;
5) наличие поэтапной технологии обучения.
Основными дидактическими возможностями Интернет-ресурсов являются:
транспортировка необходимой информации;
повседневное и профессиональное общение;
непосредственное использование в учебно-воспитательном процессе.
Достаточный уровень мультимедийной компетентности требует от учителя не только умения осуществлять поиск материалов в сети Интернет, но и предусматривает: знания о работе с Интернет-сервисами; знания ориентировочного перечня существующих Интернет-ресурсов и их использования в образовательном процессе и самообразовательной деятельности; разработку содержания и методик использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе; разработку простых веб-сайтов и их использование во время преподавания своего предмета; умение организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся с использованием Интернет-ресурсов.
Для подтверждения гипотезы поставленной в исследовании была проведена опытно-экспериментальная работа на базе 7 класса Казанской общеобразовательной школы. Данная опытно-экспериментальная работа включала несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в развитии уровня владения английским языком в 7 классе.
В ходе проведения первого этапа опытно-экспериментальной работы для выявления уровня владения английским языком была проведена диагностика у 13 учащихся 7 класса, в которой проверялся уровень владения навыками письма. Учащимся предложено письменно ответить на несколько тестовых вопросов. Диагностика готовых ответов проводилась после проверки выполненных учащимися тестовых заданий. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 12.
По результатам констатирующего этапы были сделаны выводы о необходимости проведения формирующего этапа работы. Далее нами был проведен формирующий этап по обучению английскому языку с применением Интернет-ресурсов, которые на наш взгляд, способствуют повышению и укреплению мотивации изучения иностранного языка. В ходе опытно-экспериментальной работы нами была проведена серия уроков английского языка с использованием Интернет-ресурсов.
Третьим этапом экспериментальной работы стал контрольный этап. На контрольном этапе использовалась диагностика, аналогичная констатирующему этапу. Результаты тестирования учащихся повысились.
Анализ обученности обучающихся, и вместе с тем наблюдение за их урочной деятельностью и успеваемостью в процессе проведения опытно-экспериментальной работы дает возможность делать вывод об эффективности разработанных уроков в рамках формирующего этапа.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила разработать методические рекомендации по использованию Интернет-ресурсов для развития навыков письменной речи и дала результаты, которые выражаются не только в улучшении предметных навыков в виде развития у учащихся грамматической составляющей языка, но и показывают развитие метапредметных умений и личностных результатов.
Принимая во внимание специфику выявленных сложностей (и технические, и языковые), можно сделать вывод, что в процессе планирования уроков на основе применения Интернет-ресурсов следует обращать особенное внимание на практическую цель урока и в ходе работы четко сформулировать ее учащимся как основную цель, которую необходимо достигнуть к концу урока. В противном случае существует риск отвлечения внимания от основной образовательной цели, когда обучающиеся находятся в режиме онлайн и получают разнообразную информацию, которая может помешать результативному усвоению языком.
Таким образом, цель, достигнута, а задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования Интернет-ресурсов в изучении английского языка
1.1. Понятие и категория Интернет-ресурсов, информационных и мультимедийных технологий в обучении английскому языку
Общество на современном этапе своего развития принято считать информационным. Информатизация общества является глобальным социальным процессом. Особенности данного явления заключаются в связанных с информацией процессах, которые могут осуществляться на основе различных компьютерных средств.
Стоить отметить, что определение «информационная технология» было принято ЮНЕСКО в 2003 году. В соответствии с этим данное определение включает комплекс различных технических дисциплин, которые изучают рациональное использование человеческих ресурсов, в том числе по процессам, связанным с информацией. Другая часть определения включает технологии компьютерного пространства, а также способ организационной деятельности по работе с людьми и машинами, практическое использование технического оборудования и основанные на нем экономико-социальную и общекультурную составляющие [16].
В соответствии с мнением профессора С.Г. Григорьева, одним из главных направлений использования этих технологий является образовательный процесс. С его точки зрения, сегодняшнее образование невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий в их различных видах. В то же время инструменты информатизации используются с двух позиций: с намерением исследования самой информационной технологии и при обучении иным областям знаний» [12].
Определение информационно-коммуникационной технологии может трактоваться по-разному. В самом широчайшем понятии, по мнению С.Г. Григорьева ИК технология является резюмирующим понятием, которое может характеризовать всевозможные методы, способы и алгоритмы по сбору, хранению, обработке, представлению и передаче данных [13]. Этот термин применяется в трудах таких авторов С.Г. Григорьева, М.И. Шараповой, Н.Д. Гальсковой и др.
По мнению Е.И. Апольских, В.Н. Подковыровой, Д.П. Тевса и М.В. Афониной, «информационно-коммуникационная технология — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и услуг (компьютерная техника, программное обеспечение, телефонная линия, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, беспроводная и кабельная сеть, мультимедиа, интернет)» [7].
Под информационно-коммуникационными технологиями профессор И.В. Роберт понимает «средства совершенствования интеллектуальной деятельности» [19]. Представленное определение содержит свой узкий смысл и связывает информационно-коммуникационную технологию с усилением общекультурного и профессионального уровня.
Е.С. Полат в своих работах называет ИКТ компьютерными телекоммуникациями [18].
Активное применение средств ИКТ в образовании связано с процессом информатизации и является важным фактором обновления системы образования на основании требований современного общества [23]. Информатизация школьного образования требует использования компьютера, который призван обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся [27].
Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования в учебнике профессора Г.М. Киселева определяются как «организация и управление учебным процессом и познавательной деятельностью учащихся с использованием компьютерных технологий, программно-методического обеспечения и коммуникационной образовательной среды для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов» [3]. Это понятие несколько отличается от ранее общего и рассматривается с точки зрения образовательного процесса, который представляет собой определенные цели и задачи.
Свое мнение на определение информационно-коммуникационных технологий высказывал Л.И. Долинер. Так, в соответствии с мнением этого автора данная технология может быть рассмотрена в качестве педагогической с использованием ЭВМ и иных коммуникационных средств [15].
Свою точку зрения на определение информационно-коммуникационных технологий высказывал И.Н. Семенова. Так, в соответствии с мнением этого автора данная технология не имеет в своей основе компьютерные технологии [21].
С точки зрения еще одного автора Б. Дендева рассматриваемая технология — это двигатель и управленец в сегодняшнем образовании. Движущая сила, по его мнению, обусловлена большей ролью и важностью цифровых технологий и ресурсов в повышении качества преподавания по сравнению с устаревшими технологиями. Вторую позицию, позицию координатора, данный автор раскрывает таким образом, что ИК технология — это координатор, потому как Интернет является уникальным средством для широкого, доступного распространения образовательных материалов. Поскольку Интернет также превратился в средство взаимодействия, его потенциал в образовательном процессе стал еще более существенным [19].
Наиболее оптимальное, с точки зрения данной работы, определение представлено в постановлении Росстата: «Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука»[20]. В данном определении практически определено медиа (медиа информация) в качестве объекта ИК технологии.
Основными чертами современной информационной технологии являются [34]:
компьютерный тип обработки;
сохранение большого количества данных на электронном носителе;
процесс передачи данных на любое расстояние в кротчайший срок.
Интерактивная доска является одним из мультимедийных технических средств обучения. Технические средства обучения — устройства и приборы, используемые для повышения эффективности и качества обучения [38]. Средства, которые расширяют и обогащают возможности для передачи информации и знаний на расстоянии, для представления, понимание и размышления. Эти средства предназначены, чтобы передавать знания, чтобы помогать общаться и думать эффективными способами. Технические средства переводят творчество на новый уровень [4].