Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников средствами изобразительной деятельности в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Сущностная характеристика понятия
«художественное творчество»
2.1
Выявление исходного уровня развития творчества старших дошкольников
2.3
Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Актуальность исследования. Всестороннее
развитие каждого ребенка, формирование творческой личности на всех ступенях и
уровнях образования- актуальная цель современной педагогики, которая ставит
перед системой образования цель формирование творческой личности каждого воспитанника
на всех ступенях и уровней образования. Особой формой познания мира,
обеспечивающей ребенку дошкольного возраста полноту восприятия, отношения и
выражения собственных представлений об окружающем мире, реализации творческого
потенциала является художественно-творческая изобразительная деятельность.
Основное
место в решении задач развития художественного творчества у детей старшего
дошкольного возраста принадлежит тем видам деятельности, которые по своей природе, которые по своей
природе являются творческими, такими как изобразительная деятельность
дошкольников.
Исследователи
отечественной и зарубежной педагогики и психологии большое внимание уделяли
развитию детского творчества. Психологические механизмы и принципы творчества у
детей представлены: Л.С. Выготским, Н.С. Лейтесом,
Н.Н. Поддъяковым, Д.Н. Узнадзе, и др. Модели творческого развития детей
представлены западными ученными: Дж. Гилфордом, Э. Де Боно и др.
Большой вклад в развитие психологии творчества внесли: Б.М. Теплов и
С.Л. Рубинштейн.
Н.С. Лейтес
представил творчество как высшее проявление активности личности.
Раннее
приобщение дошкольников к различным видам изобразительного искусства, обоснованно
в трудах: Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, и др.
Старшим дошкольникам доступно постижение основных средств
изобразительного языка, о чем свидетельствуют исследования детского
изобразительного творчества Е.И. Игнатьева, Т.Г. Казаковой,
Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной и др.
Вместе с тем не смотря на большое количество
исследований по данной проблематике в реальной практике в современном ДОО,
практически отсутствуют специалисты по ИЗО деятельности, а многие воспитатели
не владеют техникой рисования, а значит потенциал старших дошкольников в развитии художественного творчества не
исчерпан и нуждается в дальнейшем развитии художественного творчества.
Всё вышеизложенное позволило сформулировать проблему
исследования: каковы педагогические
условия, продуктивного развития художественного творчества старших дошкольников
средствами изобразительной деятельности в дошкольной образовательной
организации.
Цель исследования: охарактеризовать
педагогические условия развития
художественного творчества старших дошкольников средствами изобразительной
деятельности в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: художественное творчество старших дошкольников
Предмет исследования: педагогические условия развития
художественного творчества дошкольников средствами изобразительной
деятельности в дошкольной образовательной организации.
1.
Раскрыть сущностную
характеристику понятия «художественное творчество»
2.
Определить
психолого-педагогические основы развития художественного творчества старших дошкольников.
3.
Проанализировать современное
состояние деятельности дошкольной организации по реализации
педагогических условий развития художественного творчества старших дошкольников
средствами изобразительной деятельности.
4.
Осуществить диагностику
уровней сформирванности художественного творчества детей старшего
дошкольного возраста в ДОО.
5.
Разработать
и апробировать комплекс мероприятий по реализации педагогических
условий развития художественного творчества старших дошкольников средствами
изобразительной деятельности. и проанализировать
результаты осуществленного исследования.
Гипотеза
исследования: развитие
художественного творчества старших дошкольников средствам изобразительной
деятельности в дошкольной организации будет эффективным, если:
— выявлены
педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие художественного творчества
дошкольников в дошкольной образовательной организации;
— организовано взаимодействие участников образовательного процесса по продуктивному развитию
художественного творчества старших дошкольников средствами изобразительной
деятельности в дошкольной организации;
— разработан и внедрён комплекс мероприятий, обеспечивающий
продуктивное развитие художественного творчества старших
дошкольников средствами изобразительной деятельности в дошкольной
организации
— использования
потенциала изобразительной деятельности детей;
—
осваивании
детьми разнообразных творческих видов и форм изобразительной деятельности, в
том числе, разнообразных нетрадиционных техник.
Методы исследования:
—
теоретические:
анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация
и обобщение;
—
эмпирические:
анкетирование, беседа, педагогический эксперимент;
—
математические:
количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная
база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы Школа № 1251 имени Шарля де Голля, ДО 1.
Структура
выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы,
приложения.
Объем
выпускной квалификационной работы представлен 80 страницами печатного текста
компьютерного набора, списком литературы из 72 наименований, 7 таблицами, 2 рисунками
и 2 приложениями.
Заключение:
Изучение
теоретических исследований по проблематике нашей работы позволили нам
установить актуальность и важность раннего развития творчества и творческих
способностей детей. Их ценность для личности ребенка заключается в единстве
интеллектуальных и эмоциональных психических процессов, которые дополняются
деятельностью восприятия и воображения.
Проявление творчества в дошкольном детстве имеет
ряд особенностей:
—
направленность от предметной деятельности к
стимуляции воображения и переходу деятельности на творческий уровень, что
обусловлено, с одной стороны, недостаточным жизненным опытом дошкольников,
который является основой для воображения, с другой стороны склонностью к
фантазированию;
—
сильная эмоциональная окрашенность, в связи с чем,
творческая деятельность сопровождается переживаниями ребенка и закрепляется в
его сознании как удовлетворяющая потребность в получении впечатлений и
положительных эмоций;
—
стремление к овладению новыми средствами для
выражения новых впечатлений.
Эти особенностям в полной мере отвечает
изобразительная деятельность, доступная, разнообразная, вызывающая большой
интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Как показали проведенное нами теоретическое
изучение проблемы исследования и педагогический эксперимент, у старших дошкольников
имеется достаточный потенциал как для развития и совершенствования
художественного творчества, так и для овладения изобразительными умениями и
навыками на художественном уровне.
Обучение старших дошкольников сюжетному рисованию,
а также овладению нетрадиционными техниками рисования и бумагопластики
позволяют соединить конструктивную (моделирующую) основу и
художественно-образную, ассоциативную природу, что дает возможность включать их
в комплексные занятия по познавательному, эстетическому, творческому развитию
старших дошкольников и развивать у них эмоциональное восприятие, творческое
мышление и творческое воображение в их единстве. То есть обеспечивает развитие
у них художественного творчества.
К педагогическим условиям, обеспечивающим успешное развитие
художественного творчества старших дошкольников средствами изобразительной
деятельности в дошкольной образовательной организации, относятся:
— взаимосвязь обучения и творчества, как фактора формирования творческой
личности ребенка;
— связь
детской творческой деятельности с изобразительным искусством высокого качества;
— освоение
детьми разнообразных и доступных им средств художественной выразительности
изобразительного искусства;
— индивидуальный
и дифференцированный подход к каждому ребенку, направленный на реализацию его
творческого потенциала в изобразительной деятельности;
— интеграция
различных видов и форм изобразительного искусства и разнообразных видов
художественно-творческой деятельности детей в условиях ДОО на посильном для
освоения уровне;
— создание
в ДОО развивающей художественно-эстетической среды, насыщенной вариативными
изобразительными средствами, материалами, пространством для творческой
изобразительной деятельности;
— привлечение
родителей и семей дошкольников к процессу развития у них художественного
творчества средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
При планомерной, последовательной работе в данных педагогических
условиях, организованном восприятии предметов и явлений действительности, при творческом использовании разнообразных материалов
и техник на занятиях изобразительной деятельностью, можно добиться высоких
результатов в развитии художественного творчества детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации, что подтверждено результатами
педагогического эксперимента.
Таким
образом, поставленные в исследовании задачи решены, предположения гипотезы в
целом подтвердились.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущностная
характеристика понятия «художественное
творчество»
Понимание
феномена «творчество» в
научной литературе связано с пониманием творческими способностями личности, к
которым, прежде всего, принадлежат разнообразные виды искусства.
Психологи интерпретируют его как высшую форму
деятельности, как родовую черту человека. Так, например, Я.А. Пономарева
сказал, что «творчество – необходимое условие развития материи, образования ее
новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества»
[51, с.43].
Сущность творчества представлена в единстве трех аспектов – психологического,
личностного и процессуального.
Его сущность, как особого
вида деятельности человека, заключается в создании нового продукта человека,
достижение индивидуального оригинального результата. Поэтому реализовываться
творчество может в самых разных предметных областях (искусства, науки,
производства, техники и т.д.), когда открываются новые возможности развития и
совершенствования. Как для личности, так и для явлений и процессов.
Исследование педагогических работ, посвященных
творчеству, раскрывает основные черты его деятельности, на которые надо
опираться: положительное эмоциональное отношение, интерес, самостоятельность и
др.
Характеристиками творчества в данных работах выступают:
субъект творчества, создание им чего-то нового в процессе мыслительной или
продуктивной (творческой) деятельности.
Творческая деятельность, независимо
от предметного направления, безусловно зависит от опыта, имеющегося у индивида,
– жизненного опыта и опыта творческой деятельности, а также опирается на
специфические психические процессы, среди которых в процессе творчества
доминируют воображение и творческое мышление [36].
Роль воображения в творческом процессе
неоспорима, так как от его развитости, во-многом, зависит рождение и воплощение
творческого замысла. Однако, проблема развития воображения в детском возрасте
является дискуссионной. В отечественной психологии, в частности в работах А.Я. Дудецкого,
воображение интерпретируется как самостоятельное рождение новых образов,
которые находит свое воплощение в оригинальных творческих продуктах [17].
Что касается развития
воображения, то оно, как писал Л.С. Выготский, происходит в творческой
деятельности, начиная с самого раннего возраста, под воздействием игры,
познавательных и учебных занятий, литературы и искусства [10].