Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Платья эпохи Екатерины II
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ЕКАТЕРИНЫ II 11
1.1. Повышение культуры общества в последней четверти XVIII века 11
1.2. Вклад Екатерины II в культуру и моду последней четверти XVIII века 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МОДЕ ЭПОХИ ЕКАТЕРИНЫ II 26
2.1. Эталон красоты одежды в России XVIII века 26
2.2. Влияние традиций Европы в русском костюме последней четверти XVIII века 32
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА ПО ЗАЛУ ЖИВОПИСИ XVIII ВЕКА В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ НА ТЕМУ «ПЛАТЬЯ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ II» В 8 КЛАССЕ 40
3.1. Методический план экскурсии и ее проведение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Источники 66
Литература 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Введение:
XVIII в. характеризуется, прежде всего, реформаторским течением, направленным на ликвидацию разрыва в уровнях общественного и культурного развития России и Европы.
Именно на этом этапе впервые и произошел фундаментальный переход от Средневековья к Новому времени, что обусловлено всеобщей европеизацией страны. Можно было наблюдать очень масштабную трансформацию старых государственных учреждений, становление современного административно-бюрократического аппарата.
Как результат общности всех петровских преобразований и далее следовавших перемен, в политическом дискурсе Русского государства произошло характерное становление абсолютной монархии. И, соответственно, такое абсолютистское государство испытывало достаточно острую необходимость в светской культуре [14, с. 141].
Одной из особенных черт культуры Нового времени являлась непосредственно ее открытость, активный диалог с другими странами. И этот диалог стал, в сущности, политической системы, ориентированной на подрыв замкнутости общества в разных сферах. Связи с западными странами все больше укоренялись, а благодаря европеизации на территорию России активно проникали гуманистические и рационалистические учения. Абсолютизм стал также демонстрировать черты рационализма, европейского Просвещения.
Для исторического периода Нового времени характерными можно назвать такие процессы, как ускорение темпов развития, его усложнение как такового, берет свое начало дифференциация в области культуры.
Таким образом выделяются области науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.
Все это являлось своеобразными «каналами» продвижения культуры и просвещения в эпоху правления Екатерины II.
Екатерина Великая находилась у власти с 1762 по 1796 годы.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что именно в годы ее правления Российская империя сумела победить в нескольких войнах, при этом расширив территориальные границы. В годы ее правления за рубежом Россию стали воспринимать и как могущественную державу, и как просвещенную европейскую страну. Кроме того, императрица увлекалась литературой, живописью, развивала искусство, являлась просветительницей народа [8, с.12].
Именно при Екатерине Великой с точки зрения культурного развития страны Россия стала великой мировой державой. Ее политика и реформаторская деятельность очень хорошо вплетаются в общее состояние просвещенного абсолютизма XVIII в.
То, что Екатерина Великая активно следовала просветительским идеям, стало определяющим с точки зрения внутриполитического развития страны, что впоследствии получило название «просвещённого абсолютизма».
Императрица активно воплощала просветительские идеи. Н.А. Ерофеев, к примеру, полагал, что русское общество в обусловленный период испытало активное влияние Франции [45, с. 52].
Достаточно интересным и отдельным феноменом являются платья в эпоху ее правления. Важно пронаблюдать отношение монарха к такому социокультурному явлению, как мода. Ведь с помощью наряда, можно продемонстрировать свои идеологические установки и транслировать их в общество. Во многих государствах именно в императорском дворе рождаются актуальные тенденции в одежде.
Императрица Екатерина Великая увлекалась исторической литературой, философскими учениями, разбиралась в юридической науке. Помимо этого императрица знала труды таких просветителей, как Вольтер, Монтескье, Дидро, Тацит и Бейль. В целом, круг интересов монарха был широким. Помимо этого, она неплохо разбиралась в богословии. Исходя из своих убеждений, она считала необходимой задачей просветить нацию, которая будет под ее управлением.
Заключение:
В ходе произведенного исследования были решены следующие задачи: представлено влияние традиций Европы в русском костюме XVIII века; исследован вклад Екатерины II в культуру и моду; разработан методический план экскурсии; проведены внеурочное мероприятие и рефлексия экскурсии.
Следует, прежде всего, заключить о том, что в XVIII происходило так называемое просвещение народа, что было обусловлено актуализацией внимания к западноевропейским тенденциям в части общественного развития, образования, культуры и прочего.
То есть, в рассматриваемый период в России происходил колоссальный культурный подъем во всех сферах: в искусстве, в частности, в живописи, в литературе, в архитектуре, науке, образовании. Было открыто большое количество музеев, которые собирали коллекции полотен современных художников и художников прошлого времени.
Культурный и образовательный подъем, в свою очередь, обусловили новые тенденции развития общества, в частности, это касалось и тенденций мода и стиля.
Именно Екатерина II сформировала аристократическое просвещенное общество, наделив при этом женщин особой интеллектуальной силой и манерами. Таковой являлась мысль о создании «идеального человека» и «идеального общества» в масштабном понимании.
Именно благодаря Екатерине II Россия, в частности, именно русские женщины смогли открыть «окно» к западноевропейским модным тенденциям и к культуре Западной Европы в общем. Екатерина в своих указах настаивала на простоте платьев, а также заботилась о том, чтобы мануфактурное производство процветало и развивалось. По праздникам Екатерина приказывала носить дамам и кавалерам носить московские парчи, а в другие дни – шелковые материи.
Она смогла показать женщинам совершенно другой мир, где в принципе существовало такое слово как «мода», что, в свою очередь, осчастливило представительниц дворянского сословия. Культура и мода XVIII века, действительно, зависели именно от жеста императрицы, которая, в свою очередь, не имела русского происхождения по своему роду.
Вклад Императрицы с точки зрения самосознания женщины трудно переоценить.
Таким образом, следует отметить, что, несмотря на то, что французская мода оказывала непосредственное влияние на могу, русские элементы оставались в ней превалирующей, что выражалось в стремлении к русским мотивам, традиционным оттенкам.
То есть, несмотря на западноевропейский эталон, русская самоидентичность сохранялась, не теряя себя. Общественные нравы российской действительности в том числе диктовали свои уникальные народные черты и традиции, вследствие которых мода выстраивалась соответствующим образом, не нарушая при этом структуры привычного положения культуры в обществе.
Было рассмотрено, что, несмотря на то, что Екатерина Великая радела за «народность» в женском платье, тем не менее, именно Европа была законодательницей мод и диктовала свои плавила модницам.
Для того, чтобы сделать занятия для детей нестандартным, запоминающимся, чтобы они хотели продолжить исследовать историю России, нами было предложено провести лекции и экскурсии в самой Третьяковской галерее, акцентируя внимание детей на моде XVIII века, основной представительницей которой являлась императрица Екатерина II.
Обучающий курс по искусству и культуре XVIII века проходил в два блока:
Первый блок – это лекционные занятия, которые знакомят детей с бытом того времени через картины русских художников. Второй блок- проведение экскурсии.
Это необходимо для того, чтобы к моменту изучения моды XVIII века у учащихся уже сформировалось общее представление о той легендарной эпохе и личностях, о повседневности. Все это поможет более легкому и качественному усвоению экскурсии на тему «Платья в эпоху Екатерины II» в 8 классе.
Внимание школьников было привлечено к полотнам с изображением императрицы Екатерины II и к другим историческим персонажам, которые подражали моде.
Нами была разработана экскурсия по залам Третьяковской галереи на тему «Платья в эпоху Екатерины II» для учащихся 8 класса. Экскурсия методично объясняет, какой являлась мода XVIII века, и что Императрица задавала тон для модниц и, в частности, были представлены основные элементы моды эпохи правления Екатерины II.
Принцип разработанного экскурсионного маршрута – поэапность и лаконичность изложения материала. Очень важно, чтобы учащиеся смогли хорошо усвоить представленную им тему, стараясь самостоятельно отмечать какие-то, на первый взгляд, совершенно незначительные детали.
В ходе проведенного итогового тестирования, которое было ориентировано на усвоение знаний учащихся 8 класса в ходе прохождения экскурсионного маршрута в Третьяковской галерее на тему «Платья в эпоху Екатерины II» было выявлено следующее:
— учащиеся вполне хорошо усвоили весь материал, который также был ими закреплен в процессе самостоятельной проективной работы дома над презентациями, докладами и проектами.
— средней балл усвоения материала экскурсии составлял 6,1 из максимальных 8 баллов, что является продуктивным показателем.
Фрагмент текста работы:
XVIII век, по мнению М.П. Стародубцева, характеризуется, прежде всего, реформаторским течением Петра I, направленным на ликвидацию разрыва в уровнях общественного и культурного развития России и Европы. Именно на этом этапе впервые и произошел фундаментальный переход от средневековья к новому времени, что обусловлено всеобщей европеизацией страны.
Можно было наблюдать очень масштабную трансформацию старых государственных учреждений, становление современного административно-бюрократического аппарата.
Как результат общности всех петровских преобразований в политическом дискурсе Русского государства произошло характерное становление абсолютной монархии. И, соответственно, такое абсолютистское государство испытывало достаточно острую необходимость в светской культуре.
Одной из особенных черт культуры нового времени являлась непосредственно ее открытость, активный диалог с другими странами. И этот диалог стал, в сущности, политической системы, ориентированной на подрыв замкнутости общества в разных сферах. Связи с западными странами все больше укоренялись, а благодаря европеизации на территорию России активно проникали гуманистические и рационалистические учения. Абсолютизм стал также демонстрировать черты рационализма, европейского Просвещения.
Для исторического периода Нового времени характерными можно назвать такие процессы, как ускорение темпов развития, его усложнение как такового, берет свое начало дифференциация в области культуры.
Таким образом выделяются области науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.
Достаточно существенным средством просвещения русского народа в XVIII в. стало появление периодической печати: первая газета, вышедшая в печать в России –это «Ведомости», первый выпуск которой увидел свет в 1703 г.. Прогрессивный рост книгопечатания обусловил также и развитие книжной торговли.
Уже в 1714 г. в России появилась первая доступная библиотека.
В 1719 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый русский музей – Кунсткамера. В 1725 г. была открыта Академия наук как итог просвещенческой тенденции на территории страны. Кроме того, усиленно появлялись обряды в культурно-общественной жизни, ведении быта. Это было нацелено непосредственно на то, чтобы привить обществу стиль западноевропейского жизненного уклада.
Здесь же вместо летоисчисления «от Сотворения мира» (а именно, с 1 января 1700 года) было введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился новогодний праздник, как подобие европейским традициям [26].
При учете всех движений по направлению европеизации, которые происходили при Петре I, все же следует отметить, что более решительная тенденция в сторону европеизации русской культуры осуществлялась именно в период правления Екатерины II.
В эпоху ее царствования началась эпоха не просто абсолютизма, а уже просвещенного абсолютизма. Именно это характеризует период правления Екатерины II.
Время правления Екатерины II называют веком просвещённого абсолютизма, т.к. сама императрица стремилась проводить реформы схожие с теми, которые проводились в Европе. За время правления императрицы осуществляла свою работу Уложенная комиссия, образован государственный банк, начало свою деятельность Вольное экономическое общество. Это был «золотой век» русского дворянства, во время которого происходило усиление крепостничества.
При императрице получило развитие предпринимательство. Екатерина II проводила успешную внешнюю политику. Именно в её правление Россия добилась выхода к Чёрному морю, присоединила Крым, Прибалтику. В результате разделов Польши Россия присоединила всю Белоруссию и большинство украинских земель. Таким образом, значительно усилился международный авторитет государства.
В частности, политическая система императрицы была такова, что особое внимание она уделяла воспитанию «нового человека», среди черт которого должна присутствовать нравственная совершенность.
И воспитание детей в таком духе на протяжении времени должно привести к обновлению всего общества в целом.
И с этой точки зрения все общество в конце концов должно воспитываться только в западном духе.