Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Педагогические условия развития творчества младших школьников при выполнении проектов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Специфика реализации метода проектов при работе с младшими школьниками 6
1.1.Сущность метода проектов 6
1.2. Психолого-педагогические характеристики младших школьников 9
1.3. Особенности метода проектов как основы развития творчества детей в начальной школе 12
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа на основе метода проектов в начальной школе 24
2.1. Методы и этапы исследования 24
2.2. Формирование творчества на основе метода проектов 26
2.3. Анализ результатов 44
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 68

 

  

Введение:

 

Актуальность. Активные процессы инновационного характера, происходящие в сфере образования, направлены на пересмотр содержания образования, обновление подходов к процессу воспитания и обучения детей. Педагогический процесс должен приобрести деятельностный характер, личностно-ориентированную направленность.
Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что современный образовательный процесс рассматривается с позиции непрерывности образования в течение всей жизни.
Современное образование нацелено не столько на то, чтобы дать знания, сколько на то, чтобы сформировать компетентностный подход к окружающей действительности — сегодня ученик не является просто потребителем информации. Напротив, он активно ищет ее сам и преобразует в соответствии с собственными запросами.
Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость в реализации таких методов, которые способны развивать у детей познавательный интерес к содержанию образования и к процессу обучения. Важная роль в этом отводится инновационным методам поиска информации, ее переработки, анализу, использовании в обучении. Причем эти методы начинают применяться уже при обучении начальной школе.
Одним из таких методов является метод проектов. Проектная деятельность выступает методом, который направлен на развитие творческого потенциала учащихся, повышение интереса к окружающему миру.
В методе проектов особое внимание акцентируется на формировании и развитии личности ребенка, его готовности к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности, самостоятельности, социальной активности.
Применение проектного метода в рамках современного образовательного процесса также связано с требованием повышения качества образования, в рамках которого особое внимание уделяется преодолению трудностей, связанных с недостаточным уровнем грамотности, неумением применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях.
Объект исследования — развитие творческой активности младших школьников.
Предмет исследования — педагогические условия развития творческой активности младших школьников с использованием метода проектов.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития творческой активности младших школьников с использованием метода проектов.
Гипотеза исследования: если в обучении младших школьников на уроках окружающего мира использовать метод проектов, включающий в себя:
 Разработку материала при помощи учителя
 Самостоятельный сбор и анализ материала
 Презентацию материала, то это будет способствовать развитию личностных компетенций младших школьников, что выразиться в позитивной динамике такой компетенции как
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Задачи исследования:
1. Исследовать научно-педагогическую литературу по вопросам развития творчества
2. Определить понятие и сущность проектной деятельности и метода проектов в научной литературе.
3. Рассмотреть основы формирования творческой активности на основе метода проектов
4. Разработать и апробировать программу развития творческой активности младших школьников
5. Оценить динамику личностных компетенций младших школьников (результативность программы).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение.
2) экспериментальные: диагностика развития личностных компетенций младших школьников; опытно-формирующий эксперимент по развитию личностных компетенций учеников.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ школа 1532. В исследовании приняло участие 20 учащихся.
Практическая значимость работы: рассмотрены возможности применения метода проектов для развития личностных компетенций на уроках окружающего мира; разработанная и апробированная программа развития личностных компетенций младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам достижения поставленной цели можно утверждать о том, что использование проектного метода во время проведения уроков окружающего мира развивает личностные компетенции младших школьников. Проектная работа рассматривалась нами как особый вид деятельности, направленный на создание нового образовательного продукта.
Педагоги могут рассматривать проектный метод непосредственно связывая его с особенностями развития познавательного интереса младших школьников, который позиционируется как новообразование личности, формирующееся и развивающееся в процессе жизнедеятельности.
Применение метода проектов позволяет эффективно развить личностные компетенции младших школьников, в частности, поскольку предмет имеет свою специфику:
 отличается краеведческой направленностью;
 проекты имеют краткосрочный характер;
 проектная деятельность может осуществляться в школе, дома или около дома, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Метод проекта включает в себя:
 цель, задачи;
 организацию проектной деятельности;
 этапы реализации проектного метода;
 разработанные темы проектов, касающиеся Ямало-Ненецкого автономного округа;
 определение победителей.
При применении метода проектов нужно уделять внимание психологической поддержке, подкреплению, ободрению, анонсированию (репетиции действия). Необходимо четко следовать регламенту реализации представленного метода; использовать в работе в основном практические методы работы (экскурсии, наблюдения). При выборе тем для проектной деятельности необходимо отталкиваться от сформировавшегося уровня знаний.
Методы проектов способствуют развитию личностных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира. Именно данный метод способствует развитию интереса к учебе, полноценной поисковой деятельности, а также формированию творческой активности.
Играя важную роль в психической деятельности людей, творчество является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Первые экспериментальные исследования, посвященные творческому воображению, относятся к концу XIX – началу XX веков.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, а также философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека.
Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных исследователей относят творческое воображение к высшим психическим процессам. Становление творческого воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций.
Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.
Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развитие сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т.д. Поэтому развитие воображения, в первую очередь – творческого, необходимо для успешного развития детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Специфика реализации метода проектов при работе с младшими школьниками

1.1.Сущность метода проектов

В современном мире образование акцентирует внимание на обучении и на воспитание детей с точки зрения полноценности и развитой личности, которая способна самостоятельно мыслить, добывать необходимые знания расширять свой кругозор, при формировании которой происходит обучение тщательного обдумывания и принятия решения. Несомненно, это ведет к внедрению новых методов, а именно метода проектной деятельности.
Сегодня общество может быть описано как практикоориентированное, так как все чаще требуются люди, для которых компетентность становится основным качеством личности. Именно поэтому очень важно корректировать методы и средства обучения. Большие надежды на изменение процесса обучения возлагаются на Федеральный государственный образовательный стандарт, поскольку основой стандарта выступает системно-деятельностный подход.
Данный подход связан с необходимостью включения каждого учащегося в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Для решения указанной задачи особое значение имеет проектная деятельность. Специфика метода проектов заключается в том, что он объединяет работу с теоретической информацией и способствует реализации практической деятельности.
Актуальность применения метода проектов в рамках учебной деятельности также связана с возможностью применять традиционную систему преподавания в контексте формирования самостоятельности обучающихся, а также инициативности и познавательной активности [4].
Применение проектной деятельности связано с рядом принципов, которые определяют специфику проектного метода [23]:
— значимость — оцениваются исключительно значимые результаты работы;
— самостоятельность — формирование и реализация проектов базируются на самостоятельной деятельности учащихся;
— открытость — критерии оценивания проектной работы должны быть изначально знакомы детям до работы над проектом.
Важность проектных технологий заключается в том, что они:
— ориентированы на конкретных учащихся,
— формируют компетентность учащихся;
— реализуются на основе деятельностного подхода;
— формируют УУД;
— развивают учащихся на основе личного опыта;
— активно формируют творчество ребенка.
В России метод обучения, аналогичный методу проектов, начал разрабатываться С.Т. Шацким в 1905 году первых российских внешкольных учреждениях, где упор в обучении был сделан на усвоении практически значимых для жизни знаний. Затем метод С.Т. Шацкого применялся в видоизмененном виде в школах свободного воспитания Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля и других прогрессивных педагогических деятелей России. Широкое распространение в практике обучения метод проектов нашел в 1920 -1930 годах, наряду с распространением прагматической педагогики [29].
В этот период были разработаны комплексно-проектные программы, в соответствие с которыми систематическое усвоение знаний под руководством учителя было заменено работой по выполнению заданий-проектов. Но чрезмерное увлечение методом проектов в ущерб другим методам привело к недопустимому падению качества обучения.
В современном образовании в связи с обновлением его содержания на основе УУД возникла необходимость обновления средств и технологий воспитания обучения. Особое внимание было уделено методу проектов, который выступает методом, позволяющим учащимся осваивать новые ценности и способы деятельности, необходимые для развития и становления личности ребенка в современной социокультурной среде.
1) подключения ресурсов урочной, внеурочной и внешкольной деятельности (осуществить серьезный проект только силами урочной деятельности достаточно сложно, поэтому задействуются различные производственные мощности, ресурсы социокультурных и научно-исследовательских институтов и т.д.);
2) актуализацию потенциала общего (обязательность, непрерывность, ответственность, системность), дополнительного (демократичность отношений, свобода самовыражения, добровольность, вариативность) и семейного образования (любовь, поддержка, забота, вера и т.п.);
3) тесное сотрудничество учащегося, педагога и семьи (их общая поддержка и заинтересованность в успехе) [15]
Обобщая все вышесказанное, особенностями проектного метода являются [29]:
• разработка и планирование собственной деятельности в соответствии с целями проектного задания;
• выбор информации, относящейся к теме проекта;
• анализ и выбор наиболее рациональных способов решения проектного задания;
• создание и осуществление своих вариантов действий по созданию проектов;
• осуществление оценивания созданного проекта и формирование самооценки своих действий.
Специфическими признаками проектной деятельности выступают:
• возможность применения в различных видах образовательной деятельности;
• преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую;
• вариативная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности [7].
Таким образом, проектная деятельность возникла давно, но ее актуальность не претерпела трансформации, что дает возможность изучать данный феномен и сегодня, а также использовать данный вид деятельности в рамках обучения в условиях школьной среды.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы