Пенсионная реформа Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Пенсионная реформа в Российской Федерации. Основные этапы реализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ 11
1.1. История развития пенсионной системы в досоветский период 11
1.2. Пенсионная реформа в СССР 23
1.3. Современное состояние пенсионного обеспечения в РФ 30
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ 40
2.1. Анализ реализации пенсионной реформы как актуальной социальной проблемы в РФ 40
2.2. Современные проблемы пенсионной реформы в РФ 48
2.3. Направления совершенствования пенсионной реформы в РФ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

  

Введение:

 

Пенсионная система в Российской Федерации реформируется последние два десятка лет. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России, низкий уровень пенсий заставляет органы власти и управления искать новые пути решения сложившихся проблем с пенсионным обеспечением.
В процессе своей деятельности пенсионная система РФ подверглась целому ряду преобразований и изменений. Реформирование пенсионной системы России началось с принятых 15 декабря 2001 года Федеральных законов о государственном пенсионном обеспечении и об обязательном пенсионном страховании. Реформирование продолжилось: наиболее значимой реформой, затронувшей основные принципы работы пенсионной системы, стало Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которое определило разделение пенсионных накоплений на страховую и накопительную части. Подобное изменение обеспечило своевременный и регулярный контроль за источниками финансирования, что в свою очередь гарантирует устойчивость пенсионной системы страны в целом. Однако обострение геополитической ситуации, приведшей к введению реторсий со стороны Соединенных Штатов, а также ряда стран Евросоюза по отношению к России, замедлило темпы реформирования пенсионной системы.
Состояние государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения в значительной мере определяет объем потребительского спроса, состояние государственных финансов, фискальную нагрузку на бизнес и уровень оплаты труда. В свою очередь, возможность обеспечивать тот или иной уровень жизни пенсионеров во многом зависит от степени экономического развития страны и темпов роста экономики. Следовательно, при формировании стратегии развития, анализе текущего состояния и перспектив государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения она должна рассматриваться не как изолированный объект, а как одна из наиболее важных составных частей экономики, имеющих значительный потенциал воздействия на ее динамические и структурные характеристики.
На данный момент Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие пенсии, увеличение из-за этого нагрузки на население, снижение соотношения работающих граждан и пенсионеров, нестабильные пенсионные системы, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения.
Развитие пенсионной системы в России предопределило необходимость защиты работающих граждан от наиболее социально значимых рисков с тяжелыми последствиями: потеря кормильца, инвалидизация и достижение нетрудоспособного возраста (старости). Основными целями пенсионной системы являются гарантия минимального дохода (нивелирование риска бедности) и поддержание материального уровня достатка. При этом формы и механизмы реализации пенсионной программы в разное историческое время постоянно трансформировались между пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием. Принципиальным отличием между этими двумя моделями является то, что пенсионное обеспечение в своей основе имеет нестраховой механизм, финансовый источник — это налоги, солидарность является общей между всеми гражданами, основная цель — это обеспечение прожиточного минимума.
Пенсионное страхование имеет страховой механизм формирования пенсионных прав, источник — это страховые взносы, основной принцип — эквивалентность обязательств и прав, солидарность только у работающих граждан, основная цель — это сохранение уровня дохода на пенсии. В настоящее время пенсионная систем РФ превратилась в некий гибрид страхования и обеспечения с множеством экономических противоречий, институциональных неточностей, бесконечных параметрических изменений. В условиях цифровизации и изменения социально-трудовых отношений стала актуальна разработка новой парадигмы пенсионной системы будущего. При этом исторический опыт развития пенсионной системы нельзя не учесть.
Актуальность изучения проблем пенсионного обеспечения не вызывает сомнений и обусловлена поиском оптимальных путей его реформирования.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. В работах П. Самуэльсона (P. Samuelson) выявлены и показаны теоретические принципы функционирования солидарной пенсионной системы. В исследованиях П. Даймонда (P. Diamond), М. Фельдштейна (M. Feldstein), Дж. Либмана (J. Libman) и Р. Рэя (L.R. Wray) проведена классификация типов пенсионного обеспечения, теоретически обоснованы их преимущества и недостатки, исследована история систем пенсионного страхования и предложены подходы к долгосрочному прогнозированию развития пенсионных систем.
В исследованиях Е.Т. Гурвича, Л.А. Ермака, Т.М. Малевой, В.Д. Роика, О.В. Синявской, А.К. Соловьева рассматриваются проблемы, стоящие перед пенсионной системой России, и предлагаются подходы к долгосрочному прогнозированию ее состояния. Демографические проблемы функционирования пенсионной системы России и качества жизни пожилого населения анализируются в работах А.Г. Вишневского и В.Г. Доброхлеб.
Ключевой вклад в развитие модельного инструментария, подходящего для анализа пенсионной системы в структуре экономических взаимодействий — таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевого баланса) — был сделан В.В. Леонтьевым. В дальнейшем проблемы межотраслевого моделирования исследовались в работах А.Г. Аганбегяна, Э.Ф. Баранова, А.Г. Гранберга, Ф.Н. Клоцвога, В.В. Коссова, М.Н. Узякова, Я.М. Уринсона, А.А. Широва, Ю.В. Яременко. Работы К. Алмона (C. Almon) и Д. Мида (D. Meade) посвящены объединению межотраслевого и эконометрического подходов к моделированию экономических процессов.
В исследованиях А.В. Суворова, Дж. Джаноски (J. Janoska) и Р. Бардацци (R. Bardazzi) предложены подходы к анализу воздействия потребительского

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
В целом, пенсионная система России на рубеже XIX-XX вв. являлась довольно противоречивой, и для оценки ее качества требуются дальнейшие исследования.
С момента зарождения и до начала XX в. российское пенсионное законодательство сложилось в стройную, строгую и эффективную систему. Она развивалась в направлении расширения круга граждан, охваченных этой системой. Нельзя согласиться с тем утверждением, что пенсионная система Российской империи была глубоко сословной и защищала преимущественно интересы обеспеченных слоев общества. круг граждан, охваченных этой системой социальной защиты расширялся и к концу XIX в. охватил некоторую часть бедных слоев населения.
По нашему мнению, окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.
Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве. Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения. Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», утвердивший индексацию пенсий.
Причины, аргументирующие необходимость проведения очередного этапа пенсионной реформы, за последние 20-25 лет не претерпели серьезных изменений. К ключевым причинам, на наш взгляд, относятся необходимость сокращения численности получающих пенсионные выплаты и стремление повысить активность работающих россиян в создании своей будущей пенсии. Постоянные изменения вектора развития пенсионной реформы вызывают снижение доверия к пенсионной системе, в том числе из-за частых изменений «правил игры», а также позволяют усомниться в том, что нынешние нормы и правила пенсионной системы определяют политику государства в этом вопросе на сколь-нибудь отдаленную перспективу.
Анализ текущего состояния российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Поэтому для обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная норма и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с конкретными макроэкономическими параметрами.
Реформа пенсионной системы – мера вынужденная и вызвана демографическими и экономическими причинами, которые не позволяют оставить пенсионное обеспечение даже в том виде, в каком оно есть сейчас. Свою опору государство видит в лицах предпенсионного возраста. Поэтому в рамках грядущих перемен одним из новшеств становится помощь «почти пенсионерам» в здоровьесбережении, переквалификации, трудоустройстве и т.п.
Если коротко изложить смысл реформы, то он заключается в нескольких пунктах:
1. Для мужчин возрастной порог повышен 65 лет, а для женщин — до 60 лет. Здесь нужно отметить, что повышение происходит не сразу, поэтому данные значения станут актуальными лишь в будущем.
2. Для граждан, имеющих северный стаж, пенсионный возраст в результате реформы повышается до 55 и 60 лет (женщинам и мужчинам соответственно).
3. Произошли изменения в возрастных порогах пенсии (при начислении компенсаций) для людей, которые утратили кормильца.
4. Для женщин, проработавших 37 лет, и мужчин, имеющих 42 года стажа, действует правило, в соответствие с которым они могут уйти на пенсию на два года раньше.
5. Пенсионный Фонд будет индексировать страховые накопления, которые по темпу развития обгонят инфляцию.
6. Сотрудники бюджетных учреждений могут ожидать увеличения пенсионного возраста на пять лет. Сам возраст рассчитывается из общего стажа. В первую очередь, это коснется педагогов и медработников.
7. Многодетные семьи имеют право на получение постоянных выплат, при этом количество детей берётся в расчёт. Данную возможность можно получить после пятнадцати лет страхового стажа.
8. Пенсионеры, которые проработали более 30 лет, в будущем получат повышение в размере двадцати пяти процентов.
Изучение вопроса о мерах пенсионного реформирования наиболее продуктивно в контексте системных проблем самой пенсионной системы, всей сферы социального обеспечения и, что самое главное, социально-экономического развития. Стало очевидным, что лишь выявление истинной сути проблем позволяет определить наиболее оптимальные способы ее решения и наоборот. При этом любое пенсионное реформирование не должно искажать принципы, изначально положенные в основу системы пенсионного страхования, умалять права застрахованных лиц и снижать уровень гарантированности их реализации.

 

Заключение:

 

Пенсионная система в Российской Федерации реформируется последние два десятка лет. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России, низкий уровень пенсий заставляет органы власти и управления искать новые пути решения сложившихся проблем с пенсионным обеспечением.
В процессе своей деятельности пенсионная система РФ подверглась целому ряду преобразований и изменений. Реформирование пенсионной системы России началось с принятых 15 декабря 2001 года Федеральных законов о государственном пенсионном обеспечении и об обязательном пенсионном страховании. Реформирование продолжилось: наиболее значимой реформой, затронувшей основные принципы работы пенсионной системы, стало Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которое определило разделение пенсионных накоплений на страховую и накопительную части. Подобное изменение обеспечило своевременный и регулярный контроль за источниками финансирования, что в свою очередь гарантирует устойчивость пенсионной системы страны в целом. Однако обострение геополитической ситуации, приведшей к введению реторсий со стороны Соединенных Штатов, а также ряда стран Евросоюза по отношению к России, замедлило темпы реформирования пенсионной системы.
Состояние государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения в значительной мере определяет объем потребительского спроса, состояние государственных финансов, фискальную нагрузку на бизнес и уровень оплаты труда. В свою очередь, возможность обеспечивать тот или иной уровень жизни пенсионеров во многом зависит от степени экономического развития страны и темпов роста экономики. Следовательно, при формировании стратегии развития, анализе текущего состояния и перспектив государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения она должна рассматриваться не как изолированный объект, а как одна из наиболее важных составных частей экономики, имеющих значительный потенциал воздействия на ее динамические и структурные характеристики.
На данный момент Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие пенсии, увеличение из-за этого нагрузки на население, снижение соотношения работающих граждан и пенсионеров, нестабильные пенсионные системы, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения.
Развитие пенсионной системы в России предопределило необходимость защиты работающих граждан от наиболее социально значимых рисков с тяжелыми последствиями: потеря кормильца, инвалидизация и достижение нетрудоспособного возраста (старости). Основными целями пенсионной системы являются гарантия минимального дохода (нивелирование риска бедности) и поддержание материального уровня достатка. При этом формы и механизмы реализации пенсионной программы в разное историческое время постоянно трансформировались между пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием. Принципиальным отличием между этими двумя моделями является то, что пенсионное обеспечение в своей основе имеет нестраховой механизм, финансовый источник — это налоги, солидарность является общей между всеми гражданами, основная цель — это обеспечение прожиточного минимума.
Пенсионное страхование имеет страховой механизм формирования пенсионных прав, источник — это страховые взносы, основной принцип — эквивалентность обязательств и прав, солидарность только у работающих граждан, основная цель — это сохранение уровня дохода на пенсии. В настоящее время пенсионная систем РФ превратилась в некий гибрид страхования и обеспечения с множеством экономических противоречий, институциональных неточностей, бесконечных параметрических изменений. В условиях цифровизации и изменения социально-трудовых отношений стала актуальна разработка новой парадигмы пенсионной системы будущего. При этом исторический опыт развития пенсионной системы нельзя не учесть.
Актуальность изучения проблем пенсионного обеспечения не вызывает сомнений и обусловлена поиском оптимальных путей его реформирования.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. В работах П. Самуэльсона (P. Samuelson) выявлены и показаны теоретические принципы функционирования солидарной пенсионной системы. В исследованиях П. Даймонда (P. Diamond), М. Фельдштейна (M. Feldstein), Дж. Либмана (J. Libman) и Р. Рэя (L.R. Wray) проведена классификация типов пенсионного обеспечения, теоретически обоснованы их преимущества и недостатки, исследована история систем пенсионного страхования и предложены подходы к долгосрочному прогнозированию развития пенсионных систем.
В исследованиях Е.Т. Гурвича, Л.А. Ермака, Т.М. Малевой, В.Д. Роика, О.В. Синявской, А.К. Соловьева рассматриваются проблемы, стоящие перед пенсионной системой России, и предлагаются подходы к долгосрочному прогнозированию ее состояния. Демографические проблемы функционирования пенсионной системы России и качества жизни пожилого населения анализируются в работах А.Г. Вишневского и В.Г. Доброхлеб.
Ключевой вклад в развитие модельного инструментария, подходящего для анализа пенсионной системы в структуре экономических взаимодействий — таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевого баланса) — был сделан В.В. Леонтьевым. В дальнейшем проблемы межотраслевого моделирования исследовались в работах А.Г. Аганбегяна, Э.Ф. Баранова, А.Г. Гранберга, Ф.Н. Клоцвога, В.В. Коссова, М.Н. Узякова, Я.М. Уринсона, А.А. Широва, Ю.В. Яременко. Работы К. Алмона (C. Almon) и Д. Мида (D. Meade) посвящены объединению межотраслевого и эконометрического подходов к моделированию экономических процессов.
В исследованиях А.В. Суворова, Дж. Джаноски (J. Janoska) и Р. Бардацци (R. Bardazzi) предложены подходы к анализу воздействия потребительского

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ
1.1. История развития пенсионной системы в досоветский период

Важнейшей социальной гарантией для человека в пожилом возрасте является пенсия. Материально обеспеченная и «достойная» старость является мерилом качества жизни в любом государстве. Независимо от возраста и социального статуса каждый человек хочет знать, что его ожидает после окончания трудовой деятельности и каковы гарантии его благополучного существования в старости. Советская пенсионная система, сложившаяся в 1950-1960-е годы, была проста, доступна и понятна для каждого гражданина страны. Эта система сохранялась почти в неизменном виде вплоть до распада СССР. С 1990 г. она постоянно реформируется. Сегодня ключевым вопросом при обсуждении пенсионной реформы в России является повышение пенсионного возраста.
К сожалению, большинство россиян имеют весьма смутное представление о российской пенсионной системе и правилах формирования будущей пенсии. Недавно специалисты Пенсионного фонда России даже начали проводить уроки пенсионной грамотности в российских учебных заведениях. Также Пенсионный фонд разрабатывает и издает учебное пособие по основам пенсионной грамотности. Все это, как указывается на официальном сайте ПФР, вызывает большой интерес не только у учащихся, но и у самих учителей.
Реформирование пенсионной системы, проводимое в настоящее время, является наиболее обсуждаемой темой не только в СМИ, но и научном обществе. Социальная обеспеченность слабозащищенных слоев населения является показателем развития любой страны. В каждом государстве существует проблема финансового обеспечения такого населения. Однако, доходы страны не всегда стабильны, а число людей, нуждающихся в финансовой поддержке по различным объективным причинам, ежегодно увеличивается. Решение задачи финансового обеспечения граждан за выслугу лет впервые предлагается еще в период правления Эвмена I, правителя эллинского государства Пергам (283-133 гг. до н.э.). Впервые задокументированные правила пенсионной защиты распространялись только на наемных солдат и заключались в том, что те воины, которые отслужат «430 лунных месяцев» получают пенсию в том же размере что и жалование .
Знание исторических процессов во многом помогают разобраться в сложившейся ситуации, поэтому обратимся к истории вопроса о пенсионном обеспечении. Впервые пенсии (от лат. pensio — платеж) распространялись только на военных и назначались в большинстве своем за выслугу лет. Россия не является исключением.
В России потребность в социальной помощи и защите человека далеко уходит своими корнями в прошлое. Механизм реализации мер по оказанию социальной помощи нуждающимся осуществлялся через монастыри, церковно-приходские общины.
Главное в пенсии — это пожизненная компенсация гражданам, лишившимся прежнего источника доходов. При этом необязательно, чтобы этот прежний источник доходов был единственным источником средств к существованию. Необязательно и то, чтобы указанная компенсация доставляла все необходимые для существования средства.
Исторически важным моментом является и то, в какой форме производится эта компенсация. Многие ученые, ориентируясь на современную форму пенсии, выискивают в истории случаи пенсии, выплачиваемой в денежной форме. Однако в античном мире и в средние века товарно-денежные отношения не имели такого широкого распространения, как в настоящее время. Это вынуждало дополнять денежные выплаты натуральными или обеспечивать граждан компенсацией только в натуральной форме .
Первоначальные формы пенсии в России были тесно связаны с благотворительностью. Издавна ею занимались монастыри. Они строили богадельни для стариков и увечных, временные приюты для бродячих нищих, больницы для бедняков. Благотворительную деятельность монастырей использовало в своих интересах государство.
В Смутное время по инициативе Василия Шуйского около Троице-Сергиевской лавры были построены дома и госпитали для старых, увечных и раненых воинов. Однако чаще отставных стрельцов посылали в монастыри «для прокормления».
В грамоте Феодора Алексеевича 1680 г. на имя архимандрита Тихвинского монастыря (рядом с Новгородом) было первое подробное упоминание «пенсиона», которым наделяло государство отставных стрельцов. Он состоял из денежной и натуральной части и предназначался для монастырского руководства на содержание отставников.
Азовские походы 1695-1696 г. и особенно начавшаяся в 1700 г. Северная война вызвали значительный рост численности ветеранов, уволенных из вооруженных сил по ранению (увечью) и болезни.
Не располагая средствами на их содержание, Петр I решил переложить эту задачу на счет монастырей. 30 декабря 1701 г. он запретил монахам пользоваться всеми доходами монастырских вотчин для «пропитания». «Начальным и подначальным монахам» были установлены следующие годовые нормы содержания на одного человека: «по 10 руб. и 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их». «Излишки» должны были поступать в Монастырский приказ .
Одновременно в монастыри стали посылать отставных больных и увечных офицеров, унтерофицеров и солдат, не имеющих собственных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы