Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Подготовка обучающихся к решению сюжетных задач на материале единого государственного экзамена
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки обучающихся к решению сюжетных задач на материале единого государственного экзамена 5
1.1. Теоретические основы для решения сюжетных задач 5
1.2. Теоретические основы для решения сюжетных задач на материале единого государственного экзамена 13
Вывод к главе 1 24
Глава 2. Методические разработки для подготовки обучающихся к решению сюжетных задач на материале единого государственного экзамена 25
2.1. Анализ школьных учебников 25
2.2. Разработка элективного курса «Практикум решения сюжетных задач на материале единого государственного экзамена» 33
2.3. Апробация 72
Вывод к главе 2 79
Заключение 80
Литература 82
Введение:
В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения» [21] представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования. В предметные результаты изучения предметной области «Математика» входит решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия, а также составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи.
Так как решение сюжетных задач практического содержания имеет в математическом образовании существенное значение, то на обучение решения сюжетных задач выделяется немалое количество внимания и уроков. Навык решения сюжетных задач можно отнести к одному из первостепенных и наиболее значительных показателей уровня знания математического образования обучающихся. Сюжетные задачи подведены к настоящим жизненным условиям, поэтому математические знания и умение решать задачи пригодиться учащимся в дальнейшей повседневной жизни. Благодаря чему ученики продолжают улучшать в себе такие качества, как самостоятельность, усердность, навыки умственного труда (старательность, сосредоточенность, исправность, правильную расстановку умственных действий), а также сознательное отношение к обучению.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что тема «Подготовка обучающихся к решению сюжетных задач на материале единого государственного экзамена» актуальна.
Объект исследования: процесс обучения математике в школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения решению сюжетных задач на материале единого государственного экзамена.
Цель данной квалификационной работы рассмотреть и раскрыть ключевые моменты методики решения сюжетных задач, разработать факультативный курс и систему задач к нему по данной теме для подготовки к ЕГЭ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и значение сюжетной задачи;
2) Раскрыть обобщенные методы работы над сюжетной задачей;
3) Рассмотреть типизацию задач «на движение», «на работу», «на проценты», «смеси, сплавы и концентрацию» и методику их решения;
4) Подобрать систему задач по данной теме;
5) Разработать факультатив по теме «Решение сюжетных задач на материале единого государственного экзамена».
Методическая новизна: разработан элективный курс для подготовки учащихся к решению сюжетных задач в рамках ЕГЭ по математике.
Практическая значимость заключается в том, что в дальнейшем материалы работы могут быть использованы в учебно-методическом процессе основной школы, как элективный курс для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Заключение:
Квалификационная работа посвящена методике изучения сюжетных задач в основной школе. Цель данной квалификационной работы заключалась в том, чтобы рассмотреть и раскрыть ключевые моменты методики решения сюжетных задач, разработать план факультатива и систему задач по данной теме для подготовки к ЕГЭ. Работа состояла из двух глав и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам формирования методики обучения решению сюжетных задач в основной школе. Во второй главе рассмотрена методика работы с текстовой задачей на конкретных примерах.
Результаты данной дипломной работы:
проанализирована психолого-педагогическая и учебно-методическая литература;
раскрыто понятие сюжетной задачи;
определено значение сюжетных задач в обучении математике;
раскрыты основные способы и этапы решения задач;
разобраны методические особенности обучения школьников решению основных видов задач в курсе алгебры основной школы;
− представлена типизация сюжетных задач, раскрыты основные методы их решения;
проведен анализ учебников по алгебре за 9 класс по теме исследования, таких авторов, как Г.В. Дорофеев, Ш.А. Алимов, Ю.Н. Макарычев, А.Г. Мордкович;
проанализированы сюжетные задачи, взятые из демонстрационных вариантов ОГЭ и пробников за 2010 − 2018 года.
В процессе выполнения квалификационной работы был разработан факультативный курс для обучающихся в 10-11 классов, в котором представлена система упражнений для каждого вида задач− по принципу от простого к сложному. Итоговым результатом данного курса является приобретение знаний, о типах и способах решения сюжетных задач, повышение уровня решения сюжетных задач, а также успешная сдача экзаменов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы подготовки обучающихся к решению сюжетных задач на материале единого государственного экзамена
1.1. Теоретические основы для решения сюжетных задач
В обучении математике младших школьников преобладают задачи, которые называют по-разному: арифметическими, вычислительными, сюжетными, текстовыми. Такие задачи сформулированы на естественном языке, поэтому их называют текстовыми; в них обычно описывается количественная сторона какого-то явления или события, поэтому их часто называют арифметическими или сюжетными; они представляют собой задачи на отыскание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины, поэтому их иногда называют вычислительными. Понятие «задача» является одним из самых важных понятий в математике. Изучением данного понятия занимались многие учёные, поэтому в настоящее время нет единого подхода к определению.
Стойлова Любовь Петровна предлагает такое определение: «текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения». [22]
Бантова Мария Александровна в своих работах говорит о том, что «задача подразумевает такую жизненную ситуацию, которая связана с числами и требует выполнения арифметических действий над ними». Под сюжетной задачей Фридман Лев Моисеевич понимает «задачу, в которой описан некоторый жизненный сюжет, явление, событие, процесс с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений».
По Г. Т. Зайцеву «задача – это система данных и искомых с их свойствами и отношениями и с указанием на необходимость найти искомые». В начальном курсе математики понятие «задача» используется тогда, когда речь идет о текстовых, арифметических задачах. Они обычно формулируются в виде текста, в котором отражены количественные отношения между реальными объектами.
Свечников А.А. к основным признакам текстовой задачи относит:
• словесное изложение сюжета, в котором явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которых входят в задачу;
• числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи;
• задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин; эти значения называют искомыми.
В течение всего времени обучения в школе учащиеся решают большое количество математических задач. Приблизительно третью часть из них составляют сюжетные задачи, которые моделируют реальные жизненные ситуации, окружающие ученика.
Под сюжетной задачей мы будем понимать текстовую задачу, фабула которой отражает житейский сюжет, одну из сторон какого-то явления, процесса, имеет хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, содержит математические отношения, выраженные нематематическими терминами [23].
Сущность решения математических задач, вообще, и сюжетных, в частности, заключается в следующем: «… это значит найти такую последовательность общих положений математики (определений, аксиом, теорем, правил, законов, формул), применяя которые к условиям задачи или их следствиям (промежуточным результатам решения), получаем то, что требуется найти в задаче, — ее ответ» [25].