Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Педагогические условия коррекции девиантного поведения младших школьников в условиях современной начальной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1. Анализ понятий «девиантное поведение» и «склонность к девиантному поведению» в исследованиях ученых. Причины девиантного поведения младших школьников 9
1.2. Сущность понятия «дети группы риска». Особенности учебной деятельности и общения социально и педагогически запущенных детей 13
1.3. Характеристика педагогических условий коррекции девиантного поведения младших школьников 20
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 27
2.2. Разработка и реализация программы коррекции девиантного поведения младших школьников 36
2.3. Анализ результатов исследования и оценка эффективности программы 47
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

  

Введение:

 

Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций выдвигают множество проблем. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, нарастанием социальной изоляции и отчужденности, способствуют формированию девиантного поведения несовершеннолетних. Современные представления о девиантном поведении позволяют утверждать, что отклоняющееся поведение представляет собой сложную форму поведения личности, обусловленную системой взаимосвязанных факторов, и особую актуальность приобретает выявление факторов, провоцирующих развитие девиантного поведения детей младшего школьного возраста. Педагогический аспект проблемы основан на рассмотрении усложненного процесса обучения детей с отклоняющимся поведением. Школьники, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками. Отклонения в личностном развитии, вызванные комплексом причин, требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Одной из особенностей современной жизни является то, что все большее количество людей чувствуют свою социальную незащищённость. Это приводит к негативным последствиям как для самой личности, так и для общества в целом. Особенно тяжело эта неудовлетворённость может отразиться на детях и подростках. Невозможность реализовать себя и не имея поддержки, понимания среди взрослых, близких людей, родителей, очень часто приводит к тому, что их поведение вызывает осуждение и неприятие в обществе.
Всё больше возрастает количество детей, поведение которых выходит за рамки общепринятого. Этих детей часто относят к категории «трудных», «проблемных», «трудновоспитуемых», «педагогически запущенных», «группы риска». К категории «трудных» относятся дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются и корригируются. Все трудные дети являются педагогически запущенными, но не всех педагогически запущенных детей можно назвать трудными, поскольку некоторые из них относительно легко поддаются перевоспитанию. Отклонения в поведении школьников могут вызываться различными причинами: недостатками учебно-воспитательной работы, негативным воздействием социальной микросреды; внутренними и внешними конфликтами, обусловленными систематической неуспеваемостью, неудовлетворенностью собой и социальными контактами и положением в коллективе сверстников.
Современные педагогические науки создали основу для развития различных форм и методов работы с личностью в образовательной среде. Здесь особое место занимает работа с детьми, склонными к девиантному поведению. Особенность педагогической работы связана, в первую очередь, со своевременным выявлением и поддержкой детей категории «группы риска». Основная задача деятельности специалистов в школе — создание доверительных и комфортных условий для совместного взаимодействия между ребенком и педагогом. В настоящее время в отечественной научной литературе недостаточно теоретических и эмпирических исследований, связанных с проблематикой особенностей педагогической работы в школе, что делает актуальным тему исследования.
Исследованию проблем девиантного поведения посвящены работы таких ученых, как Г.С. Абрамова, М.А. Алемаскина, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, А.Г. Ковалева, А.Е. Личко, и др. Проблемой коррекции личности младших школьников с девиантным поведением занимались такие исследователи, как А.К. Акимова, И. В. Дубровина, М. Р. Битянова, Л. И Божович, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова и др.
Актуальность исследования обусловлена существующими противоречиями:
— между отсутствием у младших школьников способности адаптироваться к изменениям школьной жизни и развитием у них форм девиантного поведения, сопровождающихся протестом принятым нормам общества;
— между необходимостью применения комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях общеобразовательной школы и отсутствием эмпирических исследований по проблеме коррекции и профилактики педагогических проблем при обучении младших школьников с девиантным поведением.
— между наличием у младших школьников склонности с девиантному поведению и недостаточным использованием потенциала эффективных педагогических условий, способствующих коррекции девиантного поведения школьников.
Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет нам сформулировать тему исследования: «Педагогические условия коррекции девиантного поведения младших школьников в условиях современной начальной школы».Анализ теоретических подходов обусловил проблему исследования: каковы наиболее эффективные условия коррекции девиантного поведения младших школьников?
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: образовательный процесс в современной начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции девиантного поведения младших школьников в условиях современной начальной школы.
Задачи исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. К категории детей группы риска можно отнести трудновоспитуемых детей с социализированными формами антиобщественного поведения; детей с несоцилизированными формами антиобщественного агрессивного поведения; педагогически запущенных детей (социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением); неуспевающих и недисциплинированных детей, не способных без посторонней квалифицированной помощи преодолевать трудности, нарушающие процесс социализации и способствующие дезадаптации.
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и обусловлена недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость. Учебная деятельность социально и педагогически запущенных учеников характеризуется низким уровнем обучаемости, проявлениями школьной дезадаптации. Социально и педагогически запущенный школьник как субъект учебной деятельности характеризуется дисгармонией мотивов учения, неадекватным уровнем притязаний, низкой учебно-познавательной активностью.
Отклонения в личностном развитии, вызванные комплексом причин — неблагоприятными семейными условиями; неудачами в школьной жизни; отрывом от школьного коллектива и т.д., — требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
В рамках проведения эмпирического исследования коррекция девиантного поведения учеников была основана на достижении школьниками внутриличностных и поведенческих изменений, формировании навыков эффективного межличностного общения, навыков эмоционально-поведенческой саморегуляции, коррекции агрессивности и негативизма, тревожности. Были организованы занятия, каждое из которых включало проведение бесед, лекций, коммуникативных игр, психотехник на отработку положительных эмоций, отработку эталонов поведения в различных ситуациях, динамической релаксации, медитаций. В итоге у младших школьников с девиантным поведением постепенно формировались положительные установки к общественно принятым нормам поведения, они освобождались от негативных эмоций и агрессии, осознавали собственные чувства, отрабатывали навыки коммуникативной компетентности, учились способам реагирования в стрессовых и проблемных ситуациях, обучались навыкам конструктивного взаимодействия, навыкам саморегуляции.
По результатам исследования, проводившегося с младшими школьниками группы риска, была выявлена положительная динамика: снизились показатели цинизма, враждебности и агрессивности, выраженные избыточно-дезадаптирующие свойства личности не обнаружены, и большинство показателей в пределах нормы, однако отмечается эмоциональное напряжение в проблемных ситуациях. Ученики, несмотря на особенности психофизического развития и склонность к повышенной утомляемости, а также чередование спадов энергии с проявлениями активности, тем не менее отличаются большей активностью в сфере учебы и взаимоотношений. Менее выраженными стали тактики самоустранения и избегания контактов с окружающими, наблюдается меньшая склонность к изоляции и замкнутости, снизилась конфликтность с одноклассниками. Наблюдаются невыраженные формы неприятия взрослых. Отсутствуют симптомы, отражающие недостаток социальной нормативности; а также проявления негативизма и неприятия моральных норм.
Таким образом, проведенные мероприятия доказали свою эффективность. Становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

Заключение:

 

Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций выдвигают множество проблем. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, нарастанием социальной изоляции и отчужденности, способствуют формированию девиантного поведения несовершеннолетних. Современные представления о девиантном поведении позволяют утверждать, что отклоняющееся поведение представляет собой сложную форму поведения личности, обусловленную системой взаимосвязанных факторов, и особую актуальность приобретает выявление факторов, провоцирующих развитие девиантного поведения детей младшего школьного возраста. Педагогический аспект проблемы основан на рассмотрении усложненного процесса обучения детей с отклоняющимся поведением. Школьники, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками. Отклонения в личностном развитии, вызванные комплексом причин, требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Одной из особенностей современной жизни является то, что все большее количество людей чувствуют свою социальную незащищённость. Это приводит к негативным последствиям как для самой личности, так и для общества в целом. Особенно тяжело эта неудовлетворённость может отразиться на детях и подростках. Невозможность реализовать себя и не имея поддержки, понимания среди взрослых, близких людей, родителей, очень часто приводит к тому, что их поведение вызывает осуждение и неприятие в обществе.
Всё больше возрастает количество детей, поведение которых выходит за рамки общепринятого. Этих детей часто относят к категории «трудных», «проблемных», «трудновоспитуемых», «педагогически запущенных», «группы риска». К категории «трудных» относятся дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются и корригируются. Все трудные дети являются педагогически запущенными, но не всех педагогически запущенных детей можно назвать трудными, поскольку некоторые из них относительно легко поддаются перевоспитанию. Отклонения в поведении школьников могут вызываться различными причинами: недостатками учебно-воспитательной работы, негативным воздействием социальной микросреды; внутренними и внешними конфликтами, обусловленными систематической неуспеваемостью, неудовлетворенностью собой и социальными контактами и положением в коллективе сверстников.
Современные педагогические науки создали основу для развития различных форм и методов работы с личностью в образовательной среде. Здесь особое место занимает работа с детьми, склонными к девиантному поведению. Особенность педагогической работы связана, в первую очередь, со своевременным выявлением и поддержкой детей категории «группы риска». Основная задача деятельности специалистов в школе — создание доверительных и комфортных условий для совместного взаимодействия между ребенком и педагогом. В настоящее время в отечественной научной литературе недостаточно теоретических и эмпирических исследований, связанных с проблематикой особенностей педагогической работы в школе, что делает актуальным тему исследования.
Исследованию проблем девиантного поведения посвящены работы таких ученых, как Г.С. Абрамова, М.А. Алемаскина, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, А.Г. Ковалева, А.Е. Личко, и др. Проблемой коррекции личности младших школьников с девиантным поведением занимались такие исследователи, как А.К. Акимова, И. В. Дубровина, М. Р. Битянова, Л. И Божович, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова и др.
Актуальность исследования обусловлена существующими противоречиями:
— между отсутствием у младших школьников способности адаптироваться к изменениям школьной жизни и развитием у них форм девиантного поведения, сопровождающихся протестом принятым нормам общества;
— между необходимостью применения комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях общеобразовательной школы и отсутствием эмпирических исследований по проблеме коррекции и профилактики педагогических проблем при обучении младших школьников с девиантным поведением.
— между наличием у младших школьников склонности с девиантному поведению и недостаточным использованием потенциала эффективных педагогических условий, способствующих коррекции девиантного поведения школьников.
Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет нам сформулировать тему исследования: «Педагогические условия коррекции девиантного поведения младших школьников в условиях современной начальной школы».Анализ теоретических подходов обусловил проблему исследования: каковы наиболее эффективные условия коррекции девиантного поведения младших школьников?
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: образовательный процесс в современной начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции девиантного поведения младших школьников в условиях современной начальной школы.
Задачи исследования:

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Анализ понятий «девиантное поведение» и «склонность к девиантному поведению» в исследованиях ученых. Причины девиантного поведения школьников

Девиантное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин.
Исходя из разновидностей отклоняющегося поведения, можно выделить наиболее распространенные: страхи навязчивости; двигательная расторможенность; заикание; побеги из дома и бродяжничество; патологическое фантазирование; страх перед физической неполноценностью (дисморфобия); патологические увлечения (хобби-реакции) [50].
В условиях современности к основным формам девиантного поведения можно отнести агрессивность, преступность, побеги из дома, аддиктивное поведение, алкоголизм, токсикоманию, наркоманию, суицид, проституцию, половые девиации.
Терминология девиантного (отклоняющегося) поведения изобилует различными трактовками. Отклоняющееся поведение называют девиантным, а термин «девиация» и переводится с латинского как «отклонение». С позиции бихевиоризма ситуативное поведение человека детерминируется его взаимодействием с окружающей средой. Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер акцентировали внимание на неадекватном социальном научении и необходимости его коррекции посредством положительного подкрепления [42, с. 29].
Сторонники поведенческого подхода к рассмотрению девиантного поведения придерживаются мнения, что отклонения от норм происходят из неадекватного социального научения. Гуманистические теории отклоняющегося поведения трактуют его как результат потери согласия с собственными чувствами и невозможностью самореализоваться в сложившихся условиях воспитания (А. Маслоу) [20]. Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер, являясь представителями теории объектных отношений, рассматривают источник возникновения отклоняющегося поведения в дефиците эмоционального контакта родителей с ребенком [46]. Отрицательную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни человека раскрывает также и Э. Эриксон в этиологии отклонений [52, с. 116].
Многие исследователи соотносят девиантность с понятиями нормы и социализации. Так, согласно Л.И. Божович, процесс социализации невозможно рассматривать только как усвоение социально одобряемых образцов поведения, которые могут быть и продуктом негативного опыта, представляя собой устаревшие традиции и принципы, в связи с чем девиантное поведение может выступать результатом усвоения негативного опыта в ходе социализации [7].
И.Д. Павленок девиантное поведение классифицирует на поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (психопатии, акцентуации характера) и поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм и проявляющееся в формах социальной патологии (наркомании, алкоголизме и т.д.). С.А. Беличевой подразделяет социальные отклонения на типы: по корыстной направленности, агрессивной и социально-пассивной, а девиантное поведение трактуется с позиций асоциальности, проявлениями которой служат негативизм, конфликтность, агрессивность [5]. Е.В. Змановская, определяя в качестве критерия вид нарушаемой нормы, выделяет три группы девиантного поведения: асоциальное (делинквентное) — хулиганство, вандализм, грабежи; асоциальное (аморальное) — агрессивное, сексуальные девиации; и аутоагрессивное (саморазрушительное) [12].
Разнообразие подходов к исследованию феномена девиантного поведения позволяет выделить формы асоциального поведения. Так, А.И. Ложкиным в качестве оснований для типологизации асоциальных явлений взяты такие как, направленность асоциального поведения, варианты взаимодействия с реальностью, характер направленности поведения, характер психологической мотивации, отношение к правовым нормам, тип нарушаемой нормы, степень общественной опасности [19].
С.А. Беличевой поведение дифференцируется в соответствии со степенью социальной опасности: социально-одобряемое, социально-нейтральное — просоциальное, асоциальное- антисоциальное [5].
Склонность к девиантному поведению определяется, исходя из дефектов мотивационно-волевой сферы, правового и нравственного сознания, особенностей характера, низкого уровня интеллектуального развития, незавершенности личностного развития, негативного воздействия неблагополучной семьи, неправильного воспитания, и т.д.
Среди групп факторов, обусловливающих склонность к девиантному поведению, можно выделить следующие: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки.
В соответствии с исследованиями Н.В. Разживиной, склонность к девиантному поведению выступает следствием сформированной на предшествующих этапах возрастного развития социально неодобряемой личностной диспозиции, которая проявляется в форме осознанной готовности подростка к определенным противоправным оценкам ситуации и определенному поведению асоциального характера. Это следствие сложившейся диспозиции, представляющей собой совокупность несформированных ценностных ориентаций и результат взаимодействия внутренне обусловленных (мотивация, потребности, установки, которые формируют готовность к нарушению социально-принятых норм) и внешне

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы