Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Педагогическое партнёрство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста 10
1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание» и особенности эстетического воспитания дошкольников 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 18
1.3 Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи как фактор эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.. 27
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста 44
2.1 Диагностика уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и готовности дошкольной образовательной организации и семьи к педагогическому партнерству 45
2.2 Программа педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста 57
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 65
Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….82

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.
Актуальным направлением модернизации системы образования является эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.
Формирование эстетических представлений подрастающего поколения является приоритетным направлением в образовательно-воспитательной системе современного педагогического процесса. Вместе с тем, сложные действующие социально-экономические условия препятствуют гармоничному эстетическому развитию детей. В частности, экономическая нестабильность и нехватка ресурсов поддерживают в обществе культ материального достатка; частые военные конфликты обуславливают обостренное чувство опасности; террористическая угроза порождает чувство недоверия, отчужденности, озлобленности к представителям иных культур. Вышеперечисленные негативные факторы приводят к культурному кризису в обществе, снижению уровня эстетической образованности и воспитанности.

Различные аспекты эстетического воспитания детей в младшем дошкольном детстве рассматривались Г.Л. Ачкасовой, Н.А. Ветлугиной, Е.Б. Гольмгрен, Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой, А.А. Радугина, И.И. Чесноковой и пр.
Вопросы обеспечения педагогического партнерства и взаимодействия между образовательным учреждением и семьей воспитанника изучались В.Г. Алямовской, Ш.А. Амонашвили, А.А. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Л.В. Байбородовым, А.С. Белкиным, П.П. Блонским, Г.В. Гатальской, Т.Г. Григорьевой, Т.А. Данилиной, И.Ф. Дементьевой, Т.Н. Дороновой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой, И.А. Зимней, П.Ф. Каптеревым, Е.В. Коротаевой, Т.В. Кротовой, Н.К. Крупской, О.А. Куревиным, П.Ф. Лесгафтом, В.А. Ляудисом, А.С. Макаренко, М.Н. Недвецкой, П.И. Пидкасистым, Л.В. Свирской, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким и пр.
Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, ее творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.
В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает социально-педагогический аспект обсуждаемой проблемы: необходимость исследования путей возрождения общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей на современном этапе развития образования и педагогики с учетом особенностей их становления на ранних этапах возрастного развития.
Однако в осуществлении реального образовательного процесса часто наблюдаются объективно возникающие противоречия:

— между существующей потребностью эффективного эстетического развития и воспитания дошкольников и традиционными формами и методами воспитательной работы с преобладанием нередко авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы;
— между необходимостью обеспечения единства всех структурных компонентов эстетического развития и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у дошкольников;
— между потребностью общества в высокоорганизованной и эстетически воспитанной личности и отсутствием системы эстетического воспитания дошкольников;
— между значительным потенциалом педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в вопросах эстетического развития дошкольников и недостаточной реализацией этого потенциала на практике.
Исходя из данных противоречий, мы выходим на проблему – Каковы педагогические условия обеспечения педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста?
Объект исследования: эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста будет более эффективно при учете следующих условий:
— при выявлении актуального уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и последующем учете этого уровня в педагогическом процессе;
— при организации консультации и просвещения родителей, посвященных рассмотрению различных аспектов эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— при методическом сопровождении воспитателей образовательного учреждения по вопросам обеспечения педагогического партнерства между детским садом и семьями воспитанников.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить содержание понятия «эстетическое воспитание» и особенности эстетического воспитания дошкольников.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи как фактор эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и готовности дошкольной образовательной организации и семьи к педагогическому партнерству.
5. Составить и внедрить программу педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
6. Реализовать анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.

 

Методологическую основу исследования составили:
— философские положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе становления личности;
— идеи системного, гуманистического, культурологического подходов к семейной социализации, развитию и воспитанию личности.
Теоретические основы исследования. Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста было реализовано на основе следующих трудов и положений:
— исследований формирования эстетической культуры личности (Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, В.А. Петровский, Е.С. Шилова, С.Г. Якобсон и др.);
— исследований формирования эстетических качеств дошкольников (Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.Г. Нечаева и др.);
— исследований семейного воспитания как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.И. Голод, И.М. Марковская и др.);
— теории взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи в сфере формирования социально-педагогической культуры родителей (Л.П. Илларионова, В.А. Мудрик, М.Н. Недвецкая, Н.Ф. Родионова, В.А. Сухомлинский и др.).
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и философской литературы по теме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— анализ нормативно-правовой литературы по проблеме исследования;
— наблюдение;
— анкетирование;
— педагогический эксперимент;
— проектирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База практики – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад».
Выпускная квалификационная работа была реализована в три основных этапа:
1 этап включил теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, изучение и обобщение опыта работы специалистов ДОУ по формированию эстетических качеств дошкольников и обеспечения педагогического партнерства с родителями воспитанников.
2 этап основан на осуществлении экспериментальной проверки разработанной программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
3 этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций по использованию комплекса методов, направленных на стимулирование развития эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— расширены представления о процессе эстетического развития детей младшего дошкольного возраста;
— спроектирована программа педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста;
— выполнена проверка эффективности программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Выпускная квалификационная работа представлена на 135 страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 60 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья как институт воспитания играет большую роль в развитии ребенка как личности. Картина мира, отношение к самому себе и к окружающим закладывается в семье, так как ребенок перенимает взаимоотношения родителей между собой, отношения родителей к обществу. Но семья не может воспитывать ребенка в изоляции от других воспитательных институтов.
Вторым по важности социально значимым институтом после семьи для ребенка в дошкольном возрасте выступает детский сад. В детском саду ребенок получает знания, необходимые ему для дальнейшей полноценной жизни в обществе, он учится взаимодействовать в коллективе, получает навыки общения. Осваивает новые социальные роли, приобщается к труду, привыкает к дисциплине.
Анализ проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи позволяет отметить, что сотрудничество между этими основными воспитательными институтами выступает обязательным условием для полноценного развития дошкольника, обеспечивает наиболее комфортные условия для его социализации. Вместе с тем, в процессе сотрудничества нельзя не выделить ряд существующих проблем: со стороны родителей – низкая инициатива, стремление переложить ответственность за ребенка с себя на педагогических работников, со стороны педагогов – формализм в работе с родителями, недостаточная подготовленность к оказанию квалифицированной консультации, использование только традиционных форм методической работы. В преодолении вышеперечисленных недостатков и будет заключаться организация эффективного педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи.
Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи как предмет для научного исследования рассмотрен в трудах Е.Ф. Аркина, П.П. Блонского, Г.В. Глушковой, Т.А. Данилиной, Н.В. Додокиной, Н.А. Дорохиной, В.И. Загвязинского, Я.А. Коменского, Л.И. Красногорской, Н.К. Крупской, Е.А. Кудрявцевой, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкой, П.П. Лесгафта, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, С.Т. Шацкого и др.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели исследования были решены следующие задачи:
— было изучено содержание понятия «эстетическое воспитание» и особенности эстетического воспитания дошкольников;
— была представлена психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста;
— было рассмотрено педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи как фактор эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— была выполнена диагностика уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и готовности дошкольной образовательной организации и семьи к педагогическому партнерству;
— была составлена и внедрена программа педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста;
— был реализован анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста будет более эффективно при учете следующих условий:
— при выявлении актуального уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и последующем учете этого уровня в педагогическом процессе;
— при организации консультации и просвещения родителей, посвященных рассмотрению различных аспектов эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— при методическом сопровождении воспитателей образовательного учреждения по вопросам обеспечения педагогического партнерства между детским садом и семьями воспитанников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная выпускная квалификационная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении психолого-педагогической и методической литературы по проблеме эстетического развития младших дошкольников в условиях обеспечения педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная программа педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста может быть рекомендована для использования в воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации с целью развития эстетического компонента личности детей. Кроме этого, материалы исследования могут быть использованы в учебных и научных целях.
Также отметим, что выполненная работа имеет научные перспективы. Так, с нашей точки зрения, было бы интересным рассмотреть специфику педагогического партнерства детского сада и семей воспитанников по другим направлениям воспитания: творческому развитию, стимулированию речи, физическому совершенствованию.

  

Различные аспекты эстетического воспитания детей в младшем дошкольном детстве рассматривались Г.Л. Ачкасовой, Н.А. Ветлугиной, Е.Б. Гольмгрен, Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой, А.А. Радугина, И.И. Чесноковой и пр.
Вопросы обеспечения педагогического партнерства и взаимодействия между образовательным учреждением и семьей воспитанника изучались В.Г. Алямовской, Ш.А. Амонашвили, А.А. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Л.В. Байбородовым, А.С. Белкиным, П.П. Блонским, Г.В. Гатальской, Т.Г. Григорьевой, Т.А. Данилиной, И.Ф. Дементьевой, Т.Н. Дороновой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой, И.А. Зимней, П.Ф. Каптеревым, Е.В. Коротаевой, Т.В. Кротовой, Н.К. Крупской, О.А. Куревиным, П.Ф. Лесгафтом, В.А. Ляудисом, А.С. Макаренко, М.Н. Недвецкой, П.И. Пидкасистым, Л.В. Свирской, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким и пр.
Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, ее творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.
В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает социально-педагогический аспект обсуждаемой проблемы: необходимость исследования путей возрождения общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей на современном этапе развития образования и педагогики с учетом особенностей их становления на ранних этапах возрастного развития.
Однако в осуществлении реального образовательного процесса часто наблюдаются объективно возникающие противоречия:

— между существующей потребностью эффективного эстетического развития и воспитания дошкольников и традиционными формами и методами воспитательной работы с преобладанием нередко авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы;
— между необходимостью обеспечения единства всех структурных компонентов эстетического развития и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у дошкольников;
— между потребностью общества в высокоорганизованной и эстетически воспитанной личности и отсутствием системы эстетического воспитания дошкольников;
— между значительным потенциалом педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в вопросах эстетического развития дошкольников и недостаточной реализацией этого потенциала на практике.
Исходя из данных противоречий, мы выходим на проблему – Каковы педагогические условия обеспечения педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста?
Объект исследования: эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста будет более эффективно при учете следующих условий:
— при выявлении актуального уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и последующем учете этого уровня в педагогическом процессе;
— при организации консультации и просвещения родителей, посвященных рассмотрению различных аспектов эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— при методическом сопровождении воспитателей образовательного учреждения по вопросам обеспечения педагогического партнерства между детским садом и семьями воспитанников.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить содержание понятия «эстетическое воспитание» и особенности эстетического воспитания дошкольников.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи как фактор эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику уровня эстетической воспитанности младших дошкольников и готовности дошкольной образовательной организации и семьи к педагогическому партнерству.
5. Составить и внедрить программу педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
6. Реализовать анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.

 

Методологическую основу исследования составили:
— философские положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе становления личности;
— идеи системного, гуманистического, культурологического подходов к семейной социализации, развитию и воспитанию личности.
Теоретические основы исследования. Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста было реализовано на основе следующих трудов и положений:
— исследований формирования эстетической культуры личности (Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, В.А. Петровский, Е.С. Шилова, С.Г. Якобсон и др.);
— исследований формирования эстетических качеств дошкольников (Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.Г. Нечаева и др.);
— исследований семейного воспитания как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.И. Голод, И.М. Марковская и др.);
— теории взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи в сфере формирования социально-педагогической культуры родителей (Л.П. Илларионова, В.А. Мудрик, М.Н. Недвецкая, Н.Ф. Родионова, В.А. Сухомлинский и др.).
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и философской литературы по теме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— анализ нормативно-правовой литературы по проблеме исследования;
— наблюдение;
— анкетирование;
— педагогический эксперимент;
— проектирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База практики – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад».
Выпускная квалификационная работа была реализована в три основных этапа:
1 этап включил теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, изучение и обобщение опыта работы специалистов ДОУ по формированию эстетических качеств дошкольников и обеспечения педагогического партнерства с родителями воспитанников.
2 этап основан на осуществлении экспериментальной проверки разработанной программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
3 этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций по использованию комплекса методов, направленных на стимулирование развития эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— расширены представления о процессе эстетического развития детей младшего дошкольного возраста;
— спроектирована программа педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста;
— выполнена проверка эффективности программы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Выпускная квалификационная работа представлена на 135 страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 60 источников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание» и особенности эстетического воспитания дошкольников

На современном этапе вопрос эстетического личностного развития и воспитания, выработки эстетической культуры – это одна из базовых проблем, которые ставятся перед образовательной системой. К данному вопросу зарубежные и отечественные психологи и педагоги обращались в своих работах достаточно регулярно.
Имеют место разнообразные трактовки термина «эстетическое воспитание», однако, при их анализе мы можем говорить о базовых положениях, определявших его суть:
1. эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, ориентированный на воспитание чувства прекрасного;
2. эстетическое воспитание – это развитие способности видеть и воспринимать красоту жизни и искусства, а также давать ей оценку;
3. эстетическое воспитание своей базовой задачей заявляет выработку художественного вкуса;
4. эстетическое воспитание – это формирование способности к своему собственному творчеству, сотворению прекрасного, выработке умения креативно подходить к созданию продуктов ручного творчества [16].
Разнообразие трактовки сути эстетического воспитания определяет и многообразие подходов к формулированию его цели. В связи с этим проблематика задач и целей эстетического воспитания предполагает и особое внимание к ней.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы