Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Политика мультикультурализма в Испании в контексте миграционного кризиса в ЕС (2001-2018)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА КАК ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ 6
1.1. Мультикультурализм: сущность и концепции 6
1.2 Типы, формы и уровни мультикультурализма 17
1.3 Влияние миграционного кризиса на экономику ЕС 21
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИММИГРАЦИИ В ИСПАНИИ 29
2.1 Проблема мигрантов-мусульман в Испании: история вопроса и современное состояние 29
2.2 Экономико-статистический анализ миграционных потоков в Испании 32
2.3 Оценка правовых аспектов миграционного законодательства в Испании 36
ГЛАВА 3. МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ИСПАНИИ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО КРИЗИСА 44
3.1 Экономические последствия увеличения количества мигрантов 44
3.2 Влияние террористических атак в Испании на страны ЕС 49
3.3 Социальные угрозы для общества Испании и возможные способы их снижения 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Введение:
В течение веков, с развитием человеческого общества, менялся и характер отношений между его отдельными частями. Многообразие различных конфессиональных, этнических и расовых особенностей, составляли ту или иную культуру. В процессе межкультурного взаимодействия, понимание и осознание тех или иных черт и качеств способствовало улучшению коммуникации и сотрудничества, возможному слиянию каких-либо особенностей, а также развитию торговых, экономических и дипломатических отношений. Взаимная интеграция и унификация сформировала процесс глобализации, которая еще больше связывает практически всех участников мировой арены. Но с усилением данного процесса, возникает множество вопросов о том, как должно осуществляться межкультурное взаимодействие: действительно ли обоснована необходимость сохранять и уважать все существующие культуры, или же часть из них должна ассимилироваться и поглощаться более развитыми или распространенными культурами? Ведь не секрет, что большинство культур находятся в постоянном движении, столкновении и развитии. Чтобы предотвратить возможные межкультурные столкновения и конфликты, появлялись различные концепции.
Политика мультикультурализма, возникла как одна из концепций, которая смогла бы обеспечить сохранение уникальности и параллельное существования самых различных культур. Особенно остро данный вопрос стоит в развитых странах, где наблюдается большее число уникальных этнических групп со своими устоями и обычаями.
Как показало время, на сегодняшний момент политика мультикультурализма является дискуссионной, поскольку содержит множество спорных моментов, которые могут привести к настоящему кризису отношений между различными культурными группами. Создается опасность возникновения крайних националистических, радикально-религиозных и других опасных настроений.
Таким образом, целью данной работы является анализ политики мультикультурализма в Испании в контексте миграционного кризиса в ЕС (2001-2018).
Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим теоретические основы мультикультурализма как политической концепции.
2) Исследуем тенденции миграционного кризиса в Испании в рамках политики мультикультурализма
3) Проанализируем миграционный кризис в Испании как олицетворение общеевропейского кризиса.
Объектом исследования является политика мультикультурализма в Испании в контексте миграционного кризиса в ЕС (в 2001-2018 годы).
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты политики мультикультурализма в Испании в контексте миграционного кризиса в ЕС.
Тема концепции мультикультурализма довольно актуальна, и она применяется в большом количестве развитых стран. Данная тема в наше время является дискуссионной, именно поэтому можно найти колоссальное количество литературы и исследований, посвященных данной теме. Такие исследователи как: В.С. Малахов , В.А. Тишков , З.А. Кулизадэ , С.И. Некрасов и Н.А. Некрасова , В.В Платошина , Ф-О. Радтке , Р.Э. Бараш , работали с данной тематикой, стараясь осветить все ее аспекты. Исследователи: М.Б. Погребинский и А.К. Толпыго , М.В. Тлостанова , С.Ф. Хантингтон уделяли большее внимание критике и вопросам темы мультикультурализма.
Методология и методы исследования. В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
В методологическом плане, применялся сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий сопоставлять позиции различных аналитиков, выделять общие и особенные черты их подхода к объекту настоящего исследования. Диалектический подход был важен для осуществления анализа концепций политологов в контексте конкретных политических условий в Испании, на международной арене, теоретическое осмысления которых требовало учета менявшихся конкретно-исторических реальностей.
Хронологические рамки работы – 2001-2018 годы.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Подводя итоги, отметим, что концепция мультикультурализма была создана в условиях всемирной глобализации и интеграции и являлась одной из концепций, служащей для предотвращения конфликтов между различными цивилизациями и культурами, а также для предоставления равных возможностей и предотвращения дискриминации. Данная концепция формировалась в странах по-разному, исходя из их исторического развития. Она принимала ту или иную форму в зависимости от географического и экономического положения государств, времени их формирования, количества этносов, проживающих на их территории и миграционных потоков.
Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
На сегодняшний день миграционные процессы приобрели глобальный масштаб. Главными причинами, из-за которых люди покидают родные места и задаются целью обосноваться в развитых странах Европы, стали неблагоприятные условия в политической, экономической, социальной сферах их государств и поиски лучшей жизни. Например, сирийцев как и афганцев и граждан Ирака уезжать из страны вынуждают боевые действия; африканцев — стихийные бедствия, нищета. И почти все страны, откуда уезжают люди, охватывает нестабильность политической обстановки.
Испания, являясь членом Европейского союза, не осталась в стороне миграционного кризиса. На протяжении нескольких столетий королевство постоянно меняло статус либо на «страну эмиграции», либо на «страну иммиграции». Сегодня Испания является государством-реципиентом и каждый день принимает беженцев, прибывающих сухопутно или морским путем. Миграционный поток в страну неоднородный, и в большинстве своем в Испанию прибывают люди из Латинской Америки и Северной Африки. Среди мигрантов больше всего граждан Марокко, Эквадора, Колумбии.
Основными принимающими автономными сообществами являются Каталония, Мадрид и Андалусия. Чтобы избежать неконтролируемого потока беженцев (чаще всего нелегального характера) и, соответственно, возникающих из-за них проблем для государства и общества, Испания придерживается общеевропейских законов (Шенгенское соглашение, Дублинские регламенты, Конвенция 1951 года, Амстердамский и Лиссабонский договоры) и имеет собственное миграционное законодательство.
Более того, Испания – одно из немногих унитарных государств, в котором помимо Конституции, Органического закона и некоторых двусторонних соглашений с другими странами так же имеются отдельно законодательства испанских автономий, располагающих рядом самостоятельных полномочий для решения миграционного вопроса. Для поддержки беженцев политика Испании сосредоточена на программах помощи для тех, кто оказался в условиях социальной незащищенности.
Нужны ли мигранты Испании – вопрос неоднозначный. С одной стороны, мигранты становятся причинами волнения в обществе, так как распространяется стереотип, что криминал и беженцы — два взаимосвязанных явления и, следовательно, встает вопрос национальной безопасности.
Но, с другой стороны, иммиграция решает и ряд проблем в стране. Например, иммигранты способствуют увеличению количества населения. Так как среди иммигрантов мало пожилых людей, то Испания в ближайшем будущем может избавиться от проблемы старения населения. Так же иммигранты помогут поддержать экономику страны, занимая невыгодные для местного населения рабочие места.
Мигранты для современной Испании являются крайне важным фактором экономического развития. Но политика мультикультурализма, которая долгое время в Испании проводилась, теперь общепризнано считается провалившейся.
Отечественные эксперты выделяют целый комплекс причин, почему произошло именно так. Основной предпосылкой миграционного кризиса экспертное сообщество относит к чрезмерной поддержке гуманитарных институтов, посредством предоставления право пользования социальным пакетом, в стране, где получили статус беженца. Что впоследствии привело к неконтролируемому наплыву не только тех беженцев, которым угрожает опасность на родине, но и тех, кто уезжает из своих городов в поисках лучшей жизни.
К внутригосударственным предпосылкам миграционного кризиса российские эксперты в первую очередь относят неоспоримость демографического старения и необходимость омоложения за счет привлечения мигрантов, ухудшение положения в экономике и на рынке труда, что способствовало появлению различных программ по упрощению получения разрешения на проживание на территории Испании. После привлечения значительного количества мигрантов возникли проблемы адаптации в западное общество, так как основной частью мигрантов являлись мусульмане с отличными религиозными и культурными ценностями от западной культуры. В связи с тем, что для представителей обозначенной религиозной принадлежности крайне важно сохранение своей религиозной, культурной и социальной идентичности, ситуация оборачивается нежеланием принимать европейские ценности и, в целом, образ жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА КАК ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
1.1. Мультикультурализм: сущность и концепции
В последнее десятилетие прошлого века и в начале нового века, в рамках процессов связанных с глобализацией, миграционные потоки достигли невероятных и беспрецедентных масштабов. Мигранты, в поисках лучшей жизни, легальными и нелегальными путями преодолевая многочисленные границы и барьеры, стремятся из экономически менее развитых стран в более развитые страны, из стран с неугодным политическим режимом в страны, чей политический режим представляется для них приемлемым, из воющих государств стремятся в мирные страны.
В результате перманентности характера миграционных процессов, этнокультурный облик государств, которые являются государствами реципиентами для иммигрантов, подвергается постоянной трансформации и снижению степени этнокультурной однородности в пользу этнокультурной разнородности.
Перед всеми богатыми странами мира, которые преимущественно в силу своего высокого уровня экономического развития привлекают иммигрантов, тем или иным способом встают проблемы, связанные с иммиграцией; проблемы связанные с выбором наиболее успешного способа реализации иммиграционной политики, а также проблемы, связанные с выбором и реализацией наиболее эффективной модели интеграции мигрантов.
Исследователи по этому поводу пишут: «процессы сближения государств в условиях глобализации характеризуются транспарентностью национальных границ, что в свою очередь способствует росту миграционных потоков … в итоге культурные противоречия, складывающиеся в отдельной стране, отражаются на других сферах общественной жизни, в том числе политической» .
Миграционную политику государства можно определить как комплекс мер и действий, которые направлены, с одной стороны, на контроль над пересечением границы мигрантами, с другой стороны на создание условий, которые могли бы позволить прибывающим людям успешно интегрироваться в ту или иную сферу общественной жизни. Эти меры по интеграции мигрантов, в зависимости от целей, которые преследуют принимающие государства, реализуются в рамках трех различных моделей.
Первая модель подразумевает изоляцию от принимающего социума и образование мигрантами закрытых сообществ, когда социальные связи с принимающей стороной сведены к минимуму и чаще всего происходят через посредников. Этой модели поведения в основном придерживаются трудовые мигранты, зачастую не владеющие распространенными в данной стране языками. Трансграничная модель предполагает активное сохранение социальных связей со страной исхода, но при этом мигранты вполне успешно интегрированы в принимающее общество. Эта модель достаточно широко распространена среди выходцев из стран постсоветского пространства. Многие мигранты нацелены на интеграцию в общество, но при этом часть семьи проживает в стране выхода, поэтому они оказываются гражданами двух стран; часть мигрантов формируют деловые и экономические связи со страной выхода, но с ориентацией на постоянное проживание. Для других мигрантов это может быть только этапом интеграции, т.е. в данный момент по разным причинам они вовлечены в социальные и экономические связи со страной выхода, но уже готовы к сокращению этих связей и т.д.
Вторая модель интеграции мигрантов основана на стратегии ассимиляции. Данная стратегия применяется государствами в случае отношения к иммиграции как к постоянному и неизбежному явлению. Исходя из этого, государство-реципиент старается создать возможность для включения отдельных мигрантов во все социальные структуры, но только на своих условиях. Проведением подобной политики отличилась Франция, которая в случае предоставления мигранту французского гражданства имела в качестве цели его полную культурную ассимиляцию.
Третьей моделью интеграции мигрантов выступает модель мультикультурализма. Политика мультикультурализма основана на предоставлении разным группам (этническим, религиозным и другим) не только равных, но еще и исключительные групповых прав, для обеспечения не только юридической, но и фактической возможности интеграции упомянутых групп в одно общество.
Наблюдаемая связь между глобализационными процессами и миграционными процессами делает возможным использование политики мультикультурализма в качестве одной из возможных моделей интеграционной политики, проводимой со стороны государств, общества которых характеризуются наличием высокой степени этнокультурной гетерогенности. Именно политика мультикультурализма широко применяется в странах с высокой степенью иммиграции, таких как США.
Политика мультикультурализма заключает в себе идею и задачу обеспечения гармоничного сосуществования мультикультурного общества в рамках единого государственного пространства. Концепция мультикультурализма предполагает, что «государство не может рассчитывать на превращение мигрантов в полноправных членов общества, если не признает за ними — хотя бы отчасти — права на отличие» .
Современная политика мультикультурализма также выполняет функцию урегулирования конфликтов, возникающих на культурной почве между разными группами, которые образовались преимущественно в результате масштабных глобализационных процессов. В связи с этим перед государствами, принимающими иммигрантов в значительном количестве и на долгосрочной основе, встает вопрос о необходимости обеспечения условий для успешной интеграции иммигрантов, что напрямую зависит от методов и механизмов реализации иммиграционной политики.
Как пишет А. И. Куропятник: «концепции мультикультурализма и трактовки понятия полиэтничность, имеющие свои особенности в научных традициях национальных государств, представляют собой попытки поиска новых интегративных идеологий по решению проблем коммуникативного, политического и социокультурного характера в отношениях между национальным большинством и меньшинствами, между культурными и этническими образованиями как таковыми на горизонтальном уровне» .
Основоположником теории политики мультикультурализма и мультикультурного общества является канадский политический философ У. Кимличка, который изложил суть своей концепции в книге «Мультикультурное гражданство. Либеральная теория прав меньшинств» .
Суть концепции У. Кимличка заключается в том, что человек не должен становится объектом дискриминации на основе факта принадлежности к определенному меньшинству, а также сами меньшинства не должны дискриминироваться. Расовая, национальная, половая, религиозная и другие принадлежности, или иные признаки, которые являются основой для причисления человека к какому-либо меньшинству, не должны быть причиной проявления нетерпимости или неравного поведения по отношению человеку.
В силу постоянного роста этнокультурной гетерогенности современных обществ существует необходимость повышения степени защищенности меньшинств, посредством установления механизмов для обеспечения равенства между представителями большинства и меньшинства.
Именно на таких идеях основывается политика мультикультурализма, которая применяется многими современными государствами в отношении мигрантов, этнических, религиозных, сексуальных и иных меньшинств. У. Кимличка выделяет следующие теоретические утверждения, которые лежат в основе политики мультикультурализма:
1) закрепление политики мультикультурализма на законодательном уровне;
2) принятие мультикультурализма в учебных планах общеобразовательных учреждений;
3) включенность представительств различных этнических групп в мандат о СМИ;
4) отмена, так называемого, дресс-кода;
5) допуск двойного гражданства;
6) обязательство финансирования этнических организаций;
7) поддержка двуязычного обучения, также оказание необходимой помощи для обучения родному языку;
8) помощь неимущим или малоимущим группам иммигрантов .
Политику мультикультурализма можно охарактеризовать как политику, которая осуществляется со стороны государства с целью поддержания этнического, культурного, расового и религиозного разнообразия. Являющаяся одной из моделей политики интеграции, политика мультикультурализма представляет собой концепцию совместного проживания на территории одного государства или сообщества государств разных этнокультурных групп, которые состоят из людей, сохраняющих особенные для себя ценностные и культурные характеристики.
Как пишет В. С. Малахов «культурные различия не просто допускаются в публичном пространстве (не вытесняясь в приватное пространство) но и получают государственную поддержку – на уровне экономических, образовательных и иных институтов» .
Согласно мнению В. А Тишкова, «мультикультурализм – это не просто процедура эмпирического установления и признания в том или ином обществе или государстве культурных различий у разных групп населения … мультикультурализм есть также определенная концептуальная позиция в сфере политической философии и этики, которые могут воплощаться в правовые нормы, отражаться в характере общественных институтов и в повседневной жизни людей» .
Политика мультикультурализма на современном этапе развития государств должна быть направлена на решение двух сложнейших задач:
1) устранение распада того или иного многонационального государства;
2) устранение межгрупповых столкновений.
Политику мультикультурализма можно определить как политически и юридически закрепленное отражение состояния этнического, культурного, расового и религиозного разнообразия населения страны. Политика мультикультурализма может считаться своего рода консенсусом, к которому приходят государство-реципиент, общество-реципиент и мигранты, как новые члены этого общества. Такая политика дает право на отличие, несмотря на необходимость для каждого государства выработки общепринятой ценностной системы.
Таким образом, сущность политики мультикультурализма заключается в защите этнокультурного разнообразия и в предотвращении конфликтов, которые могут возникнуть на этнокультурной почве. В описательном смысле мультикультурность – это просто термин, который подразумевает культурное и этническое разнообразие. Соответственно, политика мультикультурализма – это государственная политика, в рамках которой осуществляются меры, которые направлены на согласование ценностей и интересов различных этнокультурных групп, в пределах одной общей нации
В социологическом плане суть политики мультикультурализма отражается в сосредоточении на рассмотрении механизмов и способов функционирования и взаимодействия между различными этнокультурными группами, которые составляют ячейки, из которых формируется мультикультурное общество. Основное внимание политики мультикультурализма приковано к взаимным противоречиям и социальной напряженности, которые возникают как побочные эффекты постоянного воспроизведения разными группами культурных различий в мультикультурных обществах. Имплементируя политику мультикультурализма, государство преследует цель сформировать толерантное общество, создав условия для решения мирным путем различных социокультурных проблем.
Можно выделить разные аспекты политики мультикультурализма:
— культурная идентичность, понимаемая как право нации в четко определенных пределах выражать и делиться своим индивидуальным культурным наследием, включая их язык и религию;
— социальная справедливость, понимаемая как право нации на равенство, устранение барьеров расы, этнической принадлежности, культуры, религии, языка, пола или места рождения;
— экономическая эффективность, понимаемая как необходимость поддерживать, развивать и эффективно использовать в экономическом плане навыки и способности нации вне зависимости от происхождения.
Несмотря на все вышесказанное, применение политики мультикультурализма в качестве одной из моделей политики интеграции во многих странах не дает однозначно положительных результатов. На практике часто оказывается, что вместо интеграции в одно общество, связанное общими ценностями и идеалами, разные этнокультурные группы акцентируют внимание на своих культурных различиях, используя для их поддержания самые разнообразные ресурсы.
Применение политики мультикультурализма может быть опасно из-за возникновения конфликтов между представителями разных этнокультурных групп, проживающих на территории определенного государства. Так: «хотя можно говорить об общей мировой тенденции к мультикультурализму, верно и то, что она почти повсеместно вызывает усиление обратной реакции со стороны все более воинствующего или «фундаменталистского» монокультурализма» .
Подобные конфликты могут иметь разнообразные цели, такие как, например, признание определенных прав, приобретение ресурсов, достижение автономии и так далее.
В потенциально конфликтных ситуациях представители разных этнокультурных групп могут акцентировать свое внимание на характеристиках, отделяющих их как от представителей большинства, так и от остальных групп.
Такие этнокультурные различия могут быть использованы в качестве своеобразного ресурса, который позволяет достигать властного положения со стороны определенных индивидуумов или групп, так называемых «этнических предпринимателей». В этом плане политика предоставления групповых прав в рамках политики мультикультурализма не только не способствует интеграции разных этнических групп в общество связанное едиными ценностями, более того, она представляет собой основу для создания препятствий на пути к формированию подобного общества.
Среди самых авторитетных критиков политики мультикультурализма можно назвать С. Хантингтона, который видит в ней лишь угрозу национальному единству государства . Некоторые авторы небезосновательно отмечают, что толерантность и политкорректность, которые представляют собой своеобразные инструменты продвижения политики мультикультурализма, уже стали темой для шуток и анекдотов, даже в тех странах, где эта политика активно применяется . Основная проблема политики мультукультурализма на современном этапе состоит в том, что реализация на практике теоретических утверждений, которые лежат в ее основе, не приводят к достижению теоретической цели политики мультикультурализма, а именно к успешной интеграции мигрантов. Кроме того, теоретические утверждения политики мультикультурализма не являются ни обязательными, ни общепринятыми.
Политика мультикультурализма не приспосабливает иммигрантов к той или иной культуре, тем самым объединяя общество. Наоборот, политика мультикультурализма разделяет общество, способствуя обособлению этнических, религиозных и иных меньшинств, провоцируя их на создание замкнутых территорий проживания, имеющих свою собственную инфраструктуру, в которых люди живут сообразно собственным законам, и не включаясь в местную правовую и ценностную систему.
Основным препятствием выступает то, что политика мультикультурализма, как одна из моделей интеграции, может быть успешной лишь при наличии двустороннего желания к интеграции: с одной стороны, желания общества-реципиента принять и интегрировать в себя новых членов, с другой стороны, желания новых членов интегрироваться в мультикультурное, но связанное единой ценностной системой общество. В этой связи В. А. Ачкасов отмечает, что «размывание границ между принимающим сообществом и мигрантами, успешность интеграции во многом зависит от их способности адаптироваться к новой социальной среде и от условий, существующих в принимающем обществе» .
В научных и политических дискуссиях политика мультикультурализма критикуется как способствующая созданию этнических гетто и социальной изоляции иммигрантов, стереотипизации, предвзятом отношении и дискриминации этнических групп, усилении политической радикализации (особенно среди мусульманской молодежи), сохранении нелиберальных культурных практик в среде иммигрантских групп .
Акцентируя свое внимание на групповых правах, политика мультикультурализма представляет собой определенную форму культурного детерминизма, лишающую индивида свободы выбора, ограничивая его возможности на конструктивистских началах причислять себя к определенной культуре и идентифицировать себя по-своему. Государство, в процессе наделения разных этнокультурных групп разными коллективными правами, параллельно уполномочивает эти коллективы ограничивать свободу своих членов. В результате, свобода представителей различных меньшинств ограничивается со стороны государства не только культурными, но порой даже географическими границами, каковыми являются различные гетто. Данная проблема усугубляется тем фактом, что: «на практике появление замкнутых поселений и кварталов ведет к возникновению в них альтернативных управленческих институтов, блокирующих деятельность избранных органов власти на уровне города и страны, а в таких условиях практически неосуществима защита прав человека» .
Политика мультикультурализма, вместо разрушения культурных барьеров создает новые, либо усиливает уже существующие барьеры, формирует стереотипы, и порождает подозрительность и враждебность между этническим большинством и меньшинствами. Взаимная неприязнь также усиливается в результате проведения в рамках политики мультикультурализма политики позитивной дискриминации, дарующей привилегии представителям различных групп, что является своеобразным выражением неравенства. Подобная ситуация имеет место и в странах в которые иммигрируют (США, Канада, западноевропейские страны и др.), и в странах с исторически сформировавшимися полиэтническими обществами (Китай, Индия и др.) .
Непрерывный приток иммигрантов в страны, отличающиеся по своей культуре и уровню социального развития от стран исхода, способствует возникновению в принимающем обществе новых социокультурных контингентов, не представляющих собой часть общей культуры. Очень часто образ жизни и форма поведения новых членов общества либо несовместимы, либо трудно совместимы с привычным стилем жизни принимающего общества, в результате чего в обособленных группах укореняются практики, отличающиеся от привычных практик в образе жизни общества-реципиента.
По мнению Р. Араина, необходимо понять механизм того, как доминирующая культура примет в свою сферу влияния культуры меньшинств.
Он считает, что идея мультикультурного общества требует создания солидной политической и социальной базы, чего невозможно достигнуть посредством реализации политики мультикультурализма, так как она основана на разделении доминирующей культуры большинства и культуры меньшинств .
На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что вместо ожидаемой интеграции мигрантов, в реальности происходит нечто абсолютно противоположное, а именно необратимое обособление и сопротивление интеграции в новое общество и адаптации к новой ценностной системе общества-реципиента.
Примеры подобных ситуаций обнаруживаются и в США и в Европе, когда разные контингенты из иммигрантского населения не только не приобщены к ценностям и культуре, но и воспринимают эти ценности и культуру враждебным образом, не проявляя никакого желания ассимиляции в новом для себя обществе, истово пропагандируя собственные ценности.