Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Культурология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Поэтический реализм во французском кино 1930-1940 годов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Социокультурные и мировоззренческие истоки поэтического реализма 10
§1.1. Политический кризис во Франции в начале 1930-х годов 10
§1.2 Политическая борьба и «Народный фронт» во Франции 14
§1.3 Экономический кризис во Франции и положение населения 24
Глава 2. Становление поэтического реализма во французском кино 30-40-х годов 28
§ 2.1 Кризис европейского авангарда 20-х годов 28
§2.2 Выразительные средства поэтического реализма в кино 36
§2.3. Французские режиссёры эпохи поэтического реализма 41
§2.4 Краткий анализ кинофильмов эпохи поэтического реализма 53
Заключение 66
Список источников и литературы 68

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования

Переход от 1920-х годов к 1930-м был ознаменован в истории кино утверждением звукового фильма, окончательно вытеснившего с экранов немые ленты. Звук предъявлял новые требования. В результате кино в це-лом стало иным, отличным от того каким оно было в предыдущее десяти-летие. Так, важнейший для кино, но в общекультурномном плане локаль-ный акт затмил в глазах кинематографистов, а затем и в глазах многих ис-ториков другие значительнейшие — идейно-художественные процессы. Началось время, потребовавшее гораздо более прямого, ясного и трезвого взгляда на жизнь и на человека. С началом мирового экономического кри-зиса, с вступлением на историческую сцену фашизма и столкновением между ним и силами демократии стало необходимо заново произвести оценку человека и его возможностей. Французские кинофильмы в эти годы сблизились с действительной жизнью не только потому, что этого требовал пришедший в кино звук, но главным образом потому, что таково было требование времени.
В начале 1930-х казалось, что французское кино находится в полном упадке. Количество выпускаемых фильмов за 2 года сократилось на 30%. Иностранцы, которые обосновались во Франции, покинули ее. Вместе с ними французское кино утратило космополитизм. На смену французским монополиям и международным компаниям пришли многочисленные мел-кие фирмы, не обладавшие ни размахом, ни честностью. И все же эти мел-кие компании были лучше, чем «гниющие большие». В этих условиях началась новая эра. Ее начало возвестил Жак Фейдер, возвратившийся на родину. До этого он 5 лет провел в Голливуде, где не снял ни одного фильма, хотя бы сколько-нибудь поднимающего над общим уровнем ком-мерческой продукции.
Социальная направленность «человек-среда» понимается теперь ши-роко и рассматривается очень внимательно. В ней вскрывается тревожная и драматическая сложность, которую искусство чувствует необходимость прояснить. Зыбкость, неопределенность теперь кажутся неприемлемыми. Значимым течением эпохи можно считать французский «поэтический реа-лизм». В этом кинематографе сочетался лиризм и жизнеподобие, повсе-дневная действительность демонстрировалась в романтизированном клю-че. В таком направлении работали Жан Виго, Жан Ренуар, Марсель Карне и Жюльен Дювивье, а к характерным фильмам необходимо отнести «Ата-ланту», «Набережную туманов», «День начинается», «Великую иллюзию», «Правила игры».
В 1927 году в кинематограф приходит звук («Певец джаза»). За пару лет немое кино полностью вытесняется с экранов и к 1930-м годам наличие звука в фильме становится стандартом. Сам факт появления звука и соот-ветственно перенесения акцента на диалог, а также, то обстоятельство, что ранняя техника для его записи была громоздкой и чрезвычайно неудоб-ной, привели к отказу от многочисленных эстетических наработок немого кино, к упрощению стиля и приемов. Во многом кино вернулось к тому, с чего начинало — к традициям театра и литературы и отказу от формаль-ных экспериментов.
Начиная с 1938 г., направление, представленное фильмами Карне–Превера и названное Превером «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции. Поэтический реализм выражает характерное для пред-военных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бесси-лие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединённых на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и де-градации, которую олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов»(1938), «Северный отель» (1938) и «День начинает-ся» (1939). Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). А законченная накануне освобождения картина «Дети райка»(1944), при всей философской глубине и горечи раз-мышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому талан-ту и красоте души.

Постановка проблемы

В данной работе мы пытались сконцентрировать свое внимание на конкретных, глубоко-национальных формах демократического искусства, которое складывается во французском кинематографе в предвоенный пе-риод.
Как писал современник той эпохи Л.Арагон: «Социалистический ре-ализм не тепличное растение, расцветающее в оранжерейном уюте, и французское искусство не может прийти к нему в 1937г., минуя путь реа-лизма французского». Освоение форм «французского реализма» шло в двух основных направлениях. С одной стороны, это было использование таких издавна существующих в народном искусстве жанров как комедия и мелодрама и насыщение их новым, социальным содержанием. С другой стороны, — создание радикально новаторских моделей демократического искусства, которые предложил, например, кинематограф Народного Фронта. Объективные особенности анализируемого материала обусловили специфику данного исследования, его проблематику и смысл.
Главная цель предлагаемой работы заключается в том, чтобы пока-зать во всей сложности процесс формирования национальной реалистиче-ской киношколы, заложившей основы дальнейшего развития демократиче-ского кинематографа Франции. Не претендуя на исчерпывающее разреше-ние столь сложной и многоаспектной проблемы, мы ограничили предпри-нятое нами исследование следующими задачами:
— изучить социокультурные и мировоззренческие истоки поэтическо-го реализма;
— изучить становление «поэтического реализма» во французском ки-но 1930-1940-х годов;
— изучить выразительные средства «поэтического реализма» в кино;
— назвать французских режиссёров эпохи «поэтического реализма» и
сделать краткий анализ кинофильмов эпохи «поэтического реализ-ма».
Объектом изучения в данной работе является кинематограф Фран-ции 1930-х – 1940-х годов.
Предметом изучения является французский «поэтический реализм» во французском кино. Изучению подлежат причины возникновения «поэ-тического реализма», предшествующие направления в кино, анализирует-ся влияние литературы на кино. При исследовании данного направления изучаются характерные особенности фильмов эпохи «поэтического реа-лизма», режиссёры, работающие в этом стиле, а также проводится анализ фильмов эпохи «поэтического реализма».
Хронологическими рамками в данном исследовании выступают 1930-1940 годы.
В попытке создания комплексного исследования, посвященного ти-пологии французского демократического киноискусства 30-ых годов, рас-сматривающего этот период с точки зрения становления и эволюции в нем реалистического метода, мы видим новизну нашей выпускной квалифика-ционной работы. С этой целью мы стремились подробно изучить всю до-ступную нам литературу по данному вопросу, в том числе и переведенные на русский язык труды западных киноведов.
Методы научного поиска, применяемые в данной работе следую-щие:
— описание;
— сравнение;
— культурно – исторический анализ;
— обобщение;
— структурный подход.
Для исследования используется культурологический подход, соглас-но которому «поэтический реализм» является не отдельно стоящим направлением, а тесно связан и взаимосвязан с происходящими в стране и мире процессами, с изменениями, с техническими изменениями, изменени-ями вкусов и потребностей общества. Культурологический аспект помо-жет найти место «поэтического реализма» во французском и мировом ки-нематографе и выявить, как он повлиял на дельнейшее развития француз-ского кинематографа.
Степень изученности темы

Следует констатировать, что, несмотря на кажущуюся популярность общепринятого термина, специальных трудов, исследующих французский «поэтический реализм» как один из «голосов» своей эпохи, связанный с ее целостным звучанием, не так уж и много. Отдельные статьи, так или иначе затрагивающие эту тему, (Андреев А.И. «О происхождении термина «film noir» в киноведении», Фёдоров А.Ф. «Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики») не освещают явления в целом. В связи с этим, характеризуя это течение, мы использовали работы, посвященные разбору отдельных аспектов идейно-художественной структуры фильмов «поэтиче-ского реализма». Важное значение в этом смысле имели для нас труды по проблемам актерских масок, школы исполнительского мастерства, сло-жившейся в эти годы.
Основную информацию о поэтическом реализме можно найти в Ин-тернет-источниках: «У французской афиши: поэзия и реализм» URL: https://mylektsii.ru/2-134590.html; Франсуа Трюффо. «Об одной тенденции во французском кинемотографе». URL: http://kinocenter.rsuh.ru/article. html?id=682170; «Французский поэтический реализм». URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/editorial/french_poetic_realism/.
Ценный материал мы почерпнули также в диссертации Нусиновой Н.И. Реалистические тенденции во французском кино тридцатых годов.

Обзор литературы

Для описания «поэтического реализма», как отдельного направления киноискусства использовались такие статьи, как «О происхождении терми-на «film noir» в киноведении. часть 1» А.И. Андреева (2016), «Путеше-ствие как принцип организации повествования в поэтическом кино (на примере фильма Ж. Виго «Аталанта»)» К.В. Бандуровского (2013), «Ки-нематограф в зеркале советской и российской кинокритики» А.Ф. Фёдоро-ва (2016).
Предыстория «поэтического реализма» была изучена с помощью та-ких статей как: «От «Авангарда» к «Народному Фронту»» Н.Г. Авентари-уса (1938), «Леон Блюм: штрихи к политическому портрету» А.А. Верши-нина (2013); «Художественная критика во Франции в период Народного фронта» Н.Н. Калитиной (1978); «Социальное законодательство француз-ского Народного фронта как фактор обеспечения национальной безопас-ности Франции накануне второй мировой войны» Кожевникова В.А. (2014), «Европейский киноавангард: поэтика предметности» М.В. Любо-вича (2015).
Кинография

Также для написания работы была проанализирована кинокритика и просмотрены кинофильмы эпохи «поэтического реализма»: Жан Виго «Атланта»; Жан Виго «Ноля за поведение»; Жак Фейдер «Пансион мимо-зы»; Жан Ренуар «Великая иллюзия»; Жан Ренуар «Марсельеза»; Жюльен Дювивье «Бальная записная книжка»; Жюльен Дювивье «Конец дня»; Марсель Карне «Набережная туманов»; Марсель Карне «Дети райка».
Все эти кинокартины являются традиционными для эпохи «поэтиче-ского реализма» и содержат основные черты данного времени и направле-ния. Поэтому на основе анализа этих фильмов можно сформулировать представление о всех общих характеристиках всех фильмов данного вре-мени.

Структура работы

Данная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе раскрываются особенности времени, в котором про-изошло зарождение «поэтического реализма». Так как любой реализм ориентирован на отображение реальности, то именно эту функцию кино и выполняет во времена «поэтического реализма». В своих кинопроизведе-ниях режиссёры показывают реальную Францию, французов с их пробле-мами и тревогами. А проблем в то время во Франции было множество: по-литическая нестабильность, фашистская угроза, создание и деятельность Народного фронта, экономический кризис.
Во второй главе нами изучается авангардное направление француз-ского кино – эпохи, предшествующей «поэтическому реализму». Объяс-няются причины, по которым авангард становится непопулярным. Здесь же мы пытаемся выделить особенности фильмов «поэтического реализма». Для этого нами изучаются выдающиеся режиссёры эпохи и проводится анализ самых знаковых работ данного периода.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе была предпринята попытка проанализировать такое направление Французского кино, как «поэтический реализм». Это направ-ление оказалось совершенно новым в кинематографе Франции по ряду причин:
— это было кино со звуком и речью;
— в фильмах был сюжет (в отличие от авангарда);
— фильмы раскрывали злободневные социальные проблемы обще-ства;
— характер фильмов в основном трагический.
Основой кино эпохи «поэтического реализма» считаются события 1930-х годов: смена власти, создание и борьба Народного фронта, активи-зация фашистского движения, экономический кризис, обострение внешне-политической ситуации.
Франция в то время, как и вся Европа, была не в самом лучшем со-стоянии. Нищета, голод, безработица, забастовки и стачки – это всё харак-теристика 1930-х годов во Франции. В этот период за власть боролись ле-вые и правые. Причём победа одной из сторон не оставалась долгой, так как внутри каждого направления также существовали конфликты.
Во Франции существовало 2 профашистских объединения: «Аксьон Франсез» и «Огненные кресты». 6 февраля 1934 года – эти организации попытались совершить политический переворот. Но попытка оказалась неудачной. В дальнейшем только создание Народного фронта позволило избежать становления фашизма в стране. Однако неправильная внешняя политика Народного фронта привела к тому, что страну окружили фа-шистские государства. Уже с 1936 года стало ясно, что война неизбежна.
Предчувствие войны, понимание несовершенства капиталистического уклада, обречённость в этой связи нашли своё отражение в кинофильмах «поэтического реализма». Наиболее яркими режиссёрами этого времени считаются: Жак Фейдер, Рене Клер, Жан Виго.
Анализ фильмов «поэтического реализма» показал, что все они рас-сказывают о трагической судьбе простых людей, о развращённости и невежестве аристократии, об уничтожении истинных чувств и нравственно-сти. Причём режиссёры не видят выхода из сложившейся ситуации. Жизнь героев такова, что выхода нет и не будет. Ничего никогда не изменится. Даже смерть главных героев не идёт на пользу. Никто этой смерти не за-мечает.
Поэтический реализм – это фильмы, заставляющие задуматься над нравственностью, моральным обликом общества. Даже сегодня эти произ-ведения не потеряли актуальности. Они всегда будут напоминать о том, что общество без нравственности и без морали, общество, в котором нет никаких общечеловеческих ценностей, обречено на гибель.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Социокультурные и мировоззренческие истоки
поэтического реализма

§1.1. Политический кризис во Франции в начале 1930-х годов

Окончание Первой Мировой Войны, а также мировой экономический кризис послужили причинами глубокого политического кризиса, насту-пившего во Франции в 1930-х годах. Именно тогда стало ясно, что эконо-мика не может существовать отдельно от государства .
После ухода Пуанкаре с поста председателя правительства на его ме-сто пришёл А. Бриан. Однако это правительство просуществовало всего три месяца. Таким образом, положение правых во главе Франции пошат-нулось.
В этот период происходит реформа избирательной системы, соглас-но которой для победы теперь достаточно простого большинства голосов в первом туре. В результате к власти приходят левые, которые, в отличие от правых, накануне выборов смогли добиться единения. По инициативе социалистов левые воссоздали «Картель левых». Основными идеями их программы были создание широкого государственного сектора за счет национализации стратегически важных отраслей и предприятий, сокраще-ние военных расходов, создание единой государственной системы соци-ального страхования, ввод 40-часовой рабочей недели и правовая регла-ментация трудовых отношений. К этой программе, несмотря на суще-ственные разногласия внутри партии, присоединились и левые.
На выборах в мае 1932 г. левые одержали достаточно убедительную победу, получив 368 мандатов из 594. Крупнейшую фракцию образовали радикалы — 157 мест. При поддержке всех левых фракций было сформи-ровано правительство Картеля во главе с Эррио. Однако политика, про-водимая данным правительством, оказалась неудачной. Правительство поддержало решение Лозаннской конференции 1932 г. о прекращении ре-парационных выплат Германией и согласилось с решением Женевского со-вещания о равноправии Германии в военно-правовых вопросах. На реше-ние Франции большое влияние оказала Англия.
Во внутренней политике правительство Эррио также не смогло до-биться значимых успехов. Вместо реализации предвыборной программы была претворена политика жесткой бюджетной экономии. Внутри левых начинаются конфликты. В 1932 году Эррио уходит в отставку, что являет-ся показателем бессилия Картеля.
Сменившиеся затем в течение полутора годов шесть правительствен-ных кабинетов, возглавляемых радикалами, не изменили ситуацию. В начале 1934 г. Картель окончательно распался. В период до следующих парламентских выборов в апреле 1936 года сменилось еще пять прави-тельств, не имевших прочной опоры в парламенте, но претендовавших на роль «общенациональных». Объединить сколько-нибудь широкие полити-ческие силы их лидерам не удалось. Национальное Собрание преврати-лось в арену постоянных межфракционных конфликтов. Центристские партии были деморализованы, а на фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену вы-ступил французский фашизм.
В начале 1930-х годов наиболее крупными крайне правыми группи-ровками в стране были две организации: «Аксьон Франсэз» («Француз-ское действие») и «Огненные кресты».
«Аксьон Франсез» — монархическая политическая организация, воз-никшая во Франции в 1899 году под руководством Шарля Морраса. В этой организации царили националистические настроения. Опиралась она на аристократию и армию. Идеология «Аксьон Франсэз» подразумевала восстановление монархии во Франции, создание корпоративного государ-ства, национализм в духе Крови и Почвы, строгую приверженность като-лицизму. Идеи и результаты Французской революции отвергались данной организацией. Организация крайне враждебно относилась к Великой французской революции, её наследию и идеалам. Главной целью органи-зации являлось восстановление Старого порядка под властью династии Бурбонов. В 1930-х годах организация приняла профашистский характер. Её руководством были созданы вооружённые отряды — «Королевские молодчики».
Организация «Огненные кресты» была основана в 1927 году как ас-социация бывших фронтовиков, награждённых боевыми орденами. С 1932 года во главе организации стоял полковник Франсуа де ля Рок. Целью данной организации выступали идеи авторитарной перестройки государ-ственной системы и социальных реформ в русле корпоративизма и патер-нализма. «Огненные кресты» располагали прочной организационной структурой военизированного характера.
В январе 1934 года в Париже начались демонстрации правых сил.
Основные темы, которые были оглашены на демонстрации:
 засилье евреев, иностранцев и масонов во француз-ском обществе;
 необходимость «очистки» нации, создания «чистой расы».
Крупнейшее выступление состоялось 6 февраля. По сути это была попытка фашистского переворота. Поводом для данного выступления по-служила отставка полицейского префекта Жана Шапе, который принадле-жал к одной из правых группировок и всячески потворствовал им.
В ночь на 6 февраля правые активисты собрали свои силы на Пло-щади Конкорд, напротив Национальной Ассамблеи, но по другую сторону Сены. Часть демонстрантов была вооружена. Противостояли им силы пра-вопорядка и некоторое количество левых активистов. Силы правопорядка обороняли стратегически важный мост через реку, не давая толпе пересечь её.
Мост удалось отстоять, но эта попытка показала силу и мощь пра-вых. Беспорядки произошли и в некоторых других частях Парижа. В ре-зультате правительственного отпора 16 человек погибли, около двух ты-сяч получили ранения, большинство из них были членами «Аксьон Фран-сез». Если бы тогда к выступлению присоединились «Огненные кресты», то Палата депутатов была бы захвачена. Но руководитель Лиги полковник Де ля Рок не стал этого делать, решив в конце концов уважать конституци-онные процедуры формирования органов власти. Через некоторое время лига «Огненные кресты» была распущена, а вместо нее создана Француз-ская социальная партия правоконсервативной направленности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы