Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Политическая роль фанатского движения в России и Европе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ ФАНАТСКИХ ДВИЖЕНИЙ 8
1.1. Социальный портрет болельщика и фаната как субъекта фанатского движения 8
1.2. Сущность фанатских движений 17
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФАНАТСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА ПОЛИТИКУ РОССИИ И ЕВРОПЫ 29
2.1. Причины влияния фанатских движений на политику их развитие 29
2.2. Футбольные фанаты как часть современной политики 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФАНАТСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ И ЕВРОПЕ С 60-Х ГГ. ДО НАШИХ ДНЕЙ 46
3.1. Фанатские движения в России и их анализ 46
3.2. Фанатские движения в Европе и их анализ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Фанатское движение на сегодняшний день представляет собой достаточно молодое движение, которое появилось в середине 60-х гг. XX столетия на территории Англии. Причем, побуждением к появлению движения послужим именно футбол. В культуру фанатского движения входили тогда следующие элементы: сленг, манера поведения, общность интересов.
Так, в 70-е и 80-е гг. прошлого столетия наблюдались постоянные фанатские хулиганства. Интересно отметить, что постоянно проходившим дракам на околофутбольной почве принимали участие огромное количество людей, все стычки, в свою очередь, всегда подробно рассматривались СМИ. Именно поэтому футбол, в конечном счете, стал ассоциироваться с беспредельным поведением на трибунах, недели со спортивной игрой, с национальными расслоениями, внешнеполитическими аспектами.
Интересно отметить, что за короткие сроки фанатское движение распространилось за пределы страны, выйдя на общемировой уровень. Так, впоследствии фанатское движение наблюдалось на территории Европы, в странах СССР. Однако необходимо обратить внимание на то, что на территории СССР фанатское движение вплоть до середины 90-х годов массовым не являлось, что было обусловлено некоторой камерностью, закрытостью государства.
К числу откровенных проявлений противоправного поведения фанатских объединений относятся, к примеру, жестокие избиения, противоправные действия на стадионах во время матчей, групповые акты вандализма по их окончанию. Теме не менее, необходимо понимать, что поведение спортивных фанатов, в отличие от членов тех или иных криминальных группировок, обладает совершенно другой психологической и социальной основой. Прежде всего она сопоставляется с потребностью канализировать эмоции, порожденные не только спортивным зрелищем, но и межнациональными отношениями. Отмечается, что в дальнейшем спортивный фанатизм, который подпитывается такого рода агрессией, превращает все беспредельные стычки непосредственно в самоцель.
В сущности, фанатское движение впоследствии стало интернациональным движением. В ряде стран целенаправленно стали формировать фанатские группы, основываясь на английской модели. Отмечается, что на сегодняшний день более 80% существующих фанатских движений в России и Европе носят английские наименования.
Можно говорить о том, что футбольный фанатизм является достаточно уникальным явлением. Некоторые исследователи полагают, что данное движение не имеет какой-либо политической идеологии. В действительности, первоначальные фанатские течения, действительно, были построены на общественно-культурных интересах. В последнее же время наблюдается именно политическое влияние фанатских объединений. Побуждением к этому является, прежде всего, национальная гордость и власть во внешнемировой системе. При этом, футбольный фанатизм является открытой системой, в которую могут проникать практически любые идеи.
Зачастую Европа пытается как бы изолировать Россию в политической сфере. Из последних тенденций, которые этому особенно способствуют, представляется возможность выделить присоединение Крыма к составу Российской Федерации в 2014 году. Более того, однажды обсуждалась вероятность бойкотирования Кубка мира аналогично бойкоту Олимпиады 1980 года в Москве. Но бойкот не состоялся. Само собой, все это влияет на развитие фанатских движений, определяя вектор их движения и действий. Так, происходит разжигание межнациональной разрозненности, давление и попытки подчинения. Отсюда и вытекает необходимость более детального исследования данной проблемы, поскольку политическое влияние фанатских движений, действительно, велико.
Отмечается, что данная проблема не является широко исследованной в современной науке. Как правило, связь политики прослеживается именно в совокупности с футбольными матчами как с инструментом политического влияния. Ранее не рассматривались вопросы о том, какое оказывает влияние на политику фанатское движение. Однако же, научно обоснована роль фанатского движения в культурной и социальной областях.
Объект исследования: фанатское движение в России и Европе.
Предмет исследования: Влияние фанатских движений на политическое развитие.
Целью представленного исследования является выявление особенностей течения фанатских движений через призму их политического влияния.
Исходя из поставленной цели, необходимо определить ряд задач:
1. Рассмотреть социальный портрет болельщика и фаната как субъекта фанатского движения.
2. Определить сущность фанатских движений.
3. Изучить причины влияния фанатских движений на политику их развитие.
4. Рассмотреть футбольных фанатов как часть современной политики.
5. Проанализировать фанатские движения в России.
6. Проанализировать фанатские движения в Европе.
Новизна представленного исследования заключается в том, что в работе впервые осуществляется комплексное исследование структурного построения и условий политического влияния фанатского движения на политику стран Европы и России. Исследование выполнено на основе концепций о внешних политических отношениях, а также затрагивает некоторые социальные и культурологические аспекты.
В представленной работе предлагается оригинальный подход к содержанию фанатского движения через призму политического влияния, в частности, изучается взаимоотношения европейских стран с Россией.
Рассмотрен ряд общетеоретических проблемных вопросов политического аспекта, на основе чего и сформирована авторская позиция по проблеме исследования.
Методологическая основа данного исследования включает в себя диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основываются общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, системно-структурный) и частно-научные (формальный, факторный и прочие) методы.
Особое внимание в рамках методологии уделено деятельностному и функциональному подходам к предмету исследования.
Так, методика представленного исследования включает в себя изучение монографических, научно-практических публикаций, текстов диссертаций и авторефератов, аналитических обзоров и методических рекомендаций. Материал исследования излагается путем восхождения от абстрактного к конкретному, то есть посредством постепенного продвижения от меньшей к все большей определенности и конкретности содержания.
Проблема футбольных фанатов и процессов глобализации изучалась в работах Л.Е. Козлова. Автор рассматривал в данном контексте особенности Косовского кризиса.
Е.А. Здравомыслова изучала особенности общественных движений Запада. В частности, подробным образом исследуются следующие парадигмы: парадигма коллективного поведения, парадигма коллективного действия и парадигма новых общественных движений.
Д. Бримсон проводит анализ фанатского хулигнства.
Соответственно, проблема фанатских движений и политики рассматривается также при помощи рассмотрения различных культурных, социальных и национальных аспектов.
Основные положения исследования:
— политизация фанатского движения в Европе являлась открытым процессом в 60-80-е гг. прошлого столетия.
— российские фанатские группировки частично спонсируются политическими партиями.
— в настоящее время фанатские группировки в Европе не ориентированы на политизацию.
— открытая политизация фанатского движения в околофутболе обусловит открытую конфронтацию на мировой политической арене.
Заключение:
В ходе решения первой задачи был представлен социальный портрет болельщика и фаната как субъекта фанатского движения. Нами было выяснено, что сообщество футбольных фанатов представляет собой достаточно сложное и, вместе с тем, противоречивое явление. Среди футбольных фанатов выделяются группы, такие как хулс, ультрас и другие. Некоторые исследователи полагают, что фанатское движение в целом – это коллаборация агрессии и жестокости. Также решается вопрос об идентификации болельщика и фаната. Также обращается внимание на то, что фанатские футбольные движения на сегодняшний день действительно развиты в крупных городах страны.
В ходе решения второй задачи была рассмотрена сущность фанатских движений. Мы выявили, что фанатские в некоторой степени политизированы, поскольку их деятельность спонсируется рядом политических движений. При этом отмечается, что действия силовых структур жестоко пресекают любую политизацию в действиях футбольных фанатов, причем, несмотря на несовершенства законодательства о футбольных болельщиках. Практически все фанатские группировки имеют деятельность, которая обеспечивает их деятельность, в частности, это различные виды предпринимательской деятельности.
В ходе решения третьей задачи были проанализированы причины влияния фанатских движений на политику и их развитие. Мы полагаем, что основной причиной зарождения фанатского движения в целом является ситуация политической нестабильности, что сопровождается низкой эффективностью функционирования государственного аппарата и вытекающими социально-экономическими факторами. В некоторых случаях государством околофутбольные группировки стали контролироваться и направляться в более мирное русло. Тем не менее, имеет место быть некоторый национализм и нестабильная ситуация на международной арене, то также подстегивают развитие политизированности среди фанатов.
В ходе решения четвертой задачи были рассмотрены футбольные фанаты как часть современной политики. Было отмечено, что на современном этапе существенную роль политического конфликта среди фанатов стал выбор страны-хозяйки Чемпионата мира в 2018 году. Многие страны выражали протест, более того, были попытки сорвать проведение Чемпионата в России. Так или иначе, но все страны используют футбольных фанатов как часть политической силы, однако оценивать силу этого влияния следует на отдельном этапе данного исследования.
В ходе решения пятой задачи были проанализированы фанатские движения в России и произведен их анализ. Мы рассмотрели основные аспекты и структуру российских футбольных группировок, направления их деятельности. В частности, рассматривалась группа футбольных хулиганов. Многие из них ведут обширную социальную деятельность, некоторые являются хозяевами футбольных клубов. Попытки использовать футбольных хулиганов в политике неоднократно фиксировались, однако данная тенденция не является развитой, поскольку это могло бы обусловить еще более острый политический конфликт между Россией и Западов в общем.
В ходе решения шестой задачи были проанализированы фанатские движения в Европе и произведен их анализ. Была отмечена внутренняя тенденция футбольного боления не за свои команды, а за те команды, которые являются более востребованными или популярными. Также выявлено широкое использование футбольных фанатов в политике в 60-80 гг. прошлого столетия, когда сами группировки создавали партии, или хозяева клубов становились членами партий. В настоящее время таких тенденций не выявлено и, более того, футбольные фанаты западных стран в настоящий момент находятся несколько далеко от политики.
Таким образом, следует отметить существующую тенденцию к политизации футбольных группировок, однако в современном мире это движение не является активно развитым, поскольку внешне пресекается силовыми структурами на государственном уровне. Однако на скрытом уровне все же данный аспект имеет место быть. Дело в том, что открытая политизация фанатских движений приведет к еще более открытой конфронтации политической ситуации на мировой арене, которая, к слову, итак является достаточно острой.
Результаты представленного исследования могут являться базовым подспорьем для подробного изучения тенденций российского фанатского движения на гостевых футбольных матчах на территории других стран. Несмотря на низкую политизированность европейского фанатского движения, возможно более подробно изучить тенденции отношения к российским фанатам в рамках отдельного исследования.
Дальнейшее исследование взаимосвязи политики и фанатов футбольной среды представляется возможным реализовывать в русле подробного исследования последствий после проведения Чемпионата мира по Футболу в 2018 году, указав в качестве основных положений исследования влияние фанатских движений между европейскими болельщиками и российскими во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. на политическое настроение в мировом сообществе.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования достигнута.
Актуальность. Фанатское движение на сегодняшний день представляет собой достаточно молодое движение, которое появилось в середине 60-х гг. XX столетия на территории Англии. Причем, побуждением к появлению движения послужим именно футбол. В культуру фанатского движения входили тогда следующие элементы: сленг, манера поведения, общность интересов.
Так, в 70-е и 80-е гг. прошлого столетия наблюдались постоянные фанатские хулиганства. Интересно отметить, что постоянно проходившим дракам на околофутбольной почве принимали участие огромное количество людей, все стычки, в свою очередь, всегда подробно рассматривались СМИ. Именно поэтому футбол, в конечном счете, стал ассоциироваться с беспредельным поведением на трибунах, недели со спортивной игрой, с национальными расслоениями, внешнеполитическими аспектами.
Интересно отметить, что за короткие сроки фанатское движение распространилось за пределы страны, выйдя на общемировой уровень. Так, впоследствии фанатское движение наблюдалось на территории Европы, в странах СССР. Однако необходимо обратить внимание на то, что на территории СССР фанатское движение вплоть до середины 90-х годов массовым не являлось, что было обусловлено некоторой камерностью, закрытостью государства.
К числу откровенных проявлений противоправного поведения фанатских объединений относятся, к примеру, жестокие избиения, противоправные действия на стадионах во время матчей, групповые акты вандализма по их окончанию. Теме не менее, необходимо понимать, что поведение спортивных фанатов, в отличие от членов тех или иных криминальных группировок, обладает совершенно другой психологической и социальной основой. Прежде всего она сопоставляется с потребностью канализировать эмоции, порожденные не только спортивным зрелищем, но и межнациональными отношениями. Отмечается, что в дальнейшем спортивный фанатизм, который подпитывается такого рода агрессией, превращает все беспредельные стычки непосредственно в самоцель.
В сущности, фанатское движение впоследствии стало интернациональным движением. В ряде стран целенаправленно стали формировать фанатские группы, основываясь на английской модели. Отмечается, что на сегодняшний день более 80% существующих фанатских движений в России и Европе носят английские наименования.
Можно говорить о том, что футбольный фанатизм является достаточно уникальным явлением. Некоторые исследователи полагают, что данное движение не имеет какой-либо политической идеологии. В действительности, первоначальные фанатские течения, действительно, были построены на общественно-культурных интересах. В последнее же время наблюдается именно политическое влияние фанатских объединений. Побуждением к этому является, прежде всего, национальная гордость и власть во внешнемировой системе. При этом, футбольный фанатизм является открытой системой, в которую могут проникать практически любые идеи.
Зачастую Европа пытается как бы изолировать Россию в политической сфере. Из последних тенденций, которые этому особенно способствуют, представляется возможность выделить присоединение Крыма к составу Российской Федерации в 2014 году. Более того, однажды обсуждалась вероятность бойкотирования Кубка мира аналогично бойкоту Олимпиады 1980 года в Москве. Но бойкот не состоялся. Само собой, все это влияет на развитие фанатских движений, определяя вектор их движения и действий. Так, происходит разжигание межнациональной разрозненности, давление и попытки подчинения. Отсюда и вытекает необходимость более детального исследования данной проблемы, поскольку политическое влияние фанатских движений, действительно, велико.
Отмечается, что данная проблема не является широко исследованной в современной науке. Как правило, связь политики прослеживается именно в совокупности с футбольными матчами как с инструментом политического влияния. Ранее не рассматривались вопросы о том, какое оказывает влияние на политику фанатское движение. Однако же, научно обоснована роль фанатского движения в культурной и социальной областях.
Объект исследования: фанатское движение в России и Европе.
Предмет исследования: Влияние фанатских движений на политическое развитие.
Целью представленного исследования является выявление особенностей течения фанатских движений через призму их политического влияния.
Исходя из поставленной цели, необходимо определить ряд задач:
1. Рассмотреть социальный портрет болельщика и фаната как субъекта фанатского движения.
2. Определить сущность фанатских движений.
3. Изучить причины влияния фанатских движений на политику их развитие.
4. Рассмотреть футбольных фанатов как часть современной политики.
5. Проанализировать фанатские движения в России.
6. Проанализировать фанатские движения в Европе.
Новизна представленного исследования заключается в том, что в работе впервые осуществляется комплексное исследование структурного построения и условий политического влияния фанатского движения на политику стран Европы и России. Исследование выполнено на основе концепций о внешних политических отношениях, а также затрагивает некоторые социальные и культурологические аспекты.
В представленной работе предлагается оригинальный подход к содержанию фанатского движения через призму политического влияния, в частности, изучается взаимоотношения европейских стран с Россией.
Рассмотрен ряд общетеоретических проблемных вопросов политического аспекта, на основе чего и сформирована авторская позиция по проблеме исследования.
Методологическая основа данного исследования включает в себя диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основываются общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, системно-структурный) и частно-научные (формальный, факторный и прочие) методы.
Особое внимание в рамках методологии уделено деятельностному и функциональному подходам к предмету исследования.
Так, методика представленного исследования включает в себя изучение монографических, научно-практических публикаций, текстов диссертаций и авторефератов, аналитических обзоров и методических рекомендаций. Материал исследования излагается путем восхождения от абстрактного к конкретному, то есть посредством постепенного продвижения от меньшей к все большей определенности и конкретности содержания.
Проблема футбольных фанатов и процессов глобализации изучалась в работах Л.Е. Козлова. Автор рассматривал в данном контексте особенности Косовского кризиса.
Е.А. Здравомыслова изучала особенности общественных движений Запада. В частности, подробным образом исследуются следующие парадигмы: парадигма коллективного поведения, парадигма коллективного действия и парадигма новых общественных движений.
Д. Бримсон проводит анализ фанатского хулигнства.
Соответственно, проблема фанатских движений и политики рассматривается также при помощи рассмотрения различных культурных, социальных и национальных аспектов.
Основные положения исследования:
— политизация фанатского движения в Европе являлась открытым процессом в 60-80-е гг. прошлого столетия.
— российские фанатские группировки частично спонсируются политическими партиями.
— в настоящее время фанатские группировки в Европе не ориентированы на политизацию.
— открытая политизация фанатского движения в околофутболе обусловит открытую конфронтацию на мировой политической арене.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ ФАНАТСКИХ ДВИЖЕНИЙ
1.1. Социальный портрет болельщика и фаната как субъекта фанатского движения
На современном этапе общественного развития представляется возможным определить околофутбольное сообщество как группу социальной активности, и, исходя из такого предположения необходимо прояснить сущность этого движения и их основополагающие критерии.
В первую очередь обратим внимание на околофутбольную группировку хулс, которая позиционируется в качестве группировки футбольных хулиганов. Именно представители хулса организовывают стычки между фанатами футбольных клубов, в ходе которых происходят достаточно ожесточенные драки.
Рассмотрим и другую фанатскую группировку, которая именуется как «Фирма». Так, фирма является крупной организованной группой, которая интересуется определенным футбольным клубом. Интересно заметить, что представители фирмы не только сопровождают свою команду на матчи, в том числе и в другие города, они же организовывают межфанатские стычки на отдаленных зонах, подальше от глаз людей.
Группировка ультрас, в свою очередь, также является организованным фанатским движением, которое активно поддерживает свой футбольный клуб. Представители ультраса в качестве самоцели не рассматривают околофутбольные стычки, их цель, скорее, заключается в том, чтобы просто поддерживать команду, но, тем не менее, в особых случаях они также вынуждены принимать участие в драках. В основном ультрас являются официально зарегистрированной структурой, которая производит фан-атрибутику, организует рекламу и продажу билетов, всячески продвигает команду, и, кроме того, организует фанатские выезды в другие области. Интересно отметить, что наиболее крупные группировски фанатского движения могут иметь непосредственный контакт с руководящим составом футбольного клуба, и, соответственно, являются участниками коммерческой клубной деятельности.
Рассмотрим конкретные фанатские группировки, которые достаточно развиты. Так, в первую очередь рассмотрим фанатскую группировку Glory Hunters (Охотники за победой). Это достаточно своеобразная группировка, которая болеет за тот или иной футбольный клуб до тех пор, пока команда показывает хорошие результаты. При первом же существенном поражении клуба эти фанаты отворачиваются и находят себе новый объект для поддержки. Мы полагаем, что в данной группе наблюдается несформированность мировоззренческих аспектов в социальной среде.
Другая категория фанатов является творческим активом футбольного клуба – это болельщики, мирные люди, которые искренне болеют за свои клубы, при этом же заблаговременно готовят баннеры и другое информационное сопровождение предстоящего матча, в котором участвует клуб, а их цель – это яркие представления в ходе футбольных матчей. Они отдают предпочтение одежде с атрибутикой клуба. Такие фанаты не участвуют в драках, они искренне болеют за клуб и после окончания матча, как правило, активно обсуждают его результаты.
Организовать поддержку на стадионе — это большой труд. На трибуне всегда должен быть заряжающий и барабанщик. Заряжающий — это харизматичный человек с громким голосом, который хорошо знает репертуар кричалок. Он заранее планирует первые три заряда на матч, а потом импровизирует при выборе кричалки или песни. Порой у него есть помощник, который смотрит на игру и подсказывает: «Сейчас угловой — давай посвистим. А сейчас давай сделаем что-нибудь мощное, наши контратакуют», потому что заряжающий стоит спиной к полю, лицом к трибуне и не видит происходящего на поле. Барабанщик же задает ритм песни или кричалки. Иногда смотришь матч в записи и чувствуешь, как напряжение на трибунах нарастает и футболисты вот-вот забьют гол.
Каждый понимает важность своей роли. Кроме заряжающего и барабанщика, всегда есть ответственный за флаги, за автобусные поездки и так далее. В маленьких движениях этим, конечно, занимаются одни и те же люди. И это все происходит добровольно — исключительно ради любви к клубу.
Также решим вопрос о том, кто является футбольным фанатом, а кого можно рассматривать в качестве болельщика. Этот вопрос можно рассматривать как неоднозначный. Так, болельщики, также, как и фанаты, достаточно часто посещают гостевые матчи с участием своей команды, но эти выезды осуществляются локальной малой группой, они также принимают участие в болении за домашние матчи.
На сегодняшний день исследователей фанатского движения интересует определенный консенсус критериев, которые обуславливают наличие границы между типичными болельщиками и фанатскими движениями. В частности, определяющим компонентом является аспект насилия и жестокости. И такая тенденция, действительно, очевидна.
Футбольный фанат является по природе этого движения ожесточенным и озлобленным. Он посещает все без исключения матчи, участвует во всех околофутбольных мероприятиях и межфанатских стычках. И именно это является той отличительной особенностью, которая несколько дистанцирует футбольных фанатов от болельщиков как таковых.
Рассмотрим в данном контексте мнение Л.Е. Козлова, который считает, что сущность фанатского движения заключается именно в агрессии. И эта агрессия демонстрируется не только на футбольных трибунах и стычках за пределами футбольного стадиона, эта агрессия также происходит и в условиях современной информационной среды. Так, агрессивное отношение к фанатам клубов-соперников и к силовым структурам страны культивируется на всеразличных фанатских форумах. Однако это представляется областью, совершенно отдаленной от футбола как такового.
Следовательно, можно говорить о том, что футбольные фанаты являются структурно усложненной социальной структурой, которая преследует цель не только в болении за свой клуб, но и в том числе в организации стычек в области околофутбола. Фанаты, как правило, носят клубную атрибутику, к примеру, шарфы, футболки, кепки. И, что немаловажно, у них обязательно существуют какие-либо поведенческие и идеологические установки.
В субкультуре фанатского движения в области околофутбола превалируют специфические коллективные практики, которые обуславливают жизненный стиль фаната. И широкое развитие идеологических принципов, собственно, и привлекает все новых участников. Компонентами такой идеологической составляющей могут являться, к примеру, фирменный сленг, клубная символика. Все это оказывает активную поддержку футбольным клубам. Отсюда и ведется речь о сложной организационной структуре фанатских группировок.
Среди тех, кто занимался исследованиями фанатских движений (в частности, социологи и политологи), активно позиционируется концепция «социального лишения». Представленная концепция предполагает то, что в конце XIX — начале XX вв. насилие в околофутбольной среде действительно являлось большой редкостью и, скорее, исключением, а такой спорт как футбол предназначался для досуга социального слоя интеллигенции. Данное предположение было обусловлено тем, что для стран Европы и Америки футбол позиционировался в качестве феномена, реализующего досуговые потребности инженеров и рабочих других серьезных должностей.
С точки зрения теории «социального лишения» футбольные фанаты рассматриваются как категория невостребованной молодежи, которая не смогла или не захотела занять себя более полезной деятельностью. Однако современные публицисты и сами футболные фанаты на сегодняшний день активно отрицают данную теорию, не считая себя категорией ущербной социальной группы.
Д. Бримсон говорит о том, что футбольные хулиганы не являются низкоморальными категориями граждан, и, более того, отмечает, что хулиганы приходят в фанатские группировки из совершенно различных социальных слоев. Таким образом люди, возможно, переживают и компенсируют рабочий стресс или домашние трудности. Бримсон лично знал людей, представителей фанатских группировок, которые осуществляют насилие, участвуют в драках, при этом имеют несколько высших образований и работают на руководящих должностях. В частности, такое мнение он складывает еще и из того, что на сегодняшний день билеты на футбольные матчи стоят достаточно дорого, и, соответственно, безработный человек или асоциальный представитель деструктивного слоя населения просто не осилит регулярные походы на матчи.
Как правило, фанаты являются той социальной группой населения, которая своими мировоззренческими позициями идет в разрез с общим социальным течением и тенденциями, осуществляя насильственные действия.
Также мы полагаем и то, что у значительной части населения существует реальная потребность разделения представителей социальной действительности на «своих» и «чужих» (или, иначе, левых и правых). Соответственно, существует реальная тенденция к слиянию «своих» с той целью, чтобы бить «чужих». Территориальный критерий поиска «своих» в современном российском обществе является в настоящее время наиболее распространенным. Как правило, территориальный отбор своих и чужих (левых и правых) реализуется с целью беспрепятственной организации межфанатских столкновений.
Очевидным является также тот факт, что до сих пор в обществе в целом, и, в частности, у представителей государственной власти и различных социальных групп нет четкого понимания того, кто такие футбольные фанаты и что, собственно, они из себя представляют. Главным же вопросом ставится следующий: «Что с ними делать?». Некоторые полагают, то вмешиваться в их деятельность не является целесообразным, другие же пытаются направить их энергию в более выгодное русло.
По той причине, что футбольные фанаты всегда являются готовыми к насилию и жестокости, а также имеют радикальную жизненную позицию, следует сказать, что они представляют из себя действительно перспективных субъектов в использовании политическими силами.
Необходимо обратить внимание на то, что некоторые представители околофутбола ориентируются на радикально левую и антифашистскую идеологическую направленность. К примеру, отмечается то, что радикальная фанатская группировка клуба «Райо Вальекано» (Мадрид) «Буканерос» является популярной благодаря антифашистской деятельности. В этом плане данная группировка является основным врагом фанатских фирм «Реала» и «Атлетико» (Мадрид).
Кроме серьезных сложностей, которые обуславливаются обилием мигрантов, фанатское противостояние осуществляется также с точки зрения аспектов национализма и мультикультурализма, а также фашизма и антифашизма в кругу околофутбола. Кроме того, с точки зрения политики футбольных фанатов порой вовлекают в сепаратистские аспекты.
В частности, на фанатские группировки футбольных клубов «Барселона»-«Реал» наложилась проблема каталонского сепаратизма, которая достаточно активно проявлялась и, соответственно, активно подогревалась в политической среде.
Обратим внимание на то, что на южной трибуне барселонского стадиона «Ноу Камп» (где, собственно, располагается наиболее крупное по своей значимости объединение фанатов «Барселоны» «Бойхос Нойс») вместе с флагами клуба достаточно часто также развеваются и каталонские знамена, также можно услышать лозунги сепаратистских партий. Вместе с тех самые активные вражеские группировки «Ультрас Сур» и «Френте Атлетико» (соответственно, фанаты мадридских клубов «Реал» и «Атлетико»), являются представителями радикального испанского национализма. Сепаратистские настроения в фанатской имеют существенную значимость на территории Испании, однако в некоторых ситуациях они являются актуальными и в других странах Европы. Так, фанаты футбольного клуба «Ренн» являются активистами за реализацию независимости Бретани.
Интересно отметить, что в Великобритании и в ряде других стран Европы, в которых фанатские направления являются активными движениями, власти предпринимают попытки к налаживанию контактов с представителями группировок, оценивая их значимость для футбола и сохранения общественной стабильности как высокую. Предпринимаются попытки именно через взаимодействие с лидерами существенно снизить частоту и интенсивность агрессивных действий на футбольных трибунах.
Приведем в пример достаточно показательную ситуацию. В 2002 г. во время Чемпионата мира по футболу том, что российские болельщики проявляли агрессивность, было известно на мировом уровне. После поражения Российской сборной в матче со сборной Японии в Москве на Манежной площади произошли массовые беспорядки фанатов, которые смотрели телетрансляции матча. В результате этого происшествия было разрушено большое количество магазинов, в больницу было доставлено 75 человек, и, более того, один человек был смертельно покалечен. После этого прецедента в центре Москвы онлайн-трансляции попали под запрет, а российские фанаты на мировой арене рассматривались как активная политическая сила. Кроме того, после происшествия в Госдуме был принят закон о борьбе с экстремизмом.
Следует отметить, что в настоящее время фанатское движение в России развито в наибольшей степени на территории Москвы (фанаты, поддерживающие «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Локомотив») и Санкт-Петербурга (фанаты футбольного клуба «Зенит»). В провинциальных городах, само собой, также организованы фанатские группировки, однако они не отличаются таким масштабом действий и значимости. По этой же причине преимущественным образом все конфликты и межфанатские стычки происходят, как правило, именно в Москве или Санкт-Петербурге. Однако, в настоящее время, учитывая политические трудности в международном аспекте, достаточно частыми случаями стали националистические столкновения.
Учитывая тот факт, что основной проблемой в аспекте национального вопроса в России представляется именно Кавказ, не следует удивляться тому факту, что национализм в околофутбольной среде зародился непосредственно на территории Кавказа. В частности, на развитие политизации фанатских мировоззренческих позиций оказало особое влияние убийство одного из активных лидеров фанатской группировки «Спартака», которое, исходя из результатов расследования, было осуществлено лицом кавказской национальности. Это же, собственно, и обусловило масштабное столкновение на Манежной площади.
Очень сильная агрессия на матчах с кавказскими командами также являлась пусковым механизмом к бойкоту кавказских выездов московскими клубами. Кроме того, уже после матча «Анжи»-«Зенит» в 2011 году вследствие активного противостояния ОМОНА, произошло присоединение фанатов из Санкт-Петербурга.
В настоящее время также значимой является проблема расизма и ксенофобии. Наиболее радикальными расистами представляются с этой точки зрения футбольные фанаты клуба «Зенит». Так, в команде «Зенита» появился футболист афроамериканской национальности. Однако, есть такая фраза: «В цветах «Зенита» нет черного».
Проблема расизма на сегодняшний день является распространенной новостной тематикой в различных СМИ. Обратим внимание на случай, когда ультрас-группировка футбольного клуба «Спартак» вывесили растяжку в адрес темнокожего игрока своей команды с надписью: «Манки, гоу-хоум!». Фанаты «Локомотива», в свою очередь, провожая темнокожего игрока, повесили растяжку с изображением банана. И такие случаи не являются единичными.
Вполне вероятно, что таких случаев существует гораздо больше, но такие политизированные темы спешат размещать не все СМИ. Кроме того, необходимо понимать, что действия такого рода рассматриваются как часть эпатажной стратегической линии, которая в настоящее время достаточно активным образом практикуется в среде околофутбольных фанатских сообществ.