Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Педагогическое сопровождение воспитателей по формированию познавательного интереса дошкольников средствами дидактической игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 7
1.1. Развитие познавательного интереса дошкольников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Характеристика и своеобразие познавательного интереса в дошкольном возрасте 14
1.3. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса дошкольников 23
1.4. Специфика педагогического сопровождения по формированию познавательного интереса дошкольников 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 43
2.1. Организация процедуры исследования: цель, задачи, методы 43
2.2. Проект педагогического сопровождения по использованию дидактической игры как средства формирования познавательного интереса дошкольников 49
2.3. Анализ результатов исследования 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 82

  

Введение:

 

Актуальность. Особое внимание уделяется в последнее время проблеме развития познавательной деятельности, в частности, познавательного интереса дошкольников. Одним из оснований преемственности дошкольного звена в содержании концепции непрерывного образования, кроме развития творческого воображения, общих способностей, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста как основы познавательной активности определяют развитие любознательности дошкольника. Показателем личностной сформированности, ее основной характеристикой, считается система интересов подрастающего человека. Одним из принципов государственной политики в образовании, закрепленным в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14), является создание условий для самореализации и самоопределении личности, что является условием свободного ее развития [66].
Познавательный интерес изучен в трудах многих педагогов и психологов. Вопросам познавательной активности, познавательного интереса, усвоения умений и знаний посвящены исследования многих ученых, среди которых А.Р. Аблитарова [1], А.Ю. Арутюнян [7], Э.А. Баранова [8], Л.А. Венгер [14], В.С. Ильин [28], А.К. Маркова [38], Н.Г. Морозова [46], С.Л. Рубинштейн [54], К.Д. Ушинский [65], Г. И. Щукина [75], и другие. В исследования Л.С. Выготского, В.С. Мясищева, Н.Г. Морозовой [46] рассматривается влияние познавательного интереса на качество мышления и развития волевых качеств; в работах Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес познавательный интерес изучается как предпосылка формирования способностей. Познавательный интерес рассматривается в качестве источника умственной активности (Л.И. Божович [13], В.В. Давыдов [22]); избирательной направленности личности (Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков); условие повышения познавательной активности (Л.С. Выготский [17], В.В. Давыдов [22], А.А. Люблинская [37] и др.).
Потребности сферы дошкольного образования обусловливают поиск инновационных путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у старших дошкольников. И в качестве одного из наиболее эффективных средств развития познавательного интереса является игра. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, интеллектуальных умений. Игры имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим требованиям.
В настоящее время возрастает потребность дошкольных образовательных учреждений в педагогической стратегии руководства игровой деятельностью дошкольников. Однако до настоящего времени не нашли должного разрешения вопросы перехода от стратегии руководства к педагогическому сопровождению игр дошкольников. Анализ теоретических концепций по проблеме педагогического сопровождения позволяет представить его в качестве многоуровневого взаимодействия, основная функция которого состоит в стимулировании той или индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию. Задача современных дошкольных учреждений – обеспечить всестороннее воспитание детей, и ее решение невозможно без эффективного педагогического сопровождения.
В настоящее время выявляется противоречие между необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным применением потенциала игры в условиях детского сада. Данное противоречие обусловило необходимость организации педагогического сопровождения, обеспечивающего преемственность в использовании дидактических игр для развития познавательного интереса дошкольников с привлечением всех участников образовательного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить целесообразность педагогического сопровождения по формированию педагогического интереса дошкольников в дидактических играх.
Объект исследования: дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогический процесс сопровождения игровой детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение в процессе формирования познавательного интереса дошкольников будет эффективным при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий:
 обеспечении взаимодействия детей и педагогов;
 использовании дидактической игры как средства организации познавательной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы определить особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать дидактическую игру как средство развития познавательного интереса дошкольников.
3. Описать специфика педагогического сопровождения по формированию познавательного интереса дошкольников
4. Проверить на практике эффективность педагогического сопровождения воспитателей по формированию познавательного интереса средствами дидактической игры.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович [13], А.В. Запорожец, В.С. Мухина [47], Д.Б. Эльконин [77]);
— положения о рассмотрении познавательного интереса как фактора личностного развития (Л.И. Божович [13], Л.А. Венгер [14, 15], В.В. Давыдов [22], А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев [34], А.К. Маркова [38], и др.);
— положения о закономерностях развития познавательного интереса (Н.Г. Морозова [46], Ф.И. Фрадкина Г.И. Щукина [75, 76], и др.);
— положения о рассмотрении познавательного интереса как способа активизации учебной деятельности (Л.И. Божович [13], Л.С. Выготский [17], П.И. Гальперин, В.В. Давыдов [22], А.Н. Леонтьев [34], Г.М. Щукина [75, 76], Д.Б. Эльконин [77] и др.);
— подходы к пониманию «педагогического сопровождения» (Э.М. Александровская [6], О.В. Звонарева [25], М.А. Иваненко [26], Е.И. Казакова [29], Е.С. Овчаренко [49], Л.И. Пономарева [52], Е.А. Рыбакова [55], Г.И. Симонова [57], Т.В. Солодовникова [60], Н.В. Сутковая [62], А.Р. Уразова [63], С.А. Шилова [72], Н.А. Шинкарева [74], Н.О. Яковлева [78] и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (описание, эксперимент); интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Структура исследования. Дипломная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного интереса, рассматриваемый как активное природное свойство субъекта деятельности в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающееся при реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.
Феномен познавательного интереса трактуется учеными с различных подходов. Под познавательным интересом рассматривается «побудительная сила деятельности» (Д.И. Писарев); «сосредоточенность на предмете познания» (С.Л. Рубинштейн); «эмоционально-познавательное отношение к предмету познания, становящееся направленностью личности» (Н.Г. Морозова); «глубинный внутренний мотив поведения» (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин); и т.д.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, целостное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. В процессе развития познавательного интереса у дошкольников осуществляется последовательный переход от любознательности дошкольника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности на основе участия ребенка в различных видах деятельности. Возрастными особенностями познавательного интереса являются: актуализация активности в поиске информации; появление стремления в познании нового; интеллектуализация процесса познания; переход от чувственного познания мира к теоретическому; расширение спектра интересных объектов; углубление познавательных интересов.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса у старших дошкольников. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы); словесные игры.
Анализ теоретических концепций по проблеме педагогического сопровождения позволяет представить его в качестве многоуровневого взаимодействия, основная функция которого состоит в стимулировании индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.
Под сопровождением ученые рассматривают «создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора» (Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галямова, Е.И. Казакова); «позиция психолога по отношению к субъекту взаимодействий» (Т.И. Чиркова); «диагностирование; консультирование; коррекция, программирование и планирование деятельности по развитию личности» (М.А. Иваненко); «обеспечение условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой» (М.Р. Битянова); «принцип учебно-воспитательного процесса и вид педагогической деятельности (Н.О. Яковлева) «умение педагога быть рядом, следовать за ребенком способствуя его индивидуальному продвижению в траектории обучения, воспитания» (А.Р. Уразова), «процесс наблюдения, консультирования, поощрения самостоятельности ребенка в условиях проблемной ситуации» (Л.И. Пономарева); «защита, поддержка педагогом воспитанника, содействие ему и взаимодействие с ним в творческой деятельности (Е.А. Рыбакова) и др.
Эмпирическое исследование проводилось с детьми 6-7 лет (старший дошкольный возраст) в количественном составе 20 человек. Компонентами измерения уровня развития у старших дошкольников познавательного интереса являлись мотивационный, когнитивный, эмоциональный, и к каждому компоненту подбирались соответствующие методики.
Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточный уровень сформированности познавательного интереса у дошкольников по всем компонентам, что послужило основой для разработки и реализации программы формирующего эксперимента.
На формирующем этапе происходила экспериментальная проверка эффективности развития познавательного интереса у старших дошкольников средствами дидактических игр. Методика работы с детьми включала подбор игр применительно к каждому компоненту познавательного интереса. Всего было проведено 10 занятий, структура которых включала приветствие, разминку, основную часть и рефлексию результатов. В качестве ведущих целей занятия можно назвать следующие: развитие познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию при решении исследовательских заданий. В учебно-воспитательном процессе использовались элементы проблемного обучения. Для поддержания эмоционального компонента познавательного интереса использовался занимательный дидактический материал, создавались ситуации успеха.
Тематика занятий определялась содержанием игр и упражнений и включала работу по закреплению понятий формы, величины, цвета; по обучению количества предметов с цифрами, по различению фигур в соответствии с их пространственным расположением; для обучения обобщению, сопоставлению признаков фигур; для развития представлений о числах и составе чисел; для формирования у детей первоначальных измерительных умений с помощью условных мер; для обучения детей порядковому счету; для развития у детей умений устанавливать сходства и различия между предметами, между геометрическими фигурами при нахождении предметов по образцу; на закрепление знаний детей о частях суток и днях недели; при ознакомлении детей с природным и животным миром.
На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика. Наибольшей сформированностью отличается эмоциональный компонент познавательного интереса, что свидетельствует о том, что большинство детей отличается положительными эмоциональными реакциями при принятии задачи и на всем протяжении задания, что подтверждается наличием мимических признаков, вербальных характеристик. Показатели мотивационного и когнитивного уровня практически распределились между высоким и средним уровнями, что доказывает эффективность проводимых с детьми мероприятий. Большинству детей свойственно устойчивое проявление заинтересованности познавательной деятельностью; проявление положительных эмоций в связи с процессом и результатом познавательной деятельности.
Результаты проведенного исследования показали, дидактические игры служат эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей происходило в ходе проведения систематической диагностики, осуществления косвенных приемов руководства за игровой деятельностью детей с применением тактики педагогического сопровождения; создания ситуаций перехода от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения; в ходе моделирования игровой предметно-развивающей среды и подборе дидактических игр, соответствующих индивидуально-возрастным особенностям детей; демонстрации педагогом безусловной руководящей позиции на занятиях; наличие игровой позиции, сочетающая прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей.
Содержание игр выстраивалось с учетом обеспечения перехода от легких к более сложным заданиям, с чередованием и видоизменением игр; создавались условия для проведения дидактических игр (подбирался дидактический материал, игрушки, оборудование; дети знакомились с правилами и содержанием игр. Обеспечение интереса на занятиях происходило за счет повышения мотивации, создание эмоциональности в ходе участия в деятельности, стимуляции исследовательской активности детей в ходе постановки вопросов проблемного характера, игр, постепенного усложнения материала, создания проблемно-поисковых ситуаций, стимулировании дошкольников к самостоятельной поисковой деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1.1. Развитие познавательного интереса дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Для того, чтобы пробудить в ребенке познавательную потребность, являющуюся источником познавательной активности, необходимо, чтобы обучение способствовало становлению его личности. Л.С. Выготским подчеркивалось, что для каждого возрастного этапа развития ребенка характерно наличие соответствующей ситуации развития, которая целиком определяет его уникальное отношение к окружающей действительности. В соответствии с этим существуют и определенные закономерности развития познавательного интереса ребенка [17]. С точки зрения семантики, понятие «интерес» характеризуется следующими содержательными аспектами: потребность, связанная с мотивацией познавательной деятельности.
Проблемами исследования познавательного интереса занимались такие ученые, как Л.И. Божович [13], В.А. Венгер [13, 14], Е.А. Панько [30] и др.
Интерес представляет собой специфическую форму проявления познавательных потребностей, которая обеспечивает личностную направленность на осознание целей деятельности в процессе ориентировки, ознакомления с новыми фактами для наиболее эффективного отражения окружающей действительности.
Интерес является сложнейшим и значимым образованием личности. Существует множество трактовок интереса с позиций психологических и педагогических подходов. Так, Н.Ф. Добрынин и Т. Рибо в качестве интереса рассматривают избирательную направленность внимания человека [34]. С.Л. Рубинштейн [54] интерес интерпретирует как проявление умственной и эмоциональной активности личности. Д. Фрейер [69] интерес определяет как активатор различных чувств. Н.Г. Морозова [46] под интересом подразумевает отношение индивида к миру, выраженное эмоционально-познавательным характером; А.Г. Ковалев в качестве интереса рассматривает своеобразное отношение личности к объекту, вызываемое такими факторами, как эмоциональная привлекательность объекта и осознание жизненного значения данного объекта [32].
Предметом познавательного интереса является стремление личности проникать в многообразие окружающего мира, интерес побуждает личность к поиску путей творческого преобразования окружающей действительности. В познавательном интересе отсутствует простая созерцательность, он ориентирован на продуктивность. Интерес является активатором и стимулятором творческого познания.
Г.И. Щукиной [76] определена следующая структура познавательного интереса, включающая взаимосвязанные процессы:
— эмоциональный компонент — отражает позитивный характер отношения к деятельности, и наибольшую выраженность приобретает при взаимодействии со взрослыми и сверстниками в ситуациях проявления заинтересованности совместной деятельностью, в ситуациях оказания помощи и т.д.;
— интеллектуальный компонент основан на активизации мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации). По мнению автора, данные операции выступают в качестве ядра познавательного процесса и ориентированы на поиск ребенком новых способов решения познавательных задач;
— регулятивный компонент — направлен на проявления ребенком воли, устремлений, целенаправленности, настойчивости в преодолении трудностей, сосредоточенности внимания, принятии решений, развитии рефлексии и самоконтроля в ходе выполнения деятельности;
— творческий компонент — выражается путем самостоятельного переноса ребенком уже приобретенных способов осуществления деятельности в новые условия с комбинированием известных и новых способов действий при наличии способностей к оригинальной мыслительной деятельности [76].
Г.И. Щукина дифференцировала следующие формы познавательного интереса:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы