Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Фольклор

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему П.И. Якушкин — фольклорист и писатель.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Глава 1. Якушкин — собиратель фольклора 9
1.1. Этапы биографии П.И. Якушкина 9
1.2 Научный интерес Якушкина к этнографии и фольклору, принципы и методы собирания произведений фольклора 13
Глава 2. Фольклор в народных рассказах и очерках Якушкина 18
2.1 Сборники песен 18
2.2 Путевые письма 23
2.3 Рассказы 34
Глава 3. Изучение творчества писателей-шестидесятников на факультативных уроках в школе 44
3.1 Анализ школьных программ в свете изучения творчества писателей-шестидесятников 44
3.2. Место материалов о творчестве писателей-шестидесятников в элективном курсе 47
3.3 Разработка элективного курса о творчестве П.И. Якушкина как фольклориста и писателя 50
Заключение 60
Библиография 63

 

  

Введение:

 

П.И. Якушкин как писатель-этнограф и фольклорист формировался под действенным влиянием демократической этнографии и фольклористики. Расцвет его творческой деятельности приходится на конец 50-х — начало 60-х гг. XIX столетия.
П.И. Якушкин сблизился с кружком А.Н. Островского благодаря своей любви к поэзии народа. Фольклорист П.В. Киреевский способствовал пробуждению у него интереса к собиранию произведений народного творчества. В результате у Якушкина возникла идея всесторонне изучить народную жизнь 1860-х гг.
Характерной чертой этнографической и фольклорной деятельности П.И. Якушкина стал новый подход к изучению народного быта. П.И. Якушкин своим опытом и примером открыл новый исследовательский тип в сфере изучения жизни народа. Такой тип впоследствии получил название «этнографов-народников» (в частности, благодаря А.Н. Пыпину, который отмечал, что причиной появления таких исследователей стала эпоха реформирования и освобождения крестьян, вдохновившая этнографов-народников на ревностное изучение народного быта в целях служения народу) .
Художественное наследие Якушкина довольно своеобразно. Оно представлено и беллетристикой, и этнографией, и фольклором, что предопределило особенности прозы П.И. Якушкина. Прежде всего, его творческая деятельность обращена к жанру травелога или, как это называлось в то время, путевых заметок и писем, которые возникли в процессе осуществления наблюдений над народной жизнью. Данные наблюдения нашли свое отражение в записях в дневнике писателя. Этим обусловлена художественно-образная структура прозы П.И. Якушкина, которая словно распадается на отдельные фрагменты в виде сцен, дорожных встреч, бесед и наблюдений, формирующих в своей совокупности широко обобщенную в социальном плане картину народной жизни.
В прозе П.И. Якушкина наблюдается сочетание этнографических и фольклорных описаний, при этом фольклор является не просто данностью народного быта, но своего рода исторической проекцией, которая знакомит с прошлым русского крестьянства с точки зрения современной П.И. Якушкину эпохи.
П.И. Якушкин, прежде всего, писатель-путешественник. Его работы отличают: строгая документальность, отражение подлинных событий, отсутствие придуманных фабулы и персонажей. При этом в беллетристике П.И. Якушкина обнаруживаются черты «художественной этнографии» (термин Н.А. Добролюбова), что характерно для целой школы художников – этнографов из «Современника» и «Отечественных записок».
П.И. Якушкин предоставлял свои записи П.В. Киреевскому. Стоит отметить, что он отличался от других его корреспондентов. П.И. Якушкин проявлял искреннюю заинтересованность при сборе народных песен и даже стал первопроходцем в истории научного собирания фольклора.
Доказательством вышесказанного являются письма П.В. Киреевского Н.М. Языкову в январе 1846 г., когда Киреевский отмечал большой потенциал П.И. Якушкина . В предисловии к «Русским народным стихам» П.В. Киреевского, датированным 1848 гг. акцентируется внимание на неутомимой благородной ревности П.И. Якушкина, пешком исходившего не одну губернию в поисках песен. В частности, П.И. Якушкин обошел Костромскую, Тверскую, Рязанскую, Тульскую, Калужскую и Орловскую губернию . Его искренняя любовь к русской народности позволила преодолеть многие трудности и препятствия.
Сам П.И. Якушкин говорил о двадцатилетнем опыте собирания песен для Киреевского. Однако его материалы были опубликованы не только в Собрании песен П.В. Киреевского, но и в знаменитом сборнике пословиц и поговорок В.И. Даля, а также в Собрании сказок и легенд А.Н. Афанасьева. Более того, вышел уникальный сборник народных песен П.И. Якушкина, который и в настоящее время привлекает внимание фольклористов.
Очерки и рассказы П.И. Якушкина пестрят различными фольклорными материалами. Данные материалы имели большую популярность у читателей демократического направления 1860-х гг. При этом необходимо отметить довольно раннее формирование П.И. Якушкина в качестве собирателя фольклора, что обусловлено той атмосферой, в которой вырос этот удивительный человек. По этой причине мы можем говорить о необходимости серьезного изучения деятельности П. И. Якушкина в качестве фольклориста, что и обусловило актуальность исследования.
Анализируя степень разработанности темы, можно отметить, что в истории культуры периодически возникал интерес к традиционному фольклору. Несмотря на то, что каждая эпоха трактовала фольклор по-разному, причины возобновления общественного интереса к фольклору во всех случаях схожи. Это связано с особенностями функционирования и развития культуры.
Сегодня внимание к фольклору знаменует собой новый этап в истории культуры российского общества. Современная наука склоняется к рассмотрению фольклора как целостной культуры, включающей в себя, наряду с изучаемыми художественными характеристиками фольклора, функции социального, психологического и культурологического порядка. Изучению фольклорных жанров сегодня посвящаются такие труды отечественных ученых как «Теория фольклора» В.П. Аникина, «Народная культура славян» П.Г. Богатырева, «Русская народная сказка» Н.М. Ведерниковой, «У золотых родников: Записки фольклориста» Н.П. Колпаковой, «Мифологические персонажи в русском фольклоре» Э.В. Померанцевой и др.
Стоит отметить, что в ряде исследовательских работ по изучению творческого наследия П.И. Якушкина рассматриваются вопросы его ранней фольклористической деятельности , роль фольклора в беллетристике писателя , а также его творчество в годы революционной ситуации в России .
Так, А.Л. Фокеев в монографии «Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тенденции, типология» изучает творчество П.И. Якушкина как представителя этнографического направления в литературном процессе XIX века.
В специальной монографии А.И. Баландина «П.И. Якушкин. Из истории русской фольклористики» рассматривается история жизни собирателя народной словесности, путешествующего агитатора, автора народных рассказов и очерков.
Несмотря на значительное количество трудов, посвященных творческому наследию П.И.Якушкина, ряд вопросов по проблемам народознания, специфике фольклорно-этнографической прозы беллетриста продолжает оставаться вне поля зрения исследователей. В этом и состоит актуальность настоящей квалификационной работы. Она связана с той ролью, которую сыграла демократическая литература в общем историко-литературном процессе второй половины XIX века. Без выяснения её места в нем нельзя представить развитие литературы в целом, что, безусловно, ограничивает кругозор исследователя и сужает представление студентов и школьников о сложности и многогранности критического реализма.
Объектом исследования являются очерки и рассказы П.И. Якушкина.
Предметом исследования выступает этнографическая деятельность П.И. Якушкина и его творчество как фольклориста и писателя.
Цель работы – исследовать творческое наследие П.И. Якушкина как фольклориста и писателя. Задачи работы:
— рассмотреть этапы биографии фольклориста;
— выявить основные направления, принципы и методы этнографической деятельности исследователя;
— раскрыть особенности литературного творчества П.И. Якушкина в его связи с фольклором;
— проанализировать рассказы, очерки писателя и его «Путевые письма»;
— обосновать значимость изучения творчества писателей шестидесятников на факультативных уроках в школе.
Основным методом исследования послужил анализ существующих литературных источников по теме исследования. Также использованы такие методы исследования, как конкретно-исторический, сравнительно-типологический и историко-литературный.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи работы, обозначаются предмет и объект исследования, описываются степень научной разработанности проблемы, методология исследования и структура работы.
В первой главе рассматриваются основные этапы биографии П.И. Якушкина. Исследуется научный интерес Якушкина к этнографии и фольклору, принципы и методы его работы по сбору фольклорных произведений.
Во второй главе анализируются фольклорные черты в народных рассказах и очерках П.И. Якушкина. В частности, дается описание сборников песен, путевых писем, рассказов.
Третья глава посвящена анализу творчества писателей-шестидесятников на факультативных уроках в школе. В частности, проводится анализ школьных программ в свете изучения творчества писателей-шестидесятников, разрабатывается элективный курс, посвященный творческому наследию П.И. Якушкина как фольклориста и писателя.
В заключении формулируются выводы относительно проведенной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

П.И. Якушкин получил известность, прежде всего, как профессиональный собиратель фольклора. На формирование его как фольклориста огромное влияние оказала среда, в которой прошли детские годы. Изначально мальчик обучался дома, затем поступил в Орловскую гимназию. Уже здесь у Якушкина сформировалось «направление к простонародности», которое затем переросло в желание познакомиться с народным творчеством. В период обучения в гимназии Якушкиным были сделаны первые фольклорные записи.
Затем он поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако доучиться ему так и не удалось, потому как он увлекся литературой и собиранием фольклорных произведений.
Значительное влияние на становление его как фольклориста оказало знакомство с таким известным собирателем фольклора как П.В. Киреевский. Именно он посоветовал Якушкину заняться систематическим сбором произведений фольклора.
Более двадцати лет Якушкин странствовал по России, занимаясь собиранием фольклорных произведений. Данное путешествие имело историческое значение. Собранные им материалы печатались в таких журналах как «Отечественные записки», «Дело», «Современник», «Искра» и некоторых других. Благодаря своим публикациям фольклорист стал очень известен в России, прослыл легендарной личностью. Кроме того, его воспринимали как вольнодумца. Из-за своих статей, в которых он выступал против властей, Якушкин оказался в ссылке, где подорвал свое здоровье. Но, свою литературную деятельность он продолжала при любых обстоятельствах, что, безусловно, достойно уважения. После его смерти все произведения объединили в собрание сочинений, которые выходили в России несколькими изданиями.
Значительный интерес исследователей, изучающих творческую манеру П.И.Якушкина как фольклориста, вызывают методы и принципы собирания им фольклорных произведений. Он полагал, что песни нужно записывать именно так, как они звучат, с голоса, в котором нашло свое отражение все своеобразие песенного напева. Для чего он использовал такие приемы как повторы, усилительные частицы. Практиковал фольклорист и фонетическую запись. Кроме того, в своей деятельности он применял фронтальное исследование фольклора в определенной местности. Такой принцип имел значительное научное значение. В результате формировалось представление о репертуаре жителей той или иной местности. Большое значение в его деятельности имел фольклорный дневник.
Особый интерес среди фольклорного наследия П.И.Якушкина представляют собранные им песни, которые были изданы отдельно в 1860 и в 1865 годах. Всего было опубликовано около 500 песен. Песни отличались разнообразием в жанрово-тематическом отношении. Изначально фольклорист вел записи только традиционных крестьянских песен. Затем обратился к другим жанрам. Его внимание привлекали те песни, социальная направленность которых являлась очевидной.
Якушкин полагал, что именно в солдатских и исторических песнях выразились народные воззрения на рекрутчину и быт солдат. В таких песнях воплотилась вся трагедия рекрутского набора. Значительное место в фольклорном наследии Якушкина занимают разбойничьи песни.
Многодневные путешествия фольклориста были описаны в его «Путевых письмах». Наибольший интерес представляют «Путевые письма» из Орловской губернии. В них выразились фольклористические воззрения и социальные взгляды Якушкина. Орловские путевые письма в основном были посвящены преданиям о разбойниках, которые грабили и убивали, и «благородным разбойникам», кто, жалея простых мужиков, грабил богатых людей, например, Тришка Сибиряк. В «Путевых письмах» содержались и городские описания, а также пейзажные зарисовки. Якушкина всегда интересовала жизнь простых людей.
Кроме фольклорной деятельности Якушкин занимался написанием рассказов и очерков. Главными героями его произведений были разбойники. Затрагивает в своих произведениях писатель и крестьянский вопрос, который являлся актуальным в том время. Он выражал свое негодование по отношению к властям и их реформам при помощи эзопова языка. Солдатская тема также находилась на первом плане его очерков. В 1860-е годы проявилась социальная направленность его произведений. Рассказы и очерки Якушкина были наполнены документально-этнографическими описаниями. Главная роль в них принадлежала рассказчику, который комментировал сюжет. В свои рассказы Якушкин вводил фольклорные произведения: песни, присказки, которые были переданы в сказовой манере, в духе народнопоэтической эстетики. Так, например, в рассказе «Мужицкий год» фольклорные вставки, а именно крестьянские обряды и крестьянские песни придают произведению деревенский колорит и отражают народную жизнь. В рассказе отражаются черты этнографического описания. Обряды, которые мы встречаем в рассказе, являются отражением крестьянской жизни.
Следует отметить, что и сегодня творческое наследие вызывает интерес не только исследователей творчества П.И. Якушкина. На наш взгляд, с творчеством известного фольклориста следует знакомить школьников старших классов в рамках элективных курсов. Якушкин принадлежал к писателям-шестидесятникам, которые оставили значительный след в русской культуре. Изучение их наследия позволяется расширить границы школьной программы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Якушкин — собиратель фольклора

1.1. Этапы биографии П.И. Якушкина

Один из первых в истории науки профессиональных собирателей фольклора П. И. Якушкин родился 14 января по старому стилю (26 января по новому стилю) 1822 г. Местом рождения Павла Ивановича является усадьба Сабурово, расположенная в Малоархангельском уезде Орловской губернии.
В качестве собирателя фольклорных произведений П.И. Якушкин сформировался довольно рано, чему обязан среде, в которой прошли его детские годы. Отец П.И. Якушкина Иван Андреевич был мелкопоместным дворянином. После службы в гвардии он в звании поручика вышел в отставку. В отставке он перебрался в деревню, где в жены выбрал крепостную крестьянку Прасковью Фалеевну. При анализе родственных связей Павла Ивановича Якушкина необходимо отметить близкую родственную связь по отцу с декабристом Иваном Дмитриевичем Якушкиным .
Иван Андреевич Якушкин вскоре умер, и мать одна воспитывала детей. Общее уважение, внушаемая ею бесконечная доброта, светлый ум и сердечность – все эти качества Прасковьи Фалеевны достоверно описаны современниками. Также она имела дар опытной хозяйки. После смерти мужа осталось имение, которое процветало, благодаря деловым качествам Прасковьи Фалеевны Якушкиной. Это дало возможность обучить шестерых сыновей умершего Ивана Андреевича в Орловской гимназии.
Первоначально Павел Якушкин обучался грамоте в условиях родительского дома. Затем была Орловская гимназия. Среди прочих гимназистов Павла Ивановича, по свидетельствам современников, выделяла мужиковатость, небрежность в костюме и полное неумение соблюдения благопристойности положенной дворянину. Кроме того, видимо, сказывались гены матери. В этой связи интересными представляются воспоминания современников, в соответствии с которыми Павел Якушкин даже получил кличку от учителя немецкого языка Функендорфа – «мужицка чучелка» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы