Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Патронат как форма семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и особенности патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Патронат как социальный и правовой институты: общая характеристика 7
1.2. История развития патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.3. Сравнение патронатной семьи с другими формами воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
2. Проблемы и перспективы развития института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Курган 23
2.1. Организационно-правовые проблемы функционирования института патроната в г. Курган 23
2.2. Социально-педагогические проблемы семейного воспитания в патронатной семье г. Кургана и возможные пути их решения 31
2.3. Основные направления совершенствования договорного порядка о передаче ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в патронатную семью 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения 53
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о правах ребенка 1 и ст. 54 Семейного кодекса РФ 3 имеет право на воспитание в семье.
Семья, вне независимости от того, кровная она или приемная, – это не только ячейка общества, но и необходимая среда для полноценной жизни, воспитания и становления ребенка как личности, его последующей социализации и адаптации в обществе. В России 29,5 миллиона детей, свыше 449 тысяч из которых – сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей 33. По данным Министерства просвещения РФ, на 1 сентября 2018 года в банке данных детей-сирот состоят 47,8 тысяч человек. Это самый низкий показатель детей, оставшихся без опеки родителей, за всю новую историю России. Еще в 2013 году таких детей было 68,8 тысяч, в 2008 году — 115,6 тысяч. Сегодня число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех детей, кого отправляют в детские дома. Также в стране насчитывается около 180 тысяч приемных, патронатных родителей и усыновителей 51.
В 2018 году в Зауралье выявлено 428 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2017 году – 478). Органами опеки было отобрано 67 детей из 27 семей при непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних. Отобрание ребенка – крайняя мера, ее можно избежать, если вовремя выявлять социально неблагополучные семьи и своевременно оказывать им помощь. 90, 8 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году были охвачены разными формами семейного устройства. За 2018 год в приемные семьи, под опеку, на попечение усыновителей были устроены 607 детей. В Курганской области организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году находился 431 ребенок. Каждый четвертый из этого числа – инвалид, каждый пятый – обучается в интернате для умственно отсталых детей, 38 детей – сиблинги (родные братья и сестры) из многодетных семей. 77% несовершеннолетних, не устроенных в семьи – подростки от 12 лет 19.
Патронатная семья играет важную роль в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, это выражается в том, что она обеспечивает условия социализации ребенка, а также дает ему необходимую поддержку и защиту. При этом процесс вхождения воспитанника в патронатную семью, как правило, характеризуется сложностью и противоречивостью, как для самого ребенка, так и для патронатных воспитателей. На сегодняшний день существуют проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в патронатных семьях в виду отсутствия способности адаптации в семье. При этом патронатная семья сама нуждается в помощи, что объясняется многочисленными трудностями, связанными с принятием ребенка-сироты в семью. В этой связи, особенности функционирования и развития института патронатной семьи требуют осмысления и изучения.
Проблемы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в патронатных семьях нашли отражение в трудах Е.К. Анциферовой, А.П. Багировой, И.А. Бобылевой, Ф.Б. Бурхановой, В.Ю. Дементьевой, Т.Н. Дорошенко, М.А. Ешева, Т.В. Красновой, Н.А. Матвеевой, Б.С. Павлова, Г.Ф. Резяповой, Т.Е. Рыбиной, М.Л. Спириной, Е.А. Шевелевой и др. ученых и практиков.
Исходя из важности проблемы, были поставлена следующая цель: выявить особенности, проблемы и перспективы развития института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Курган.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
— дать общую характеристику патронату как социальному и правовому институтам;
— изучить историю развития патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— провести сравнительный анализ патронатной семьи с другими формами воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— выявить организационно-правовые проблемы функционирования института патроната в г. Курган;
— выявить социально-педагогические проблемы семейного воспитания в патронатной семье г. Кургана и предложить возможные пути их решения;
— определить основные направления совершенствования договорного порядка о передаче ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в патронатную семью.
Объектом данного исследования является патронат как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом исследования являются особенности, проблемы и перспективы развития института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Курган.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование института патронатной семьи, результатов социологических и психологических исследований, анкетирование, экспертный опрос, моделирование.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский детский дом», г. Курган, пр. Конституции, д. 44.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержащих пояснительный и иллюстративный материал.
В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы функционирования патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вторая глава содержит исследование особенностей, проблем и перспектив развития института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Курган.
Заключение:
По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Под патронатной семьей понимать временную форму устройства детей, лишенных родительского попечения, выполняющую функции профессионального сопровождения по воспитанию, развитию и содержанию подопечного.
Патронатное воспитание в Российской Федерации является аналогом широко применяемой в Западной Европе и США формы помещения детей в фостеровские семьи, куда их передают на определенное время с целью решения конкретной проблемы биологической семьи. Согласно российскому законодательству, это форма, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства.
В настоящее время актуальные нормы и принципы пребывания ребенка в семье, замещающей биологических родителей, отражены не только существующей социально-педагогической практикой, но и зафиксированы юридически. Основным различием между этими видами семей является наличие профессиональной подготовки, которая необходима членам семьи для взаимодействия с детьми-сиротами. При помещении детей-си-рот в патронатную семью, заключение договора о сроках и условиях содержания ребенка является обязательным. При этом важным моментом такого договора становится требование прохождения специальных педагогических курсов для тех, кто желает стать патронатными родителями. Следовательно, социальная работа по устройству детей-сирот в патронатную семью требует целенаправленной организованной деятельности по подготовке принимающих воспитателей.
Патронатная семья создается на основе трехстороннего договора (органы опеки, учреждение, организующее патронат, патронатный воспитатель); в нее передаются дети из кровной семьи на короткий срок и дети-сироты, дети, лишенные родительского попечения, из учреждений для детей данной категории – на длительный срок; деятельность по воспитанию ребенка (детей) является трудовой; для патронатного воспитателя устанавливаются ограничения на наличие другой, кроме патронатного воспитателя, занятости; деятельность осуществляется за заработную плату; время работы патронатным воспитателем засчитывается в трудовой стаж, предусматривается ежегодный отпуск; со вторым замещающим родителем (при его наличии) заключается трудовой договор; за воспитание и заботу о патронатном ребенке (детях) второй родитель получает меры поддержки; оба патронатных родителя проходят предварительную, до взятия ребенка в семью, подготовку и обучение, а затем периодически – повышение квалификации.
Целесообразна разработка и принятие специального Федерального закона «О профессиональной замещающей семье». При этом за основу могут быть взяты законы субъектов РФ, как лучшим образом отражающие специфику патронатного воспитания, патронатной семьи, например, Курганской области. В случае принятия федерального закона о профессиональной семье необходимо установить ее формы – приемную и патронатную семью, регламентировав эти формы таким образом, чтобы они имели различия и были направлены на решение разных задач устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам проведенного исследования нами разработана структурно-функциональная модель социально-педагогического сопровождения адаптации ребенка в патронатной семье и алгоритм социально-психолого-педагогического сопровождения патронатной семьи, что позволит достичь основную цель патроната – работа не с последствиями, а с причинами сиротства.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и особенности патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Патронат как социальный и правовой институты: общая характеристика
Во многих государствах существует проблема сиротства, которая непосредственно связана с социально-экономическим уровнем развития страны, а также уровнем социального воспитания общества в целом. Причиной возникновения сиротства могут служить: низкое благосостояние семьи; зависимость родителей от алкоголя, наркотиков; внезапная смерть родителей и невозможность передачи ребенка (детей) под опеку или попечительство (на воспитание) других родственников. Отсутствие семей приводит, в большинстве случаев, к невозможности определения своей социальной роли, к обособлению от общества, а отсутствие ценностей, обычно закладываемых в семьях, не позволяет построить свою ячейку общества – новую полную семью. Государство прилагает массу усилий, направленных на обеспечение достойного существования обездоленных детей. Одной из основных задач является создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И реализация данных задач представляется возможной благодаря нахождению наиболее эффективных форм семейного устройства, которые могли бы заменить ребенку кровную семью, подготовили их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказывали им психологическую, материальную, медицинскую и педагогическую помощь. Семейное воспитание является важным элементом становления личности в будущем 24, С. 19, 21.
На сегодняшний день, патронат – самая гибкая форма устройства детей-сирот, в силу того, что ребенку оказывается необходимая в кризисных условиях социальная и материальная помощь для улучшения климата в кровной семье. Патронатную семью можно определить, как форму воспитания и оказания необходимой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемая в целях профилактики семейного неблагополучия с последующим возвращением ребенка к кровным родителям. Также, патронатное воспитание можно рассмотреть на примере оказания со стороны уполномоченного лица или организации необходимой помощи ребенку, чья семья находится в трудной жизненной ситуации 16. С. 252. Утрата семьи и родителей, не означает, что дети утрачивают право жить и воспитываться в семье. Поэтому органы опеки и попечительства принимают меры по устройству детей в семью 49, С. 309.
Патронатное воспитание характеризуется следующим: законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Законодательно на федеральном уровне данное понятие не закрепляется 57, С. 128.
Возможность напрямую законодательно закрепить устройство детей-сирот на воспитание в патронатные семьи предоставляется субъектам федерации. Статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «…иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации» 3.
В действующем Семейном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» 4 договор о патронатной семье фактически приравнен к такой форме устройства как опека и попечительство. С точки зрения российских цивилистов сформировалась позиция, что патронат тождественен временному устройству детей в семьи граждан, регулируемых семейным законодательством. Так, под патронатной семьей следует понимать форму временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью профессиональных воспитателей без наделения их статусом законных представителей с целью обеспечения условий их воспитания и гармоничного развития 44, С. 154.
С точки зрения ученых-социологов, патронатное воспитание рассматривается как один из способов устранения феномена отчуждения в детском возраста, обладающий такими преимуществами как возможность устройства в семью разных категорий воспитанников учреждений интернатного типа (разного возраста, правового статуса, состояния здоровья) и на разные временные периоды (краткосрочный, долгосрочный), с возможностью возвращения в кровную семью (в случае ее реабилитации).
Российские цивилисты, в свою очередь, анализируя нормы гражданского и семейного законодательства, пришли к выводу о необходимости при передаче ребенка на патронатное воспитание заключать трехсторонний договор между органами опеки и попечительства, сопровождающей организацией и патронатным воспитателем.
В действующем Семейном кодексе РФ 3 и в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об органах опеки и попечительства» 4 отсутствует понятие «патронат» и «патронатное воспитание», а содержащиеся в ряде законодательных актов разъяснения разнятся между собой. Если рассматривать патронат как профессиональную замещающую семью, то на сегодняшний день возникла необходимость единого законодательного определения данного понятия, а также однозначного установления и порядка регулирования правоотношений по патронатному воспитанию. Патронат в России это предоставление возможности быть частью иной – не биологической семьи и права получить семейное воспитание, являющееся приоритетным в соответствии с семейным законодательством Российского государства. Рассматривая правовые аспекты данного явления, следует отметить основание передачи ребенка в такую семью. Это договор, включающий трудовые обязанности воспитателя. Ключевая особенность природы договора: возможность возврата ребенка в кровную семью или передачи для усыновления. Закрепляется запрет содержания более 3 детей в одной такой семье или детей старше 16 лет 28, С. 30-33.
В нашем государстве патронатное воспитание в существующем сегодня виде является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи (англ. fostercare). К основным целям фостеровской семьи можно отнести реализацию преимущественного права жить и воспитываться в семье. Такая форма устройства детей за рубежом на сегодняшний день является наиболее востребованной. Охарактеризовать фостерскую семью можно как семью временную, замещающую, куда помещается ребенок, находящийся на попечении местных органов власти. Фостерная семья в европейских странах рассматривается как форма временного устройства ребенка на период активного социального вмешательства в биологическую семью. Это достигается благодаря сохранению контактов ребенка с его кровными (биологическими) родителями [41, С. 140].
Касательно европейского законодательства необходимо упомянуть Закон о детях Великобритании 1991г., где содержится понятие «родительской ответственности»: все права, обязанности, моральные обязательства, функции, ответственность и полномочия родителей ребенка при общении с ним и обращении с его имуществом, закрепленные законодательно. Тождественными обязанностями наделены и фостерские родители. Законом регулируются критерии для подобного воспитания. Например, оценка и утверждение фостерских родителей, их участие в специальном тренинге, предоставление им необходимой информации о ребенке, а также, включает особую систему контроля за надлежащим выполнением воспитательных функций и иные условия. Подобные требования целесообразно установить и отечественном законодательстве 31, С. 211.
Французское законодательство закрепляет сходный принцип: приоритет сохранения кровной семьи ребенка. Однако прибегнуть к «услугам» фостерской семьи можно только в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) родительских обязанностей кровными родителями ребенка. Главной задачей социальных служб помощи кризисным семьям во многих странах Европы и в США является воссоединение кровной семьи, поэтому ими оказывается широкий спектр услуг по психологической помощи детям и социальной поддержке семьям. Этому способствует закрепленное в законе положение о праве ребенка на возвращение в биологическую семью. Документы каждого ребенка, переданного в замещающую семью или приют, регулярно пересматриваются с тем, чтобы по возможности вернуть его биологическим родителям, но только в том случае, если условия проживания в ней будут признаны приемлемыми и безопасными. Анализ фостерного воспитания в европейских странах показывает, что система фостерного воспитания направлена прежде всего на уменьшение социальной отчужденности ребенка и его реабилитацию. Но наряду с указанными целями и задачами фостерного воспитания стран Западной Европы, одним из авторитетных направлений деятельности государств является предотвращение сиротства, осуществляемой прежде всего выявлением кризисных семей, временным помещением детей в замещающую семью для исправления ситуации в кровной семье, а при невозможности – усыновление (удочерение) ребенка либо передача его под опеку или попечительство 40.
Таким образом, в устройстве детей-сирот России и западноевропейских стран существуют как сходства, так и различия. Общей чертой является временный характер отношений между патронатными воспитателями и детьми, а также возможность детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываться в семье. Основным отличием же служит векторы развития дальнейшей судьбы детей: конечным результатом в западных странах является, как правило, возвращение в семью, в России же это предоставление возможности быть частью иной – не биологической семьи и права получить семейное воспитание, являющееся приоритетным в соответствии с семейным законодательством Российского государства. Как патронат в России, так и фостерские семьи в Европе и Америке имеют преимущества перед «несемейными» формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду направленности на уменьшение социальной отчужденности детей, предотвращение сиротства, улучшение внутрисемейных отношений 40.
Таким образом, патронатную семью предлагается определять как форму воспитания и оказания необходимой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемую в целях профилактики семейного неблагополучия с последующим возвращением ребенка к кровным родителям. Патронатное воспитание – это форма воспитания, при которой ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в семье патронатного воспитателя.